Рабочая программа по алгебре в 8 классе (УМК Ю. Н. Макарычева)
Принято на заседании кафедры точных наук Руководитель кафедры___________ Протокол №___от ______________ Рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА алгебра 8 класс Программа составлена учителем математики МБОУ - гимназия №1 им. Ю.А.Гагарина Романишко Л.В.
|
2022/2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа по алгебре для 8 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами, методическими документами федерального уровня:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413
рекомендациями Примерной программы среднего общего образования. М., «Просвещение», 2016 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованиюв образовательном процессе в 2019-2020 учебном году.
правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МБОУ- гимназии №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинцы, Брянской области;
Уставом МБОУ-гимназии №1им.Ю.А.Гагарина г. Клинцы Брянской области;
Положением о рабочей программе МБОУ-гимназии №1им.Ю.А.Гагарина
Цели учебного предмета:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
Развитие: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; математической речи; двигательной моторики; внимания; памяти; навыков само и взаимопроверки.
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
воспитание: культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, волевых качеств; коммуникабельности; ответственности.
Учебно- методический комплект
Учебно-методический комплект
1. Программа общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Алгебра. Составитель: Т.А. Бурмистрова.- М. : «Просвещение», 2008.
2. Учебник «Алгебра 8 класс» Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Суворов, С. Б. Суворова. -М.: Просвещение», 2013.
3. Ерина Поурочное планирование по алгебре к учебнику Макарычева для 8 класса 2011г. (М. Просвещение)
4. В.И. Жохов. Дидактические материалы. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение , 2010.
5. Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2015.
6. А.П. Ершова, Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова.-М.: Илекса, 2011.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Количество контрольных работ – 1
(в том числе входная и итоговая контрольные работы).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
В результате изучения алгебры обучающийся научится:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Обучающийся получит возможность:
решать следующие жизненно практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Содержание тем учебного предмета
Повторение курса алгебры 7 класса (5ч)
Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основные методы разложения на множители. Функция у=х2 и ее график. Линейная функция, линейные уравнения.
1. Рациональные дроби (23ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .
2. Квадратные корни (18ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция ,ее свойства и график. При изучении функции показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.
3. Квадратные уравнения (21ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства (20ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах >b, ах <b, остановившись специально на случае, когдаа <0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. (10ч)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.
Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Повторение (8ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Тематическое планирование
№ урока п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Виды и формы контроля | ||
| Повторение | 5 | | ||
1 | Действия с одночленами и многочленами. | 1 | | ||
2 | Формулы сокращенного умножения | 1 | | ||
3 | Основные методы разложения на множители. | 1 | | ||
4 | Функция y = x2 и ее график. Линейная функция, линейные уравнения. | 1 | | ||
5 | Диагностическая контрольная работа | 1 | к/р | ||
| Рациональные дроби | 23 | | ||
6 | Работа над ошибками. Рациональные выражения. | 1 | | ||
7 | Основное свойство алгебраической дроби. | 1 | | ||
8 | Основное свойство алгебраической дроби. | 1 | | ||
9 | Сокращение дробей. | 1 | с/р | ||
10 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | ||
11 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | ||
12 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | с/р | ||
13 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | ||
14 | Решение примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | | ||
15 | Решение примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | | ||
16 | Контрольная работа №1 по теме: "Рациональные дроби и их свойства". | 1 | к/р | ||
17 | Работа над ошибками. Умножение дробей. | 1 | | ||
18 | Умножение дробей. | 1 | | ||
19 | Умножение дробей. | 1 | | ||
20 | Возведение дроби в степень. | 1 | тест | ||
21 | Деление дробей. | 1 | с/р | ||
22 | Деление дробей. | 1 | | ||
23 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | | ||
24 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | | ||
25 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | | ||
26 | Функция , её свойства и график. | 1 | | ||
27 | Функция , её свойства и график. | 1 | | ||
28 | Контрольная работа №2 по теме: "Операции с дробями. Дробно-рациональная функция" | 1 | к/р | ||
