12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Долганина Мария Михайловна667 Россия, Ставропольский край, с.Александровское Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2016-2017 учебный год
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2016г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол №1 от .08 2016г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Разработчик программы: Долганина Мария Михайловна, учитель русского языка и чтения. Педстаж - 29 лет, высшая квалификационная категория |
с. Александровское
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по русскому языку……………………………………………………………………
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по русскому языку ………………………………………………………………...
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку.. ……………...
3.Учебно-тематическое планирование уроков по русскому языку …..……………
4. Планируемые результаты освоения обучающими с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Русский язык»……………………….
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения…………
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе:
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
Конституция Российской Федерации (1993 года).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России, Москва, «Русское слово»,2015г.
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).
План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.
Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».
Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приложение №07-778 от 9 апреля 2014 г. к письму Минобнауки России от 09.04. 2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.
Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (
Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз «Об образовании».
Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
Учебный план для обучающихся, воспитанников 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
Учебный план для обучающихся, воспитанников профессиональной подготовки ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2016-2017 учебный год.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по русскому языку.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки по русскому языку в 8 классе проводятся 4 раза в неделю.
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе, поэтому на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20-50% учебного времени.
Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся, воспитанникам хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.
Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.
Структурно и содержательно программа по русскому языку для 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков развития устной речи в 1 - 7 классах и рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
1.3. Адресат: рабочая учебная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
1.4. Срок реализации настоящей программы по предмету «Русский язык» - 1 учебный год.
1.5. Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Русский язык».
1.6.Цель уроков русского языка:
формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников и облегчения их адаптации после окончания школы. Практическая направленность программного материала – нацеленность на формирование у обучающихся, воспитанников речевых навыков.
1.7 Задачи уроков русского языка:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
2. Повысить уровень общего развития обучающихся, воспитанников;
3. Научить обучающихся, воспитанников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4. Развивать нравственные качества школьников.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
1.8. Основополагающие принципы.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса по русскому языку.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
2.1. Методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты
2.2.Формы работы- урок. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся, воспитанников 8 класса коррекционной школы VIII вида, включает 136 часов в год. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися, воспитанниками. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Основными формами контроля достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
2.3. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
2.4. Типы уроков:
- изучение нового материала и первичного закрепления;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция умений и навыков;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра и др.)
2.5. Межпредметные связи:
русский язык- СБО (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
русский язык — ИЗО (закрепление навыка описания картин);
русский язык — чтение (письменные ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристик);
русский язык – математика (написание названий чисел, поиск нужной страницы в учебнике;
русский язык – природоведение (самостоятельное описание картин природы, явлений природы).
2.6. Примерная тематика.
В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся, воспитанников 8 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Значительное место в курсе русского языка 8 класса отводится изучению частей речи, использования их в речи, а также практическому закреплению наиболее распространённых правил правописания слов.
Прививаются навыки делового письма в написании телеграммы, объяснительной записки, заявления о приёме на работу, заполнении бланков по платежам за коммунальные услуги, письма.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 8 классе
Контрольные работы
8 класс | 1 | 6.09 | Диагностическая контрольная работа |
2 | 27.09 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
3 | 10.10 | Контрольный диктант по теме «Сложные слова» | |
4 | 7.11 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
5 | 9.12 | Промежуточная контрольная работа | |
6 | 23.12 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | |
7 | 2.02 | Контрольный диктант по теме «Лицо и число глаголов» | |
