12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамова Татьяна Петровна799
Работаю в школе учителем начальных классов 35 лет. Учитель высшей категории. Являюсь руководителем МО учителей начальных классов 15 лет. Работаю над проблемой "Использование новых образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся"
Россия, Крым респ., Кировский район, с. Владиславовка
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Владиславовская общеобразовательная школа»

Кировского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

_________Гамова Т.П.

Протокол №____

от «___»______2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Владиславовская ОШ" _______Мелеховская Г.Г.

«__»__________2017 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ "Владиславовская ОШ"

_______Васильчук Н.Н.

Приказ №__от

«__»__________2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

4 класс

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Составитель:

Гамова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов, специалист

высшей квалификационной категории

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ "Владиславовская ОШ"

Протокол от _.08.201_ г. №_


 

 

 

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы образовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (УМК «Школа России. Москва, «Просвещение», 2014 г.)

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусств, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства, понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает ближе понять свою родную культуру и её традиции.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Художественная деятельность на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании)

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;

смогут понимать образную природу искусства;

давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Каждый народ — художник. (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли.) (34 ч)

Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево, как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города – крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.) Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Родной угол.
Древние соборы.
Города русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник (11 ч)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам, способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыни.
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

 

Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

1.

Истоки родного искусства.

8

2.

Древние города нашей земли.

7

3.

Каждый народ — художник.

11

4.

Искусство объединяет народы.

8

 

Итого

34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Наименование раздела и тем уроков

Часы учебного времени

Формируемые УУД

Дата

план

факт

Истоки родного искусства (8 часов)

1

Пейзаж родной земли.

1

Р: планирование и грамотное осуществление учебных действий в соответствии с поставленной задачей, определение вариантов решения различных художественно-творческих задач; нахождение верно выполненного задания и неверно сделанного; совместно с учителем и другими учениками эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке; осуществление самоконтроля и корректировка хода работы и конечного результата.

П: добывание новых  знаний: осуществление поиска информации, получение ответов на вопросы, используя материалы представленных картин, свой   жизненный  опыт   и информацию,  полученную на урок; выделение этапов работы; преобразование информации из одной формы в другую на основе предложенных заданных алгоритмов самостоятельное выполнение творческих заданий.

К:формулирование правил общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следование им слушание и понимание

высказываний собеседников; участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ..

   

2

Пейзаж родной земли.

1

   

3

Деревня – деревянный мир.

1

   

4

Деревня – деревянный мир.

1

   

5

Красота человека.

1

   

6

Красота человека.

1

   

7

Народные праздники (обобщение темы).

1

   

8

Народные праздники (обобщение темы).

1

   

Древние города нашей земли (7 часов)

9

Родной угол.

1

Р: проговаривание последовательности действий на уроке; нахождение верно выполненного задания и неверно сделанного, совместно с учителем и другими учениками эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке; осуществление контроля, корректировки своей работы и оценивание по заданным критериям. П:переработка полученной информации: формулирование выводов в результате совместной работы всего класса; ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

К: формулирование собственного мнения и позиции; совместный договор о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следование им; обсуждение содержания и выразительных средств. Согласованная работа в группе: а) планирование работы  в группе; б) распределение работы между участниками проекта; в) понимание общей  задачи проекта и точное  выполнение своей части работы; г) выполнение различных ролей  в группе.

   

10

Древние соборы.

1

   

11

Города Русской земли.

1

   

12

Древнерусские воины-защитники.

1

   

13

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва.

1

   

14

Узорочье теремов.

1

   

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

1

   
         

Каждый народ-художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца.

1

Р: нахождение верно выполненного задания и неверно сделанного; совместно с учителем и другими учениками эмоциональное оценивание деятельности класса на уроке. П: добывание новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебник, свой  жизненный опыт  и  информацию,  полученную  на уроке; анализ справочно-информационного материала по теме и пользование им; переработка полученной информации: формулировка выводов в результате совместной работы всего класса. К: обсуждении содержания и выразительных средств; совместное формулирование правил общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следование им. Согласованная работа в группе: а) планирование работы  в группе;

б) распределение работы   между участниками проекта; в) понимание общей  задачи проекта и точное  выполнение своей части работы; г) выполнение различных ролей  в группе (лидера, исполнителя, критика).

   

17

Страна восходящего солнца.

1

   

18

Народы гор и степей.

1

   

19

Народы гор и степей.

1

   

20

Города в пустыни.

1

   

21

Древняя Эллада.

1

   

22

Древняя Эллада.

1

   

23

Древняя Эллада.

1

   

24

Европейские города Средневековья.

1

   

25

Европейские города Средневековья.

1

   

26

Многообразие художествен них культур в мире (обобщение темы).

1

   

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Материнство.

1

Р:проговаривание последовательности действий на уроке; оценивание своей работы по заданным критериям.

П:ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от  уже известного с помощью учителя; предварительный отбор  источников информации.

К:выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства; слушание и понимание высказывания собеседников; обсуждение содержания и выразительных средств.

   

28

Материнство.

1

   

29

Мудрость старости.

1

   

30

Сопереживание.

1

   

31

Герои-защитники.

1

   

32

Юность и надежда.

1

   

33

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

   

34

Искусство народов мира

1

   


 

Лист коррекции

по изобразительному искусству

(название предмета)

Учитель Гамова Татьяна Петровна

п/п

Название

раздела,

темы

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту

             
             
             
             
             
             
             
             
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.