Рабочая адаптированная основная образовательная программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающего курса «Альтернативная коммуникация»

14
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»



Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2017

Протокол № _____

_____________________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2017

Протокол № _____

зам. директора по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2017

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2017

Приказ № _____

Маликова Н.А.












РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ"

                                         КЛАСС "ОСОБЫЙ РЕБЕНОК" (1 ГОД)

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.


Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Альтернативная коммуникация" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 67 учебных часа в год.

 Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи:

    Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

    Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

    Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами.

    Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

    Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Планируемые личностные и предметные результаты

Возможные предметные результаты должны отражать

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

    Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

    Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

    Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

    Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

    Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

    Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

    Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

    Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

    использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

    пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

Личностные результаты

    основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

    социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

    формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

    формирование уважительного отношения к окружающим;

    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:

 готовность и способность учащихся к саморазвитию;

 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:

 обращаться за помощью;

 задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 определять общую цель и пути её достижения;

 осуществлять взаимный контроль;

 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные БУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу;

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

 составлять план и последовательность действий;

 адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

 различать способ и результат действия;

 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные БУД:

 сбор, обработка и передача информации;

 анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

 осуществлять рефлексию способов и условий действий;

 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:

- уметь использовать коммуникации с использованием невербальных средств;

- развитие речи средствами невербальной коммуникации: импрессивная речь, экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Нормативная база

    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

    Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

    Основная образовательная программа начального общего образования;

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

    Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

    словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

    наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

    практический метод (упражнения, практическая работа);

    репродуктивный метод (работа по алгоритму);

    коллективный, индивидуальный;

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

Критерии

Фамилии учащихся

1.Выполняет действие самостоятельно.

2.Выполняет действие по инструкции.

3.Выполняет действие по образцу.

4.Выполняет действие с частичной физической помощью.

5.Выполняет действие со значительной физической помощью.

6. Действие не выполняет.

7.Узнает объект.

8.Не всегда узнает объект.

9.Не узнает объект.

Учебно - методическое обеспечение.

    специально подобранные предметы,

    графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

алфавитные доски, таблицы букв, карточки с напечатанными словами.

1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).

5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные

1 четверть

17

1-4

Обследование общего развития учащихся.

4

Понимать обращенную речь, знать свое имя, откликаться на него.

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

Наглядно-дидактические пособия, дидактические игры.

5-7

Начинаем общаться: "Жесты, символы и их значение".

3

Знать жесты: здравствуй, привет, до свидания, пока.

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Ролевые игры по теме.

8-10

Мимика и ее роль в общении.

3

Знать положительные эмоции: радость, восторг. Знать отрицательные эмоции: страх, злость.

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

Работа с карточками эмоциями, дидактические игры.

11

Жесты и символы "Есть/кушать".

1

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом.

формирование уважительного отношения к окружающим;

Работа с сюжетными картинками.

12

Жесты и символы: "Основные нужды." "Пить".

1

Уметь соотносить жесты со словом.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Практическое занятие.

13

Жесты и символы: " Ситуация "Я хочу есть".

1

Уметь владеть невербальными (альтернативными)средствами коммуникации.

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Ролевая игра по теме.

14

Жесты и символы: Ситуация "Я хочу пить"

1

Понимать бытовую и ситуативную речь.

развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

Просмотр презентации по теме.

15

Знакомство с жестом и символом "Да"

1

Владеть первичными коммуникативными навыками.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Дидактические игры.

16

Знакомство с жестом и символом "Нет"

1

Использовать в диалогической речи коммуникативно-значимые слова: да, нет.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Работа с символами, рисунками.

17

Повторение жеста и символа "Я хочу есть"

1

Уметь использовать доступные жесты для передачи сообщения.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Дидактические игры.

2 четверть

14

1

Знакомство с жестом и символом "Еда"

1

Уметь соотносить жест со словом.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Практическое занятие.

2

Знакомство с жестом и символом "Печенье"

1

Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

Ролевая игра.

3

Повторение жеста и символа "Я хочу пить"

1

Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи.

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Практическое занятие.

4

Знакомство с жестом и символом "Вода/питьевая"

1

уметь выполнять инструкции педагога.

формирование уважительного отношения к окружающим;

Дидактические игры.

5

Знакомство с жестом и символом "Мыть/Мыть руки"

1

Уметь мыть руки, лицо.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Практическое занятие.

