12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8667
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
17

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности «Предметно-практические действия», класс «Особый ребенок», 1 год обучения

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;

Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения);

«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с интеллектуальными нарушениями, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

-выработать у детей трудовые навыки;

-формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;

-развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

-способствовать развитию речи;

-развивать творческие способности.

Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

 

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,

 

Основная образовательная программа начального общего образования.

 

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание коррекционного курса «Предметные действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуля­циями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

Коррекционный курс «Предметные действия» входит в образовательную область «Коррекционно-развивающие занятия» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводитс4 3 часа в неделю, 98 часов в год;

Материал предмета «Предметно-практические действия» представлен следующими содержательными линиями:


 

п/п

Содержательные линии

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач

1

Действия с материалами.

Сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.

Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

2

Действия с предметами.

Захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.


 

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

личностные

освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Предметные

- представление о многообразии окружающих предметов и материалов;

- знание об основных свойствах предметов и материалов;

- осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами;

- формирование умения классифицировать предметы и материалы по группам.

Методическая литература для учителя:

Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.

Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ

Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.

 

1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Оборудование:

- Магнитная доска, набор букв на магнитах.

- Образцы письменных букв.

- Касса букв и слогов.

- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

- Таблицы к основным разделам грамматического материала.

- Классная доска.

- Интерактивная доска.

- Компьютер.

- Проектор.Телевизор.

- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.

Календарно-тематическое планирование по «Предметно-практической деятельности».

Тема

Кол-

во

часов

Дата

по плану

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Предметные

Личностные

I четверть (26 ч)

 

Действия с предметами.

   

1

Предметно-манипулятивные действия.

1

01.09

Уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Наблюдение за движущимися предметами.

Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами

Выполнение действий с предметами: катание, бросание, перекладывание, складывание.

Текущий контроль.

2

Простые подражательные действия.

1

04.09

3-5

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой).

3

06.09

08.09

11.09

5

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны.

2

13.09

15.09

Освоение простых действий с предметами и материалами.

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

 

Действия с материалами

   

Рассматривание различных по качеству материалов: бумагу, ткань, природный материал. умение воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; скатывание из бумаги шариков; раскладывание кусочков ткани на столе; рисовние на бумаге, заворачивание в бумагу предметов, выполнение последовательно организованных движений.


 


 


 

Текущий контроль.

6

Действия с материалами разных поверхностей.

2

18.09

20.09

Умение фиксировать взгляд на объекте;

 

7

Знакомство с разными видами бумаги.

1

22.09

Умение сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;

8

Упражнения с бумагой.

1

25.09

Овладение начальными навыками адаптации.

9

Размазывание материала (краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).

1

27.09

Выполнять последовательно организованные движения.

10

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками.

2

29.09

02.10

Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

11

Природный материал. Экскурсия.

1

04.10

12

Работа с природным материалом.

2

06.10

09.10

 

13

Обобщение изученного материала.

1

11.10

 
 

Действия с предметами.

   

14

Моя любимая игрушка.

1

13.10

Уметь показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку; выполнять простые действия с игрушкой.

Подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. Знать названия любимых игрушек и действия с ними. (пассивный словарь); название игрушки и действие с ней. (пассивный словарь).

Текущий контроль.

15

Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой.

1

16.10

16

Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки).

1

18.10

 

 

17

Ориентировка на своем лице и на лице куклы.

2

20.10

23.10

Уметь захватывать и удерживать предмет.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

18

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.),

1


 


 


 

1

25.10


 


 


 

27.10

Уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

Уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

 

Повторение пройденого.

1

30.10

     

II четверть (21 ч)

 

Действия с предметами.

   

19

Покажи предмет.

1

10.11

Освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Действовать с предметами: сжимать, разжимать, действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. Находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию.

Текущий контроль.

20

Изучение предметов.

2

13.11

15.11

21

Угадай предмет.

1

17.11

Уметь захватывать и удерживать предмет;

Уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.


 

22

Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).

1

20.11

23

Простые постройки из кубиков.

1

22.11

 

Действия с материалами.

       

24

Работа с сыпучими материалами.

1

24.11

Уметь пересыпать крупы с помощью кулака; Уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Уметь рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы.

Уметь переливать воду из одного стакана в другой;

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Выполнять элементарные действия с крупами, фасолью (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой, переносить ложкой и/или ладошкой.

Понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой.

Текущий контроль.

25

Разбор круп по заданию педагога

2

27.11

29.11

26

Пересыпание круп.

