Рабочая программа по предмету «ОБЖ» за 6 класс
Филиал МБОУ ТСШ № 1 в с . Полетаево
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседание Зам. директора Директор
методического объединения по УВР МБОУ Токарёвской СОШ № 1
_________ /Титова Т.В/ _______ Шиповская С.В/
Протокол № ______
от «___»сентября 2015г. «___» сентября 2015г. «___» сентября 2015г.
Руководитель МО
__________ / /
Рабочая программа
предмет: ОБЖ
класс: 6
учитель: Семенова Е.И
количество часов - 35
в неделю -1 час
Учебник
Основы Безопасности Жизнедеятельности - 6 класс
Авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под общей редакцией Ю.Л. Воробьева
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г.), Примерной программы основного общего образования по ОБЖ (5-9 классы), Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Балашова Саратовской области», Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2013-2014 уч. году.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г.)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Общая характеристика учебного предмета
В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специально отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов).
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение основам безопасности жизнедеятельности в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).
Распределение обязательной части учебного плана соответствует требованиям
образовательных программ по предметам.
Организация образовательного процесса в основной школе:
1 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме.
2. Не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных
формах учебной деятельности.
Формы организации вариативной части учебной урочной деятельности: игра, проект, викторина, конференция.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего закона в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антиреррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранении природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.
Содержание учебного предмета
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и распределён по разделам:
Раздел 1 Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
Глава 1 Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё (4 ч)
Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Тест № 1. Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций
Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией
Урок повторения по теме: Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё.
Проверочная работа № 1
Глава 2 Пребывание человека в различных климатических условиях (2 ч)
Влияние климата на человека. Акклиматизация в условиях жаркого климата. Акклиматизация в северных районах. Акклиматизация в горной местности. Общие правила успешной акклиматизации.
Глава 3 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (15 ч)
Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу. Авария транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство временных укрытий. Добывание огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей
Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Урок повторения по теме: Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.
Проверочная работа № 2
Раздел 2 Основы медицинских знаний
Глава 4 Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (11 ч)
Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Аптечка, природные лекарственные средства. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. Закрытые травмы. Тест № 2. Опасные животные. Отравления. Первая помощь утопающему. Тепловые и солнечные удары, обморожения. Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа. Переноска пострадавшего без носилок. Урок повторения по теме: Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Проверочная работа № 3. Итоговый урок по курсу 6 класса. Тест № 3.Резервные уроки
Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством Ю.Л. Воробьева и учебника системы «Астрель». Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Ю.Л. Воробьева – М.: Астрель, 2012. – 190 с.: ил., рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Общее количество часов – 33 и 2 часа резервные.
Проверочных работ – 2
Тестов - 2
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Из них |
Формы организации вариативной части учебной внеурочной деятельности |
Сроки проведения |
||||
Учебная деятельность в урочной форме 70% |
Учебные занятия иных внеурочных формах учебной деятельности 30% |
||||||||
1 |
Раздел 1 Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях (21) |
21 |
15 |
6 |
Проект - 3 Викторина -1 Конференция -1 Игра -1 |
2.09-9.02 |
|||
2 |
Раздел 2Основы медицинских знаний (12) |
12 |
8 |
4 |
Исследование – 1 Практикум – 1 Проект – 1 Игра -1 |
16.02-25.05 |
|||
3 |
Резервные уроки |
2 |
23 |
10 |
|||||
Всего |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Основные понятия |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Дата |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
План |
Факт |
|||||||||||||
Раздел 1 Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях |
|||||||||||||||||
Глава 1 Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё (4 ч) |
|||||||||||||||||
1 |
Опасные и экстремальные ситуации. Вводное тестирование № 1 |
Урок открытия нового знания |
Опасные ситуации, экстремальная ситуация, автономное существование человека, правила безопасного поведения человека в природной среде. |
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. |
Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; |
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; |
|||||||||||
2 |
Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций |
Урок открытия нового знания |
Природные факторы, техногенные и социальные факторы, НАЗ |
||||||||||||||
3 |
Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией |
Урок открытия нового знания |
Страх, переутомление, уныние, боль, холод, жара, жажда, голод, одиночество |
