Рабочая образовательная программа «Ребята, давайте жить дружно!» для 3 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» НМР РТ
Рабочая
образовательная программа
«Ребята, давайте жить дружно!»
для 3 класса
Синагатуллиной Эльвиры Ринатовны,
учителя начальных классов
Пояснительная записка
Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
С поступлением в школу ребёнок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться. Как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, ребёнок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На её основе при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных способностей. Ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.
Помимо усвоения специальных умственных действий ребёнок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
Проблемой в развитии младших школьников является формирование так называемой социальной речи, в которой содержится попытка сообщить что-то другому человеку. Наблюдая за разговорами детей, Ж. Пиаже выяснил, что социальная речь противостоит эгоцентрической, которая не рассчитана на общение с другими. Долгие разговоры с самим собой в присутствии других учёный назвал коллективным монологом. Он полагал, что процесс состоит в «постепенном переходе от эгоцентрической речи, со свойственным ей коллективным монологом, к социализированной - речи, связывающей детей в процессе их общения».
JI.C. Выготский считал, что «эгоцентрическая речь направляет развитие детского мышления и деятельности, помогая ребёнку в решении задач прежде, чем он, подобно взрослым, овладеет внутренней речью». Он доказал, что эгоцентрическая речь не исчезает, а «сливается с мыслью», превращаясь во внутреннюю речь. Когда мышление и речь сливаются полностью, ребёнку для управления своими действиями не обязательно проговаривать вслух отдаваемые себе команды, вместо этого он использует беззвучную внутреннюю речь. Это происходит и в тех случаях, когда ребёнок решает социальные проблемы поведенческого характера, например при переходе улицы, в конфликтных ситуациях, происходящих в игре, и т.д.
Следовательно, формирование коммуникативных способностей ребёнка происходит на основе овладения средствами языка: умения свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Речь ребёнка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным выразителем. По тому, как ребёнок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить представление о том, как он думает, воспринимает и осмысливает окружающее.
Продолжая исследования этой области детской психики, B.C. Мухина отмечает, что в сфере «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - родители» возникают новые отношения «ребёнок - учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для школьника нормативные требования воплощаются с большей определённостью, чем в семье, ведь в первичных условиях общения трудно выделить себя и оценить характер своего поведения. Только учитель, предъявляющий требования к ученику, оценивая его поведение, создаёт нормальные условия для жизни ребенка в социуме. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, но и в семье.
Характер адаптации и отношение со стороны семьи определяют состояние и развитие личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребёнка семьи происходят изменения и внутри семейных отношений: теперь ребёнок - ученик, с ним советуются, с ним считаются.
Используемые в этот период средства эффективного общения определяют отношение к ребёнку окружающих людей. Общение становится школой социальных отношений. Ребёнок бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Так же бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости.
Таким образом, именно семья, учитель и сверстники помогают младшему школьнику освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.
Е.Е. Сапогова отмечает, что особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их коммуникативных способностей. Иначе говоря, учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают.
В учебной деятельности младших школьников больше всего привлекают эмоциональность, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нём и в значительно меньшей степени познавательная сторона. Однако в исследованиях В.В. Давыдова обнаружено, что в экспериментальном обучении, когда внимание ребёнка обращается на происхождение, смысл и суть явлений, познавательный компонент выступает более ярко. Это значит, что для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности. Здесь особое место занимает вовлечение ребёнка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем. Одна из закономерностей такого формирования состоит в том, что процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развёрнутого знакомства с главными компонентами учебной деятельности, и дети втягиваются в их активное осуществление.
Психологами доказано, что у большинства младших школьников складываются предпосылки формирования важных социальных качеств. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность, определяется по тому, как ребёнок входит в новый коллектив сверстников, какое занимает в нём место, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.
Для успешной социальной адаптации младших школьников, необходимо заложить такое качество как контактность. Контактность – это умение детей вступать в нормальные, продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Это проявляется в умении быть активным в беседе; не бояться первым начинать общение с незнакомыми детьми, с учителем, используя при этом знания этикета; вступать в совместную деятельность со сверстниками (игровую, познавательную, трудовую и т.д.) и проявлять в ней инициативу и творчество.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Таким образом, актуальность данной темы определяется следующими фактами:
- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования;
- с требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.
Таким образом, целью программы является: развитие коммуникативной сферы учащихся начального звена.
Задачи программы:
Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
Развитие средств невербального общения.
Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).
Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).
Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей, педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточные:
1. Повышение активности, инициативности и мотивации детей на занятиях;
2. Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и взаимодействие в группе)
3. Изменение и стабилизация эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций
4.Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей
Итоговые:
1. Повышения уровня конструктивности поведения
2. Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожности, агрессивности,
3. Гармонизация психологического климата в группе
4. Усиление межличностного взаимодействия в группе
5. Перенос социальных навыков в реальную жизнь
Формы проведения занятий:
1. Занятие с элементами тренинга;
2. Интерактивные занятия
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Всего |
1 | «Знакомство» | 1ч |
2 | «Общаемся играя» | 1ч |
3 | «Учимся общаться» | 1ч |
4 | «Страна «Эмоций» | 1ч |
5 | «Почему люди ссорятся?» | 1ч |
6 | «Что такое дружба» | 1ч |
7 | «Учимся дружить» | 1ч |
8 | «Хорошо ли мы знаем друг друга?» | 1ч |
9 | «Взаимопомощь и сотрудничество» | 1ч |
10 | «Планета - сотрудничества» | 1ч |
11 | «Объединяемся играя» | 1ч |
12 | «Мы - единая команда» | 1ч |
| Итого | 12 ч |
Содержание программы
Занятие №1 «Знакомство»
Цель: развитие навыков общения, положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; развивать навыки сотрудничества; научить детей доверять друг другу.
