12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна92961
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
22

Рабочая адаптированная основная образовательная программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Погружение в сказку», 2 класс

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления " Погружение в сказку" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 33учебных часа в год.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению "Погружение в сказку ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.

ЦЕЛИ внеурочной деятельности "Погружение в сказку": 

- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.

Задачи.

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

Формировать навыки речевого общения.

Формы и методы:

- Беседы с детьми о прочитанных сказках;

-Чтение сказок предусмотренные программой;

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

-Дидактические игры;

-Обсуждение и пересказ прочитанных сказок;

-Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях;

-Инсценировка сказок;

-Изготовление аппликаций к сказкам;

-Изготовление иллюстраций к сказкам;

-Изготовление поделок из пластилина;

-Просмотр мультфильмов и сказок;


 

Основные элементы занятий.

1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.

2) Прослушивание сказки в одном из вариантов

а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.

б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).

3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.

4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.

5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.

6) Упражнения на расслабление и отдых.

Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.

7) Пальчиковый театр.

8) Кукольный театр

9) Драматизация сказки

10 ) Ритуал выхода

Планируемые результаты

Предметные результаты

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

уметь рассказывать сказки;

знать популярные русские народные сказки;

знать признаки сказки как жанра;

знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)

знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;

Основные личностные результаты внеурочной деятельности "Погружения в сказку":

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:

 готовность и способность учащихся к саморазвитию;

 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;

 начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

 формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:

 обращаться за помощью;

 задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 определять общую цель и пути её достижения;

 осуществлять взаимный контроль;

 вести устный и письменный диалог;

 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные БУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу;

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

 составлять план и последовательность действий;

 адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

 различать способ и результат действия;4  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные БУД:

 поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

 сбор, обработка и передача информации;  анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

 осуществлять рефлексию способов и условий действий;

 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

 построения рассуждения;  применение и представление информации;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:

 свободно работать с различными источниками информации;

 устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

 

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Учебно - методическое обеспечение.

1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г. 6. Народные русские сказки. — М., 1982

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

     

1

Путешествие в сказку. Моя любимая сказка.

 

1

уметь отвечать на вопросы полным предложением;

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с выставкой книг «Сказки». Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

2

Русская народная сказка "Курочка Ряба"

 

1

Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Просмотр сказки "Курочка Ряба". Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

3

Настольный театр. Сказка "Курочка Ряба".

 

1

Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Ролевая игра по теме.

4

Русская народная сказка "Теремок"

 

1

Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Просмотр сказки "Теремок". Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

5

Настольный театр сказка "Теремок"

 

1

Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме.

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Ролевая игра по теме.

6

Рисуем сказочного персонажа.

 

1

Уметь закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка.

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Делаем рисунки к изученным сказкам.

7

Аппликация "Курочка Ряба".

 

1

Уметь пользоваться ножницами, клеем.

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Изготовление аппликации "Курочка Ряба"

8

Аппликация "Теремок"

 

1

Уметь выполнять аккуратно творческую работу.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Изготовление аппликации "Теремок"

9

Любимые сказки. (просмотр сказок)

 

1

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним.

Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Экскурсия в библиотеку. Просмотр сказок. Пересказ сказок по сюжетным картинкам.

 

2 четверть

 

7

     

1

Русская народная сказка "Репка"

 

1

Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам.

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

2

Настольный театр сказка "Репка"

 

1

Знать содержание сказки.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Ролевая игра по теме.

3

Русская народная сказка "Рукавичка"

 

1

Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам.

Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по опорному плану.

4

Театр на ладошке сказка "Рукавичка"

 

1

Знать содержание сказки.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Ролевая игра по теме.

5

Имитационные игры

 

1

Знать названия изученных сказок, уметь отгадывать загадки про сказочных персонажей.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Имитация движений сказочных животных. Подвижные игры.

6

Викторина по сказкам.

 

1

Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных

Развитие готовности к сотрудничеству.

Работа с дидактическим материалом. Разгадывание загадок.

7

Любимые сказки. Чтение сказок по интересам.

 

1

Знать названия изученных сказок, знать героев сказок.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Чтение сказок. Краткий пересказ прочитанной сказки.

 

3 четверть

 

9

     

1

Сказка "Лисичка со скалочкой"

 

1

Знать содержание сказки, уметь анализировать поступки героев сказки.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально воспринимать сказки;

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

2

Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой"

 

1

Знать содержание сказки, уметь передать мимикой, жестами, выразительностью речи характер сказочного героя.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Ролевая игра по теме.

3

Русская народная сказка «Колобок».

 

1

Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

эмоционально воспринимать сказки;

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам.

4

Аппликация к сказке "Колобок"

 

1

Знать правила безопасной работы с ножницами, клеем, уметь пользоваться ножницами.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Изготовление аппликации к сказке "Колобок"

5

Театр на ладошке. Сказка "Колобок"

 

1

Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Ролевая игра по теме.

6

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок».

 

1

Знать содержание сказки. Знать героев сказки. Уметь пересказывать сказку по опорному плану.

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам.

7

Юные художники.

 

1

Уметь аккуратно выполнять творческую работу.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Творческая работа.

8

Викторина по сказкам.

 

1

Знать содержание изученных сказок, уметь отгадывать загадки, работать в паре.

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Активное участие в викторине.

9

Имитационные игры.

 

1

     
 

4 четверть

 

8

     

1

Сказка "Лиса и кувшин"

 

1

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Слушание, чтение сказки, иллюстрирование.

2

Настольный театр "Лиса и кувшин"

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Просмотр мультфильма. Ролевая игра.

3

Пластилиновая сказка.

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Работа с пластилином. Творческая работа.

4

Угадай героя сказки.

 

1

Уметь отгадывать загадки, работать в коллективе.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Работа с раздаточным материалом, отгадывание загадок.

5

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица».

 

1

определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

6

Русская народная сказка «По щучьему веленью».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Чтение сказки. Анализ содержания. Придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма.

7

Викторина по сказкам.

 

1

знать популярные русские народные сказки;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Работа с сюжетными картинками к сказкам, отгадывание загадок про сказки, сказочных героев. Работа в паре, в коллективе.

8

Имитационные игры.

 

1

Знать повадки животных, уметь их воспроизвести.

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Подвижные игры с использованием музыкального сопровождения.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Понакшина Валентина Ивановна, 05.03.18 в 19:00 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Николаевна, за хорошую программу, у меня 2 класс, с удовольствием возьму к себе в копилку.
Артеменко Елена Николаевна, 05.03.18 в 20:54 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Валентина Ивановна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.