8 | 13.03 | Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола» | |
9 | 11.04 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | |
10 | 27.04 | Итоговая контрольная работа | |
11 | 22.05 | Контрольная работа по теме «Предложение» |
№ | Дата | Тема урока | Кол.час | Тип урока | Коррекционные приёмы | Словарь | Виды работы по развитию речи | Повторение | Оборудование | Домашнее задание | |||
Повторение (7 часов) | |||||||||||||
1. | 1.09 | Простое и сложное предложение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция познавательной деятельности (узнавание, различение, сравнение) | предложение | Дописать предложения определить их вид | Предложение | Таблица № 5 по теме «Предложение» ММО | Упр. № 1, выуч. правило на с. 6 | |||
2. | 2.09 | Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления (узнавание, различение, сравнение) | подлежащее сказуемое | Составление простых и сложных предложений | Члены предложения | Таблица № 1 по теме «Члены предложения» ММО | Упр. № 4, повт. правило на с. 6 | |||
3. | 5.09 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) | Отечество гражданин Конституция | Составление предложений с союзами и без них | Предложение | Таблица по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. № 6, выуч. правило на с. 9 | |||
4. | 6.09 | Диагностическая контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 6, 9 | |||||
5. | 8.09 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления | Исправление ошибок Составление предложений | Предложение | Таблица памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
6. | 9.09 | Однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) | антракт | Составление предложений с однородными членами | Члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены предложения» ММО | Упр. № 14, выуч. правило на с. 13 | |||
7. | 12.09 | Практические упражнения. Деловое письмо: объяснительная записка | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | объяснение | Составление объяснительной записки | Однородные члены предложения | Образец объяснительной записки ММО | Упр. № 16, Составить объяснительную записку | ||||
Состав слова ( 17 часов) | |||||||||||||
8. | 13.09 | Состав слова. Разные по составу слова | 1 | Изучение нового материала | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, определение) | суффикс | Образование однокоренных слов | Простое и сложное предложение | Таблица Р2-4 по теме «Состав слова» ММО | Упр. № 19, выуч. правило на с. 18, 20 | |||
9. | 15.09 | Однокоренные слова. Разбор слова по составу | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | однокоренные родственные | Разбор слов по составу | Корень | Схема № 8 по теме «Корень слова» ММО | Упр. № 23, повт. правило на с. 18, 20 | |||
10. | 16.09 | Практические упражнения. Состав слова. Словарный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | аппарат | Образование однокоренных слов по схеме | Однокоренные слова | Таблица Р2-21 по теме «Состав слова» ММО | Упр. № 27, повт. правило на с. 18, 20 | |||
11. | 19.09 | Единообразное написание ударных и безударных гласных | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез | бассейн | Подбор проверочных слов | Звонкие и глухие согласные | Таблица №4 по теме «Безударные гласные» ММО | Упр. № 28, выуч. правило на с. 24 | |||
12. | 20.09 | Единообразное написание звонких и глухих согласных | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | беречь | Составление предложений по данному началу | Ударные и безударные гласные | Таблица по теме «звонкие и глухие согласные» ММО | Упр. № 32, выуч. правило на с. 24 | |||
13. | 22.09 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | демократия демонстрация | Образование слов с помощью приставок и суффиксов | Суффикс | Таблица Р2-7. Р2-9 по теме «Состав слова» ММО | Упр. № 35, повт. правило на с. 24 | |||
14. | 23.09 | Гласные и согласные в приставках | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | бригада | Образование слов с приставками | Приставка | Таблица Р2-7 по теме «Приставки в словах» ММО | Упр. № 41, повт. правило на с. 29 | |||
15. | 26.09 | Приставка и предлог | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | бутерброд | Образование словосочетаний | Приставки с о и а | Таблица № 8 по теме «Приставка и предлог ММО | Упр. № 46, повт. правило на с. 31 | |||
16. | 27.09 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 31 | |||||
17. | 29.09 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок Составление предложений | Правила на знакомые орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
18. | 30.09 | Сложные слова | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез | землетрясение радиоприёмник | Составление предложений со сложными словами | Корень слова | Схема «Сложные слова» ММО | Упр. № 54, повт. правило на с. 37 | |||
19. | 3.10 | Образование сложных слов с соединительными гласными | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | микро- аква- аэро- теле- фото- | Образование сложных слов Составление предложений | Безударные гласные в корне | Карточки с частями сложных слов ММО | Упр. № 54, повт. правило на с. 37 | |||
20. | 4.10 | Практические упражнения. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | аэродром типография телеграф электростанция | Образование сложных слов | Сложные слова | Схема «Сложные слова» ММО | Упр. № 58, повт. правило на с. 37 | |||
21. | 6.10 | Практические упражнения. Сложные слова. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | велосипед | Составление предложений по данному концу | Состав слова | Схема «Состав слова» ММО | Отвечать на вопросы на с. 45-47 | |||
22. | 7.10 | Практические упражнения. Деловое письмо: автобиография | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | автобиография | Составление автобиографии | Деловые бумаги | Образец автобиографии ММО | Упр. 63, написать по плану свою автобиографию | |||
23. | 10.10 | Контрольный диктант по теме «Сложные слова» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 37 | |||||