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего дня мы будем учиться работать одной единой командой. И на этом занятии мы узнаем друг друга ближе. Давайте все вместе встанем в круг и познакомимся друг с другом.
(Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:
Доброе утро, Лена... (называются имена детей по кругу). Доброе утро, …(имя педагога).Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают). Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Упражнение «Доброе животное»
Педагог:
- Теперь мы вместе с вами поиграем в игру под названием «Доброе животное».
Педагог - психолог (говорит тихим, таинственным голосом):
- Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Упражнение «Приклей пятачок»(способствует развитию взаимоподдержки, развивает умение слушать партнера).
На стене висит изображение головы Хрюши без пятачка. Детям по очереди закрывают глаза. С помощью подсказок детей ребенок с завязанными глазами должен прикрепить пятачок как можно точнее.
Педагог: - Следующая игра покажет нам, как мы узнали друг друга.
Игра «Узнай по голосу»
(развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона)
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Игра «Ласковое имя»
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.
ЗавершениеВ конце занятия педагог задает вопросы детям: «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии или что больше всего запомнилось»?
Прощание
Дети берутся за руки и все вместе произносят девиз: «Вместе мы сила».
Занятие №2 «Общаемся играя»
Цель: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации, предполагающей обмен информацией, налаживание отношений, кооперацию и построение личного пространства.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Педагог заходит в класс и предлагает детям немного поиграть. Проводится тематическая игра-разминка «Угадай животное».
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Давайте поиграем в игру «Угадай животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать, каких животных вы изображаете. Все должны представлять разных животных. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?
Дети высказывают свои предположения. Педагог должен подвести детей к выводу, что надо договориться друг с другом о том, кто какое животное будет изображать.
Педагог:
- Водящий будет выходить из класса, а вы в это время должны договориться, кто какое животное изображает.
(Педагог в начале игры помогает детям договориться, а затем участники пытаются делать это самостоятельно. Хорошо, если все желающие побывают в роли водящего).
Педагог:
- Вы очень хорошо справились с заданием, сумели изобразить разных животных. Как вы думаете, животным нравится жить в лесу? Почему?
(Дети по очереди высказывают свое мнение.)
Педагог:
- Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но, чтобы оказаться в лесу, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться различные препятствия, и их нужно суметь преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь. Встаньте все в колонну по одному за... (Называется имя ребенка. Желательно, чтобы он был бойким и сообразительным.)
Педагог:
- Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. По дороге вам будут встречаться различные препятствия, которые я буду называть. Задача водящего решить, как это препятствие можно преодолеть, сказать нам об этом и показать, как он станет это делать. Вы должны точно повторять его движения, преодолевая препятствие. По моему хлопку все останавливаются, водящий становится в хвост змейки и водящим становится тот, кто оказался первым в колонне.
(Все дети могут побывать в роли водящего, количество препятствий должно соответствовать числу участников игры. Во время игры используется музыкальное сопровождение).
Игра «Жизнь в лесу» (развивает навыки невербальной коммуникации и взаимодействия)Педагог включает музыку леса, садится на пол и рассаживает детей вокруг себя.
Педагог:
- Ребята, а вы знаете, как дружат и общаются звери в лесу? Они ведь не знают человеческого языка, но ведь им тоже надо как-то разговаривать и общаться. Поэтому у них есть особый язык. Сейчас мы с вами будем зверушками. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку). Когда хотим спросить как дела – мы хлопаем ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Итак, начинаем! Выглянуло солнышко, наши зверушки выходят на полянку…».
(Важное правило игры - исключение разговоров. Если дети все же начинают разговаривать, Педагог подходит к ним и прикладывает палец к губам, напоминая, что звери в лесу не умеют разговаривать).
Завершение
В конце занятия педагог задает вопросы детям: «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии или что больше всего запомнилось»?
Прощание
Дети, стоя в кругу, по очереди, говорят, прикасаясь друг к другу ладошками:
Спасибо, Саша, спасибо, Маша, и так все дети.
(Берутся все вместе за руки: спасибо всем нам (аплодируют себе и всем, кто присутствовал на занятии).
Занятие №3 «Учимся общаться»
Цель: развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью. Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Оборудование:опорные карточки с образцами начала фраз. Несколько игрушечных телефонов.
Ход занятия
Педагог:
- Сегодня будем учиться тому, как нужно общаться друг с другом. Научимся разговаривать с людьми.
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали нас?
(Возможные ответы детей: не знаешь, что и как сказать; трудно подобрать слова).
Педагог:
- Подумайте и скажите, как выразить свое настроение, объяснить свои чувства словами, чтобы тебя поняли?
