Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2016–2017 учебный год
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2016г. |
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол №1 от .08 2016г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Разработчик программы: Долганина Мария Михайловна, учитель русского языка и чтения. Педстаж - 29 лет, высшая квалификационная категория |
с. Александровское
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по русскому языку……………………………………………………………………
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по русскому языку ………………………………………………………………...
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку.. ……………...
3.Учебно-тематическое планирование уроков по русскому языку …..……………
4. Планируемые результаты освоения обучающими с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Русский язык»……………………….
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения…………
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе:
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
Конституция Российской Федерации (1993 года).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России, Москва, «Русское слово»,2015г.
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз «Об образовании».
Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
Учебный план для обучающихся, воспитанников 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
Учебный план для обучающихся, воспитанников профессиональной подготовки ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по русскому языку.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки по русскому языку в 8 классе проводятся 4 раза в неделю.
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе, поэтому на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени.
Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся, воспитанникам хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.
Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.
Структурно и содержательно программа по русскому языку для 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 1 - 7 классах и рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
1.3. Адресат: рабочая учебная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
1.4. Срок реализации настоящей программы по предмету «Русский язык» - 1 учебный год.
1.5. Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Русский язык».
1.6.Цель уроков русского языка:
формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.
1.7 Задачи уроков русского языка:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
2. Повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;
3. Научить обучающихся, воспитанников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. Развивать нравственные качества школьников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
1.8. Основополагающие принципы.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса по русскому языку.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
2.1. Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты
2.2.Формы работы- урок. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 8 класса коррекционной школы VIII вида, включает 136 часов в год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися, воспитанниками. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Основными формами контроля достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
2.3. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
2.4. Типы уроков:
- изучение нового материала и первичного закрепления;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция умений и навыков;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра и др.)
2.5. Межпредметные связи:
русский язык- СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристик);
русский язык – математика (написание названий чисел, поиск нужной страницы в учебнике;
русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).
2.6. Примерная тематика.
В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся, воспитанников 8 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Значительное место в курсе русского языка 8 класса отводится изучению частей речи, использования их в речи, а также практическому закреплению наиболее распространённых правил правописания слов.
Прививаются навыки делового письма в написании телеграммы, объяснительной записки, заявления о приёме на работу, заполнении бланков по платежам за коммунальные услуги, письма.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 8 классе
Контрольные работы
8 класс |
1 |
6.09 |
Диагностическая контрольная работа |
2 |
27.09 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
|
3 |
10.10 |
Контрольный диктант по теме «Сложные слова» |
|
4 |
7.11 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
5 |
9.12 |
Промежуточная контрольная работа |
|
6 |
23.12 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
|
7 |
2.02 |
Контрольный диктант по теме «Лицо и число глаголов» |
|
8 |
13.03 |
Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола» |
|
9 |
11.04 |
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» |
|
10 |
27.04 |
Итоговая контрольная работа |
|
11 |
22.05 |
Контрольная работа по теме «Предложение» |
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол.час |
Тип урока |
Коррекционные приёмы |
Словарь |
Виды работы по развитию речи |
Повторение |
Оборудование |
Домашнее задание |
|||
Повторение (7 часов) |
|||||||||||||
1. |
1.09 |
Простое и сложное предложение |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция познавательной деятельности (узнавание, различение, сравнение) |
предложение |
Дописать предложения определить их вид |
Предложение |
Таблица № 5 по теме «Предложение» ММО |
Упр. № 1, выуч. правило на с. 6 |
|||
2. |
2.09 |
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция логического мышления (узнавание, различение, сравнение) |
подлежащее сказуемое |
Составление простых и сложных предложений |
Члены предложения |
Таблица № 1 по теме «Члены предложения» ММО |
