Образовательная программа внеурочной деятельности «Здоровячёк» (3 класс)

9
3
Материал опубликован 13 April 2017 в группе

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

(МОУ Степановская СОШ)

 

Согласовано:

Зам директора по УВР:

Грибова С.Ю

Рассмотрено на

Педагогическом совете

Протокол №

т « »________20

Утверждаю

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »__________20

 

 

очая программа

РОООб

Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Здоровячёк»

Рабочая программа составлена учителем Акатовой И.А.

Степаново 2015 год.

Пояснительная записка

 

Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни школьников.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.

Программа «Здоровячек» представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

Программа кружка направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности младших школьников.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон РФ “Об образовании”;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Цель:

укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению , предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа предназначена для обучающихся 2-3 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 5-10 человек.

Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий

Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:

- спортивный инвентарь;

- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

- набор ЭОР по тематике курса.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 34 часа

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Методическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы основано на:

- литературе по валеологии, анатомии, здоровому образу жизни;

- методических пособиях для УДО;

- разработанных сценариях массовых мероприятий по здоровому образу жизни, валеологии

- специальной и художественной литературе по здоровому образу жизни;

- разработанном дидактическом материале.

Психологическое обеспечение:

Создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях, применение индивидуальной и групповых форм обучения. Условия реализации программы.

Кружок: « Здоровячок» объединяет детей и подростков, желающих укрепить свое здоровье.

Игры и упражнения на свежем воздухе они взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.

 

Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Конечный результат

Учащиеся должны знать:

Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.

Правила ухода за кожей

.Золотые правила питания, полезные продукты.

Правила здорового сна, хорошего настроения.

Правила для поддержания правильной осанки.

Признаки здорового и закаленного человека.

Правила безопасности на воде., в лесу, в криминогенной обстановке

Правила хорошего тона.

Задачи оздоровительных пауз.

Вопросы физического и духовного здоровья.

Вопросы гигиены и питания, закаливания,

Учащиеся должны уметь:

Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.

Следить за кожей, ногтями.

Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.

Соблюдать режим дня.

Соблюдать правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила для поддержания правильной осанки.


 

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

Формы организации занятий

Для более эффективной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:

*проведение занятия в виде урока

*Беседы

«Что такое гигиена», «Культура питания: самые полезные продукты», « Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Берегите осанку», «Визит к стоматологу», «Начинаем утреннюю гимнастику», «Гигиена одежды», «Берегите зрение», «Лекарственные растения», « Овощи и фрукты- витаминные продукты», «Зубы и наше здоровье»

*Акции: «Нет сигарете!» (Международная неделя отказа от курения- с 18 ноября или Всемирный день борьбы с курением – 31 мая); «Мир без наркотиков»; «Мы за ЗОЖ»; «Бегом от болезней!»; «Эстафета здоровья».

*Творческие конкурсы:

- Конкурс плакатов, пропагандирующих ЗОЖ; Конкурс рисунков: « Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт» и т. д.;

-Фотоконкурсы; Спортивные игры и соревнования;

- Дискуссии, «круглые столы»;

-День здоровья ( 7 апреля – Всемирный день здоровья, 27 сентября - Всемирный день туризма).

просмотр фильмов, отражающих разнообразные жизненные ситуации

встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки

встречи с людьми спецслужб (пожарными, медиками, сотрудниками милиции)

классные часы на нравственные темы

тематические викторины, устные журналы

выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человек

 

Тематическое планирование кружка «Здоровячок»»

№ n/n

Наименование тем

Количество часов

1

Гигиена и здоровье

7

2

Вредные привычки

5

3

.Питание и здоровье

3

4

Если хочешь быть здоров

7

5

Безопасное поведение

3

6

Первая помощь

6

7

Здоровье и спорт

3

Содержание

Гигиена и здоровье -7ч

Вводное занятие: - 1 часа.

Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.

2 Что такое здоровье? 1 час. Здоровье человека что это такое . каким оно бывает. От чего оно зависит. Тест на определение качества своего здоровья.

3 Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей.

4 Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы, стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами.

5 Режим дня, необходимость его соблюдения, составление индивидуальных режимов дня

6 Сохранение и профилактика остроты зрения

7 Внешний вид и

Вредные привычки 5 ч. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни

.Питание и здоровье -3ч

Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное

Если хочешь быть здоров -7 ч

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Профилактика простудный заболеваний. Практика самомассажа . Выполнение оздоровительных пауз.

Безопасное поведение-3

Как правильно вести себя, на дороге, в лесу. Как вести себя с незнакомыми людьми .

 

Первая помощь-6 уроков

Как помочь себе и своим товарищам в ситуациях с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Здоровье и спорт -3часа

Влияние спорта на здоровье человека.

Знакомство с подвижными и русскими народными играми

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

Тема

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

 

Гигиена и здоровье.

7

1.

Вводное занятие

1

   

2

Что такое здоровье?

1

   

3.

Гигиена и её друзья

1

   

4

Как сохранить улыбку здоровой.

1

   

5.

Режим дня, необходимость его соблюдения

1

   

6

Зрение. Гигиена зрения.

1

 

 

7 .

Мой внешний вид- мое здоровье

1

 

 
 

Вредные привычки

5

8

Полезные и вредные привычки

1

   

9

Курить здоровью вредить

1

   

10

Нецензурные слова.

Не ругайся, братец, козленочком станешь!

1

   

11

Урок Мойдодыра

1

   

12

Почему нельзя давать клички

 

1

   
 

Питание и здоровье.

3

13

Десять правил здорового питания

1

   

14

Как следует питаться

1

   

15

Значение витаминов для организма человека

1

   

 

Если хочешь быть здоров

7

16

Здоровый образ жизни

1

   

17

Здоровые зубы – всякому любы

1

   

18

Режим дня

1

   

19

Закаливание

1

   

20

Телевидение , видео, компьютерные игры

1

   

21

Утренняя зарядка

1

   

22

Как сделать щит от простуды

1

   

 

Безопасное поведение

3

23

Безопасное поведение на дороге

1

   

24

Безопасное поведение в доме

1

   

25

Безопасное поведение в лесу

1

   

 

Первая помощь

6

26

Первая помощь при ушибах

1

   

27

Первая помощь при пожаре

1

   

28

Первая помощь утопающему

1

   

29

Первая помощь при отравлениях

1

   

30

Первая помощь при солнечном ударе

1

   

31

Первая доврачебная помощь

1

   

.

Здоровье и спорт

3

32

Влияние спорта на здоровье человека

1

   

33

Подвижные игры

1

   

34

Русские народные игры

1

   

Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса

Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009

Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008

Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008

Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000

Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999

Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993

Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998

Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998

Большая книга правил для воспитанных детей

Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за педагогический опыт

21 April 2017

Благодарю!

23 April 2017