Игра «Знакомство»
Для игры подготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:
• «Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут...»
• «Давай познакомимся. Как тебя зовут?»
• «Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут...»
• «Меня зовут.... А тебя как? Вот мой номер телефона, позвони мне».
Итог игры.
Педагог:
- Познакомились, а теперь можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).
Игра «У меня зазвонил телефон»
Для игры подготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.
• Начать разговор «Ты можешь поговорить со мной?» «Я хочу с тобой посоветоваться...»
• Спросить, что случилось «Что случилось? Я могу тебе помочь?» «Не хочешь ли ты мне рассказать?»
• Предложение «Если хочешь, возьми... (пойдем)...»
• Принять предложение «Спасибо, мне приятно, что ты это предложил» «Спасибо, я с удовольствием это сделаю»
• Попросить разрешение «Ты не возражаешь, если я...» «Разреши мне, пожалуйста...»
• Просьба «Я очень хотел бы пойти...» «Не мог бы ты мне дать...» '
• Отказ «Спасибо, я не могу этого сделать» «Спасибо, но мне это не нравится»
• Предложить помощь «Я готов тебе помочь» «Я могу помочь тебе»
• Поинтересоваться делами «У тебя все в порядке?»
«Как твои дела?» Итог игры.
Упражнение на отработку интонационной выразительности речи
Педагог:
- Понять собеседника нам помогают не только слова, но и интонация. Угадайте интонацию. Я говорю с интонацией восхищения, затем с интонацией огорчения: «Ты молодец!» А теперь скажите вы с разной интонацией.
(Перед детьми лежат карточки с фразами. Нужно сказать с различной интонацией:
• «Я очень рад за тебя» с одобрением с огорчением
• «Спасибо тебе!» с благодарностью с обидой
• «Ну и удивил!» с восхищением с огорчением
Дети стараются произносить фразы с соответствующей инто-3 нацией, а остальные оценивают, угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.
Итог игры).
Игра «Детская радиопередача»
Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе». Дети читают с нужной интонацией. Итог игры.
Игра «Достань мяч»
Педагог:
- Таня играла в мяч и уронила его в речку, зовет на помощь. Дети спешат на помощь девочке и разыгрывают действие с помощью фраз, данных на табличках.
• Просьба
«Не могли бы вы мне помочь...»
«Помоги мне...»
«Я очень хотела бы...»
• Спросить, что случилось «Что случилось?»
«Мы можем тебе помочь?»
• Предложить помощь «Хочешь, я тебе помогу?» «Я хочу помочь тебе...»
• Согласие «Наверное, ты прав, давай...»
«Мне кажется, что ты сможешь помочь!» «Я тоже так думаю...»
• Поддержать другого
«Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Все будет хорошо!»
«Попробуй еще раз, ты сможешь это сделать!» «У тебя обязательно получится!»
• Похвалить другого «Здорово у тебя это получилось!» «Ты все сделал правильно!» «Ты - молодец!»
• Поздравление «Я рада за тебя. Ты достал мяч!» «Поздравляю тебя»
• Благодарность «Спасибо, как здорово!» «Спасибо!»
Итог игры.
Работа над неречевыми средствами коммуникации
Педагог:
- Можем ли мы понять друг друга без слов?
Иногда стоит посмотреть на человека и сразу видно, какое у него настроение. (Перед детьми - пиктограммы.)
За нас говорит выражение лица - мимика. Движения нашего тела - жесты. (Таблички с этими словами прикрепить на магнитную доску.)
Какую мимику и какие жесты вы использовали в игре «Достань мяч»?
На магнитную доску крепится рисунок. Нужно рассмотреть его и сказать, что выражают жесты, мимика и позы этих людей.
Педагог:
- Подумайте и ответьте, как выразить свои чувства, настроение словами, чтобы тебя поняли?
Давайте завершим наше занятие песней. Споем песенку про улыбку.
Песня «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова И. Пляцковского.
Дети поют и двигаются под музыку.
Педагог:
- Подумайте, для чего человеку нужна улыбка?
Завершение
Педагог задает вопросы для обратной связи:
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
Занятие №4 «Страна Эмоций»
Цель: обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева. обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации, развитие умения анализировать собственное поведение.
Оборудование: видео-проектор, компьютер, диск с мультфильмом про кота Леопольда мяч или игрушка; поговорки и пословицы о дружбе; листы бумаги; ручки или карандаши, материалы к упражнению «Что важно для дружбы».
Ход занятия
Педагог:
- Сегодня у нас с вами необычное занятие, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Эмоций». В волшебной стране не любят хмурых и грустных людей, поэтому нам с собой необходимо взять хорошее настроение. А для этого мы выполним упражнение:
«Покажем друг другу ладошки» (Дети стоят в кругу и показывают движения под слова психолога)
«У друга мягкая ладошка,
Погладим ее немножко.
А теперь погладим друг друга взглядом,
Мягким взглядом.
Мы друг друга видеть рады!»
Ну, теперь у всех хорошее настроение?
Педагог:
- Ребята посмотрите на жителей этой страны (педагог показывает пиктограммы эмоций) давайте угадаем их название. Ответы детей.
Педагог:
- А где мы с ними встречаемся в повседневной жизни. Когда мы радуемся, когда удивляемся?
Ответы детей.
Просмотр мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда»
(Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог).
Обсуждение мультфильма
Педагог:
- Учащимся задаёт вопросы: »Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?», «Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?», «Какой из увиденных способов поведения правильный?».
(В беседе с детьми необходимо подвести их к мнению о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно).
Упражнение «Опасно - безопасно»
Педагог предлагает ребятам возможные ситуации проявления агрессии. Им необходимо определить, являются ли предложные в перечне способы выражения гнева, злости, обиды опасными или безопасными для окружающих людей и самого человека. С учащимися обсуждается вопрос о том, почему одни способы выражения гнева опасны, а другие безопасны. Списки двух получившихся групп по желанию дополняются примерами ребят.
Упражнение «Волшебная фраза»
Педагог:- Ребята есть волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство, при этом не обидев другого человека.
(Педагог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени»). Давайте потренируемся.
Упражнение «Психологический театр»
Педагог:
- Ребята представьте, что вы актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:
1.Одноклассник взял без спроса твою ручку.
2.Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке.
3.Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться и т.п.
ЗавершениеПедагог:
- Благодарю всех за интересное занятие. Понравилось ли оно вам? Что больше всего понравилось? Ответы какой группы? Что нового узнали вы сегодня? На какой вопрос игры было труднее всего ответить?
Прощание - упражнение «Комплимент» (Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).
Занятие 5 «почему люди ссорятся?»
Цель: познакомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.
Оборудование: мяч, плакат с правилами.
Ход занятия
Педагог:
- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: «Я очень рад тебя видеть».
(Выполнение упражнения.)
Педагог:
- Сегодня мы поговорим с вами на тему «Почему люди ссорятся?». Подумайте немного над этим вопросом, а затем запишите свои ответы в тетрадях. А теперь скажите ваши ответы.
Ответы.
Обсуждение. Все варианты ответов записываются на доске:
не понимают друг друга;
не владеют своими эмоциями;
не принимают чужого мнения;
не считаются с правами других;
пытаются во всем доминировать;
не умеют слушать других;
хотят умышленно обидеть друг друга.
Педагог:
- Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Для того чтобы разобраться в этом вопросе больше, давайте поиграем.
Театрализованная игра «Мудрая сова и упрямые козлики»
(обучает стратегиям эффективного поведения в конфликтных ситуациях, снижает уровень агрессивного поведения, развивает социальный интеллект).
Педагог-психолог предлагает проиграть сказку по ролям. Для этого нужны три актера: два козлика и сова (играет роль миротворца). Остальные дети - зрители. Сначала Мудрая сова наблюдает за козликами, которые спорят и ругаются. (Задача Совы - миротворческая, научить их правильно себя вести во время конфликта). Затем подлетает к ним и пытается примирить их, успокоить и научить уступать друг другу. Козлики прислушиваются к словам совы, ведь она самая мудрая и становятся добрее, начинают уступать друг другу.
Игра «Разожми кулак»
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
Игра «Толкалки без слов»
Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не \ разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.
Игра «Да и нет»
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе I позицию «да» и «нет». Вслух произносить можно только это.
Педагог:
- Мы сейчас поиграли с вами в ряд игр. Давайте обменяемся впечатлениями и мнениями: Какие испытывали эмоции? Было ли ощущение напряжения и раздражения? Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию? Что помогло избежать конфликта?
Педагог:
- Мы сейчас коснулись в играх конфликтных ситуаций, ощутили определенные эмоции и напряжение как их следствие. А теперь перейдем к обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.
Рекомендации: Желательно предоставить учащимся возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.
Педагог:
- Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
1.Выслушать спокойно все претензии партнера.
2. На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3.Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4. Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5. Извиниться, если в чем-то действительно не прав.
Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
Завершение
Педагог:
- Наше занятие подошло к концу.
В заключении давайте ответим на вопросы.
Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
Что для вас было самым трудным на занятии?
(Ответы детей.)
Занятие №6 «Что такое дружба»
Цель: создание положительного дружественного настроения в классе. Способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:большая иллюстрация с изображением друзей;таблицы «друг» и «дружба»;аудиозапись с музыкой;магнитофон.
Ход занятия
Педагог:
- Добрый день, друзья! Поставьте свои стульчики вкруг так, чтобы не помешать другим. Как можно это сделать?
(Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).
Педагог:
- Посмотрите на иллюстрацию. Придумайте название к этой иллюстрации. («Друзья»).
(Необходимо помочь детям придти к ответу - друзья).
Педагог:
- А почему вы решили, что эти ребята друзья?
А кого можно назвать другом?
Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).
(Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова)).
Педагог:
- Как вы понимаете «доверие», «привязанность», «общие интересы»?
У кого есть друг?
(По кругу, передавая мягкую игрушку, назвать своего друга и рассказать, почему ты его считаешь другом).
Педагог:
- С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало, что в руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром.
Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. Учтем, что старшие первыми протягивают руку младшим, дамы первыми подают руку.
(Все пожимают друг другу руки).
Театрализованно-ролевая игра «Если случилась беда».
(Развивает умение просить, принимать и оказывать помощь, развивает стратегии поиска социальной поддержки, развитие навыков взаимодействия и общения).
Педагог-психолог:
- «Ребята, вы знаете такую пословицу: «Настоящий друг познается в беде? Что это значит?... Давайте поиграем в такую театральную игру. Кто хочет быть актером? Нужны два актера: желающие. Остальные будут зрителями» Далее обращается к первому ребенку: «Витя, представь, что ты попал в беду, например, ехал на велосипеде и упал, да так сильно, что ударился и поранился, и даже не можешь встать от боли. Недалеко от тебя твой друг Петя (педагог обращается ко второму ребенку: «Петя, а ты будешь другом). Витя зовет Петю, и Петя сразу же бежит на помощь к Вите: дает руку, помогает подняться. У Пети в сидении велосипеда есть тюбик с лекарством, чтобы помазать рану. (Петя достает тюбик и обрабатываешь рану, жалеет Витю). А Витя улыбается и говорит другу: «большое спасибо, Петя, ты настоящий друг!».
(Зрители аплодируют. Потом дети меняются ролями. Далее «на сцену» выходят следующие двое желающих).
Игра «Добрые пожелания волшебников»(5 мин)
Цель: создание атмосферы доброжелательности, учить детей умению адекватно выражать радость: радовать других и радоваться вместе с ними.
Педагог:
- Ребята, а вы знаете какое самое лучшее качество в человеке? (Доброта, доброжелательность). А с чего начинается дружба вы тоже, наверняка знаете из песни: «С голубого ручейка, начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». Улыбка-это начало дружбы. А доброжелательный человек - это человек, который желает добро. Давайте мы с вами сядем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в добрых волшебников: мы по очереди улыбнемся друг другу и пожелаем что-то доброе. Я начну: Катя, я желаю тебе много радости и счастья!...».
(Игра сопровождается музыкой «Где водятся волшебники»).
Завершение
Педагог:
- В завершении нашей встречи прошу продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)...».
Занятие №7 «Учимся дружить»
Цель: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе;способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения; повысить самооценку детей; осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
Оборудование: мяч или игрушка; поговорки и пословицы о дружбе; листы бумаги; ручки или карандаши, материалы к упражнению «Что важно для дружбы».
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на нашем занятии продолжим изучение такого важного чувства, как дружба. Каждый из вас - интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, внутриклассные взаимоотношения.
(Передавая мяч (или игрушку) друг другу расскажите немного о том, что каждый из вас любит делать и что у рас лучше всего получается. И скажите также о том, чему вы бы хотели научиться).
(Выполнение задания.)
Чтение и обсуждение сказки В.Г.Сутеева «Кораблик». Беседа о дружбе.
(формирование представлений о дружбе, развитие нравственных качеств, развитие навыков слушания и коммуникации)
Педагог:
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек.
Мышонок - ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
Вопросы для обсуждения:
Почему кораблик уплыл от лягушонка?
(Друзья обиделись, построили кораблик и уплыли на нем от лягушонка; они не захотели с ним дружить, потому что он их обидел, когда сказал: «…на что же вы годитесь?..» и т.д.)
Вам бы хотелось дружить с таким лягушонком? Хороший ли он друг? Хорошо ли он себя повел? Что он сделал плохо?
Умеет ли дружить лягушонок? Что значит уметь дружить?
(Это прежде всего поступать так, как бы хотели чтобы они поступали с вами. Если хотите, чтобы вам улыбались и были добры – сами улыбайтесь и делайте добро.
С друзьями нужно делиться, помогать им, когда у них беда или что-то не получается.
Не надо хвастаться и ругаться, надо учиться уступать и договариваться.)
Как друзья построили кораблик?
(Они делали его все вместе, по правилам, распределили поровну обязанности, договорились - Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. Жучок - веревочку. И построили кораблик.)
Каким должен быть хороший друг?
(добрый, не жадный (щедрый), смелый, готовый придти на помощь, честный и т.д.)
У вас есть такой друг? Как его зовут? А вы дружные ребята?
Педагог:- Так, что же такое дружба?
(Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Дружба - отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
Дружба - индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями).
- Чем приятели отличаются от друзей?
- Сколько у человека может быть настоящих друзей?
(Ответы детей.)
Педагог:
- Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья - это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведет, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, Иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по Мере того, как мы сами растем и изменяемся.
Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать? На эти вопросы помогут ответить нам следующие упражнения».
Упражнение «Мой идеальный друг»
Педагог:
- Делимся на группы по 2 человека.
(Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг это тот, кто...»).
Совместное обсуждение результатов.
Педагог:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
Что может помешать дружбе?»
(Ответы детей.)
Завершение
Педагог:- Давайте подведем итоги нашего занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что вы чувствовали на занятии? Что вы запомнили? Что вам понравилось, а что нет? Что удивило или обрадовало? Какие вопросы по теме остались?
Занятие №8 «хорошо ли мы знаем друг друга?»
Цепь: развить социальную наблюдательность, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества, умение присоединения и чувствования; учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения; направить работу на создание единой общности группы; развивать умение работать в группе на общую цель коллектива, исследовать ведущие тенденции в группе.
Оборудование: мяч, чистые листы для заполнения, фломастеры, карандаши, 1-2 ватмана.
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами в упражнении под названием «Комплименты».
Упражнение «Комплименты»
Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят соседу: «Мне нравится, что ты добрый», а сосед отвечает: «Да, я Добрый, а еще я умный» и т. д.
Педагог:
- А теперь мы немного разомнемся и поиграем в игры. Первая игра называется «Щепки плывут по реке».
(Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга - они берега. Один участник - щепка. Он медленно проплывает между «берегами», они мягкими прикосновениями помогают «щепке». Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами).
Педагог:
- Ребята, я вас очень люблю, каждый из вас очень важен, каждый из вас особенный. Давайте научимся признаваться в любви друг другу.
Упражнение «Мы тебя любим»
Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим!»
Педагог:
- После этих упражнений мы еще больше ощутили себя единой командой, единым организмом. А теперь мы поиграем в игру «Распускающийся бутон».
Игра «Распускающийся бутон»
(можно постелить коврики перед началом занятия) Ребята садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
Педагог:
- Что вы ощутили после этих игр-упражнений? Какое у вас настроение?
(Ответы детей.)
Педагог:
- Ну а теперь можно перейти к выполнению важного задания для вас сегодня - создание Газеты о нашей группе. Для ее выполнения вам необходимо хорошо знать друг друга. Давайте проверим себя? Расскажите несколько качеств-характеристик, присущих 2-м каким-нибудь - мальчику и девочке, а мы все должны отгадать - о ком идет речь.
(По желанию выслушивается 2 - 3 ребенка.)
Педагог:
- Проверку вы прошли, перейдем непосредственно к выполнению задания. Необходимо создать совместными усилиями газету вашего класса, в которой есть название (необходимо придумать всей группой).
Затем каждый на выбор должен написать любую характеристику группы и нарисовать рисунок-образ к написанному, в любой из предложенных рубрик:
мы ученики; - мы спортсмены;
мы помощники; - мы артисты;
мы изобретатели; - наши успехи.
По мере завершения работы все готовые материалы объединяются в одном месте (на доске или ватмане).
Педагог:
- Вот какая замечательная газета нашей группы у нас получилась. Давайте посмотрим, какой общий образ у нас получился, какова единая картина.
В целом больше положительного или негативного отражено о классе? Какие качества и характеристики повторяются и почему? Что нам здесь не нравится, что хотели бы убрать?
Завершение
Педагог:
- Спасибо всем за урок. Вы действительно единая дружная команда.
Занятие №9»ВЗАИМОПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО»
Цепь: повышение уровня сплоченности группы; создание условий для включения детей в совместную деятельность с одноклассниками.
Оборудование: листы АЗ, небольшие листочки, ручки, цветные карандаши и фломастеры; заранее подготовленные задания для групп, разноцветные клубки шерсти или толстые мотки веревки, маленькие кусочки картона 4 х 6 см и небольшие подарки для каждого из игроков.
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, друзья. Ведь вы друзья? Я знаю, что вы очень дружные. Чтобы выяснить, действительно ли вы дружные, мы проведем игру. Но для этого нужно разбиться на команды. А чтобы составить команды, напишите свои имена на листочках и сложите их. Листочки с именами мы положим в коробку, а доставать их будет тот, кого вы считаете самым добрым в классе.
Рекомендации: вытягивать листочки могут захотеть все. Желательно направляющими вопросами убедить детей выбрать «пренебрегаемого» ребенка в классе. Чтобы после обсуждения, кто в классе самый добрый, дети назвали именно его.
Выбранный ребенок достает из коробки по три листочка, разворачивает их и называет имена: создается первая команда, вторая команда, третья и т. д.
Педагог:
- Сейчас вы будете выполнять задания. Но помните, что вы дружная команда и должны выполнять задания все вместе так, чтобы не ссориться, находить решение без конфликтов и плохих слов. Если подобное проявится, если кто-то из вас захочет все делать сам, не давая другим, команда будет получать штрафные очки.
Первое задание: игра «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»…
(развитие эффективных форм взаимодействия, формирование навыков сотрудничества)
Каждой команде дается задание изобразить действия. Члены команды самостоятельно распределяют роли.
«Повара» (один ребенок чистит овощи, другой режет, третий мешает суп, четвертый моет посуду, пятый вытирает и убирает посуду, шестой накрывает на стол и т.д.).
«Садовники» (один ребенок копает, другой сажает, третий поливает, четвертый обрезает сухие ветки, пятый красит деревья, шестой собирает граблями листья и т.д.).
Затем сценка репетируется каждой командой в течение пяти минут. После «репетиции», команды показывают свою сценку друг другу. Они должны угадать, что и кого изображает та или иная команда.
Педагог:
- Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется «Комплименты».
Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Тот, кому говорят комплименты, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Рекомендации: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Второе задание
Каждая команда получает на полосках бумаги предложения, из которых нужно составить загадку. Нужно также договориться, кто какое предложение будет читать другим командам, которые должны отгадать загадку (количество предложений, из которых состоит загадка на одно больше, чем членов команд).
Третье задание
Командам раздаются листы бумаги размером АЗ. Нужно нарисовать групповую фотографию в виде стилизованных человеческих фигурок и подписать имена.
Суть задания: ребята должны договориться, кто кого рисует, каждый должен нарисовать 3 - 4-х одноклассников!
Затем проводится анализ рисунков других команд. Команды представляют свои фото, называя имена одноклассником.
Завершение
Педагог:
- В завершении занятия поиграем в игру «Паутина». Подготовка к этой игре не менее увлекательна, чем сама игра.
Игра «Паутина»
Для каждого игрока отрезается от мотка кусок нитки или бечевки длиной примерно 6 - 8 м.
Рекомендации: если нити будут разноцветными, ваша «конструкция» получится веселой и красивой. Кроме того, это поможет самым маленьким игрокам распутать паутину. Для усложнения задачи можно использовать одноцветные нитки.
На один конец каждой нити прикрепите табличку с именем игрока, а на другой - подарок для него.
Теперь вы должны «соткать паутину», протягивая нити через всю комнату.
Педагог:
- Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно дружный. Давайте напоследок встанем все в один круг, возьмемся за руки и, смотря соседу в глаза, подарим ему молча самую добрую улыбку (каждому по очереди). Надеюсь, вы и дальше будет оправдывать название «Самый дружный класс».
Занятие №10 «планета - сотрудничества»
Цель: развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнить свои достижения с успехами других.
Оборудование:4 листа ватмана по количеству команд;4 бланка с изображением дерева; листики для дерева по количеству участников; цветные карандаши; фломастеры; цветная бумага; шариковые ручки; клей; листочки белой бумаги 10 - 15 см по количеству участников.
Рекомендации: игру желательно проводить в свободном помещении. Ведущему необходим помощник. Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. В первой половине с помощью веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (в нем должны с комфортом разместиться все дети). Во второй половине выполняются упражнения за партами.
Ход занятия
Педагог:
- К нам прилетели инопланетяне за помощью. У них на планете произошла трагедия: «Мы не береги свою планету, мусорили, ругались друг с другом, дрались и в конце концов наша планета погибла. В космическом пространстве много пустых планет, но их нужно оживить. Помогите нам!» (Сообщение записано на магнитофоне.)
Разминка
Педагог:
- Для того чтобы помочь инопланетянам, нужно пройти отбор.
Представьте себе, что каждый из нас - цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажала их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу.
(Ведущий просит детей собраться в тесный круг.)
А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но, ни одно стеклышко не попало в круг!
(Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно.)
А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по одному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает
(Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.)
И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз - и стеклышки объединились в пары!
(Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть на месте.)
Два - и стеклышки снова распались по одному и застыли!
(Далее ведущий просит участников объединяться то в тройки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте)
А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг!
Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг. Не подсматривайте, так интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли... и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?
(На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга).
Работа в группах
Педагог:
- А сейчас прошу команды занять свои места на космических кораблях. Счастливого полета. (Звучит музыка.)
Наша задача - помочь инопланетянам оживить планеты. Как вы думаете, что для этого нужно? Без чего не может существовать человек?
Сначала мы поместим на наши планеты озера, океаны, моря. Их нужно вырезать из цветной бумаги и дать им название. Но название должно быть необычное и обозначать чувства. Какие чувства вы знаете?
(Любовь, надежда, гордость, веселье, удовольствие, радость, интерес, желание, восторг.) (Дети работают в группах.)
У каждой группы на столах есть бланк с рисунком дерева. Но наше дерево не имеет листьев. Листочки необходимо изготовить из цветной бумаги (отрывая бумагу). Каждая команда наклеит крону своему дереву. И на листьях напишет, какими вы хотели бы быть и чего хотели бы достичь в жизни.
Оденьте дерево и поместите на нашу планету.
(Дети клеят листочки на дерево и размещают дерево на планете.)
А чего еще нет на ваших планетах? Конечно, гор не хватает. У вас на столах цветная бумага, сделайте горы, дайте им название, которое обозначает чувство, и поместите их на вашу планету.
Для того чтобы оживить планету, нужно самое главное - посадить свой цветок. На столах лежат листики белой бумаги, каждый из вас рисует свой любимый цветок, называет его своим именем и сажает на планету. Вот теперь наша планета ожила. Потому что Цветы с вашим именем дали ей свою энергию, жизненную силу.
Обучение хорошим манерам
Педагог:
- Планеты мы оживили, но им Нужно дать название. Придумайте, пожалуйста, название. Наши инопланетяне потерпели неудачу, потому что не умели жить дружно, сильно ругались, дрались между собой, и планета не выдержала вздоров и взорвалась. Я предлагаю вам научить инопланетян жить дружно.
Упражнение «Хорошие слова и чувства»
Педагог:
- Сейчас вы все образуете ручеек. Один человек проходит через ручеек, а вы все должны нежно дотронуться до проходящего и сказать ему очень хорошие, нежные, ласковые слова. Через ручеек чувств проходит каждый из вас. Ну, вот молодцы. Теперь, я думаю, инопланетяне научатся жить хорошо и больше никаких катастроф не будет.
Завершение
Педагог:
- Ну, вот и подошло к концу наше приключение.
Понравилась ли вам игра ребята?
А чем?
Спасибо вам за игру, за вашу неповторимость, яркость и единство, дружбу.