24. | 11.10 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок Составление предложений | Правила на знакомые орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
Части речи (78 часов) Имя существительное ( 16 часов) | 13.10 | ||||||||||||
25. | 13.10 | Части речи | 1 | Изучение нового материала | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | образование квалификация | Составление предложений о зиме | Части речи | Таблица №6 по теме «Части речи» ММО | Упр. 68, повт. правило на с. 48 | |||
26. | 14.10 | Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция восприятия и мышления (узнавание, различение) | гардероб | Составление предложений на тему «Мой друг» | Части речи | Таблица по теме «Имя существительное» ММО | Упр. 70, повт. правило на с. 52 | |||
27. | 17.10 | Имя собственное | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | гастроном | Составление предложений с именами собственными | Имя существительное | Таблица по теме «Имя существительное» ММО | Упр. 75, повт. правило на с. 54 | |||
28. | 18.10 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | государство | Работа над деформированным текстом | Имя собственное | Таблица № 7 по теме «Правописание Ь после шипящих на конце существительных» ММО | Упр. 78, повт. правило на с. 58 | |||
29. | 20.10 | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | национальность территория | Составление словосочетаний | Существительное с шипящей на конце | Таблица по теме «Склонение» ММО | Упр. 81, повт. склонение существит. | |||
30. | 21.10 | Проверочные слова. Правописание падежных окончаний существительных единственного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | делегат | Дописать предложений | Падежи | Таблица № 7 по теме «Падежи» ММО | Упр. 85, повт. правило на с. 63 | |||
31. | 24.10 | Практические упражнения. Склонение имён существительных в единственном числе Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | документ | Работа над деформированным текстом Диктант | Имя существительное | Таблица по теме «Склонение» ММО | Упр. 89, повт. правило на с. 63 | |||
32. | 25.10 | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, сравнение) | кабинет | Составление предложений по опорным словам | Склонение имён существительных | Таблица Р3-3 по теме «Падежи» ММО | Упр. 92, повт. правило на с. 66 | |||
33. | 27.10 | Имена существительные с шипящей на конце | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и восприятия (узнавание, сравнение) | экскаватор эскалатор элеватор | Составление предложений со словами с шипящими на конце | Число имен существительных | Таблица № 7 по теме «Существительное с шипящей на конце» ММО | Упр. 95, повт. правило на с. 68 | |||
34. | 28.10 | Практические упражнения. Имена существительные с шипящей на конце | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | километр | Составление предложений по опорным словам | Склонение имён существительных | Таблица по теме «Падежи» ММО | Упр. 92, повт. правило на с. 66 | |||
35. | 7.11 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 72 | |||||
36. | 8.11 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Имя существительное | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
37. | 10.11 | Практические упражнения. Деловое письмо: расписка | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия | расписка | Работа над деформированным текстом | Деловые бумаги | Образец подписанного конверта ММО | Упр. 107, подписать конверт | |||
38. | 11.11 | Практические упражнения. Несклоняемые существительные | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | лекарство | Составление предложений с несклоняемыми существительными | Несклоняемые существительные | Таблица по теме «Склонение» ММО | Отвечать на вопросы на с. 78, 79 | |||
39. | 14.11 | Сочинение о лесе по готовому плану (по упр. 98) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция наглядно-образного мышления Анализ, синтез | бригада тишь срез мощь | Составление предложений по данным словосочетаниям | Как писать сочинение | План по упр. 98 ММО | Записать сочинение в тетрадь | |||
40. | 15.11 | Несклоняемые существительные | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание) | фойе кафе пианино | Составление предложений с несклоняемыми словами | Склонение имён существительных | Таблица по теме «Склонение» ММО | Упр. 102, повт. правило на с. 72 | |||
Имя прилагательное (15 часов) | 17.11 | ||||||||||||
41. | 17.11 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Изучение нового материала | Коррекция слухового и зрительного восприятия (узнавание, различение) | галантерея кулинария | Составление словосочетаний | Части речи | Таблица по теме «Части речи» ММО | Упр. 109, повт. правило на с. 80 | |||
42. | 18.11 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | литература | Составление предложений | Имя прилагательное | Таблица по теме «Имя прилагательное» ММО | Упр. 113, повт. правило на с. 80 | |||
43. | 21.11 | Родовые окончания имени прилагательного в единственном числе. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления (узнавание, различение) | манекен | Составление связного высказывания | Категории прилагательного | Таблица по теме «Род прилагательных» ММО | Упр. 115, повт. правило на с. 85 | |||
44. | 22.11 | Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | мастер | Составление мини-рассказа «Моя мама» | Родовые окончания прилагательного в единственном числе | Таблица № 11 по теме «Безударные окончания имён прилагательных» ММО | Упр. 120, выуч. правило на с. 89 | |||
45. | 24.11 | Практические упражнения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитической деятельности (узнавание, различение) | экспедиция континент | Дописать предложения | Падежные окончания прилагательных | Таблица № 11 по теме «Безударные окончания имён прилагательных» ММО | Упр. 126, повт. правило на с. 89 | |||