Упр. № 4, повт. правило на с. 6 |
|||
3. |
5.09 |
Сложные предложения с союзами и, а, но и без них |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) |
Отечество гражданин Конституция |
Составление предложений с союзами и без них |
Предложение |
Таблица по теме «Сложное предложение» ММО |
Упр. № 6, выуч. правило на с. 9 |
|||
4. |
6.09 |
Диагностическая контрольная работа |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
повт. правило на с. 6, 9 |
|||||
5. |
8.09 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления |
Исправление ошибок Составление предложений |
Предложение |
Таблица памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
6. |
9.09 |
Однородные члены предложения |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) |
антракт |
Составление предложений с однородными членами |
Члены предложения |
Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены предложения» ММО |
Упр. № 14, выуч. правило на с. 13 |
|||
7. |
12.09 |
Практические упражнения. Деловое письмо: объяснительная записка |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
объяснение |
Составление объяснительной записки |
Однородные члены предложения |
Образец объяснительной записки ММО |
Упр. № 16, Составить объяснительную записку |
||||
Состав слова ( 17 часов) |
|||||||||||||
8. |
13.09 |
Состав слова. Разные по составу слова |
1 |
Изучение нового материала |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) |
суффикс |
Образование однокоренных слов |
Простое и сложное предложение |
Таблица Р2-4 по теме «Состав слова» ММО |
Упр. № 19, выуч. правило на с. 18, 20 |
|||
9. |
15.09 |
Однокоренные слова. Разбор слова по составу |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
однокоренные родственные |
Разбор слов по составу |
Корень |
Схема № 8 по теме «Корень слова» ММО |
Упр. № 23, повт. правило на с. 18, 20 |
|||
10. |
16.09 |
Практические упражнения. Состав слова. Словарный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
аппарат |
Образование однокоренных слов по схеме |
Однокоренные слова |
Таблица Р2-21 по теме «Состав слова» ММО |
Упр. № 27, повт. правило на с. 18, 20 |
|||
11. |
19.09 |
Единообразное написание ударных и безударных гласных |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез |
бассейн |
Подбор проверочных слов |
Звонкие и глухие согласные |
Таблица №4 по теме «Безударные гласные» ММО |
Упр. № 28, выуч. правило на с. 24 |
|||
12. |
20.09 |
Единообразное написание звонких и глухих согласных |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) |
беречь |
Составление предложений по данному началу |
Ударные и безударные гласные |
Таблица по теме «звонкие и глухие согласные» ММО |
Упр. № 32, выуч. правило на с. 24 |
|||
13. |
22.09 |
Образование слов с помощью приставок и суффиксов |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
демократия демонстрация |
Образование слов с помощью приставок и суффиксов |
Суффикс |
Таблица Р2-7. Р2-9 по теме «Состав слова» ММО |
Упр. № 35, повт. правило на с. 24 |
|||
14. |
23.09 |
Гласные и согласные в приставках |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) |
бригада |
Образование слов с приставками |
Приставка |
Таблица Р2-7 по теме «Приставки в словах» ММО |
Упр. № 41, повт. правило на с. 29 |
|||
15. |
26.09 |
Приставка и предлог |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез |
бутерброд |
Образование словосочетаний |
Приставки с о и а |
Таблица № 8 по теме «Приставка и предлог ММО |
Упр. № 46, повт. правило на с. 31 |
|||
16. |
27.09 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
повт. правило на с. 31 |
|||||
17. |
29.09 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок Составление предложений |
Правила на знакомые орфограммы |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
18. |
30.09 |
Сложные слова |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез |
землетрясение радиоприёмник |
Составление предложений со сложными словами |
Корень слова |
Схема «Сложные слова» ММО |
Упр. № 54, повт. правило на с. 37 |
|||
19. |
3.10 |
Образование сложных слов с соединительными гласными |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез |
микро- аква- аэро- теле- фото- |
Образование сложных слов Составление предложений |
Безударные гласные в корне |
Карточки с частями сложных слов ММО |
Упр. № 54, повт. правило на с. 37 |
|||
20. |
4.10 |
Практические упражнения. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
аэродром типография телеграф электростанция |
Образование сложных слов |
Сложные слова |
Схема «Сложные слова» ММО |
Упр. № 58, повт. правило на с. 37 |
|||
21. |
6.10 |
Практические упражнения. Сложные слова. Объяснительный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация |
велосипед |
Составление предложений по данному концу |
Состав слова |
Схема «Состав слова» ММО |
Отвечать на вопросы на с. 45-47 |
|||
22. |
7.10 |
Практические упражнения. Деловое письмо: автобиография |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
автобиография |
Составление автобиографии |
Деловые бумаги |
Образец автобиографии ММО |
Упр. 63, написать по плану свою автобиографию |
|||
23. |
10.10 |
Контрольный диктант по теме «Сложные слова» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
повт. правило на с. 37 |
|||||
24. |
11.10 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок Составление предложений |
Правила на знакомые орфограммы |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
Части речи (78 часов) Имя существительное ( 16 часов) |
13.10 |
||||||||||||
25. |
13.10 |
Части речи |
1 |
Изучение нового материала |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) |
образование квалификация |
Составление предложений о зиме |
Части речи |
Таблица №6 по теме «Части речи» ММО |
Упр. 68, повт. правило на с. 48 |
|||
26. |
14.10 |
Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция восприятия и мышления (узнавание, различение) |
гардероб |
Составление предложений на тему «Мой друг» |
Части речи |