||||||||||||||
4 |
Урок повторения по теме: Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё. Проверочная работа № 1 |
Урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Глава 2 Пребывание человека в различных климатических условиях |
|||||||||||||||||
5 |
Влияние климата на человека. Акклиматизация в условиях жаркого климата, северных районах, горной местности. |
Урок открытия нового знания Проект «Мы –путешественники» |
Смена климатогеографических условий. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в северных районах. Акклиматизация в горной местности, общие правила успешной акклиматизации |
Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Формирование установки на здоровый образ жизни, исключаемый употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью |
Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; |
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, |
|||||||||||
6 |
Общие правила успешной акклиматизации. |
Урок отработки умений и рефлексии. Викторина «Вокруг света» |
|||||||||||||||
Глава 3 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (15 ч) |
|||||||||||||||||
7 |
Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу. |
Урок отработки умений и рефлексии |
Автономное пребывание человека в природе. Как вести себя отставшему от группы в туристическом походе. |
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций |
Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; |
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. |
|||||||||||
8 |
Авария транспортного средства в безлюдной местности |
Урок открытия нового знания |
Алгоритм действия при аварии транспортного средства в безлюдной местности. |
||||||||||||||
9 |
Способы подачи сигналов бедствия |
Урок открытия нового знания Игра |
Подача сигналов бедствия. Сигнальные костры. Специальные знаки международной кодовой таблицы. Сигнальное зеркало |
||||||||||||||
10 |
Ориентирование по компасу |
Урок развивающего контроля |
Способы ориентирования на местности. Определение направления движения на местности по компасу. Азимут. Движение по азимуту |
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. |
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; |
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; |
|||||||||||
11 |
Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. |
Урок открытия нового знания |
Ориентирование на местности по Солнцу, по Солнцу и часам, по Луне и звездам |
||||||||||||||
12 |
Ориентирование по местным признакам |
Урок открытия нового знания Проект «Ориентирование на местности» |
Ориентирование по местным признакам: деревьям и растениям, камням и лишайникам, муравейникам и снегу |
||||||||||||||
13 |
Как находить дорогу к жилью |
Урок открытия нового знания |
Тропа, протоптанная человеком. Сакма. Затесы на деревьях |
||||||||||||||
14 |
Устройство временных укрытий. |
Урок отработки умений и рефлексии |
Выбор места для строительства укрытия. Виды зимних укрытий. Временные укрытия в пустыне |
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки. |
Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; |
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, |
|||||||||||
15 |
Добывание огня, разведение костра |
Урок отработки умений и рефлексии |
Место для костра. Добывание огня, Разжигание костра. Типы костров, очаги. Сохранение огня |
||||||||||||||
16 |
Обеспечение бытовых потребностей |
Урок открытия нового знания Конференция |
Изготовление ножа, посуды и приспособления для приготовления пищи. Самодельные веревки. |
||||||||||||||
17 |
Обеспечение водой |
Урок отработки умений и рефлексии |
Как преодолеть недостаток воды. Поиск и добывание воды. Очистка и обеззараживание воды |
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. |
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность. |
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. |
|||||||||||
18 |
Организация питания |
Урок открытия нового знания Проект «Как выжить в природе» |
Общие принципы организации питания в условиях автономного существования. Растительная пища. Нетрадиционные виды пищи. Добывание пищи охотой и рыбной ловлей. |
||||||||||||||
19 |
Личная гигиена, уход за одеждой и обувью |
Урок открытия нового знания |
Соблюдение правил личной гигиены. Уход за одеждой. Уход за обувью |
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. |
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной |
||||||||||||
20 |
Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению |
Урок открытия нового знания |
Как вести себя при встрече с опасными животными. Опасности при переправах через реки, передвижение по болотам. Как уберечься от поражения молнией |
||||||||||||||
21 |
Урок повторения по теме: Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. Проверочная работа . |
Урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Раздел 2 Основы медицинских знаний |
|||||||||||||||||
Глава 4 Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях |
|||||||||||||||||
22 |
Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему |
Урок открытия нового знания |
Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему |
Умение оказать первую помощь пострадавшим; Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки. |
Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; |
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной |
|||||||||||
23 |
Аптечка, природные лекарственные средства |
Урок-исследование |
Индивидуальная медицинская аптечка. Лечебные свойства различных дикорастущих лекарственных растений |
||||||||||||||
24 |
Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы |
Урок открытия нового знания |
Предупреждение образования потертостей и мозолей, оказание первой помощи. Первая помощь при ссадинах и порезах |
||||||||||||||
25 |
Закрытые травмы. |
Урок открытия нового знания Проект «Окажем первую помощь» |
Ушибы. Растяжения и разрывы связок. Вывихи. Сдавление. Переломы.
