Рабочая программа по алгебре в 8 классе (УМК Ю. Н. Макарычева)

0
0
Материал опубликован 25 March 2023



Принято

на заседании кафедры точных наук

Руководитель кафедры___________

Протокол №___от ______________











Рабочая программа

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

алгебра

8 класс











Программа составлена

учителем математики

МБОУ - гимназия №1

им. Ю.А.Гагарина

Романишко Л.В.











2022/2023




Пояснительная записка.

Рабочая программа по алгебре для 8 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами, методическими документами федерального уровня:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413

рекомендациями Примерной программы среднего общего образования. М., «Просвещение», 2016 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993);

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованиюв образовательном процессе в 2019-2020 учебном году.

правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МБОУ- гимназии №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинцы, Брянской области;

Уставом МБОУ-гимназии №1им.Ю.А.Гагарина г. Клинцы Брянской области;

Положением о рабочей программе МБОУ-гимназии №1им.Ю.А.Гагарина


Цели учебного предмета:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


Задачи:

Развитие: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; математической речи; двигательной моторики; внимания; памяти; навыков само и взаимопроверки.

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

воспитание: культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, волевых качеств; коммуникабельности; ответственности.



Учебно- методический комплект

Учебно-методический комплект

1. Программа общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Алгебра. Составитель: Т.А. Бурмистрова.- М. : «Просвещение», 2008.

2. Учебник «Алгебра 8 класс» Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Суворов, С. Б. Суворова. -М.: Просвещение», 2013.

3. Ерина Поурочное планирование по алгебре к учебнику Макарычева для 8 класса 2011г. (М. Просвещение)

4. В.И. Жохов. Дидактические материалы. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение , 2010.

5. Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Куз­нецова, С. Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2015.

6. А.П. Ершова, Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова.-М.: Илекса, 2011.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Феде­рации для обязательного изучения математики на эта­пе основного общего образования отводится не менее 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Количество контрольных работ – 1

(в том числе входная и итоговая контрольные работы).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

В направлении личностного развития:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пони­мать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр­примеры;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отли­чать гипотезу от факта;

представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивили­зации;

креативность мышления, инициатива, находчи­вость, активность при решении математических задач

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

В метапредметном направлении:

умение видеть математическую задачу в контек­сте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках ин­формацию, необходимую для решения матема­тических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях непол­ной и избыточной, точной и вероятностной ин­формации;

умение понимать и использовать математиче­ские средства наглядности (графики, диаграм­мы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении учеб­ных задач и понимать необходимость их про­верки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стра­тегии решения задач;

понимание сущности алгоритмических пред­писаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных ма­тематических проблем;

умение планировать и осуществлять деятель­ность, направленную на решение задач иссле­довательского характера;

первоначальные представления об идеях и ме­тодах математики как универсальном языке на­уки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

В предметном направлении:

умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

В результате изучения алгебры обучающийся научится:

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

вычислять средние значения результатов измерений;

находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Обучающийся получит возможность:

решать следующие жизненно практические задачи:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;

аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.


Содержание тем учебного предмета


Повторение курса алгебры 7 класса (5ч)

Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основные методы разложения на множители. Функция у=х2 и ее график. Линейная функция, линейные уравнения.

1. Рациональные дроби (23ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция t1679692509aa.gif и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции t1679692509aa.gif .

2. Квадратные корни (18ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция t1679692509ab.gif ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество t1679692509ac.gif , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида t1679692509ad.gift1679692509ae.gif . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция t1679692509ab.gif ,ее свойства и график. При изучении функции t1679692509ab.gif показывается ее взаимосвязь с функцией t1679692509af.gif, где x ≥ 0.

3. Квадратные уравнения (21ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4. Неравенства (20ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах >b, ах <b, остановившись специально на случае, когдаа <0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5. Степень с целым показателем. (10ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Повторение (8ч)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).


Тематическое планирование

№ урока п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Виды и формы контроля


Повторение

5


1

Действия с одночленами и многочленами.


1


2

Формулы сокращенного умножения

1


3

Основные методы разложения на множители.

1


4

Функция y = x2 и ее график.

Линейная функция, линейные уравнения.

1


5

Диагностическая контрольная работа

1

к/р


Рациональные дроби

23


6

Работа над ошибками. Рациональные выражения.

1


7

Основное свойство алгебраической дроби.

1


8

Основное свойство алгебраической дроби.

1


9

Сокращение дробей.

1

с/р

10

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1


11

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1


12

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

с/р

13

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1


14

Решение примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей

1


15

Решение примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей

1


16

Контрольная работа №1 по теме: "Рациональные дроби и их свойства".

1

к/р

17

Работа над ошибками. Умножение дробей.