Таблица по теме «Имя существительное» ММО |
Упр. 70, повт. правило на с. 52 |
|||
27. |
17.10 |
Имя собственное |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
гастроном |
Составление предложений с именами собственными |
Имя существительное |
Таблица по теме «Имя существительное» ММО |
Упр. 75, повт. правило на с. 54 |
|||
28. |
18.10 |
Существительные единственного числа с шипящей на конце. Предупредительный диктант |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез |
государство |
Работа над деформированным текстом |
Имя собственное |
Таблица № 7 по теме «Правописание Ь после шипящих на конце существительных» ММО |
Упр. 78, повт. правило на с. 58 |
|||
29. |
20.10 |
Склонение имён существительных в единственном числе |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
национальность территория |
Составление словосочетаний |
Существительное с шипящей на конце |
Таблица по теме «Склонение» ММО |
Упр. 81, повт. склонение существит. |
|||
30. |
21.10 |
Проверочные слова. Правописание падежных окончаний существительных единственного числа |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) |
делегат |
Дописать предложений |
Падежи |
Таблица № 7 по теме «Падежи» ММО |
Упр. 85, повт. правило на с. 63 |
|||
31. |
24.10 |
Практические упражнения. Склонение имён существительных в единственном числе Объяснительный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация |
документ |
Работа над деформированным текстом Диктант |
Имя существительное |
Таблица по теме «Склонение» ММО |
Упр. 89, повт. правило на с. 63 |
|||
32. |
25.10 |
Правописание падежных окончаний существительных множественного числа |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, сравнение) |
кабинет |
Составление предложений по опорным словам |
Склонение имён существительных |
Таблица Р3-3 по теме «Падежи» ММО |
Упр. 92, повт. правило на с. 66 |
|||
33. |
27.10 |
Имена существительные с шипящей на конце |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и восприятия (узнавание, сравнение) |
экскаватор эскалатор элеватор |
Составление предложений со словами с шипящими на конце |
Число имен существительных |
Таблица № 7 по теме «Существительное с шипящей на конце» ММО |
Упр. 95, повт. правило на с. 68 |
|||
34. |
28.10 |
Практические упражнения. Имена существительные с шипящей на конце |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация |
километр |
Составление предложений по опорным словам |
Склонение имён существительных |
Таблица по теме «Падежи» ММО |
Упр. 92, повт. правило на с. 66 |
|||
35. |
7.11 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
повт. правило на с. 72 |
|||||
36. |
8.11 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Имя существительное |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
37. |
10.11 |
Практические упражнения. Деловое письмо: расписка |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного и слухового восприятия |
расписка |
Работа над деформированным текстом |
Деловые бумаги |
Образец подписанного конверта ММО |
Упр. 107, подписать конверт |
|||
38. |
11.11 |
Практические упражнения. Несклоняемые существительные |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
лекарство |
Составление предложений с несклоняемыми существительными |
Несклоняемые существительные |
Таблица по теме «Склонение» ММО |
Отвечать на вопросы на с. 78, 79 |
|||
39. |
14.11 |
Сочинение о лесе по готовому плану (по упр. 98) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция наглядно-образного мышления Анализ, синтез |
бригада тишь срез мощь |
Составление предложений по данным словосочетаниям |
Как писать сочинение |
План по упр. 98 ММО |
Записать сочинение в тетрадь |
|||
40. |
15.11 |
Несклоняемые существительные |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание) |
фойе кафе пианино |
Составление предложений с несклоняемыми словами |
Склонение имён существительных |
Таблица по теме «Склонение» ММО |
Упр. 102, повт. правило на с. 72 |
|||
Имя прилагательное (15 часов) |
17.11 |
||||||||||||
41. |
17.11 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
Изучение нового материала |
Коррекция слухового и зрительного восприятия (узнавание, различение) |
галантерея кулинария |
Составление словосочетаний |
Части речи |
Таблица по теме «Части речи» ММО |
Упр. 109, повт. правило на с. 80 |
|||
42. |
18.11 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) |
литература |
Составление предложений |
Имя прилагательное |
Таблица по теме «Имя прилагательное» ММО |
Упр. 113, повт. правило на с. 80 |
|||
43. |
21.11 |
Родовые окончания имени прилагательного в единственном числе. Предупредительный диктант |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и мышления (узнавание, различение) |
манекен |
Составление связного высказывания |
Категории прилагательного |
Таблица по теме «Род прилагательных» ММО |
Упр. 115, повт. правило на с. 85 |
|||
44. |
22.11 |
Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
мастер |
Составление мини-рассказа «Моя мама» |
Родовые окончания прилагательного в единственном числе |
Таблица № 11 по теме «Безударные окончания имён прилагательных» ММО |
Упр. 120, выуч. правило на с. 89 |
|||
45. |
24.11 |
Практические упражнения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) |
экспедиция континент |
Дописать предложения |
Падежные окончания прилагательных |
Таблица № 11 по теме «Безударные окончания имён прилагательных» ММО |
Упр. 126, повт. правило на с. 89 |
|||
46. |
25.11 |
Практические упражнения. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция внимания и мышления (узнавание, различение) |
масштаб |
Работа с деформированным текстом |
Грамматические категории прилагательного |
Таблица по теме «Падежи прилагательных» ММО |
Упр. 129, повт. правило на с. 89 |
|||
47. |
28.11 |
Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье |
1 |
Комбинированный |
Коррекция зрительного и слухового восприятия, мышления Анализ, синтез |
материк |
Составление предложений на тему «Следы в лесу» |
