Технологическая карта занятия «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

2
1
Материал опубликован 29 November 2016 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Экологические основы природопользования»

на тему «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»

Преподавтель:

Бабикова Наталья Александровна

2016 г.


 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Предмет: «Экологические основы природопользования».

Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Вид занятия: комбинированное.

Форма проведения: Урок-практикум (Работа в микрогруппах).

Цель занятия: формирование и развитие компетенций:

ОК 1. Владеть культурой мышления, воспринимать и обобщать информацию.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

ОК 5. Логически верно выстраивать устную и письменную речь.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ПК 1.4 Обрабатывать информацию в области экологии, рационального использования вод.

Учебная:

1. Закрепление и контроль знаний и практических навыков по разделу «Особенности взаимодействия общества и природы».

Развивающая:

Приобретение умений и навыков в анализе конкретной ситуации и выработке решения поставленной задачи;

Развитие памяти, логического мышления, речи, умения применять знания на практике;

Развитие интегрированного подхода к изучению учебной дисциплины;

Формирование умения работать в коллективе, брать на себя ответственность в определенной ситуации

Воспитательная:

Воспитание толерантности и культуры поведения.

Развитие профессионализма.

Методическая:

Активизация процесса познания через индивидуальную и коллективную деятельность.

Закрепление полученных знаний и умений через выполнение практических заданий.

Межпредметные связи:

Экология, Биология, География, Химия.

Обеспечение занятия:

Ноутбук, монитор;

раздаточный материал (карточки-задания, бланки документов, бланки учета результатов);

электронный методический комплекс;

презентация и видеоролик к уроку;

методические рекомендации по выполнению практических и самостоятельных работ.

Литература:

а) основная:

1. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования / М. В. Гальперин. – М.: ЭБС, Знаниум, 2013. - 250 с

2. Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник для студ. Высш. учеб. завед.- 5-е изд., стер. - М.: Издат. Центр «Академия», 2013.- 304 с.

3. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В.Ф Протасов. – М.: Альфа-М : ИНФА-М, 2013. – 305 с.: ил. – (ПРОФИль).

б) дополнительная

1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Барлакова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. Перераб. и доп. , М.: Издательский дом «Дашков и К», 2010-320с.

2. Константинов В. М. Экологические основы природопользования / В. М. Константинов, Б. Б. Челидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

3. Протасов В.Ф «Экологические основы природопользования». Учебное пособие. Изд-во «Инфа-М», 2013-304 с.

Порядок проведения урока

Этапы

Время

Действия

Преподаватель

Студенты

Эксперт

1

2

3

4

5

1. Организационный момент

09.55-10.00

5 мин.

Кратко даёт информацию о проведении урока. Постановка целей урока, задач. Делит на микрогруппы (4). Назначает эксперта.

Сидят, слушают, формулируют цели занятия.

Сидит, слушает, форму-лирует цели занятия.

2. Актуализация знаний, проверка знаний терминологии

10.00-10.10

10 мин.

Задает вопросы по пройденной теме.

Слушают, отвечают устно.

Слушает, отвечает.

3. Изучение нового материала

10.10-10.40

30 мин.

Рассказывает новый материал, задает вопросы, заполняет таблицу на доске.

Слушают, отвечают, заполняют таблицу.

Слушают, отвечают, за-полняют таблицу.

Физкульпауза

10.40-10.45

5мин

Организует зарядку.

Делают упражнения

Делают упражнения

4. Подготовка групп. Работа с карточками - заданиями.

10.45-10.55

10мин.

Объясняет. Раздает карточки-задания. Наблюдает за ходом работы.

Обсуждают, записывают ответ, выбирают отвечающего.

Слушает, работает в составе группы, координирует деятельность участников микрогруппы. Заполняет бланк по оцениванию.

5. Выступление групп.

10.55-11.15

20мин.

Слушает, задает вопросы.

Отвечаю слушают ответы других групп, дополняют.

Оценивает участников своей микрогруппы.

6. Рефлексия

Вывод по пройденной теме

11.15-11.20

5 мин.

Задает вопросы и проговаривает вывод по теме.

Слушают, отвечают на вопросы.

Подводят итоги

по работе каждого участника своей группы.

Сдает оценочные листы преподавателю.

7. Подводим итог. Д/з.

11.20-11.25

5 мин.

Подводит итоги работы на уроке, принимает решение об оценке каждого студента, анализируя результаты работы микрогрупп с учётом мнения экспертов. Итоговая оценка за урок выставляется как средне-арифметическое индивидуальной и групповой оценок. Записывает д/з на доске.

Слушают, высказывают мнение, записывают д/з.

Слушают, высказывают мнение, записывают д/з.

Мотивация: применение методики “Работа в микрогруппе” для проведения уроков позволяет привить студентам не только навыки самостоятельной работы, но и способствует лучшему усвоению учебного материала. Также это способствует их адаптации в современных условиях жизни и работы, т.к. некоторые элементы работы моделируют практическую ситуацию. За время урока имеют возможность выразить свое мнение.

При выполнении работы студент должен:

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в учебном материале.

ЗНАТЬ учебный материал, предложенный к изучению.

УМЕТЬ применять полученные знания.