6

Знакомство с жестом и символом "Кран"

1

Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограмм.

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Дидактические игры.

7

Знакомство с жестом и символом "Мыться/Принимать душ"

1

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

Работа с сюжетными картинками.

8

Знакомство с жестом и символом "Туалет"

1

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

9

Ситуация "Я хочу в туалет"

1

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

овладение общепринятыми правилами поведения;

10

Ситуация "В столовой"

1

уметь выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);

наличие интереса к практической деятельности.

Практическое занятие.

11

Знакомство с жестом и символом "Встать"

1

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

первоначальное осмысление социального окружения;

Ролевые игры по теме.

12

Знакомство с жестом и символом "Сидеть/ Садиться"

1

Воспроизводить в игре действия с предметами.

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Просмотр презентации, практические упражнения.

13

Знакомство с жестом и символом "Давать"

1

Использовать жесты, как средство общения.

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

Практическое занятие.

14

Повторение.

1

3 четверть

19

1

Знакомство с жестом и символом "Я, Мне."

1

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Практическое занятие.

2

Знакомство с жестом и символом "Ты, тебе"

1

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

Практическое занятие.

3

Знакомство с жестом и символом "Дом/свой дом"

1

Понимание слов, обозначающих предмет.

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

4

Знакомство с жестом и символом "Хороший/хорошо"

1

Понимание обобщающих понятий.

формирование уважительного отношения к окружающим;

5

Знакомство с жестом и символом "Плохо/плохой"

1

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6

Знакомство с жестом и символом "Молодец"

1

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак.

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Практическое занятие.

7

Знакомство с жестом и символом "Мама"

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Практическое занятие.

8

Знакомство с жестом и символом "Папа"

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

Практическое занятие.

9

Знакомство с жестом и символом "Бабушка"

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ролевые игры.

10

Знакомство с жестом и символом "Дедушка"

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

11

Знакомство с жестом и символом "Брат"

1

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

формирование уважительного отношения к окружающим;

12

Знакомство с жестом и символом "Сестра"

1

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

13

Сюжетно-ролевая игра "Моя семья"

1

Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Сюжетно-ролевая игра.

14

Знакомство с жестом и символом "Кровать", "Спать"

1

Понимание слов, обозначающих предмет.

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Дидактические игры

15

Знакомство с жестом и символом "Диван"

1

Понимание слов, обозначающих предмет.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Дидактические игры

16

Знакомство с жестом и символом "Кукла"

1

Понимание слов, обозначающих предмет.

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Дидактические игры

17

Знакомство с жестом и символом "Кубики"

1

Понимание слов, обозначающих предмет.

формирование уважительного отношения к окружающим;

Дидактические игры

18

Знакомство с жестом и символом "Мяч"

1

Понимание слов, обозначающих предмет.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Наглядно-дидактические пособия, дидактические игры.

19

Повторение.

1

4 четверть

17

1

Знакомство с жестом и символом "Идти. Иди сюда"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Практическое занятие.

2

Знакомство с жестом и символом "Стоять"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

Практическое занятие.

3

Знакомство с жестом и символом "Смотреть. Видеть"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Практическое занятие.

4

Знакомство с жестом и символом "Машина"

1

Понимание обобщающих понятий.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Дидактические игры

5

Знакомство с жестом и символом "Автобус"

1

Понимание обобщающих понятий.

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Дидактические игры

6

Знакомство с жестом и символом "Дом. Свой дом"

1

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Наглядно-дидактические пособия, дидактические игры.

7

Знакомство с жестом и символом "Одеваться"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

формирование уважительного отношения к окружающим;

Работа с сюжетными картинками.

8

Знакомство с жестом и символом "Раздеваться"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Работа с сюжетными картинками.

9

Знакомство с жестом и символом "Стол"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Работа с сюжетными картинками.

10

Знакомство с жестом и символом "Стул"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Работа с сюжетными картинками.

11

Знакомство с жестом и символом "Ёще"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Наглядно-дидактические пособия, дидактические игры.

12

Знакомство с жестом и символом "Да, нет"

1

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

13

Знакомство с жестом и символом "Пожалуйста, спасибо"

1

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

формирование уважительного отношения к окружающим.

Практическое занятие

14-17

Повторение.

4

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Работа с сюжетными картинками.




дидактический материал
DOCX / 1.01 Мб


жесты и символы
PPTX / 2.09 Мб






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации