12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Завражная1140
учитель русского языка и литературы БМОУ г.Горловки "Школа № 42"
Россия, Донецкая Народная Респ., Горловка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»


СОГЛАСОВАНО

решением педагогического совета

Протокол от __________2020г №________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________М.В.Рыбина

__________2020г

УТВЕРЖДЕНО

Директор ___________О.И.Сладкевич

Приказ от __________2020г №________














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству 1-4 классы

Базовый (профильный / углубленный) уровень

на 2020 – 2021 учебный год








Составитель программы: Завражная И.Е



Горловка

2020 год












I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1-4 классов соответствует требованиям действующего Государственного образовательного стандарта начального общего образования в редакции 2020 года, и составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для начальной школы (авт.Б. М. Неменский)

Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». 1-4 классы / сост. Лобынцева С.Н., Фещенко Н.А. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с.


Цели и задачи курса

Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной (культуры мир оотношений, выработанных поколениями);

развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка средствами приобщения к художественной культуре.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:

ознакомление со способами художественного освоения действительности: изображение, украшение, постройка;

обеспечение прозрачных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения;

освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов;

обеспечение практической художественно-творческой деятельности учащегося и деятельности по восприятию искусства;

обеспечение постоянной смены художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;

развитие специальных навыков, чувств для восприятия произведений искусства, а также овладение образным языком искусства;

работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности;

развитие художественно-образного мышления (наблюдательности, фантазии).

В соответствии с ПООП НОО на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — по 34 ч в год.

Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство»

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и

оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций народа, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится:

– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные

художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.


Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится:

– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,

скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится:

– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:


– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли искусства и культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественного мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к

достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,

эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России и народов Донецкой Народной Республики). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и республиканские музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон –
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков

художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий) и Донецкой Народной Республики.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше– меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,

темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в

произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. 

Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации


его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение

элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

Название темы

Колличесво часов

1

Ты учишься изображать .

9

1

Ты украшаешь .

8

1

Ты строишь.

11

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

5


Всего часов

33

2

Как и чем работает художник?

8

2

Реальность и фантазия.

7

2

О чем говорит искусство.

11

2

Как говорит искусство.

8


Всего часов

34




3

Как и чем работает художник?

8

3

Искусство на улицах твоего города.

7

3

Художник и зрелище.

11

3

Художник и музей.

8


Всего часов

34

4

Истоки родного искусства.

8

4

Родина моя – Россия. Древние города нашей земли.

7

4

Каждый народ — художник.

11

4

Искусство объединяет народы.

8


Всего часов

34





ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Кол-во час.

Тема урока



1 класс (33 ч.)


9

Ты учишься изображать.

1

1

Изображения всюду вокруг нас

2

1

Мастер изображения учит видеть

3

1

Изображать можно пятном

4

1

Изображать можно в объёме

5

1

Изображать можно линией

6

1

Разноцветные краски

7

1

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

8-9

2

Художники и зрители (обобщение темы)



Ты украшаешь (8 ч.)

10

1

Мир полон украшений

11

1

Цветы

12

1

Красоту нужно уметь замечать

13

1

Узоры на крыльях. Ритм пятен

14

1

Красивые рыбы. Монотипия

15

1

Украшения птиц. Объёмная аппликация

16

1

Как украшает себя человек

17

1

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)



Ты строишь (11 ч.)

18

1

Постройки в нашей жизни. Крыши родного города

19

1

Дома бывают разными

20-21

2

Домики, которые построила природа

22

1

Дом снаружи и внутри

23

1

Строим город

24-25

2

Всё имеет своё строение

26

1

Строим вещи

27-28

2

Город, в котором мы живём (обобщение темы)



Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)

29

1

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

30

1

Праздник весны. Праздник птиц

31

1

Разноцветные жуки. Сказочная страна

32

1

Времена года

33

1

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)


2 класс

Кол-во часов

Тема урока



Как и чем работает художник? (8 ч.)

