Технологическая карта занятия «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧИТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
на тему «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»
Преподавтель:
Бабикова Наталья Александровна
2016 г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Предмет: «Экологические основы природопользования».
Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
Вид занятия: комбинированное.
Форма проведения: Урок-практикум (Работа в микрогруппах).
Цель занятия: формирование и развитие компетенций:
ОК 1. Владеть культурой мышления, воспринимать и обобщать информацию.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
ОК 5. Логически верно выстраивать устную и письменную речь.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 1.4 Обрабатывать информацию в области экологии, рационального использования вод.
Учебная:
1. Закрепление и контроль знаний и практических навыков по разделу «Особенности взаимодействия общества и природы».
Развивающая:
Приобретение умений и навыков в анализе конкретной ситуации и выработке решения поставленной задачи;
Развитие памяти, логического мышления, речи, умения применять знания на практике;
Развитие интегрированного подхода к изучению учебной дисциплины;
Формирование умения работать в коллективе, брать на себя ответственность в определенной ситуации
Воспитательная:
Воспитание толерантности и культуры поведения.
Развитие профессионализма.
Методическая:
Активизация процесса познания через индивидуальную и коллективную деятельность.
Закрепление полученных знаний и умений через выполнение практических заданий.
Межпредметные связи:
Экология, Биология, География, Химия.
Обеспечение занятия:
Ноутбук, монитор;
раздаточный материал (карточки-задания, бланки документов, бланки учета результатов);
электронный методический комплекс;
презентация и видеоролик к уроку;
методические рекомендации по выполнению практических и самостоятельных работ.
Литература:
а) основная:
1. Гальперин М. В. Экологические основы природопользования / М. В. Гальперин. – М.: ЭБС, Знаниум, 2013. - 250 с
2. Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник для студ. Высш. учеб. завед.- 5-е изд., стер. - М.: Издат. Центр «Академия», 2013.- 304 с.
3. Протасов В.Ф. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В.Ф Протасов. – М.: Альфа-М : ИНФА-М, 2013. – 305 с.: ил. – (ПРОФИль).
б) дополнительная
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Барлакова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. Перераб. и доп. , М.: Издательский дом «Дашков и К», 2010-320с.
2. Константинов В. М. Экологические основы природопользования / В. М. Константинов, Б. Б. Челидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
3. Протасов В.Ф «Экологические основы природопользования». Учебное пособие. Изд-во «Инфа-М», 2013-304 с.
Порядок проведения урока
Этапы |
Время |
Действия |
||||
Преподаватель |
Студенты |
Эксперт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1. Организационный момент |
09.55-10.00 5 мин. |
Кратко даёт информацию о проведении урока. Постановка целей урока, задач. Делит на микрогруппы (4). Назначает эксперта. |
Сидят, слушают, формулируют цели занятия. |
Сидит, слушает, форму-лирует цели занятия. |
||
2. Актуализация знаний, проверка знаний терминологии |
10.00-10.10 10 мин. |
Задает вопросы по пройденной теме. |
Слушают, отвечают устно. |
Слушает, отвечает. |
||
3. Изучение нового материала |
10.10-10.40 30 мин. |
Рассказывает новый материал, задает вопросы, заполняет таблицу на доске. |
Слушают, отвечают, заполняют таблицу. |
Слушают, отвечают, за-полняют таблицу. |
||
Физкульпауза |
10.40-10.45 5мин |
Организует зарядку. |
Делают упражнения |
Делают упражнения |
||
4. Подготовка групп. Работа с карточками - заданиями. |
10.45-10.55 10мин. |
Объясняет. Раздает карточки-задания. Наблюдает за ходом работы. |
Обсуждают, записывают ответ, выбирают отвечающего. |
Слушает, работает в составе группы, координирует деятельность участников микрогруппы. Заполняет бланк по оцениванию. |
||
5. Выступление групп. |
10.55-11.15 20мин. |
Слушает, задает вопросы. |
Отвечаю слушают ответы других групп, дополняют. |
Оценивает участников своей микрогруппы. |
||
6. Рефлексия Вывод по пройденной теме |
11.15-11.20 5 мин. |
Задает вопросы и проговаривает вывод по теме. |
Слушают, отвечают на вопросы. |
Подводят итоги по работе каждого участника своей группы. Сдает оценочные листы преподавателю. |
||
7. Подводим итог. Д/з. |
11.20-11.25 5 мин. |
Подводит итоги работы на уроке, принимает решение об оценке каждого студента, анализируя результаты работы микрогрупп с учётом мнения экспертов. Итоговая оценка за урок выставляется как средне-арифметическое индивидуальной и групповой оценок. Записывает д/з на доске. |
Слушают, высказывают мнение, записывают д/з. |
Слушают, высказывают мнение, записывают д/з. |
Мотивация: применение методики “Работа в микрогруппе” для проведения уроков позволяет привить студентам не только навыки самостоятельной работы, но и способствует лучшему усвоению учебного материала. Также это способствует их адаптации в современных условиях жизни и работы, т.к. некоторые элементы работы моделируют практическую ситуацию. За время урока имеют возможность выразить свое мнение.
При выполнении работы студент должен:
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в учебном материале.
ЗНАТЬ учебный материал, предложенный к изучению.