1

01.12

27

Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков.

2

04.12

06.12

28

Рисование пальчиками

1

08.12

29

Рисование ладошками.

1

11.12

30

Игры с водой.

2

13.12

15.12

31

Обобщение изученного материала.

1

18.12

   
 

Действия с предметами.

   

32

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

1

20.12

Уметь выполнять последовательно организованные движения;

Принятие и освоение социальной роли уч-ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

Действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя, соотносить действия со словами; выполнять игровые задания, использовать предметы разного цвета, величины, формы.

Текущий контроль.

33

Сборно-разборные игрушки: конструктор, вкладыши.

2

22.12

25.12

Уметь захватывать и удерживать предмет

34

Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме.

1

27.12

Уметь играть с конструктивными материалами.

III четверть (27 ч)

 

Действия с предметами.

   

35

Складывание фигур из счетных палочек.

2

10.01

12.01

Формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.


 

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание фигур из счетных палочек по словесной инструкции.

Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали или горизонтали.

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету).

Текущий контроль.

36

Складывание разрезных картинок.

2

15.01

17.01

37

Конструктор. Знакомство.

1

19.01

Уметь играть с конструктивными материалами.

38

Работа с конструктором.

3

22.01

24.01

26.01

39

Мозаика. Знакомство.

1

29.01

Умение выкладывания прямого ряда из мозаики одного цвета.

40

Работа с мозаикой.

2

31.01

02.02

41

Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке.

2

12.02

14.02

Умение работать с геометрическими фигурами.

 

Действия с материалами.

   

42

Работа с пластилином.

3

16.02

19.02

21.02

Умение правильно работать с пластилином.

Восприятие ППД, как части общечеловеческой культуры.

Выполнять элементарные действия с сыпучими материалами (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой, переносить ложкой и/или ладошкой.

Понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

Разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.

Текущий контроль.


 


 


 

Текущий контроль.

43

Поделка из пластилина и круп «Ежик»

1

26.02

44

Пластилиновое панно.

1

28.02

Умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

45

Знакомство с песком.

2

02.03

05.03

Узнавать материалы на ощупь, по звуку;

Выполнять последовательно организованные движения;

Следование в поведении социальных норм.

46

Игры с песком.

2

07.03

09.03

47

Изготовление панно из чайной заварки.

2

12.03

14.03

Умение рассматривать различные по качеству материалы.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

48

Пересыпание песка и чая.

2

16.03

19.03

49

Обобщение изученного материала.

1

21.03

   

IV четверть (24 ч)

 

Действия с предметами.

   

50

Игры с прищепками.

2

02.04

04.04

Уметь выполнять последовательно организованные движения;

Овладение начальными навыками адаптации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Раскладывать по порядку, от большего к меньшему и наоборот; разбирать по цвету. Завязывать шнурки с помощью учителя на простой узел.

Последовательно выполнять шнуровку завязывать ленты с помощью учителя на простой узел.

Соотносить действия со словами, находить нужные детали.

Собирать домик из отдельных деталей.

Текущий контроль.

Текущий контроль.

51

Работа с нитками и тканью.

2

06.04

09.04

52

Шнуровка. Упражнения по шнуровке.

3

11.04

13.04

16.04

Уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности;

53

Раскладывание и складывание пирамидки.

1

18.04

 

54

Задание с пуговицами разной величины.

3

20.04

23.04

25.04

Умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

Эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

55

Завязывание и развязывание узелков.

2

27.04

30.04

Формирование умения фиксировать взгляд

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

56

Задание с лентами.

2

02.05

04.05

57

Выбор предмета по заданию педагога

1

07.05

Формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

58

Размазывание пластилина по заготовкам

1

11.05

59

Разложи по форме.

2

14.05

16.05

60

Игры с кубиками.

2

18.05

21.05

 

Овладение начальными навыками адаптации.

61

Складывание фигур из кубиков.

1

23.05

Умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;

62

Обобщение материала по разделу: «Действия с предметами»

1

25.05

 

Действия с материалами.

     

63

Действия с природными материалами.

2

28.05

30.05

   

Повторение изученного материала.

Текущий контроль.


 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (1)

Сидорова Зоя Григорьевна, 16.01.18 в 23:18 0Ответить Пожаловаться
Елена Александровна!
Представленная Вами публикация поэтапно позволяет решить
поставленные задачи.
Подробно разработаны формы и методы для реализации задуманного.
Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал.
Успехов Вам!
Зоя.

Отредактировано 16-01-2018 23:21

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.