Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по УМК «Школа России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2011.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017.
3. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017.
Общая характеристика курса.
Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.
Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.
Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых – анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.
Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.
При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.
Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово, написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.
Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:
– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.
Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).
Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:
– предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;
– в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;
– в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.
Программа ориентирована:
– на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;
– на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;
– на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;
– осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;
– овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся:
– к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);
– графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);
– слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);
– предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Курс «Русский язык» рассчитан на 48 часов (4 часа в неделю, 12 учебных недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуре и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметные результаты
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):
– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Метапредметные результаты
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Личностные результаты
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-восприятие русского языка как явления национальной культуры;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Основное содержание учебного курса.
Фонетика и графика (27 ч)
Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Звук [й’] и буква й.
Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е, ю, я.
Произношение согласных перед звуком [и].
Только мягкие согласные звуки [й’], [ч’], [щ’].
Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи- ши, ча-ща, чу – щу.
Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.
Деление слов на слоги.
Перенос слов.
Ударение.
Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.
Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).
Слово (11 ч)
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.
Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.
Синтаксис и пунктуация (10 ч)
Предложение, его смысловая и интонационная законченность.
Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Печатные пособия:
- Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2011.
- Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012.
- Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.
- Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017.
- Канакина, В. П. Русский язык: сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы: 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М.: Просвещение, 2012.
- Канакина, В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012.
- Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал: пособие для учащихся / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2012.
2. Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс» (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).
3. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема (упражнения учебника) |
Решаемые проблемы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||
понятия |
предметные результаты |
универсальные учебные действия (УУД) |
личностные |
||||
1 |
|
Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения (упр. 1–4, |
Что такое предложение? Какая бывает интонация? Цели: сформировать понятие о том, что предложение выражает законченную мысль; совершенствовать каллиграфический навык |
Предложение, интонация, законченная мысль |
Узнают, что предложение выражает законченную мысль. Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
2 |
|
Интонация. Знаки препинания в конце предложения (упр. 5–11, |
Какие бывают знаки препинания в зависимости от цели высказывания? Цели: сформировать понятие о том, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; познакомить |
Точка, вопросительный, |
Узнают, что слова Научатся: вычленять слова из предложения, правильно списывать слова и предложения, написанные печатным |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
3– |
|
Интонация. Знаки препинания в конце предложения |
Как выбирать соответствующий знак препинания? Цель: совершенствовать умения составлять пред-ия на определ. тему, |
Разная интонация; знаки препи- нания в конце предложения (точка, |
Узнают, что предложения могут произноситься |
Регулятивные: уметь действовать по плану. Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки. |
Начальные навыки адаптации изменяющемся мире |
|
|
(упр. 12–16, упр. 17–20, упр. 21–25, упр. 26–30, |
правильно списывать слова |
вопросительный и восклицательный знаки), большая буква в начале предложения |
с различной интонацией. Научатся: передавать различную интонацию предложения в устной речи, оформлять предложение на письме, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом |
Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству |
|
7 |
|
Прописная буква в начале предложения (упр. 31–40, |
Как на письме обозначить начало предложения? Цели: сформировать навык правильного обозначения начала предложения; совершенствовать каллиграфический навык |
Прописная буква в начале предложения |
Узнают, что начало предложения обозначается прописной буквой. Научатся: писать прописную букву в начале предложения, четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
8 |
|
Контрольное списывание (упр. 41–45,
|
Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала |
Предложения |
Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. |
Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамич- |
|
|
Проверочная работа по теме «Предложение» (с. 30) |
|
|
|
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю |
но-изменяющемся мире |
9 |
|
Предмет (упр. 1–8, |
Что такое слово? Что такое название предмета? Цели: уточнить знания о том, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся |
Слово – название предмета |
Узнают, что названия предметов – это слова. Научатся: называть предметы окружающего мира, произносить |
Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности |
10 |
|
Предмет (упр. 9–14, |
На какие вопросы отвечают слова – названия предметов? Цели: познакомить учащихся с тем, что слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что?; сформировать умение различать слова, называющие предмет |
Вопросы кто? |
Узнают, что слова-предметы отвечают Научатся: различать слова, называющие предмет, объяснять, чем различаются предмет и слово, его назы- |
Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
|
|
|
|
|
вающее; писать словарные слова |
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью |
|
11 |
|
Действие (упр. 15–21,
|
На какие вопросы отвечают слова-действия? Цель: познакомить учащихся с тем, что слова-действия |
Вопросы что делать? что сделать? |
Узнают, что слова-действия, отвечают Научатся: выделять слова действия в речи, составлять предложения с заданным словом, составлять и записывать предложения по рисункам |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Самооценка |