УМЕТЬ применять полученные знания.
ИМЕТЬ навыки самостоятельной работы:
накопление информации;
обработка и анализ информации;
формулирование текстового документа;
объективно оценивать работу свою и товарищей.
Заключительная часть занятия: подведение итогов занятия и выставление оценок за урок
Задание на урокПоделиться на 4 группы (д/з)
Сделать общий вывод по за ранее выданному д/з.
Работа микрогруппы по принятию общего решения, оформление результатов.
Выполнить дополнительное задание на карточке
5. Подведение итогов.
Домашнее заданиеСоставить конспект на тему «Методы очистки сточных вод»
Оценочный лист участника
ФИО |
Наличие домашнего задания + - |
Соответствие заданию преподавателя |
Предложения и ответы по заданию № 2 |
Дополнения |
Итого ( Оценки выставляются совместным решение микрогруппы) |
Оценочный лист участника
ФИО |
Наличие домашнего задания + - |
Соответствие заданию преподавателя |
Предложения и ответы по заданию № 2 |
Дополнения |
Итого ( Оценки выставляются совместным решение микрогруппы) |
Предварительное домашнее задание.
Тема: Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Оценка качества питьевой воды.
Оценивать качество питьевой воды необходимо везде – дома, в школе, на даче, в походе и путешествиях. Это помогает предотвратить многие неприятности в жизни, связанные с желудочно-кишечными заболеваниями и инфекционными болезнями. Качество воды можно очень быстро определить по ее физико-химическим свойствам. Пригодная для питья вода прозрачна, прохладна, без запаха и вкуса. В тонком слое бесцветна, а в толстом слое имеет голубую окраску, не содержит вредных примесей.
Определение прозрачности воды.
Для оценки прозрачности используйте следующие характеристики:
Прозрачная вода;
Слабо «опалесцирующая» вода (от слова «опал» - молочно-белый минерал с радужным оттенком, здесь имеется в виду именно этот отлив);
Слабо мутная;
Мутная;
Очень мутная.
Определение цвета воды
Налейте около 100 мл (1/2) стакана испытуемой воды и определите окраску воды, просматривая ее на белом фоне. Вода может быть бурой, светло-коричневой, желтой, светло-желтой, зеленоватой, бесцветной.
Определение вкуса питьевой воды.
Вкус определяют при температуре 20 о С. Воду набирают в рот маленькими порциями, не проглатывают. Сила вкуса и привкуса выражается в баллах:
0 баллов – отсутствие привкуса;
1 балл – очень слабый; 2 балла – слабый;
3 балла – заметный; 4 балла – отчетливый;
5 баллов – очень сильный.
Вкус различают соленый, горький, кислый, сладкий; привкус: щелочной, железистый, хлорный, вяжущий и пр. Сила привкуса при температуре 20 о С недолжна превышать 2 балла.
Проведя исследования питьевой воды дома, сделайте вывод о качестве используемой вами питьевой воды.
Предложите рекомендации по улучшению питьевого водоснабжения вашей семьи.
Карточки-задания.
Задание №1 для всех четырех групп.
По заранее выданному д/з: Проведя исследования питьевой воды дома, сделайте вывод о качестве используемой вами питьевой воды. Предложите рекомендации по улучшению питьевого водоснабжения вашей семьи. (отвечает один участник группы).
Задание №2 группа 1.
И сто лет назад взаимодействие человека с природой не было бесконфликтным. Вот вам экологическая сказка. В некотором царстве, в некотором государстве на одной небольшой реке жили-были мельник, купец-караванщик, торгующий добром, лоцман-корабельщик, суда по реке проводящий, помещик, на землях которого крестьяне урожаи собирали да скотину выпасали. И, жили они поживали, между собой дружили. Но вот в одно особенно жаркое лето решил мельник побольше воды собрать в мельничном пруде и перекрыл плотину наглухо. Тут-то и началось. Рассорились старые знакомые, стали судиться-рядиться меж собою да тяжбы затевать. Помещик кричал, что без урожая останется, купец недоволен был убытками, лоцман с монетой к мельнику приходил, пощады просил. Что же произошло, и почему рассорились старые добрые знакомые?
Задание № 2 группа 2.
Простейшим способом решения проблемы питьевой воды на селе всегда был обыкновенный колодец (вода из рек чаще шла на хозяйственные нужды). Использовались колодцы двух конструкций: «журавль» и «колодец с барабаном», когда ведро опускалось на цепи или веревке, разматываясь с деревянного кругляка. Почему крестьяне предпочитали колодезную воду, и от чего зависело применение той или иной конструкции колодца (рис. 1)?
Рис.1
Задание № 2 группа 3.
Жители городов уже не удивляются в наше время, если городские власти закрывают на время очередной пляж, потому что найдена «кишечная палочка». Особенно расстраиваются маленькие дети, которые не видят никаких палочек в воде и не понимают, почему же теперь нельзя барахтаться и получать удовольствие от купания в жаркий день. Что такое «палочка», почему она называется кишечной (ведь находят ее в воде реки или озера!), отчего столь строги и категоричны запреты?
Задание № 2 группа 4.
Приведите доказательства того, что вода самое распространенное вещество на Земле.
Надежда Алексеевна Паршукова