| Квадратные корни | 18 | | ||
29 | Работа над ошибками. Рациональные числа | 1 | | ||
30 | Иррациональные числа. | 1 | | ||
31 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 1 | | ||
32 | Уравнение x 2=а. | 1 | с/р | ||
33 | Уравнение x 2=а. | 1 | | ||
34 | Нахождение приближённых значений квадратного корня. | 1 | | ||
35 | Функция . Её свойства и график. | 1 | | ||
36 | Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 | с/р | ||
37 | Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 | | ||
38 | Квадратный корень из степени. | 1 | | ||
39 | Контрольная работа №3 по теме: "Понятие арифметического квадратного корня и его свойства". | 1 | к/р | ||
40 | Работа над ошибками. Вынесение множителя за знак корня. | 1 | | ||
41 | Вынесение множителя за знак корня. | 1 | | ||
42 | Внесение множителя под знак корня. | 1 | с/р | ||
43 | Внесение множителя под знак корня. | 1 | | ||
44 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | ||
45 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 | | ||
46 | Контрольная работа №4 по теме «Свойства квадратных корней» | 1 | к/р | ||
| Квадратные уравнения | 21 | | ||
47 | Работа над ошибками. Понятие квадратного уравнения | 1 | | ||
48 | Неполные квадратные уравнения. | 1 | с/р | ||
49 | Выделение квадрата двучлена | 1 | | ||
50 | Формулы корней квадратного уравнения. | 1 | с/р | ||
51 | Формулы корней квадратного уравнения. | 1 | | ||
52 | Формулы корней квадратного уравнения. | 1 | | ||
53 | Формулы корней квадратного уравнения. | 1 | | ||
54 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | ||
55 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | ||
56 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 | | ||
57 | Теорема Виета. | 1 | с/р | ||
58 | Теорема Виета. | 1 | | ||
59 | Теорема Виета. | 1 | | ||
60 | Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения» | 1 | к/р | ||
61 | Работа над ошибками. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | 1 | | ||
62 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | с/р | ||
63 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | | ||
64 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | | ||
65 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений. | 1 | | ||
66 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений. | 1 | | ||
67 | Контрольная работа № 6 по теме «Дробно-рациональные уравнения. Текстовые задачи» | 1 | к/р | ||
| Неравенства | 20 | | ||
68 | | Работа над ошибками. Числовые неравенства. | 1 | | |
69 | Числовые неравенства. | 1 | | ||
70 | Свойства числовых неравенств. | 1 | тест | ||
71 | Свойства числовых неравенств. | 1 | | ||
72 | Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 | | ||
73 | Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 | | ||
74 | Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 | | ||
75 | Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | к/р | ||
76 | Работа над ошибками. Пересечение и объединение множеств. | 1 | | ||
77 | Числовые промежутки. | 1 | с/р | ||
78 | Числовые промежутки. | 1 | | ||
79 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | с/р | ||
80 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | | ||
81 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | | ||
82 | Решение неравенств с одной переменной. | 1 | | ||
83 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | с/р | ||
84 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | | ||
85 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | | ||
86 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | | ||
87 | Контрольная работа № 8 по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | к/р | ||
| Степень с целым показателем | 7 | | ||
88 | Работа над ошибками. Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 | | ||
89 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 | | ||
90 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | с/р | ||
91 | Свойства степени с целым показателем. | 1 | | ||
92 | Стандартный вид числа | 1 | | ||
93 | Стандартный вид числа | 1 | | ||
94 | Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем и ее свойства» | 1 | к/р | ||
| Повторение | 8 | | ||
95 | Работа над ошибками. Преобразование рациональных выражений. | 1 | | ||
96 | Вынесение и внесение множителя под знак корня. | 1 | | ||
97 | Решение уравнений. | 1 | | ||
98 | Решение уравнений. | 1 | | ||
99 | Решение неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной | 1 | | ||
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | к/р | ||
101 | Работа над ошибками. | 1 | | ||
102 | Урок обобщающего повторения. | 1 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Авторская программа по алгебре 8 класс. Авторы Ю.Н. Макарычев и др. М.: «Просвещение», 2009 г. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. (базовый уровень)». Составитель Бурмистрова Т.А.- М: «Просвещение», 2011г..
2. Учебник. «Алгебра 8 класс» Автор Ю.Н. Макарычев и др.. М.; ''Просвещение'' - 2019 год.
3. Алгебра . 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. Авторы-составители Т.Л. Афанасьева, Л.А.Тапилина, Волгоград; Учитель ,2019
4. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.
5.Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.
8.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 7-11 класс