46. | 25.11 | Практические упражнения. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания и мышления (узнавание, различение) | масштаб | Работа с деформированным текстом | Грамматические категории прилагательного | Таблица по теме «Падежи прилагательных» ММО | Упр. 129, повт. правило на с. 89 | |||
47. | 28.11 | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия, мышления Анализ, синтез | материк | Составление предложений на тему «Следы в лесу» | Падежные окончания прилагательных женского рода | Таблица Р3-20 по теме «Склонение прилагательных» ММО | Упр. 133, выуч. правило на с. 96 | |||
48. | 29.11 | Склонение имён прилагательных на --ий, -ья, -ье | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | милиция | Составление словосочетаний | Имя прилагательное | Таблица по теме «Падежи прилагательных» ММО | Упр. 135, выуч. правило на с. 97, 98 | |||
49. | 1.12 | Склонение имён прилагательных во множественном числе на -ьи | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | монтаж | Составление словосочетаний | Число имен прилагательных | Таблица Р3-11 по теме «Склонение прилагательных во мн.ч.» ММО | Упр. 139, выуч. правило на с. 98 | |||
50. | 2.12 | Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (устная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи | дружина поход половцы | Составление связного высказывания по картине | Как писать сочинение по картине | Репродукция картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» ММО | Упр. 149, написать сочинение по плану | |||
51. | 5.12 | Сочинение по картине по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» (письменная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Развитие речи | щиты поражение | Письменное изложение | Репродукция картины Н.Рериха «Поход князя Игоря» ММО | Повт правило на с. 98 | ||||
52. | 6.12 | Практические упражнения. Склонение имён прилагательных. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Классификация | искусство фестиваль абонемент | Составление словосочетаний | Падежные окончания прилагательных | Таблица Р3-20 по теме «Склонение имени прилагательного» ММО | Упр. 143.Повт правило на с. 89 | |||
53. | 8.12 | Практические упражнения. Имя прилагательное | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения | монтаж | Составление мини-рассказа | Падежные окончания | Таблица по теме «Имя прилагательное» ММО | Отвечать на вопросы на с. 107,108 | |||
54. | 9.12 | Промежуточная контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повт правило на с. 89 | |||||
55. | 12.12 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Имя прилагательное | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
Местоимение (12 часов) | |||||||||||||
56. | 13.12 | Личные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Коррекция зрительного и слухового восприятия мышления Анализ, синтез | мороженое | Составление предложений «Кем хочу быть» | Имя существительное | Таблица Р3-12 по теме «Местоимение» ММО | Упр. 150, выуч. правило на с. 110 | |||
57. | 15.12 | Лицо и число местоимений | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение | мотор | Работа с деформированными предложениями | Личные местоимения | Таблица № 6 по теме «Лицо и число местоимений» ММО | Упр. 153, выуч. правило на с. 111 | |||
58. | 16.12 | Местоимения третьего лица единственного числа | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия. Узнавание Различение | насекомое | Составление предложений | Лицо и число местоимений | Таблица по теме «Местоимение» ММО | Упр. 155, выуч. правило на с. 112 | |||
59. | 19.12 | Склонение местоимений первого и второго лица | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | население | Склонение местоимений 1 и 2 лица | 3 лицо местоимений | Таблица по теме «Склонение местоимений 1 и 2 лица» ММО | Упр. 158, выуч. правило на с. 114, 115 | |||
60. | 20.12 | Склонение местоимений третьего лица | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | паспорт | Ответы на вопросы | Падежи | Таблица по теме «Склонение местоимений 3 лица» ММО | Упр. 162, выуч. правило на с. 117 | |||
61. | 22.12 | Предлоги с местоимениями | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и восприятия Анализ, синтез | патриот | Составление предложений с местоимениями | Личные местоимения | Таблица по теме «Местоимения» ММО | Упр. 166, выуч. правило на с. 120 | |||
62. | 23.12 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повт правило на с. 120 | |||||
63. | 26.12 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на пройденные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
64. | 27.12 | Практические упражнения. Личные местоимения | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция логического мышления | планета | Составление мини-рассказа | Личные местоимения | Таблица по теме «Местоимения» ММО | Отвечать на вопросы на с. 127, 128 | |||
65. | 29.12 | Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (устная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция слухового восприятия Анализ, синтез Развитие речи | композитор портрет лестница крепостной | Устное изложение текста по плану | Правила написания изложения | Текст по упр. 385, план ММО | Дописать изложение в черновиках | |||
66. | 30.12 | Изложение «Мать и сын»» (упр. 385) (письменная работа) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Развитие речи | жестокость | Письменное изложение | Текст по упр. 385 | Повт. правило на с. 117 | ||||
67. | 12.01 | Практические упражнения. Деловое письмо: заявление | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия, внимания Анализ, синтез Развитие речи | регистратура пациент бюллетень | Составление заявления | Деловые бумаги | Образец заявления ММО | Упр.174, написать заявление | |||
Глагол (35 часов) | |||||||||||||
68. | 13.01 | Глагол как часть речи | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение | платформа | Ответы на вопросы | Части речи | Таблица по теме «Понятие о глаголе» ММО | Упр. 177, выуч. правило на с. 129 | |||