1

1

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий

2

1

Белая и черная краски

3

1

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

4

1

Выразительные возможности аппликации

5

1

Выразительные возможности графических материалов

6

1

Выразительность материалов для работы в объеме

7

1

Выразительные возможности бумаги

8

1

Неожиданные материалы (обобщение темы)



Реальность и фантазия (7 ч.)

9

1

Изображение и реальность

10

1

Изображение и фантазия

11

1

Украшение и реальность

12

1

Украшение и фантазия

13

1

Постройка и реальность

14

1

Постройка и фантазия

15

1

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).



О чем говорит искусство (11 ч.)

16-17

2

Изображение характера животных

18

1

Изображение характера человека: женский образ

19

1

Изображение характера человека: мужской образ

20

1

Образ человека в скульптуре

21-22

2

Человек и его украшения

23-24

2

О чем говорят украшения

25

1

Образ здания

26

1

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)



Как говорит искусство (8 ч.)

27

1

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

28

1

Тихие и звонкие цвета

29

1

Что такое ритм линий?

30

1

Характер линий

31

1

Ритм пятен

32

1

Пропорции выражают характер

33

1

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

34

1

Обобщающий урок года


3 класс

п.п.

Тема урока


Как и чем работает художник? (8 ч.)

1.

1

Твои игрушки

2.

1

Посуда у тебя дома

3.

1

Обои и шторы у тебя дома

4.

1

Мамин платок

5

1

Твои книжки

6

1

Открытки

7

1

Открытки

8

1

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)



Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

9

1

Памятники архитектуры

10

1

Парки, скверы, бульвары

11

1

Ажурные ограды

12

1

Волшебные фонари

13

1

Витрины

14

1

Удивительный транспорт

15

1

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)



Художник и зрелище (11 ч.)

17-16

2

Художник в цирке.

18-19

2

Художник в театре.

20-21

2

Художник в кукольном театре

Маски

22-23

2

Афиша и плакат

24

1

Праздник в городе

25-26

2

Школьный карнавал (обобщение темы)



Художник и музей (8ч.)

27

1

Музей в жизни города

28

1

Картина – особый мир.

29

1

Картина-пейзаж.

30

1

Картина-портрет

31

1

Картина-натюрморт

32-33

2

Картины исторические и бытовые

34

1

Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы)

4 класс

Кол-во часов

Тема урока



Истоки родного искусства (8 ч.)

1-2

2

Пейзаж родной земли

3-4

2

Деревня – деревянный мир

5-6

2

Красота человека

7-8

2

Народные праздники (обобщение темы)



Родина моя – Россия. Древние города нашей земли (7 ч.)

9

1

Родной угол

10

1

Древние соборы

11

1

Города Русской земли

12

1

Древнерусские воины-защитники

13

1

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

14

1

Узорочье теремов

15

1

Пир в теремных палатах (обобщение темы)



Каждый народ — художник (11 ч.)

16

1

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

17-18

2

Народы гор и степей

19-20

2

Города и пустыни

21-22

2

Древняя Эллада

23-24

2

Европейские города Средневековья

25-26

2

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)



Искусство объединяет народы (8 ч.)

27

1

Материнство

28

1

Мудрость старости

29

1

Сопереживание

30-31

2

Герои-защитники

32

1

Юность и надежды

33-34

2

Искусство народов мира (обобщение темы)













Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по изобразительному

искусству

В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов

общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:

Предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);

Межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);

Ключевые (общекультурные, информационно-комуникативные, социальные).

В 1-4 классах оценивание учащихся проводится есть оценивание без баллов.

по мотивационной шкале, то

Мотивационное оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:

Художественно-теоретическая деятельность (на элементарном уровне)

Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.

Восприятие искусства (на элементарном уровне)

Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно-культурные явления.

Художественно-практическая деятельность (на элементарном уровне)

Использование художественно-теоретического материала, приобретенных

художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.

Уровни Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Высокий

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет прочные, основательные знания тематического художественного материала (виды, жанры, авторы, произведения изобразительного искусства) в рамках программы, способен систематизировать, обобщать, осознанно воспринимать и воспроизводить визуальные образы, широко применять ассоциативные связи между произведениями изобразительного искусства, произведениями других видов искусства и жизненными явлениями; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы.