12 |
|
Действие (упр. 22–25, |
Как различать слова – действия предметов? Цели: продолжить работу над понятием «действие предмета»; вырабатывать умение различать слова, называющие предмет и его действие |
Слова-действия и вопросы к ним |
Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть действия предметов окружающего мира; писать словарные слова |
Регулятивные: преобразовать практическую задачу Познавательные: ставить Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
Самооценка |
13 |
|
Признак и слово (упр. 26–32, с. 43–45). Проверочная работа по теме «Слово» |
На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов? Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?; совершенствовать умение различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета |
Вопросы какой? какая? какое? какие? |
Узнают, что такое слова – признаки предмета. Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово |
Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета |
Самооценка |
14 |
|
Слово – имя собственное (упр. 36–42, |
Что такое имя собственное? Цель: уточнить представления учащихся об имени собственном и правилах оформления имен при письме |
Имя собственное |
Научатся: правильно оформлять имена собственные при письме, |
Регулятивные: сличать способ действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: формулировать свои затруднения |
Самооценка |
15 |
|
Слово – имя собственное (упр. 43–51, |
Как пишутся клички животных? Цели: познакомить с употреблением заглавной буквы в кличках животных; отработать навык правописания имен, фамилий, отчеств; учить составлять предложения с использованием имен собственных |
Кличка животного, имя, фамилия, отчество |
Узнают об употреблении заглавной буквы в кличках животных. Научатся: правильно оформлять на письме имена, фамилии, отчества, а также клички животных |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию |
Самооценка |
16 |
|
Слово – имя собственное (упр. 52–55, |
Как пишутся названия населённых пунктов и географических объектов? Цель: познакомить с правописанием названий населенных пунктов, географических объектов |
Населённый пункт, географический объект |
Научатся: правильно оформлять на письме названия населённых пунктов, географических объектов; произносить скороговорки четко и правильно |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
Умение задавать вопросы, мотивация учебной деятельности |
17 |
|
Слово – имя собственное (упр. 56–60, |
Цели: систематизировать знания учащихся об именах собственных; отработать правописание имён собственных; проверить умения детей применять полученные знания |
Вся терминология, связанная |
Научатся применять полученные знания в письменных работах |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы |
Самооценка |
18 |
|
Звуки и буквы (упр. 1–6, с. 62–64) |
Что такое звук? Что такое буква? Цели: уточнить знания учащихся о звуках и буквах; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать речевой слух; обогащать словарный состав речи |
Звук и буква |
Узнают отличительные признаки звуков Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета. |
Мотивация учебной деятельности |
|
|
|
|
|
ние (выбор) эмоционально-окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста |
Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
|
19 |
|
Гласные звуки (упр. 7–10, с. 65–67) |
Что значит понятие «фонематический анализ слова»? Цели: совершенствовать умения правильно произносить звуки в слове и называть буквы; распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки; развивать навыки фонематического анализа слов |
Звукобуквенный анализ слов |
Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков. Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
20 |
|
Звонкие и глухие согласные звуки (упр. 11–14, |
Какие звуки называют звонкими и глухими согласными звуками? Цель: формировать умение |
Звук, звонкий |
Научатся: определять звонкие и глухие согласные звуки в словах |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться |
Мотивация учебной деятельности |
21 |
|
Звук и буква й (упр. 15–20, с. 71–74) |
Как правильно разделить слова на слоги? Цели: познакомить с особенностями звука [й’] и буквы й; совершенствовать умения делить слова на слоги, распознавать гласные и согласные |
Слог, деление слов на слоги |
Узнают особенности звука [й’] и буквы й. Научатся: делить слова со звуком [й’] на слоги, распознавать гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка |
22– 23 |
|
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных (упр. 21–26, |
Как на письме обозначить мягкость согласного звука? Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком |
Мягкий знак, мягкость согласных звуков |
Узнают о способах обозначения мягкости согласных. Научатся: различать согласные по твёрдости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь) |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка |
24 |
|
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных |
Как обозначают мягкость согласных гласной буквой? Цели: уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных |
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами |
Узнают, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко, звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного звука. Научатся: различать |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: задавать |
Самооценка |
|
|
Словарный диктант (упр. 27–29, |
кости согласных; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко |
|
согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре |
вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
|
25 |
|
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных (упр. 30–32, |
Цели: обобщить представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; формировать у учащихся способность обозначать мягкие согласные буквами е, ё, ю, я |
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами |
Узнают особенности букв е, ё, ю, я. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка |
26 |
|
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
|
Цели: обобщить представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; формировать у учащихся способность обозначать мягкие согласные буквой и |
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами |
Узнают особенности буквы и. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквой и |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
Самооценка |
27 |
|
Контрольное списывание |
Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала |
Списывание |
Научатся: правильно списывать текст, применять полученные зна- |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. |
Самооценка |
|
|
|
|
|
ния на практике |
Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения |
ти учебной деятельности |
28 |
|
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова |
Что значит понятие «йотированные гласные»? Цели: систематизировать знания о буквах е, ё, ю, я |
Йотированные гласные |
Научатся: распознавать йотированные гласные в начале слова |
|
|
29 |
|
Количество звуков и букв |
Как выполнить звукобуквенный разбор слова? Цели: конкретизировать представления учащихся о количестве букв и звуков в слове; совершенствовать умение выполнять фонетический разбор слов |
Звукобуквенный, или фонетический, разбор |
Научатся: различать количество букв и звуков в слове, выполнять фонетический разбор слов, определять, какой звук обязательно должен быть в слоге |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться |
Самооценка |
30 |
|
Произношение и написание слов с сочетанием |
Почему жи и ши надо писать с и? Цели: уточнить знания о правописании сочетаний жи – ши; сформировать навык |
Сочетания |
Узнают правило правописания сочетаний жи – ши. Научатся: правильно произносить и писать |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. |
Самооценка |
.