1


18

Умножение дробей.

1


19

Умножение дробей.

1


20

Возведение дроби в степень.

1

тест

21

Деление дробей.

1

с/р

22

Деление дробей.

1


23

Преобразование рациональных выражений.

1


24

Преобразование рациональных выражений.

1


25

Преобразование рациональных выражений.

1


26

Функцияt1679692509ag.gif , её свойства и график.

1


27

Функцияt1679692509ag.gif , её свойства и график.

1


28

Контрольная работа №2 по теме: "Операции с дробями. Дробно-рациональная функция"

1

к/р


Квадратные корни

18


29

Работа над ошибками. Рациональные числа

1


30

Иррациональные числа.

1


31

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

1


32

Уравнение x 2=а.

1

с/р

33

Уравнение x 2=а.

1


34

Нахождение приближённых значений квадратного корня.

1


35

Функция t1679692509ah.gif . Её свойства и график.

1


36

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

с/р

37

Квадратный корень из произведения и дроби.

1


38

Квадратный корень из степени.

1


39

Контрольная работа №3 по теме: "Понятие арифметического квадратного корня и его свойства".

1

к/р

40

Работа над ошибками.

Вынесение множителя за знак корня.

1


41

Вынесение множителя за знак корня.

1


42

Внесение множителя под знак корня.

1

с/р

43

Внесение множителя под знак корня.

1


44

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1


45

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1


46

Контрольная работа №4 по теме «Свойства квадратных корней»

1

к/р


Квадратные уравнения

21


47

Работа над ошибками.

Понятие квадратного уравнения

1


48

Неполные квадратные уравнения.

1

с/р

49

Выделение квадрата двучлена

1


50

Формулы корней квадратного уравнения.

1

с/р

51

Формулы корней квадратного уравнения.

1


52

Формулы корней квадратного уравнения.

1


53

Формулы корней квадратного уравнения.

1


54

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1


55

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1


56

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

1


57

Теорема Виета.

1

с/р

58

Теорема Виета.

1


59

Теорема Виета.

1


60

Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения»

1

к/р

61

Работа над ошибками.

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

1


62

Решение дробных рациональных уравнений.

1

с/р

63

Решение дробных рациональных уравнений.

1


64

Решение дробных рациональных уравнений.

1


65

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.

1


66

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.

1


67

Контрольная работа № 6 по теме «Дробно-рациональные уравнения. Текстовые задачи»

1

к/р


Неравенства

20


68


Работа над ошибками. Числовые неравенства.

1


69

Числовые неравенства.

1


70

Свойства числовых неравенств.

1

тест

71

Свойства числовых неравенств.

1


72

Сложение и умножение числовых неравенств.

1


73

Сложение и умножение числовых неравенств.

1


74

Сложение и умножение числовых неравенств.

1


75

Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства»

1

к/р

76

Работа над ошибками. Пересечение и объединение множеств.

1


77

Числовые промежутки.

1

с/р

78

Числовые промежутки.

1


79

Решение неравенств с одной переменной.

1

с/р

80

Решение неравенств с одной переменной.

1


81

Решение неравенств с одной переменной.

1


82

Решение неравенств с одной переменной.

1


83

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

с/р

84

Решение систем неравенств с одной переменной.

1


85

Решение систем неравенств с одной переменной.

1


86

Решение систем неравенств с одной переменной.

1


87

Контрольная работа № 8 по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы»

1

к/р


Степень с целым показателем

7


88

Работа над ошибками.

Определение степени с целым отрицательным показателем.

1


89

Определение степени с целым отрицательным показателем.

1


90

Свойства степени с целым показателем.


1

с/р

91

Свойства степени с целым показателем.


1


92

Стандартный вид числа

1


93

Стандартный вид числа

1


94

Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем и ее свойства»

1

к/р


Повторение

8


95

Работа над ошибками. Преобразование рациональных выражений.

1


96

Вынесение и внесение множителя под знак корня.

1


97

Решение уравнений.

1


98

Решение уравнений.

1


99

Решение неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной

1


100

Итоговая контрольная работа

1

к/р

101

Работа над ошибками.

1


102

Урок обобщающего повторения.

1



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Авторская программа по алгебре 8 класс. Авторы   Ю.Н. Макарычев и др. М.: «Просвещение», 2009 г. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. (базовый уровень)». Составитель Бурмистрова Т.А.-  М: «Просвещение», 2011г..

2. Учебник. «Алгебра 8 класс» Автор Ю.Н. Макарычев и др.. М.; ''Просвещение'' -  2019 год.

3. Алгебра . 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева  и др. Авторы-составители Т.Л. Афанасьева, Л.А.Тапилина, Волгоград; Учитель ,2019

4. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.

5.Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.

8.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  7-11 класс



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.