Восприятие искусства
Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне свободно владеет языком
визуального
искусства, художественно интерпретирует содержание

произведений изобразительного искусства; выражает личное эстетическое отношение к ним, обладает высоким уровнем художественно-эстетического мышления в развитии миропознания и мироощущения.

Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, стилизованного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение изобразительной грамотой,

программным учебным материалом, передает основные закономерности композиционного, колористического, объемно-пластического, светотеневого, перспективного решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, портрета; выполняет композиции по заданному мотиву или сюжету, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;


выделяет композиционный центр, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; грамотно завершает работу. Самостоятельно использует полученные художественные умения, навыки и способности в художественно-практической деятельности. На высоком уровне владеет изобразительной грамотой. Полностью справляется с поставленной целью урока. Инициирует готовность к сотворчеству с учителем.

Достаточный

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, но допускает несущественные неточности в использовании специальной художественной терминологии. Не всегда систематизирует и обобщает художественный материал.

Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы определенного уровня, достаточно полно анализирует художественно-образное содержание произведения, но имеет стандартное мышление, ему не хватает собственных выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеет специальной художественной терминологией при анализе художественных произведений в процессе их восприятия и интерпретации, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя.

Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображает объект с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом) решении образа, передает в рисунке общие и отличительные (индивидуальные) признаки объекта, самостоятельно выбирает сюжет композиции, использует нетрадиционные размеры формата для решения художественного замысла. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. На достаточном уровне владеет изобразительной грамотой. Испытывает потребность в периодической коррекции учителя.

Средний

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся)) на элементарном уровне демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнает и различает отдельные специальные художественные термины, обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы.

Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне не всегда умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы, имеет недостаточно сформировано художественное мышление, не всегда последовательно и логично характеризует отдельные художественные явления, его рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда умеет самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение, выводы



относительно восприятия произведений изобразительного искусства.

Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов на репродуктивном уровне. Степень сходства изображения с предметами не соответствуют реальной действительности. Испытывает затруднения в стилизованном рисунке, декоративном и пропорциональном изображении. Удовлетворительно владеет объемно-пластической выразительностью и качеством конструктивного построения формы.

На элементарном уровне владеет изобразительной грамотой. Не может завершить практическую работу. Слабо справляется с поставленной целью урока. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя.

Начальный

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет отдельные представления об изученном материале, владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе.

Восприятие искусства

Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет слабо сформированный уровень восприятия художественных образов.

Воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует. Учащийся затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания художественного произведения.

Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности. На низком уровне владеет композиционным решением, не согласовывает компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживает незнание и непонимание объемно-пластическим и перспективным изображением. Не владеет на элементарном уровне изобразительной грамотой, не может сосредоточиться при выполнении практической работы. Не справляется с поставленной целью урока. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.

Недоста-точный

Художественно-теоретическая деятельность

Восприятие искусства

Художественно-практическая деятельность

Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне выявляет полное незнание и

непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из

поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую

работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (Школа Неменского) ФГОС - Просвещение 2018

2.Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. — 7-е изд. — М. : Просвещение,

2017. — 144 с. : ил.

3.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб, для общеобразоват. организаций /Н.А.Гореева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б. М. Неменского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

4.Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская; под ред. Б. М. Неменского. — 3-е изд. — М. : Просвещение,

2018. — 159 с. : ил.5.Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4
классы. - Издательство: Просвещение, 2010г.

6.Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс- Издательство: Просвещение, 2010г. 7. Неменская Л.А. Целеполагание и планирование учителем изобразительного искусства результатов образовательного процесса// Эффективность современных занятий по изобразительному искусству напучно-практический сборник материалов/ сост. и науч.ред.ЛА.Неменская, - М.; ГОАУ ВО МИОО, 2016.- 120с.

Дидактические материалы

таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

портреты художников, репродукции произведений живописи; набор муляжей овощей и фруктов; набор геометрических тел.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Великий Эрмитаж.

Государственная Третьяковская галерея.

Русские императорские дворцы.

Уроки технологии. 1-4 классы.

Шедевры русской живописи.

Как научиться понимать картину.

Русский народный костюм.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.