69. | 16.01 | Значение глаголов в речи | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Узнавание Различение | почерк | Исправление ошибок в предложениях | Глагол | Таблица по теме «Глагол» ММО | Упр. 180, выуч. правило на с. 129 | |||
70. | 17.01 | Неопределённая форма глагола | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Анализ, синтез | рентген операция санаторий | Составление памятки «Правила поведения в столовой» | Глагол как часть речи | Таблица по теме «Категории глагола» ММО | Упр. 183, выуч. правило на с. 136 | |||
71.. | 19.01 | Правописание шипящих на конце слова | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и восприятия Анализ, синтез | почтальон | Составление предложений | Неопределённая форма глагола | Таблица Р3-15 по теме «Личные окончания глаголов» ММО | Упр. 187, выуч. правило на с. 139 | |||
72 | 20.01 | Сочинение «Находка» по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция наглядно-образного мышления Анализ, синтез Развитие речи | спасение хлопоты находка каморка чашечка | Сочинение по плану, иллюстрациям и опорным словосочетаниям | Как писать сочинение по плану | Иллюстрации на с. 125 ММО | Написать сочинение по упр. 173 | |||
73. | 23.01 | Изменение глаголов по временам | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | программа | Составление мини-рассказа | Глагол | Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО | Упр. 191, выуч. правило на с. 142 | |||
74. | 24.01 | Прошедшее время глаголов. Род и число | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | секретарь швея | Составление предложений с изменением времени | Неопределённая форма глагола | Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО | Упр. 196, выуч. правило на с. 145 | |||
75. | 26.01 | Не с глаголами. Объяснительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и вербальной памяти Узнавание Различение | ненавидеть | Составление памятки «Поведение в спальне» | Глагол | Таблица Р2-20 по теме «Не с глаголами» ММО | Упр. 202, выуч. правило на с. 148 | |||
76. | 27.01 | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | продавец | Работа с деформированным текстом | Неопределённая форма глагола | Таблица Р3-14 по теме «Изменение глаголов по лицам и числам» ММО | Упр. 205, выуч. правило на с. 152, 153 | |||
77. | 30.01 | Правописание глаголов второго лица единственного числа. Словарный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | процент | Составление предложений | Глагол как часть речи | Таблица «2 лицо глаголов» ММО | Упр. 209, повт. правило на с. 152, 153 | |||
78. | 31.01 | Практические упражнения. Лицо и число глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | революция | Составление связного высказывания | Время и лицо глаголов. | Таблица по теме «Глагол» ММО | Упр. 213, повт. правило на с. 152, 153 | |||
79. | 2.02 | Контрольный диктант по теме «Лицо и число глаголов» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повт правило на с. 152, 153 | |||||
80. | 3.02 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
81. | 6.02 | Глаголы третьего лица | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | республика | Ответы на вопросы | Время и лицо глаголов. | Таблица по теме «Глагол» ММО | Упр. 218, повт. правило на с. 160 | |||
82. | 7.02 | Различение глаголов на –тся и -ться | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | рецепт | Составление предложений | Настоящее время глаголов Глаголы третьего лица | Таблица по теме «-Тся и -ться в глаголах» ММО | Упр. 222, повт. правило на с. 162 | |||
83. | 9.02 | Практические упражнения. Время, лицо глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | парашют | Составление предложений | Будущее время глаголов | Таблица Р2-19 по теме «Время глагола» ММО | Упр. 229, повт. правило на с. 162 | |||
84. | 10.02 | Сочинение по личным наблюдениям «Мой день рождения» (по упр. 231) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления на основе личных наблюдений Развитие речи | разочарование радость поздравление | Сочинение по личным наблюдениям | Опорные слова в упр. 231 ММО | Написать сочинение | ||||
85. | 13.02 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Различение | рецепт | Творческое задание | Прошедшее время глаголов | Таблица Р2-19 «Время глаголов» ММО | повт. правило на с. 162 | |||
86. | 14.02 | Спряжение глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение | Россия | Составление предложений по данному началу | Время и лицо глаголов. | Таблица Р3-13 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 239, выуч. правила на с. 172, 173 | |||
87. | 16.02 | Сочинение по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» (по упр. 240) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи | медленно лениво набегают шуршит крякает | Сочинение по картине | Как писать сочинение по картине | Репродукция картины А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» ММО | Написать сочинение | |||
88. | 17.02 | Личные окончания глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и мышления Узнавание Различение | сантиметр | Составление предложений по данному концу | Спряжение глаголов. | Таблица № 11 по теме «Личные окончания глаголов» ММО | Упр. 243, выуч. правила на с. 175 | |||
89. | 20.02 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция логического мышления Узнавание Различение | промышленность | Составление словосочетаний | Глагол | Таблица № 15 по теме «Безударные окончания глаголов» ММО | Упр. 248, выуч. правила на с. 176 | |||
90. | 21.02 | Второе спряжение | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение | слесарь | Составление предложений по опорным словам | Безударные окончания глаголов | Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 252, выуч. правила на с. 176 | |||
91. | 22.02 | Первое спряжение | 1 | Комбинированный | Коррекция зрительного и слухового восприятия Узнавание Различение | спектакль | Составление мини-рассказа | Спряжение глаголов. | Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 256, выуч. правила на с. 176 | |||