|
||||||||||||||
26 |
Опасные животные |
Урок открытия нового знания Игра |
Укусы насекомых. Укусы паукообразных. Укусы змей. Укусы бешеных животных и грызунов. Первая помощь при укусах |
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. |
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; |
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; |
|||||||||||
27 |
Отравления |
Урок развивающего контроля |
Пищевые отравления. Первая помощь при пищевом отравлении. Отравление угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом |
||||||||||||||
28 |
Первая помощь утопающему |
Урок открытия нового знания |
Основные приемы оживления -реанимацииПервая помощь при тепловом и солнечном ударе, обмороке и обморожении. Первая помощь при поражении молнией. |
||||||||||||||
29 |
Тепловые и солнечные удары, обморожения |
Урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
30 |
Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа |
Урок отработки умений и рефлексии Урок-практикум |
Оказание первой помощи при заболевании глаз. Удаление инородных тел из глаза, уха, носа |
Умение оказать первую помощь пострадавшим. |
Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; |
||||||||||||
31 |
Переноска пострадавшего без носилок |
Урок развивающего контроля |
Способы переноски пострадавшего без носилок |
||||||||||||||
32 |
Урок повторения по теме: Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. |
||||||||||||||||
33 |
Итоговый урок по курсу 6 класса. Тест № 2 |
||||||||||||||||
34-35 |
Резервные уроки |
||||||||||||||||
Всего: 35 ч Проверочных работ -2 Тестов – 2 Проектов - 4 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится: |
Выпускник получит возможность научиться: |
Основы комплексной безопасности |
|
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
|
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; • описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. |
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
|
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. |
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни |
|
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. |
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
|
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. |
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
Знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
- доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания.
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
- перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- пользовать средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Учебно-методический комплект
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2012. – 190 с.
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ре. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2010г. – 350 с.
2. Сулига Е.М., Горшкова Л.П. Экология ядовитых растений Балашовского района. Методическое пособие. – Балашов, 1997г.
3. «Защита от ЧС»: Сборник методических разработок./ М.: «Военные знания», 2004.
4. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
5. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004
6. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.
7. Л.В. Байбородова. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – М: «ВЛАДОС», 2003.
8. Энциклопедия туризма. Гл. ред. Е.И. Тамм. Москва: научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993.
9. Энциклопедия для детей. Личная безопасность Москва: Авант+, 2001.
10. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учебное пособие. Под общ. Ред. Проф. Р.И. Айзмана. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002 г.
11. Смирнов А.Т. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроке ОБЖ. Методическое пособие для учителей 5-9 класса. М.: Издательский центр «Вектано-Граф», 2002.
12. Андрей Ильин. Большая энциклопедия городского выживания. ЭКСМО. М.: 2003.
Формы и средства контроля
Виды контроля:промежуточный, текущий, тематический, итоговый.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, проверочная работа
Критерии оценки учебной деятельности.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
Отметка «5» |
Отметка «4» |
Отметка «3» |
Отметка «2»: |
Отметка «1» |
|
Оценка теоретических знаний |
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. |
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. |
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный |
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя |
отсутствие ответа |
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Приложения
Темы сообщений, проектов
1. Сообщение «Правила поведения при движении по лесу»
2. Сообщение: «Сигналы бедствия»
3. Проект «Ориентирование в безлюдном месте»
4. Сообщение: «Способы добывания огня»
5. Проект «Съедобные и лекарственные растения Балашовского района»
6. Сообщение «Элементарные правила личной гигиены»
7. Сообщение «Лекарственные растения»
8. Сообщение: «Первая помощь при порезах»
9. Сообщение: «Правила наложения шины»
10. Сообщение: «Оказание первой помощи утопающему»
11. Сообщение «Заболевания глаз»
Тесты и проверочные работы
Проверочная работа № 1 (рабочая тетрадь с. 7-8; 33-34)
Проверочная работа № 2 (Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ре. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2010г.)
1 Вариант. Ответьте на вопросы:
Перечислите способы подачи сигналов бедствия.
Что такое ориентирование?
Перечислите способы добывания огня.
Назовите основные источники пищи в лесу.
2 Вариант. Ответьте на вопросы:
Перечислите, с помощью чего можно ориентироваться в лесу?
Перечислите виды временных укрытий.
Перечислите типы костров.
Когда встречи с дикими животными наиболее опасны?
Тест № 1
Вводное тестирование по ОБЖ 6 класс
(Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ре. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2010г)
1. Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города?
