Методическая разработка «Права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности»
Тема: Права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности.
Цели: раскрыть содержание естественного права человека на жизнь, особенность его юридического закрепления в международно-правовых актах, показать приоритетное значение и ценность права человека на жизнь; показать, что право на имя и гражданство вместе с правом на жизнь являются базовыми. Развивать творческие способности уч-ся, внимание, память, мышление, речь. Воспитывать чувство собственного достоинства, любовь к окружающим.
Оборудование: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, рисунки детей, рисунки для работы – ромашка, кактус.
Ход занятия.
( на доске эпиграф, рисунки детей «Моё имя»)
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло:
она вместилище и блага, и зла, смотря по
тому, во что вы сами превратили её.
М. Монтень
I. Постановка цели.
Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь».
- О чем эта песня?
Эпиграфом нашего занятия будут следующие строки, которые проанализируем в конце занятия.
II. Сообщение темы и цели.
Мы начинаем изучать раздел «Гражданские права человека» и сегодня на занятии поговорим о правах детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности.
III. Проверка домашнего задания.
Кем дано человеку право на жизнь? (родителями)
В семье родился ребенок. Счастливы родители и родственники. Что должны сделать родители, после его рождения? (Им надо дать имя ребенку и зарегистрировать его.)
На прошлом занятии я вас просила выполнить дома следующую работу: узнать
Почему ваши родители выбрали это имя?
Нравится ли вам ваше имя?
Что означает ваше имя? (идет обсуждение)
- Следующее задание: нарисовать свое имя. Давайте посмотрим на доску, где расположены ваши рисунки.
- Следующий этап домашнего задания: Рубрика «Интересные факты». Пожалуйста, кто готов поведать нам о фактах?
IV. Изучение нового материала.
Задание 1. Представьте, что все люди без исключения зовутся одним именем - например, Сергей. Составьте список всех возможных последствий этого факта. (неразбериха, путаница)
- Итак, каждый человек индивидуален. Каждый из нас уникален. Мы отличаемся друг от друга цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, семьями, из которых происходим, национальностью, именами, языком. Но мы и схожи с другими людьми - строением и пропорциями тела, наличием разума, эмоций и речи.
Задание 2.Сейчас мы с вами выполним следующее задание – разделимся на 2 группы. Первая группа будет собирать ромашку, а вторая – кактус. На лепестках ромашки вы будете записывать (+) качества человека, а на кактусе – (-). (выполняют)
Мы видим, что у каждого человека есть и положительные и отрицательные качества.
Психологи рекомендуют свои страхи, негативные отрицательные явления уничтожать, что мы сейчас с вами и сделаем. А вот хорошие качества оставим. (сжигаем кактус)
Но, несмотря на это, каждый человек имеет статусы. Вот сейчас давайте заполним кластер «Кто я?»
Я
Беседа:
Зачем человеку дана жизнь?
Что остается от человека после смерти?
Что такое счастье и можно ли его достигнуть?
Является ли человек кузнецом своего счастья?
Есть ли единая цель у всего человечества?
Может ли кто-нибудь лишить права на жизнь?
В каких случаях это все же происходит?
- Государство должно делать все, чтобы продлить жизнь человека.
8) Какие меры должно принимать государство для того, чтобы обеспечить человеку благополучную жизнь и защищать людей от преступников.
Очень часто человек сам сокращает годы своей жизни, злоупотребляя алкоголем, наркотиками, не соблюдая правила дорожного движения. (Можно привести соответствующие статистические данные.)
- Волен ли человек сам распоряжаться своей жизнью?
Задание 3. Опишите хотя бы два случая нарушения права человека на жизнь, свидетелями которых вы являлись или знаете о них по телепередачам. Как общество может противостоять этим нарушениям прав человека?
- Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек может защищать свои права и свободы всеми законными способами. Государством разработана и закреплена в нормативных актах целая система гарантий прав человека, установлена ответственность (в том числе и уголовная) за их нарушение.
- К системе гарантий прав человека относят «Конституцию РФ», «Конвенцию о правах ребенка», «Всеобщую декларацию прав человека».
Как в древнегреческой философии, так и в различных мировых религиях можно найти принципы, лежащие в основе идеи прав человека. Однако только в XVIII веке сформировалась концепция прав человека в современном ее понимании: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться государством; соблюдение прав человека является необходимой предпосылкой достойного человеческого существования. Среди первых исторических документов, кодифицировавших права человека, необходимо отметить английские Великую хартию вольностей 1215 года и "Билль о правах" 1689 года. Эти документы гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах (например, угроза свободе вероисповедания), но не содержали всеобъемлющей концепции прав и свобод индивида. В то время свободы рассматривались как права, которыми индивиды или группы наделены в силу своего социального статуса или положения. В последующие столетия концепция свобод индивида отделилась от концепции его социального статуса и стала рассматриваться не как привилегия, но как право, присущее всем человеческим существам. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли испанские теологи и правоведы. Среди них необходимо отметить Франсиско де Виториа (1486—1546) и Варфоломея де лас Касаса (1474—1566), которые разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизуемых Испанией.