92. | 24.02 | Различение глаголов I и II спряжений. Предупредительный диктант | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы | стадион | Творческое задание | Время и лицо глаголов. | Таблица №9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 260, повт. правила на с. 172, 173 | |||
93. | 27.02 | Практические упражнения. Личные окончания глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | стеречь | Составление словосочетаний | Спряжение глагола | Таблица Р3-15 по теме «Личные окончания глаголов» ММО | Упр. 266, повт. правила на с. 172, 173 | |||
94. | 28.02 | Практические упражнения. Спряжение глаголов. | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | температура | Составление устного высказывания | Спряжение глагола | Таблица Р3-13 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Упр. 271, повт. правила на с. 172, 173 | |||
95. | 2.03 | Практические упражнения. Деловое письмо: заметка в стенгазету | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия Анализ, синтез | капитализм | Составление письма | Время и лицо глаголов. | Образец заметки ММО | Написать письмо по упр. 276 | |||
96. | 3.03 | Способы проверки безударных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание Различение | токарь | Работа над деформированным текстом | Безударные окончания глаголов | Таблица № 15 по теме «Безударные личные окончания глаголов» ММО | Упр. 282, выуч. правила на с. 193, | |||
97. | 6.03 | Практические упражнения. Безударные окончания глаголов. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | тренер | Дописать предложения | Спряжение глагола | Таблица № 15 по теме «Безударные личные окончания глаголов» ММО | Упр. 285, выуч. правила на с. 193, | |||
98. | 7.03 | Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке» (по упр. 286) | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия Анализ, синтез Развитие речи | клёв пропажа похититель здоровье | Сочинение по рисунку | Рисунок на с. 200 компьютер | Написать сочинение | ||||
99. | 9.03 | Практические упражнения.. Спряжение глаголов | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание Различение | тротуар | Ответы на вопросы | Спряжение глагола | Таблица № 9 по теме «Спряжение глаголов» ММО | Отвечать на вопросы на с. 201, 203 | |||
100. | 10.03 | Практические упражнения. Деловое письмо: анкета | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция восприятия Анализ, синтез | анкета | Заполнение анкеты | Спряжение глагола. | Образец анкеты ММО | Заполнить анкету по упр. 287 | |||
101. | 13.03 | Контрольный диктант по теме «Спряжение глагола» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить спряжение глагола | |||||
102. | 14.03 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на пройденные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
Предложение ( 20 часов) | 16.03 | ||||||||||||
103. | 1603 | Простое предложение нераспространённое и распространённое. Виды предложений по интонации. | 1 | Изучение нового материала | Коррекция восприятия, мышления Анализ, синтез | тренировать | Составление мини-рассказа | Предложение | Таблица № 5 по теме «Виды предложений» ММО | Упр. 290, выуч. правило на с. 205 | |||
104. | 17.03 | Практические упражнения. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Узнавание различение | тротуар | Составление связного высказывания | Предложение | Таблица № 1, 4 по теме «Члены предложения» ММО | Упр. 296, повт. правило на с. 205 | |||
105. | 30.03 | Простое предложение с однородными членами. Запятая при однородных членах | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания. Анализ, синтез | универмаг | Составление предложений | Члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 302, выуч. правило на с. 212, 213 | |||
106. | 31.03 | Практические упражнения. Однородные члены предложения. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | гарнитур | Составление предложений по схемам | Члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 305, повт. правило на с. 212, 213 | |||
107. | 3.04 | Нераспространённые однородные члены | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | хирург | Составление предложений | Члены предложения | Схемы по теме «Нераспространённые однородные члены» ММО | Упр. 308, выуч. правило на с. 215 | |||
108. | 4.04 | Практические упражнения. Знаки препинания при однородных членах | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | хозяйство | Распространение предложений | Однородные члены предложения | Таблица Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 312, повт. правило на с. 215 | |||
109. | 6.04 | Обращение | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и внимания Анализ, синтез Узнавание различение | центнер | Составление предложений с обращением | Обращение | Схема по теме «Обращение» ММО | Упр. 316, выуч. правило на с. 219 | |||
110. | 7.04 | Знаки препинания при обращении | 1 | Комбинированный | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | чемодан | Составление предложений по схеме | Однородные члены предложения | Схема по теме «Обращение» компьютер | Упр. 319, выуч. правило на с. 224 | |||
111. | 10.04 | Практические упражнения. Знаки препинания при обращении | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | бандероль квитанция | Составление предложений с обращением | Предложение | Таблица по теме «Обращение» ММО | Упр. 326, выуч. правило на с. 224 | |||
112 | 11.04 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | повт. правило на с. 215 | |||||
113. | 13.04 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на изученные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составить предложения со словами | ||||
114. | 14.04 | Сложные предложения Различение сложных предложений и однородных членов. Объяснительный диктант | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | экзамен | Составление сложных предложений и предложений с однородными членами | Однородные члены предложения | Таблицы № 4, Р3-2 по теме «Сложные предложения», «Однородные члены» ММО | Упр. 339, выуч. правило на с. 233 | |||