а) «скорая помощь», служба спасения, милиция, газовая служба;
б) милиция, служба городского пассажирского транспорта, служба газа;
в) пожарная охрана, служба связи, городская справочная служба.
2. Какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону:
а) номер телефона и адрес;
б) причину вызова, свои имя и фамилию, номер телефона и адрес;
в) адрес места жительства и номера расположенных рядом домов.
3. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:
а) Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в людное место.
б) Остановитесь и уясните причину преследования.
в) Броситесь бежать к телефонной будке.
4. Выберите возможную причину возникновения опасных ситуаций в доме:
а) выключенный радиоприемник и телевизор;
б) отключение электроэнергии;
в) неправильное обращение с пиротехническими изделиями.
5. Электротравма или удар электрическим током может произойти в результате:
а) прикосновение руками к электропроводам;
б) прикосновение к отключенной электропроводке;
в) прикосновение к неработающему телевизору.
6. Затопление в жилище может произойти в результате:
а) неисправности электропроводки;
б) неисправности систем канализации и водоснабжения;
в) неисправности системы вентиляции.
7. Бытовым газом в доме (квартире) можно отравиться в результате:
а) отключения электроэнергии в квартире;
б) неполного сгорания газа;
в) полного сгорания газа.
8. Придя домой, вы почувствовали запах газа; каковы будут ваши дальнейшие действия?
а) выключить свет, пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу;
б) перекрыть вентиль подачи газа (если умеешь), открыть окна и двери, пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу;
в) проветрить помещение и закрыть окна.
9. Выберите основные причины пожаров в зданиях:
а) неосторожное обращение с огнем;
б) отсутствие в доме огнетушителя;
в) неправильное использование пожарных кранов.
10. Вам позвонили в дверь и сказали: «Телеграмма, нужно расписаться». Ваши действия:
а) Надев дверную цепочку, откроете дверь;
б) Попросите прочесть телеграмму через дверь, в противном случае отнести ее на почту;
в) Предложите оставить телеграмму в двери – вы потом ее заберете.
11. Пострадавшего необходимо направить в медицинское учреждение, если носовое кровотечение не удается остановить в течение:
а) 1 часа;
б) 20-30 мин.;
в) 30-40 мин.
12. Сколько часов в день подростку можно находиться
перед экраном компьютера?
а) не более 1 часа
б) не более 2 часов
в) не более 3 часов
Тест № 2(Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ре. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2010г)
1. Акклиматизация происходит медленнее, если:
закалять организм
соблюдать режим питания
ложиться спать когда хочется
пить воду из стандартных источников или кипяченую
2. При подготовке к походу необходимо учитывать природные факторы. Какой фактор не является природным:
климатические условия
рельеф местности
возможность стихийных бедствий
загрязнение воды и почвы
3. В личное снаряжение однодневного похода не входит:
перочинный нож
саперная лопатка
фляга для воды
полотенце и мыло
4. Шестеро ребят отправились в лыжный поход и ушли от поселка на 5-6 километров. Не сразу заметили, что один из них отстал. Как им лучше поступить:
идти всем вместе
послать на поиски самого старшего или опытного
5. Оставаться на месте аварии следует, если:
нет уверенности, что будут искать именно здесь
местность с густой растительностью
известно местонахождение ближайшего населенного пункта
есть раненые
6. Место, с которого все еще можно вернуться назад на место аварии, называется:
точка возврата
точка возвращения
обратная точка
7. Где надо разводить костер летом?
1. прямо под деревом;
2. в 4 -6 метрах от дерева;
3. рядом с водоемом;
4. в траве.
8. С помощью чего можно развести огонь?
1. любых камней;
2. сырых спичек;
3. очков;
4. оконного стекла.
9. Вы испытываете сильный голод и поймали гусеницу. Ваши действия:
1. Съедите сырой;
2. Поджарите;
3. Не будете есть.
10. Допустимая толщина льда при движении по нему людей должна быть не менее:
1. 8 см.;
2. 10 см.;
3. 15 см.
11. Какое может быть автономное пребывание человека в природе?
1. Вынужденное
2. Не добровольное
3. Добровольное
12. Укажите примеры вынужденной автономии:
1. Человек заблудился в лесу
2. Трое друзей отправились в поход
3. Человек отстал от туристической группы
13. Какая цель стоит перед человеком в вынужденной автономии?
1. Исследовать территорию
2. Выжить и выйти к людям
3. Узнать новые виды растений
4. Восстановить и укрепить здоровье