Век Просвещения стал свидетелем дальнейшего развития идеи прав человека. Идеи Гуго Гроция (1583—1645), "отца" современного международного права, Джона Локка (1632—1704), разработавшего всеобъемлющую концепцию естественного права, вызвал большой интерес в тогдашней Европе. Жан-Жак Руссо (1712—1778) выдвинул концепцию, согласно которой монарх (правитель) получает власть в результате "общественного договора" со своими подданными. Шарль Монтескье разработал концепцию разделения властей. Термин "права человека" впервые появился во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.
В дальнейшем положения Декларации независимости были приняты остальными американскими штатами, а также включены в "Билль о правах", дополнивший в 1791 году Конституцию США 1787 года Международная теория прав человека получила свое развитие и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Таким образом, классические права XVIII—XIX веков относились к свободе индивида. Однако уже в то время получила свое развитие идея о том, что граждане имеют право ожидать от своего государства улучшения условий жизни. В некоторых европейских конституциях XIX века содержались не только положения о классических правах человека, но и статьи, возлагавшие на государство ответственность в сфере занятости, социального обеспечения, общественного здравоохранения и образования. Социальные права были гарантированы в конституциях Мексики 1917 года, РСФСР 1918 года и Германии 1919 года.
Необходимость выработки международных стандартов в области прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать трудовое законодательство, которое подняло уровень оплаты и, следовательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промышленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющим законов о труде. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан. Бернская конвенция 1906 года о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав. Значительное количество конвенций в области труда было разработано Международной организацией труда, созданной в 1919 году. Таким образом, социальные права нашли свое отражение в международном праве значительно раньше классических прав. Преступления против человечности, совершенные во время Второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения о том, что обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Это послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля. За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 соглашений по правам человека.
Права человека в целом могут быть определены как права, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие существа. Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям. Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других. Права человека должны быть защищены законом (принцип верховенства закона). Кроме того, любые споры, связанные с нарушением прав человека, должны разбираться компетентным, беспристрастным и независимым судебным органом, процедуры которого являются равными для всех сторон и который принимает решения в соответствии с законом.
Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.
Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Восприняла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19—-25, 45—54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28—33 и 63 — политические, в статьях 34—37 — экономические, в статьях 38—43 — социальные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права. Существуют следующие общие принципы:
Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;
Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);
Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Задание 4. В Законе РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»: содержится ст. 48 - о запрете эвтаназии.
Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии, то есть удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
- Давайте обсудим следующие ситуации. Выскажите собственное мнение.
1. Девочка родилась с нарушениями функций головного мозга. По мнению врачей, невозможно было определить, насколько серьезны эти нарушения, и предсказать, что случится с ней в будущем. Вскоре у нее обнаружили непроходимость кишечника. Ее родителей попросили дать согласие на операцию. Если бы операция не была сделана в ближайшие три-четыре дня, девочка могла бы умереть.
Если бы вы были родителями этой девочки, какое решение приняли бы?
Повлияло ли на ваше решение то, что у нее поврежден мозг?
Девочка была вторым ребенком в семье. Ее родители решили, что лучше будет позволить ей умереть. Они отказались от операции, сказав: «Бог или природа дали ребенку возможность уйти».
- Что должны делать врачи?
(Они могли бы:
а) выполнить желание родителей;
б) сделать операцию без согласия родителей;
в) обратиться к закону и лишить родителей девочки родительских прав.)
- Представьте себе, что вы врачи. Какое решение вы примите?
Врач больницы сообщил в местные социальные службы о решении родителей. Социальные работники обратились в суд, прося взять больную под опеку суда; не родители, а суд решал бы судьбу ребенка.
- Если бы вы были судьей, что бы вы решили?
V. Закрепление.
Давайте вернемся к эпиграфу и обсудим его.
(если позволит время – обсуждение высказываний)
«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».
Жан де Лабрюйер
VI. Подведение итогов.
Жизнь человека коротка. В течение своей жизни он сталкивается со многими нарушениями прав человека: смертная казнь, эвтаназия, аборт, войны. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
VII. Задание на дом: составить кроссворд с ключевым словом «Конституция»