Пятиминутки краеведения

4
0
Материал опубликован 11 June

Пятиминутки краеведения

Тема патриотического воспитания является актуальной для нашей страны уже давно. Однако, отличительная черта воспитания патриотизма в современной России – акцент на региональные и местные особенности [2]. В последнее время активно говорят о том, что важно учитывать этнографические, историко-культурные и другие особенности региона в содержании и организации деятельности системы образования [3, 4].

Краеведческий подход может применяться в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования туристко‑краеведческой направленности, а также на уроках по разным учебным предметам.

Именно о последнем мне и хотелось бы поговорить подробнее.

Региональное содержание даёт возможность связать школьные «теоретические» знания с реальной «окружающей» действительностью. При реализации краеведческого компонента содержание разных учебных предметов становится нагляднее, происходит интеграция знаний, формирование метапредметных умений. У учеников возможно усиление интереса к городу, возрастание степени осознанности ими ценности городских объектов, традиций, а также патриотических чувств и представлений.

Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов [1]. Знание истории родного города, знакомство с героями разных эпох имеют чрезвычайно важное значение в воспитании юного петербуржца. Воспитательное воздействие культурного наследия родного города становится важнейшим фактором формирования патриотизма.

В младшем школьном возрасте работа по патриотическому воспитанию в основном направлена на знакомство с государственной символикой, краткой историй родного края, страны. Учебные дисциплины «Природоведение (Окружающий мир)» и «Основы религиозных культур и светской этики» позволяют воспитывать в детях отчизнолюбие, чувство принадлежности, причастности к своему краю, национально-культурную идентичность, желание изучать историю своей страны, что формирует осознанное патриотическое чувство.

Важно отметить, что уже в самих учебниках по различным дисциплинам содержится большой пласт материалов для воспитательной работы. Нужно находить время, возможность и желание использовать данный компонент в учебных занятиях. Например, на уроке русского языка можно провести словарный диктант из слов «Россия, товарищ, русский, коллектив, Отечество, победа, справедливость» и попросить составить предложение с одним из этих слов. Получилась словарная краеведческая пятиминутка.

Многие педагоги особенно в начальной школе начинают урок русского языка с чистописания или орфографической пятиминутки. Мы также можем использовать краеведческий материал. Например, прописать буквы «Э» в день основания Эрмитажа – 7 декабря, подчеркнуть орфограммы в коротком тексте по истории города.

Приведу еще один пример. На уроке русского языка в 4 классе по теме правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода мы с ребятами закрепляли знания, виртуально гуляя по ботаническому саду. Для ребят было приготовлено несколько заданий, одно из которых содержало следующее: «Имя прилагательное приглашает нас в один из своих любимых музеев. Чтобы угадать, куда мы отправимся, давайте посмотрим на словосочетания:

о цветущ.. дереве

многолетн.. растением

нежн… бутона

сух… листу

лесн.. кустом

Как определить падеж имени прилагательного?

Спишите словосочетания в столбик, указав род и падеж. Проверим по цепочке.»


Затем каждому учащемуся был дан текст. Ребятам нужно было в места пропусков подобрать подходящее имя прилагательное из слов для справок.

«… сад был основан Петром 1 на … острове и предназначался для разведения лекарственных растений. Сегодня в саду можно встретить ... куст сирени, полюбоваться … кувшинкой, сфотографировать … азалию.


Слова для справок: Ботанический, Аптекарском, белый, водной, великолепную.

Запишите прилагательные в места пропусков, укажите род, падеж, выделите окончания. Проверим.»

Мне также хочется поделиться еще одной пятиминуткой – пятиминуткой чтения. В частной школе «УниУм» она реализуется уже третий год. Учебный день у нас начинается в 8:55. И первые пять минут ребята читают. Т.к. у нас это ежедневная история, то начинали приучать к чтению мы, конечно, с любимых книг. Ребята могли приносить в школу свои книги. Но в определенные даты это и тематические пятиминутки. Чаще всего тематика диктуется датой. Здесь помощником является Календарь юного петербуржца, выпускаемом в рамках городской комплексной программы «Наследники великого города». Важно, чтобы текст был не большим, но увлекательным.

У младшего школьника ведущим видом деятельности становится учебная, сменяя игровую. Учащиеся начальной школы очень любят разнообразные загадки, графические диктанты, кроссворды. Также положительно будут восприниматься театрализация (при этом герой может быть в виртуальном пространстве (учитель заранее записывает голосовые сообщения). Приведу еще один пример, на уроке математике при изучении геометрических фигур к учащимся 1 класса обратился первый архитектор Санкт‑Петербурга. Из геометрических фигур мы собирали здания.

Конечно, еще одной особенностью является то, что в обогащении представлений у ребенка важную роль играют эмоции и чувства, которым свойственна скоротечность и ситуативность. Важно создавать условия для закрепления патриотических чувств, побуждать детей к участию в мероприятиях патриотической направленности. При систематической работе по патриотическому воспитанию представления будут обогащаться и становиться более осмысленными, а чувства – богаче и разнообразнее.

Сегодня в условиях регионализации образования российская школа возвращается к своим национальным культурно-историческим традициям. Именно поэтому актуальной становится целенаправленная системно-деятельностная работа по воспитанию у учащихся школ патриотизма с ориентацией на этнокультурные и гуманистические ценности.

Санкт-Петербург – неиссякаемый источник воспитания и образования. Наш город удивительный и неповторимый, из него можно и нужно черпать все для становления настоящего гражданина, поистине культурного и образованного.

Список литературы:

Иванова Е.В. Воспитание патриотических чувств младших школьников посредством факультативных занятий // Управление образованием: теория и практика. 2022. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patrioticheskih-chuvstv-mladshih-shkolnikov-posredstvom-fakultativnyh-zanyatiy

Мордвинова Е.А. Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования // Поволжский педагогический вестник. 2018. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-v-usloviyah-regionalizatsii-obrazovaniya

Мухлынина Т. В. Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования / Т. В. Мухлынина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8780/

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей при построении и реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования [Электронный ресурс] : методические рекомендации / Н. Е. Скрипова, Ю. В. Ребикова ; под ред. Н. Е. Скриповой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 68 с.​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.