Падежные окончания прилагательных женского рода |
Таблица Р3-20 по теме «Склонение прилагательных» ММО |
Упр. 133, выуч. правило на с. 96 |
|||
48. |
29.11 |
Склонение имён прилагательных на --ий, -ья, -ье |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
милиция |
Составление словосочетаний |
Имя прилагательное |
Таблица по теме «Падежи прилагательных» ММО |
Упр. 135, выуч. правило на с. 97, 98 |
|||
49. |
1.12 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе на -ьи |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
монтаж |
Составление словосочетаний |
Число имен прилагательных |
Таблица Р3-11 по теме «Склонение прилагательных во мн.ч.» ММО |
Упр. 139, выуч. правило на с. 98 |
|||
50. |
2.12 |
Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (устная работа) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи |
дружина поход половцы |
Составление связного высказывания по картине |
Как писать сочинение по картине |
Репродукция картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» ММО |
Упр. 149, написать сочинение по плану |
|||
51. |
5.12 |
Сочинение по картине по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (письменная работа) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Развитие речи |
щиты поражение |
Письменное изложение |
Репродукция картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» ММО |
Повт правило на с. 98 |
||||
52. |
6.12 |
Практические упражнения. Склонение имён прилагательных. |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация |
искусство фестиваль абонемент |
Составление словосочетаний |
Падежные окончания прилагательных |
Таблица Р3-20 по теме «Склонение имени прилагательного» ММО |
Упр. 143.Повт правило на с. 89 |
|||
53. |
8.12 |
Практические упражнения. Имя прилагательное |
1 |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения |
монтаж |
Составление мини-рассказа |
Падежные окончания |
Таблица по теме «Имя прилагательное» ММО |
Отвечать на вопросы на с. 107,108 |
|||
54. |
9.12 |
Промежуточная контрольная работа |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
Повт правило на с. 89 |
|||||
55. |
12.12 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Имя прилагательное |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
Местоимение (12 часов) |
|||||||||||||
56. |
13.12 |
Личные местоимения |
1 |
Изучение нового материала |
Коррекция зрительного и слухового восприятия мышления Анализ, синтез |
мороженое |
Составление предложений «Кем хочу быть» |
Имя существительное |
Таблица Р3-12 по теме «Местоимение» ММО |
Упр. 150, выуч. правило на с. 110 |
|||
57. |
15.12 |
Лицо и число местоимений |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение |
мотор |
Работа с деформированными предложениями |
Личные местоимения |
Таблица № 6 по теме «Лицо и число местоимений» ММО |
Упр. 153, выуч. правило на с. 111 |
|||
58. |
16.12 |
Местоимения третьего лица единственного числа |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия. Узнавание Различение |
насекомое |
Составление предложений |
Лицо и число местоимений |
Таблица по теме «Местоимение» ММО |
Упр. 155, выуч. правило на с. 112 |
|||
59. |
19.12 |
Склонение местоимений первого и второго лица |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
население |
Склонение местоимений 1 и 2 лица |
3 лицо местоимений |
Таблица по теме «Склонение местоимений 1 и 2 лица» ММО |
Упр. 158, выуч. правило на с. 114, 115 |
|||
60. |
20.12 |
Склонение местоимений третьего лица |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
паспорт |
Ответы на вопросы |
Падежи |
Таблица по теме «Склонение местоимений 3 лица» ММО |
Упр. 162, выуч. правило на с. 117 |
|||
61. |
22.12 |
Предлоги с местоимениями |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и восприятия Анализ, синтез |
патриот |
Составление предложений с местоимениями |
Личные местоимения |
Таблица по теме «Местоимения» ММО |
Упр. 166, выуч. правило на с. 120 |
|||
62. |
23.12 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
Повт правило на с. 120 |
|||||
63. |
26.12 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Правила на пройденные орфограммы |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
64. |
27.12 |
Практические упражнения. Личные местоимения |
1 |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция логического мышления |
планета |
Составление мини-рассказа |
Личные местоимения |
Таблица по теме «Местоимения» ММО |
Отвечать на вопросы на с. 127, 128 |
|||
65. |
29.12 |
Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (устная работа) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция слухового восприятия Анализ, синтез Развитие речи |
композитор портрет лестница крепостной |
Устное изложение текста по плану |
Правила написания изложения |
Текст по упр. 385, план ММО |
Дописать изложение в черновиках |
|||
66. |
30.12 |
Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (письменная работа) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Развитие речи |
жестокость |
Письменное изложение |
Текст по упр. 385 |
Повт. правило на с. 117 |
||||
67. |
12.01 |
Практические упражнения. Деловое письмо: заявление |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного восприятия, внимания Анализ, синтез Развитие речи |
регистратура пациент бюллетень |
Составление заявления |
Деловые бумаги |
Образец заявления ММО |
Упр.174, написать заявление |
|||
Глагол (35 часов) |
|||||||||||||
68. |
13.01 |
Глагол как часть речи |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение |
платформа |
Ответы на вопросы |
Части речи |
Таблица по теме «Понятие о глаголе» ММО |
Упр. 177, выуч. правило на с. 129 |
|||
69. |
16.01 |
Значение глаголов в речи |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и мышления Узнавание Различение |
почерк |
Исправление ошибок в предложениях |
Глагол |
Таблица по теме «Глагол» ММО |
Упр. 180, выуч. правило на с. 129 |
|||
70. |
17.01 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез |
рентген операция санаторий |
Составление памятки «Правила поведения в столовой» |
Глагол как часть речи |
Таблица по теме «Категории глагола» ММО |
Упр. 183, выуч. правило на с. 136 |
|||
71.. |
19.01 |
Правописание шипящих на конце слова |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и восприятия Анализ, синтез |
почтальон |
Составление предложений |
Неопределённая форма глагола |
Таблица Р3-15 по теме «Личные окончания глаголов» ММО |
Упр. 187, выуч. правило на с. 139 |
|||
72 |
20.01 |
Сочинение «Находка» по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция наглядно-образного мышления Анализ, синтез Развитие речи |
спасение хлопоты находка каморка чашечка |
Сочинение по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям |
Как писать сочинение по плану |
Иллюстрации на с. 125 ММО |
Написать сочинение по упр. 173 |
|||
73. |
23.01 |
Изменение глаголов по временам |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Узнавание Различение |
программа |
Составление мини-рассказа |
Глагол |
Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО |
Упр. 191, выуч. правило на с. 142 |
|||
74. |
24.01 |
Прошедшее время глаголов. Род и число |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Узнавание Различение |
секретарь швея |
Составление предложений с изменением времени |
Неопределённая форма глагола |
Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО |
Упр. 196, выуч. правило на с. 145 |
|||
75. |
26.01 |
Не с глаголами. Объяснительный диктант |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и вербальной памяти Узнавание Различение |
ненавидеть |
Составление памятки «Поведение в спальне» |
Глагол |
Таблица Р2-20 по теме «Не с глаголами» ММО |
Упр. 202, выуч. правило на с. 148 |
|||
76. |
27.01 |
Изменение глаголов по лицам и числам |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
продавец |
Работа с деформированным текстом |
Неопределённая форма глагола |
Таблица Р3-14 по теме «Изменение глаголов по лицам и числам» ММО |
Упр. 205, выуч. правило на с. 152, 153 |
|||
77. |
30.01 |
Правописание глаголов второго лица единственного числа. Словарный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
процент |
Составление предложений |
Глагол как часть речи |
Таблица «2 лицо глаголов» ММО |
Упр. 209, повт. правило на с. 152, 153 |
|||
78. |
31.01 |
Практические упражнения. Лицо и число глаголов |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
революция |
Составление связного высказывания |
Время и лицо глаголов. |
Таблица по теме «Глагол» ММО |
Упр. 213, повт. правило на с. 152, 153 |
|||
79. |
2.02 |
Контрольный диктант по теме «Лицо и число глаголов» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
Повт правило на с. 152, 153 |
|||||
80. |
3.02 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Правила |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
81. |
6.02 |
Глаголы третьего лица |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез |
республика |
Ответы на вопросы |
Время и лицо глаголов. |
Таблица по теме «Глагол» ММО |
Упр. 218, повт. правило на с. 160 |
|||
82. |
7.02 |
Различение глаголов на –тся и -ться |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Узнавание Различение |
рецепт |
Составление предложений |
Настоящее время глаголов Глаголы третьего лица |
Таблица по теме «-Тся и -ться в глаголах» ММО |
Упр. 222, повт. правило на с. 162 |
|||
83. |
9.02 |
Практические упражнения. Время, лицо глаголов |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
парашют |
Составление предложений |
Будущее время глаголов |
Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО |
Упр. 229, повт. правило на с. 162 |
|||
84. |
10.02 |
Сочинение по личным наблюдениям «Мой день рождения» (по упр. 231) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция мышления на основе личных наблюдений Развитие речи |
разочарование радость поздравление |
Сочинение по личным наблюдениям |
Опорные слова в упр. 231 ММО |
Написать сочинение |
||||
85. |
13.02 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Различение |
рецепт |
Творческое задание |
Прошедшее время глаголов |
Таблица Р2-19 «Время глаголов» ММО |
повт. правило на с. 162 |
|||
86. |
14.02 |
Спряжение глаголов |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение |
Россия |
Составление предложений по данному началу |
Время и лицо глаголов. |
Таблица Р3-13 по теме «Спряжение глаголов» ММО |
Упр. 239, выуч. правила на с. 172, 173 |
|||
87. |
16.02 |
Сочинение по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» (по упр. 240) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи |
медленно лениво набегают шуршит крякает |
Сочинение по картине |
Как писать сочинение по картине |
Репродукция картины А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» ММО |
Написать сочинение |
|||
88. |
17.02 |
Личные окончания глаголов |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение |
сантиметр |
Составление предложений по данному концу |
Спряжение глаголов. |
Таблица № 11 по теме «Личные окончания глаголов» ММО |
Упр. 243, выуч. правила на с. 175 |
|||
89. |
20.02 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
1 |
Комбинированный |
Коррекция логического мышления Узнавание Различение |
промышленность |
Составление словосочетаний |
Глагол |
Таблица № 15 по теме «Безударные окончания глаголов» ММО |
Упр. 248, выуч. правила на с. 176 |
|||
90. |
21.02 |
Второе спряжение |
1 |
Комбинированный |
Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение |
слесарь |
Составление предложений по опорным словам |
Безударные окончания глаголов |
Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО |
Упр. 252, выуч. правила на с. 176 |
|||
91. |
22.02 |
Первое спряжение |
1 |
Комбинированный |
Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение |
спектакль |
Составление мини-рассказа |
Спряжение глаголов. |
Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО |
Упр. 256, выуч. правила на с. 176 |
|||
92. |
24.02 |
