12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна92961 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая адаптированная основная образовательная программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Погружение в сказку», 2 класс
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления " Погружение в сказку" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 33учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению "Погружение в сказку ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.
ЦЕЛИ внеурочной деятельности "Погружение в сказку":
- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
Задачи.
Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
Формировать навыки речевого общения.
Формы и методы:
- Беседы с детьми о прочитанных сказках;
-Чтение сказок предусмотренные программой;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
-Дидактические игры;
-Обсуждение и пересказ прочитанных сказок;
-Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях;
-Инсценировка сказок;
-Изготовление аппликаций к сказкам;
-Изготовление иллюстраций к сказкам;
-Изготовление поделок из пластилина;
-Просмотр мультфильмов и сказок;
Основные элементы занятий.
1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.
2) Прослушивание сказки в одном из вариантов
а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.
б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).
3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.
4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.
5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.
6) Упражнения на расслабление и отдых.
Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.
7) Пальчиковый театр.
8) Кукольный театр
9) Драматизация сказки
10 ) Ритуал выхода
Планируемые результаты
Предметные результаты
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь рассказывать сказки;
знать популярные русские народные сказки;
знать признаки сказки как жанра;
знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)
знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;
Основные личностные результаты внеурочной деятельности "Погружения в сказку":
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
вести устный и письменный диалог;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные БУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
различать способ и результат действия;4 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные БУД:
поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
сбор, обработка и передача информации; анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения; применение и представление информации;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:
свободно работать с различными источниками информации;
устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учебно - методическое обеспечение.
1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г. 6. Народные русские сказки. — М., 1982
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные | |||||
1 четверть | 9 | |||||
1 | Путешествие в сказку. Моя любимая сказка. | 1 | уметь отвечать на вопросы полным предложением; | Развитие готовности к сотрудничеству. | Знакомство с выставкой книг «Сказки». Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» | |
2 | Русская народная сказка "Курочка Ряба" | 1 | Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Просмотр сказки "Курочка Ряба". Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | |
3 | Настольный театр. Сказка "Курочка Ряба". | 1 | Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Ролевая игра по теме. | |
4 | Русская народная сказка "Теремок" | 1 | Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам. | оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; | Просмотр сказки "Теремок". Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | |
5 | Настольный театр сказка "Теремок" | 1 | Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме. | формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. | Ролевая игра по теме. | |
6 | Рисуем сказочного персонажа. | 1 | Уметь закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка. | действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") | Делаем рисунки к изученным сказкам. | |
7 | Аппликация "Курочка Ряба". | 1 | Уметь пользоваться ножницами, клеем. | высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. | Изготовление аппликации "Курочка Ряба" | |
8 | Аппликация "Теремок" | 1 | Уметь выполнять аккуратно творческую работу. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | Изготовление аппликации "Теремок" | |
9 | Любимые сказки. (просмотр сказок) | 1 | Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним. | Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; | Экскурсия в библиотеку. Просмотр сказок. Пересказ сказок по сюжетным картинкам. | |
2 четверть | 7 | |||||
1 | Русская народная сказка "Репка" | 1 | Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам. | элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. | Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по сюжетным картинкам. | |
2 | Настольный театр сказка "Репка" | 1 | Знать содержание сказки. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | Ролевая игра по теме. | |
3 | Русская народная сказка "Рукавичка" | 1 | Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам. | Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; | Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по опорному плану. | |
4 | Театр на ладошке сказка "Рукавичка" | 1 | Знать содержание сказки. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Ролевая игра по теме. | |
5 | Имитационные игры | 1 | Знать названия изученных сказок, уметь отгадывать загадки про сказочных персонажей. | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | Имитация движений сказочных животных. Подвижные игры. | |
6 | Викторина по сказкам. | 1 | Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных | Развитие готовности к сотрудничеству. | Работа с дидактическим материалом. Разгадывание загадок. | |
7 | Любимые сказки. Чтение сказок по интересам. | 1 | Знать названия изученных сказок, знать героев сказок. | оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; | Чтение сказок. Краткий пересказ прочитанной сказки. | |
3 четверть | 9 | |||||
1 | Сказка "Лисичка со скалочкой" | 1 | Знать содержание сказки, уметь анализировать поступки героев сказки. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально воспринимать сказки; | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. | |
2 | Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой" | 1 | Знать содержание сказки, уметь передать мимикой, жестами, выразительностью речи характер сказочного героя. | оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; | Ролевая игра по теме. | |
3 | Русская народная сказка «Колобок». | 1 | Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам. | эмоционально воспринимать сказки; | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам. | |
4 | Аппликация к сказке "Колобок" | 1 | Знать правила безопасной работы с ножницами, клеем, уметь пользоваться ножницами. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | Изготовление аппликации к сказке "Колобок" | |
5 | Театр на ладошке. Сказка "Колобок" | 1 | Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку. | понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | Ролевая игра по теме. | |
6 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». | 1 | Знать содержание сказки. Знать героев сказки. Уметь пересказывать сказку по опорному плану. | высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам. | |
7 | Юные художники. | 1 | Уметь аккуратно выполнять творческую работу. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Творческая работа. | |
8 | Викторина по сказкам. | 1 | Знать содержание изученных сказок, уметь отгадывать загадки, работать в паре. | действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") | Активное участие в викторине. | |
9 | Имитационные игры. | 1 | ||||
4 четверть | 8 | |||||
1 | Сказка "Лиса и кувшин" | 1 | высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; | Слушание, чтение сказки, иллюстрирование. | |
2 | Настольный театр "Лиса и кувшин" | 1 | определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Просмотр мультфильма. Ролевая игра. | |
3 | Пластилиновая сказка. | 1 | участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; | формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. | Работа с пластилином. Творческая работа. | |
4 | Угадай героя сказки. | 1 | Уметь отгадывать загадки, работать в коллективе. | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. | Работа с раздаточным материалом, отгадывание загадок. | |
5 | Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». | 1 | определение основной мысли сказки после предварительного его анализа; | способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | |
6 | Русская народная сказка «По щучьему веленью». | 1 | определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. | Чтение сказки. Анализ содержания. Придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма. | |
7 | Викторина по сказкам. | 1 | знать популярные русские народные сказки; | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. | Работа с сюжетными картинками к сказкам, отгадывание загадок про сказки, сказочных героев. Работа в паре, в коллективе. | |
8 | Имитационные игры. | 1 | Знать повадки животных, уметь их воспроизвести. | формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. | Подвижные игры с использованием музыкального сопровождения. |