Занятие №11 «объединяемся играя»
Цепь: сплочение класса, снятие напряжения, установление доверительных дружеских взаимоотношений в классе.
Оборудование: мяч.
Ход занятия
Педагог:- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем играть в разные игры. Давайте начнем наше занятие с улыбки.
Упражнение «Подари улыбку»
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Педагог:
- А теперь после такого доброго начала давайте сыграем в игру-упражнение «Здравствуйте».
Упражнение «Здравствуйте»
Педагог предлагает ученикам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия также предлагает ведущий (за руку, локтем и т. п.). В течение игры способ приветствия меняется несколько раз.
Педагог:
- Ребята, у нас позади целый учебный год - 1 класс. Вы уже хорошо узнали друг друга, качества, черты характера одноклассников. Давайте проверим наши знания и поиграем в игру «Я знаю, что ты...».
Игра «Я знаю, что ты...»
Упражнение выполняется по кругу. Дети перебрасывают друг Другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что ты... (называется качество, характеризующее одноклассника)». Пример: «Я знаю, что ты очень добрый, смелый, умный, аккуратный, красивый, умеешь красиво рисовать, умеешь играть на фортепиано, хорошо поешь и т. д.».
Педагог:
- Предыдущая игра показала, что мы действительно хорошо узнали друг друга, что много есть общего между вами, есть и различия. Давайте поиграем еще в одну игру и найдем еще больше общего и различий между вами.
Упражнение «Мы похожи - мы отличаемся»
Педагог приглашает двух участников в центр круга и обращает внимание на их внешность, выражение лица, позу, а затем предлагает классу найти у них пять сходных и пять различных качеств. Игра повторяется несколько раз по желанию участников.
Педагог:
- Спасибо за игру. Теперь мы встанем поближе друг к другу, образуя плотный круг, и поиграем в игру «Путаница».
Игра «Дракон кусает свой хвост»
(снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы)
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - «голова» дракона, последний - «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Педагог:
- А теперь перед вами вырастают преграды: гора, большое озеро, туннель и т. д. (ведущий расставляет преграды, парты, соединяет 2-3 стула). Только вместе, не размыкая цепи, вы сможете их преодолеть. Ваша задача - крепко держась за плечи впереди идущего, пройти все испытания и преграды на пути (подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро» и т. д.).
Завершение
Педагог:
- Ну, вот и подошло к концу наше веселое занятие, мы стали ближе друг к другу. Понравилось ли вам занятие? Какие игры понравились больше?
Что нового узнали об одноклассниках?
Давайте завершим наше занятие улыбкой. И подарим ее друг другу по кругу, беря за руку соседа.
Что почувствовали во время этого упражнения?
Занятие № 12 «Мы - единая команда»
Цель: развитие сплоченности, открытие новых положительных качеств друг в друге, развитие взаимоуважения друг к другу.
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Мы уже хорошо знаем друг друга. Мы все вместе прошли большой путь. Дружная ли мы команда? Умеете ли вы дружить друг с другом?
(Ответы детей.)Давайте вновь поздороваемся друг с другом.
Ритуал приветствия
Все участники садятся в круг. Педагог просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Педагог просит поздороваться друг с другом, называя соседа полным именем.
(Этот ритуал приветствия мы будем использовать в последующих классных часах этого параграфа, только его процедура будет усложнятся. Это важный объединяющий ритуал, который настраивает на единую общую работу.)
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Здравствуйте».
Упражнение «Здравствуйте»
Звучит музыка, дети двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. После игры проводится обсуждение, кто какие чувства испытывал во время упражнения?
Педагог:
- А теперь мы побываем в роли зеркала, в которое каждый из вас может посмотреться.
Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи...»
Дети - говорящие зеркала - сидят в кругу, ведущий в центре. Он сообщает задание и обращается по очереди: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» Зеркало должно в ответ назвать одно из положительных качеств ведущего, все детки по кругу называют одно из положительных качеств ребенка. В качестве ведущего в центре должен побывать каждый ребенок.
(Важно, чтобы учитель был в качестве зеркала и выделял главное преимущество этого ребенка, отличая таким образом каждого. Слово учителя для ребенка наиболее авторитетно, что повышает самооценку и мотивацию к обучению у ребенка.)
Педагог:
- А сейчас мы поиграем в одну очень интересную игру. И проверим, доверяем ли мы друг другу, своим товарищам.
Игра «Восковая палочка»
Участники встают плотным кругом. Один из них, «восковая палочка», стоит в центре круга. Ребята сами решают, кому быть «восковой палочкой». Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе зафиксированы в одном месте в Центре круга и не сдвигаются. Аккуратно за плечи подталкиваем «Восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги останутся на месте. Необходимо дать проиграть роль каждому ребенку.
Педагог:
- Поделитесь со всеми, что вы чувствовали, выступая в роли «восковой палочки»? (Ответы детей.)
А что чувствовали другие, когда ловили «восковую палочку»?
(Ответы детей.)
Кому вообще не было страшно, кто волновался? Почему?
(Ответы детей.)
Завершение
Педагог:
- А теперь давайте завершим наше занятие словами благодарности друг другу и скажем, что нам больше всего сегодня понравилось.
Каждый участник по очереди говорит слова благодарности классу и называет понравившееся упражнение.