Различение глаголов I и II спряжений. Предупредительный диктант |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
стадион |
Творческое задание |
Время и лицо глаголов. |
Таблица №9 по теме «Спряжение глаголов» ММО |
Упр. 260, повт. правила на с. 172, 173 |
|||
93. |
27.02 |
Практические упражнения. Личные окончания глаголов |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
стеречь |
Составление словосочетаний |
Спряжение глагола |
Таблица Р3-15 по теме «Личные окончания глаголов» ММО |
Упр. 266, повт. правила на с. 172, 173 |
|||
94. |
28.02 |
Практические упражнения. Спряжение глаголов. |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
температура |
Составление устного высказывания |
Спряжение глагола |
Таблица Р3-13 по теме «Спряжение глаголов» ММО |
Упр. 271, повт. правила на с. 172, 173 |
|||
95. |
2.03 |
Практические упражнения. Деловое письмо: заметка в стенгазету |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция восприятия Анализ, синтез |
капитализм |
Составление письма |
Время и лицо глаголов. |
Образец заметки ММО |
Написать письмо по упр. 276 |
|||
96. |
3.03 |
Способы проверки безударных окончаний глаголов |
1 |
Комбинированный |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание Различение |
токарь |
Работа над деформированным текстом |
Безударные окончания глаголов |
Таблица № 15 по теме «Безударные личные окончания глаголов» ММО |
Упр. 282, выуч. правила на с. 193, |
|||
97. |
6.03 |
Практические упражнения. Безударные окончания глаголов. Объяснительный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
тренер |
Дописать предложения |
Спряжение глагола |
Таблица № 15 по теме «Безударные личные окончания глаголов» ММО |
Упр. 285, выуч. правила на с. 193, |
|||
98. |
7.03 |
Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке» (по упр. 286) |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи |
клёв пропажа похититель здоровье |
Сочинение по рисунку |
Рисунок на с. 200 компьютер |
Написать сочинение |
||||
99. |
9.03 |
Практические упражнения.. Спряжение глаголов |
1 |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание Различение |
тротуар |
Ответы на вопросы |
Спряжение глагола |
Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО |
Отвечать на вопросы на с. 201, 203 |
|||
100. |
10.03 |
Практические упражнения. Деловое письмо: анкета |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция восприятия Анализ, синтез |
анкета |
Заполнение анкеты |
Спряжение глагола. |
Образец анкеты ММО |
Заполнить анкету по упр. 287 |
|||
101. |
13.03 |
Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
Повторить спряжение глагола |
|||||
102. |
14.03 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Правила на пройденные орфограммы |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
Предложение ( 20 часов) |
16.03 |
||||||||||||
103. |
1603 |
Простое предложение нераспространённое и распространённое. Виды предложений по интонации. |
1 |
Изучение нового материала |
Коррекция восприятия, мышления Анализ, синтез |
тренировать |
Составление мини-рассказа |
Предложение |
Таблица № 5 по теме «Виды предложений» ММО |
Упр. 290, выуч. правило на с. 205 |
|||
104. |
17.03 |
Практические упражнения. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Узнавание различение |
тротуар |
Составление связного высказывания |
Предложение |
Таблица № 1, 4 по теме «Члены предложения» ММО |
Упр. 296, повт. правило на с. 205 |
|||
105. |
30.03 |
Простое предложение с однородными членами. Запятая при однородных членах |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания. Анализ, синтез |
универмаг |
Составление предложений |
Члены предложения |
Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО |
Упр. 302, выуч. правило на с. 212, 213 |
|||
106. |
31.03 |
Практические упражнения. Однородные члены предложения. Объяснительный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
гарнитур |
Составление предложений по схемам |
Члены предложения |
Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО |
Упр. 305, повт. правило на с. 212, 213 |
|||
107. |
3.04 |
Нераспространённые однородные члены |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение |
хирург |
Составление предложений |
Члены предложения |
Схемы по теме «Нераспространённые однородные члены» ММО |
Упр. 308, выуч. правило на с. 215 |
|||
108. |
4.04 |
Практические упражнения. Знаки препинания при однородных членах |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение |
хозяйство |
Распространение предложений |
Однородные члены предложения |
Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО |
Упр. 312, повт. правило на с. 215 |
|||
109. |
6.04 |
Обращение |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и внимания Анализ, синтез Узнавание различение |
центнер |
Составление предложений с обращением |
Обращение |
Схема по теме «Обращение» ММО |
Упр. 316, выуч. правило на с. 219 |
|||
110. |
7.04 |
Знаки препинания при обращении |
1 |
Комбинированный |
Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение |
чемодан |
Составление предложений по схеме |
Однородные члены предложения |
Схема по теме «Обращение» компьютер |
Упр. 319, выуч. правило на с. 224 |
|||
111. |
10.04 |
Практические упражнения. Знаки препинания при обращении |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение |
бандероль квитанция |
Составление предложений с обращением |
Предложение |
Таблица по теме «Обращение» ММО |
Упр. 326, выуч. правило на с. 224 |
|||
112 |
11.04 |
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
повт. правило на с. 215 |
|||||
113. |
13.04 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Правила на изученные орфограммы |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составить предложения со словами |
||||
114. |
14.04 |
Сложные предложения Различение сложных предложений и однородных членов. Объяснительный диктант |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
экзамен |
Составление сложных предложений и предложений с однородными членами |
Однородные члены предложения |
Таблицы № 4, Р3-2 по теме «Сложные предложения», «Однородные члены» ММО |
Упр. 339, выуч. правило на с. 233 |
|||
115. |
17.04 |
Союзы и союзные слова в сложном предложении |
1 |
Комбинированный |
Коррекция восприятия и внимания Анализ, синтез Узнавание различение |
электричество |
Дополнить сложные предложения |
Предложение |
Таблица по теме «Сложные предложения» ММО |
Упр. 343, выуч. правило на с. 236 |
|||
116. |
18.04 |
Практические упражнения Сложное предложение с союзами |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение |
клиент почтамт |
Составление предложений по схеме |
Сложное предложение |
Схемы по теме «Сложное предложение» ММО |
Упр. 350, повт. правило на с. 236 |
|||
117. |
20.04 |
Практические упражнения Сложное предложение без союзов |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез Узнавание различение |
абонемент |
Составление предложений по схеме |
Сложное предложение |
Схемы по теме «Сложное предложение» ММО |
Упр. 355, повт. правило на с. 236 |
|||
118. |
21.04 |
Практические упражнения Сложное предложение |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения |
аэродром |
Составление связного высказывания |
Сложное предложение |
Схемы по теме «Сложное предложение» ММО |
Упр. 360, повт. правило на с. 236 |
|||
119. |
24.04 |
Практические упражнения Деловое письмо: расписка |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез |
расписка |
Составление расписки |
Деловые бумаги |
Образец расписки ММО |
Написать расписку по упр. 361 |
|||
120. |
25.04 |
Практические упражнения. Предложение |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
бандероль |
Ответы на вопросы |
Сложное предложение |
Вопросы |
Отвечать на вопросы на с. 247-249 |
|||
121. |
27.04 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Контроль и коррекция умений и навыков |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
Повторить предложение |
|||||
122. |
28.04 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Предложение |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составление предложений со словами |
||||
Повторение (14 часов) |
|||||||||||||
123. |
4.05 |
Правописание гласных в корне слова |
1 |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти, мышления Анализ, синтез Узнавание различение |
бюллетень |
Подборка проверочных слов |
Падежные окончания имён существительных |
Таблица № 8 по теме «Корень» ММО |
Упр. 363, повт. правило на с. 17 |
|||
124 |
5.05 |
Состав слова |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
галантерея |
Составить словосочетания |
Корень, приставка, суффикс, окончание |
Таблица Р2-21 по теме «Состав слова» ММО |
Упр. 367, повт. правило на с. 48 |
|||
125 |
8.05 |
Части речи |
1 |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез Узнавание различение |
гарнитур |
Составление предложений по опорным словам |
Правописание гласных в корне слова |
Таблица № 6 по теме «Части речи ММО |
Упр. 369, повт. правило на с. 52 |
|||
126 |
11.05 |
Глагол. Спряжение глаголов |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез Узнавание различение |
гражданин |
Изменение времени глаголов |
Время глаголов |
Таблица № 9 по теме «Спряжение глагола» ММО |
Упр. 374, повт. правило на с. 52 |
|||
127 |
12.05 |
Местоимение |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез Узнавание различение |
демократия |
Составление предложений с местоимениями |
Спряжение глаголов |
Таблица Р3-12 по теме «Местоимение» ММО |
Упр. 380, повт. правило на с. 109 |
|||
128 |
15.05 |
Предложение. Виды предложений |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение |
кафе |
Составление различных по цели высказывания предложений |
Местоимение |
Таблица по теме «Предложение» ММО |
Упр. 383, повт. правило на с. 109 |
||||
129 |
16.05 |
Главные и второстепенные члены предложения |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение |
квалификация |
Распространение предложений |
Предложение. |
Таблицы № 1, 2, 3, 4 по теме «Члены предложения» ММО |
Упр. 326, повт. правило на с. 109 |
||||
130 |
18.05 |
Простые предложения с однородными членами |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение |
квитанция |
Составление предложений по схеме |
Однородные члены |
Таблица № Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО |
Упр. 326, повт. правило на с. 227 |
|||
131 |
19.05 |
Сложные предложения |
1 |
Обобщение и систематизация знаний и умений |
Коррекция мышления на основе установления причинно –следственных связей Узнавание различение |
коловорот |
Составление сложных предложений |
Простые предложения с однородными членами |
Таблица № 3 по теме «Сложное предложение» ММО |
Упр. 329, повт. правило на с. 229 |
|||
132 |
22.05 |
Контрольная работа по теме «Предложение» |
1 |
Контроль и коррекция знаний и умений |
Коррекция вербальной памяти |
Диктант |
Текст |
Повторить предложение |
|||||
133 |
23.05 |
Работа над ошибками |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Исправление ошибок |
Правила на пройденные орфограммы |
Таблица-памятка «Работа над ошибками» |
Составление предложений со словами |
||||
134 |
25.05 |
Обращение. Знаки препинания при обращении |
1 |
Комплексное применение знаний и умений |
Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез |
Конституция |
Составление предложений с обращением |
Обращение. |
Таблица по теме «Обращение» ММО |
Упр. 315, повт. правило на с. 219 |
|||
135 |
26.05 |
Практические упражнения. Части речи |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция аналитико-синтетической сферы |
Отечество |
Разбор предложений |
Части речи |
Таблица № 6 по теме «Части речи» ММО |
Упр. 315, повт. правило на с. 219 |
|||
136 |
29.05 |
Практические упражнения. Предложение |
1 |
Актуализация знаний и умений |
Коррекция логического мышления Анализ, синтез |
Россия |
Составление предложений |
Предложение |
Таблица № 5 по теме «Предложение» |
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Русский язык» в 8 классе.
В 8 классе 12 обучающихся, воспитанников. Около 33% обучающихся, воспитанников способны освоить базовый уровень знаний, 33% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 33% обучающихся, воспитанников могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
При оценивании сформированных знаний у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса учитываются три группы обучающихся, воспитанников:
I |
II |
III |
У этих обучающихся правильное каллиграфическое письмо, Они пишут под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения, допускают небольшое количество ошибок; разбирают слова по составу, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов; различают части речи; строят простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; пишут изложение и сочинение с небольшой помощью; оформляют деловые бумаги с небольшой помощью; умеют пользоваться школьным орфографическим словарем. Знают части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. |
Ученики пишут под диктовку, допуская орфографические ошибки, затрудняются составлять предложения по сюжетным картинкам, выполняют грамматические задания с помощью. Они разбирают слова по составу, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов; различают части речи с помощью учителя. Слабо знают части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи взрослого. Без учителя обучающиеся, воспитанники не делают элементарные выводы и обобщения. У них снижен темп работы, они допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. |
Обучающиеся, воспитанники пишут под диктовку текст так, как слышат и произносят, допуская большое количество ошибок; разбирают слова по составу, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов с помощью учителя; не различают части речи; строят простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение с помощью; пишут изложение и сочинение под контролем и с помощью; оформляют деловые бумаги только с помощью под контролем. Слабо знают части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями. Обучение этих школьников происходит путем подробного объяснения учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепляться большим количеством примеров. |
Кузьменко А., Заболоцкая Н., Ясикова Н., Ситников С. |
Джабраилов Р., Холопов Т., Иванченко В. Казаченко Р. |
Гвоздикова Л., Амирханов Х., Исмаилов Р.,. Бакушин С., |
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
Основными формами контроля достижений обучающихся, воспитанников являются:
тренировочные упражнения,
словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти,
грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения;
в конце каждой темы проводится контрольная работа.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний обучающихся, воспитанников осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников
Объём письменных работ в 8 классе:
диктант – в начале года 75 слов, в конце года – 80 слов;
сочинение и изложение – 70 слов.
Оценка письменных работ: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок, «1» - более 8 ошибок
За одну ошибку считается:
А) - повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- 3 однотипные ошибки, каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-Б) две негрубые ошибки:
- повторение в слове одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- все однотипные специфические ошибки: замена гласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.
- При наличии 3 исправлений оценка снижается на 1 балл.
Исправляются, но не учитываются:
-ошибки на ещё не изученные разделы орфографии и пунктуации;
-единичный случай пропуска точки в предложении, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла;
-дисграфические (специфические) ошибки: смешение и замена букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановка отдельных слогов или частей слова).
Оценка за грамматический разбор:
«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;
«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;
«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;
«1» - ни одно задание не выполнено.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
К концу года обучающиеся, воспитанники 8 класса должны:
знать:
части речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова но составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Русский язык» в 8 классе.
5.1. Технические средства (мультимедийное оборудование)
Ноутбук «hp».
Интерактивная доска SereerMedia.
Проектор Digital Proyector Proyecteur digital .
-
Печатные пособия, таблицы:
1. Комплект наглядных пособий. Русский язык. Часть 1 Издательство «БАЛАСС».
2. Комплект плакатов. Русский язык из 3 частей по (12 плакатов) часть 1
3. Таблицы по грамматике для начальных классов (14 частей)
4. Таблицы. Грамматика русского языка и математика в таблицах. Русский язык.
5.Таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Дрофа», Тульская типография, 2003.
5.3. Литература
Учебник для 8 класса «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, входящий в состав перечня учебных изданий для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованный Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва «Просвещение» 2013.
А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва, 2011г.
Интернет-сайты:
http://zavuch.info/forums.html
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Разработчик программы:
Долганина Мария Михайловна,
учитель русского языка и чтения. ______________Подпись
Учитель русского языка и чтения ___________________Долганина М.М.