115. | 17.04 | Союзы и союзные слова в сложном предложении | 1 | Комбинированный | Коррекция восприятия и внимания Анализ, синтез Узнавание различение | электричество | Дополнить сложные предложения | Предложение | Таблица по теме «Сложные предложения» ММО | Упр. 343, выуч. правило на с. 236 | |||
116. | 18.04 | Практические упражнения Сложное предложение с союзами | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | клиент почтамт | Составление предложений по схеме | Сложное предложение | Схемы по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 350, повт. правило на с. 236 | |||
117. | 20.04 | Практические упражнения Сложное предложение без союзов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез Узнавание различение | абонемент | Составление предложений по схеме | Сложное предложение | Схемы по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 355, повт. правило на с. 236 | |||
118. | 21.04 | Практические упражнения Сложное предложение | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения | аэродром | Составление связного высказывания | Сложное предложение | Схемы по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 360, повт. правило на с. 236 | |||
119. | 24.04 | Практические упражнения Деловое письмо: расписка | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез | расписка | Составление расписки | Деловые бумаги | Образец расписки ММО | Написать расписку по упр. 361 | |||
120. | 25.04 | Практические упражнения. Предложение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | бандероль | Ответы на вопросы | Сложное предложение | Вопросы | Отвечать на вопросы на с. 247-249 | |||
121. | 27.04 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль и коррекция умений и навыков | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить предложение | |||||
122. | 28.04 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Предложение | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составление предложений со словами | ||||
Повторение (14 часов) | |||||||||||||
123. | 4.05 | Правописание гласных в корне слова | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция вербальной памяти, мышления Анализ, синтез Узнавание различение | бюллетень | Подборка проверочных слов | Падежные окончания имён существительных | Таблица № 8 по теме «Корень» ММО | Упр. 363, повт. правило на с. 17 | |||
124 | 5.05 | Состав слова | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | галантерея | Составить словосочетания | Корень, приставка, суффикс, окончание | Таблица Р2-21 по теме «Состав слова» ММО | Упр. 367, повт. правило на с. 48 | |||
125 | 8.05 | Части речи | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез Узнавание различение | гарнитур | Составление предложений по опорным словам | Правописание гласных в корне слова | Таблица № 6 по теме «Части речи ММО | Упр. 369, повт. правило на с. 52 | |||
126 | 11.05 | Глагол. Спряжение глаголов | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция зрительного и слухового восприятия Анализ, синтез Узнавание различение | гражданин | Изменение времени глаголов | Время глаголов | Таблица № 9 по теме «Спряжение глагола» ММО | Упр. 374, повт. правило на с. 52 | |||
127 | 12.05 | Местоимение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез Узнавание различение | демократия | Составление предложений с местоимениями | Спряжение глаголов | Таблица Р3-12 по теме «Местоимение» ММО | Упр. 380, повт. правило на с. 109 | |||
128 | 15.05 | Предложение. Виды предложений | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы Узнавание различение | кафе | Составление различных по цели высказывания предложений | Местоимение | Таблица по теме «Предложение» ММО | Упр. 383, повт. правило на с. 109 | ||||
129 | 16.05 | Главные и второстепенные члены предложения | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | квалификация | Распространение предложений | Предложение. | Таблицы № 1, 2, 3, 4 по теме «Члены предложения» ММО | Упр. 326, повт. правило на с. 109 | ||||
130 | 18.05 | Простые предложения с однородными членами | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания Анализ, синтез Узнавание различение | квитанция | Составление предложений по схеме | Однородные члены | Таблица № Р3-2 по теме «Однородные члены» ММО | Упр. 326, повт. правило на с. 227 | |||
131 | 19.05 | Сложные предложения | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления на основе установления причинно –следственных связей Узнавание различение | коловорот | Составление сложных предложений | Простые предложения с однородными членами | Таблица № 3 по теме «Сложное предложение» ММО | Упр. 329, повт. правило на с. 229 | |||
132 | 22.05 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | Коррекция вербальной памяти | Диктант | Текст | Повторить предложение | |||||
133 | 23.05 | Работа над ошибками | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Исправление ошибок | Правила на пройденные орфограммы | Таблица-памятка «Работа над ошибками» | Составление предложений со словами | ||||
134 | 25.05 | Обращение. Знаки препинания при обращении | 1 | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания и мышления Анализ, синтез | Конституция | Составление предложений с обращением | Обращение. | Таблица по теме «Обращение» ММО | Упр. 315, повт. правило на с. 219 | |||
135 | 26.05 | Практические упражнения. Части речи | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция аналитико-синтетической сферы | Отечество | Разбор предложений | Части речи | Таблица № 6 по теме «Части речи» ММО | Упр. 315, повт. правило на с. 219 | |||
136 | 29.05 | Практические упражнения. Предложение | 1 | Актуализация знаний и умений | Коррекция логического мышления Анализ, синтез | Россия | Составление предложений | Предложение | Таблица № 5 по теме «Предложение» |
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета «Русский язык» в 8 классе.