ИМЕТЬ навыки самостоятельной работы:

накопление информации;

обработка и анализ информации;

формулирование текстового документа;

объективно оценивать работу свою и товарищей.

Заключительная часть занятия: подведение итогов занятия и выставление оценок за урок

Задание на урок

Поделиться на 4 группы (д/з)

Сделать общий вывод по за ранее выданному д/з.

Работа микрогруппы по принятию общего решения, оформление результатов.

Выполнить дополнительное задание на карточке

5. Подведение итогов.

Домашнее задание

Составить конспект на тему «Методы очистки сточных вод»

Оценочный лист участника

 

ФИО

Наличие домашнего задания

+ -

Соответствие заданию преподавателя

Предложения и ответы по заданию № 2

Дополнения

Итого

( Оценки выставляются совместным решение микрогруппы)

           
           
           
           
           
           
           
           

Оценочный лист участника

 

ФИО

Наличие домашнего задания

+ -

Соответствие заданию преподавателя

Предложения и ответы по заданию № 2

Дополнения

Итого

( Оценки выставляются совместным решение микрогруппы)

           
           
           
           
           
           
           
           

Предварительное домашнее задание.

Тема: Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Оценка качества питьевой воды. 

Оценивать качество питьевой воды необходимо везде – дома, в школе, на даче, в походе и путешествиях. Это помогает предотвратить многие неприятности в жизни, связанные с желудочно-кишечными заболеваниями и инфекционными болезнями. Качество воды можно очень быстро определить по ее физико-химическим свойствам. Пригодная для питья вода прозрачна, прохладна, без запаха и вкуса. В тонком слое бесцветна, а в толстом слое имеет голубую окраску, не содержит вредных примесей.

Определение прозрачности воды.

Для оценки прозрачности используйте следующие характеристики:

Прозрачная вода;

Слабо «опалесцирующая» вода (от слова «опал» - молочно-белый минерал с радужным оттенком, здесь имеется в виду именно этот отлив);

Слабо мутная;

Мутная;

Очень мутная.

Определение цвета воды

Налейте около 100 мл (1/2) стакана испытуемой воды и определите окраску воды, просматривая ее на белом фоне. Вода может быть бурой, светло-коричневой, желтой, светло-желтой, зеленоватой, бесцветной.

Определение вкуса питьевой воды.

Вкус определяют при температуре 20 о С. Воду набирают в рот маленькими порциями, не проглатывают. Сила вкуса и привкуса выражается в баллах:

0 баллов – отсутствие привкуса;

1 балл – очень слабый; 2 балла – слабый;

3 балла – заметный; 4 балла – отчетливый;

5 баллов – очень сильный.

Вкус различают соленый, горький, кислый, сладкий; привкус: щелочной, железистый, хлорный, вяжущий и пр. Сила привкуса при температуре 20 о С недолжна превышать 2 балла.

 Проведя исследования питьевой воды дома, сделайте вывод о качестве используемой вами питьевой воды.

Предложите рекомендации по улучшению питьевого водоснабжения вашей семьи.

Карточки-задания.

Задание №1 для всех четырех групп.

По заранее выданному д/з: Проведя исследования питьевой воды дома, сделайте вывод о качестве используемой вами питьевой воды. Предложите рекомендации по улучшению питьевого водоснабжения вашей семьи. (отвечает один участник группы).

Задание №2 группа 1.

И сто лет назад взаимодействие человека с природой не было бесконфликтным. Вот вам экологическая сказка. В некотором царстве, в некотором государстве на одной небольшой реке жили-были мельник, купец-караванщик, торгующий добром, лоцман-корабельщик, суда по реке проводящий, помещик, на землях которого крестьяне урожаи собирали да скотину выпасали. И, жили они поживали, между собой дружили. Но вот в одно особенно жаркое лето решил мельник побольше воды собрать в мельничном пруде и перекрыл плотину наглухо. Тут-то и началось. Рассорились старые знакомые, стали судиться-рядиться меж собою да тяжбы затевать. Помещик кричал, что без урожая останется, купец недоволен был убытками, лоцман с монетой к мельнику приходил, пощады просил. Что же произошло, и почему рассорились старые добрые знакомые?

Задание № 2 группа 2.

Простейшим способом решения проблемы питьевой воды на селе всегда был обыкновенный колодец (вода из рек чаще шла на хозяйственные нужды). Использовались колодцы двух конструкций: «журавль» и «колодец с барабаном», когда ведро опускалось на цепи или веревке, разматываясь с деревянного кругляка. Почему крестьяне предпочитали колодезную воду, и от чего зависело применение той или иной конструкции колодца (рис. 1)?

Рис.1

Задание № 2 группа 3.

Жители городов уже не удивляются в наше время, если городские власти закрывают на время очередной пляж, потому что найдена «кишечная палочка». Особенно расстраиваются маленькие дети, которые не видят никаких палочек в воде и не понимают, почему же теперь нельзя барахтаться и получать удовольствие от купания в жаркий день. Что такое «палочка», почему она называется кишечной (ведь находят ее в воде реки или озера!), отчего столь строги и категоричны запреты?

Задание № 2 группа 4.

Приведите доказательства того, что вода самое распространенное вещество на Земле.

Комментарии

Спасибо за материал!

29 December 2016