|
|
(упр. 49–53, |
правописания сочетаний |
|
слова с сочетаниями
|
Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения |
|
31 |
|
Проверочный диктант |
Цель: проверить уровень сформированности навыка правописания сочетаний |
Сочетания |
Научатся: правильно писать текст под диктовку, применять полученные знания на практике, использовать правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в практической деятельности |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
|
Самооценка |
32 |
|
Произношение и написание слов с сочетаниями ча – ща (упр. 54–58, |
Почему ча и ща надо писать Цель: уточнить знания детей о правописании сочетаний ча – ща; сформировать навык написания слов с сочетаниями ча – ща. |
Сочетания |
Узнают правило правописания сочетаний Научатся правильно произносить и писать слова с сочетаниями |
Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения
|
Самооценка |
.
33 |
|
Произношение и написание слов с сочетаниями чу – щу (упр. 59–62, |
Почему чу и щу надо писать Цели: уточнить знания о правописании сочетаний чу – щу; сформировать умение правильно писать слова с сочетаниями чу – щу |
Сочетания |
Узнают правило правописания сочетаний Научатся правильно произносить и писать слова с сочетаниями |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Самооценка |
34– 35 |
|
Деление слов на слоги (упр. 63–66, Словарный диктант |
Как правильно разделить слово на слоги? Цели: конкретизировать представления о том, что слог образует гласный звук; совершенствовать навыки в делении слов на слоги, в фонетическом разборе слов |
Деление слов на слоги |
Узнают, что слог образует гласный звук. Научатся: делить слова на слоги, распознавать односложные, двусложные и трёхсложные слова, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Самооценка |
36– 38 |
|
Перенос слов (упр. 72–76, упр. 77–83, |
Как переносить слова с одной строки на другую? Цели: познакомить с правилом переноса слов с одной строки на другую, отработать умение делить слова на слоги |
Перенос слов, правила переноса |
Узнают правила переноса слов с одной строки на другую. Научатся: делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетический разбор слов |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Самооценка |
39 |
|
Ударение (упр. 90–95, Произношение и обозначение на письме ударных (упр. 91–96, |
Что значит «ударный» или «безударный» гласный? Цели: познакомить с понятиями «ударный гласный» и «безударный гласный»; совершенствовать умение учащихся определять ударный гласный в слове, навык выделения ударных и безударных гласных в слове |
«Ударный» или «безударный» гласный |
Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Самооценка |
40– 41 |
|
Ударение (упр. 96–106, Произношение и обозначение на письме ударных |
Почему во многих словах произношение слова расходится с его написанием? Цели: познакомить со случаями расхождения написания |
Произношение и написание |
Научатся: различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; соблюдать простейшие нормы речевого этикета |
Мотивация учебной деятельности |
42– |
|
Парные (упр.107–112, упр.113–117, упр.118–122, упр.123–127, Словарный диктант |
Как писать слова с парными звонкими и глухими согласными? Цели: познакомить с парными и непарными согласными, |
Парные согласные звуки |
Узнают парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные. Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, применять на практике правило о проверке слов с парными звонкими – глухими согласными на конце слов; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Мотивация учебной деятельности |
46 |
|
Повторение (упр. 128–132, с. 132–134) |
Что уяснили дети по пройденной теме? Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе |
Изученные понятия |
Научатся: применять полученные знания |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Мотивация учебной деятельности |
47 |
|
Итоговая |
Цель: проверить знания |
Изученные понятия |
Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Самооценка |
48 |
|
Работа над ошибками. (упр. 133–136, с. 135–137) |
Как правильно работать над ошибками? Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе |
Изученные понятия |
Научатся применять полученные знания |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью |
Самооценка |