В 8 классе 12 обучающихся, воспитанников. Около 33% обучающихся, воспитанников способны освоить базовый уровень знаний, 33% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 33% обучающихся, воспитанников могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
При оценивании сформированных знаний у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса учитываются три группы обучающихся, воспитанников:
I | II | III |
У этих обучающихся правильное каллиграфическое письмо, Они пишут под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения, допускают небольшое количество ошибок; разбирают слова по составу, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов; различают части речи; строят простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; пишут изложение и сочинение с небольшой помощью; оформляют деловые бумаги с небольшой помощью; умеют пользоваться школьным орфографическим словарем. Знают части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. | Ученики пишут под диктовку, допуская орфографические ошибки, затрудняются составлять предложения по сюжетным картинкам, выполняют грамматические задания с помощью. Они разбирают слова по составу, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов; различают части речи с помощью учителя. Слабо знают части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи взрослого. Без учителя обучающиеся, воспитанники не делают элементарные выводы и обобщения. У них снижен темп работы, они допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью. | Обучающиеся, воспитанники пишут под диктовку текст так, как слышат и произносят, допуская большое количество ошибок; разбирают слова по составу, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов с помощью учителя; не различают части речи; строят простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение с помощью; пишут изложение и сочинение под контролем и с помощью; оформляют деловые бумаги только с помощью под контролем. Слабо знают части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями. Обучение этих школьников происходит путем подробного объяснения учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепляться большим количеством примеров. |
Кузьменко А., Заболоцкая Н., Ясикова Н., Ситников С. | Джабраилов Р., Холопов Т., Иванченко В. Казаченко Р. | Гвоздикова Л., Амирханов Х., Исмаилов Р.,. Бакушин С., |
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
Основными формами контроля достижений обучающихся, воспитанников являются:
тренировочные упражнения,
словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти,
грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения;
в конце каждой темы проводится контрольная работа.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний обучающихся, воспитанников осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Критерии оценки достижения обучающихся, воспитанников
Объём письменных работ в 8 классе:
диктант – в начале года 75 слов, в конце года – 80 слов;
сочинение и изложение – 70 слов.
Оценка письменных работ: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-5 ошибок, «2» - 6-8 ошибок, «1» - более 8 ошибок
За одну ошибку считается:
А) - повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- 3 однотипные ошибки, каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-Б) две негрубые ошибки:
- повторение в слове одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- все однотипные специфические ошибки: замена гласных, пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, грубое искажение структуры слова.
- При наличии 3 исправлений оценка снижается на 1 балл.
Исправляются, но не учитываются:
-ошибки на ещё не изученные разделы орфографии и пунктуации;
-единичный случай пропуска точки в предложении, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла;
-дисграфические (специфические) ошибки: смешение и замена букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановка отдельных слогов или частей слова).
Оценка за грамматический разбор:
«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;
«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;
«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;
«1» - ни одно задание не выполнено.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
К концу года обучающиеся, воспитанники 8 класса должны:
знать:
части речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова но составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Русский язык» в 8 классе.
5.1. Технические средства (мультимедийное оборудование)
Ноутбук «hp».
Интерактивная доска SereerMedia.
Проектор Digital Proyector Proyecteur digital .
-
Печатные пособия, таблицы:
1. Комплект наглядных пособий. Русский язык. Часть 1 Издательство «БАЛАСС».
2. Комплект плакатов. Русский язык из 3 частей по (12 плакатов) часть 1
3. Таблицы по грамматике для начальных классов (14 частей)
4. Таблицы. Грамматика русского языка и математика в таблицах. Русский язык.
5.Таблицы. Русский язык. Начальная школа. Издательство «Дрофа», Тульская типография, 2003.
5.3. Литература
Учебник для 8 класса «Русский язык», авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, входящий в состав перечня учебных изданий для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованный Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва «Просвещение» 2013.
А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» ВЛАДОС, Москва, 1999г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва, 2011г.
Интернет-сайты:
Разработчик программы:
Долганина Мария Михайловна,
учитель русского языка и чтения. ______________Подпись
Учитель русского языка и чтения ___________________Долганина М.М.