Рабочая программа по информатике за 6 класс

1
0
Материал опубликован 14 December 2015

 

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________С.А. Матусевич

«____»________20___

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»

________________Е.В.Окунева

приказ от «___»______20_____г.№_____

Рабочая программа

учебного предмета информатика и ИКТ

на 2015 - 2016 учебный год

Общее количество часов по плану на учебный год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Класс: 6А, Б,В

Программа составлена на основании:

авторской программы курса информатики и ИКТ Л.Л. Босовой для 5-7 классов средней общеобразовательной школы //Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин – 6 изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с. - с.370-391.

Описание состава учебно-методического комплекта:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Составитель программы: Прокофьева Е.А.

Принято на заседании школьного методического объединения Щербина С.И.

протокол от «___»______20_____г. № _____ ____________

подпись

ЛАНГЕПАС, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для обучающихся 6 А, Б, В классов на 2015-2016 учебный год составлена:

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

на основе авторской программы Л.Л. Босовой информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы //Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин – 6 изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с. - с.370-391 и является приложением к Основной образовательной программе основного общего И среднего общего образования Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» от 31.08.2015 года № ________–о.

Общая характеристика курса информатики и ИКТ в 5-7 классах

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

В основу курса информатики и ИКТ для 5 - 7 классов положены следующие идеи:

Целостность и непрерывность обучения, что означает: данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям в рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9(базовый курс) и 10-11(профильные курсы) классах.

Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, необходимы упрощение и адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящим понятиям, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.

Практическая ориентированность обучения, что обеспечивает отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска инструментирования для всех видов деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных и коммуникативных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

Использование дидактической спирали как важнейшего фактора структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем последующее развитие и обогащение понятия, создающего предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Развивающее обучение (которое ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Общие цели изучения информатики в 5-7 классах

Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

усиление культурологической составляющей общего образования;

пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на 2015-2016 учебный год обучение информатике и ИКТ в 6-х классах является обязательным и планируется из расчета 1 час в неделю. Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса рассчитана на 35 часов.

Распределение часов в течение 2015-2016 учебного года по четвертям

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за учебный год

6А,Б,В

9

7

10

9

35

Образовательная программа Л.Л. Босовой по информатике и ИКТ в 6 классе реализуется посредством учебно-методического комплекса (далее УМК) линии учебников Л.Л. Босовой, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу информатики и ИКТ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФК ГОС 2004г). УМК включает в себя:

- учебник (Информатика. 6 класс). Содержит теоретический материал, вопросы и задания для обсуждения, практические задания для выполнения на компьютере.

- рабочая тетрадь (Информатика. 6 класс). Содержит разнообразные упражнения и задания для закрепления изучаемого материала.

- мультимедийное сопровождение к учебнику, диск для учителя . 2008/ Информатика. 5 -7 классы. Л.Л. Босова, [Электронный ресурс] / Цифровые ресурсы диска предназначены для организации фронтальной и индивидуальной работы на уроке.

- методическое пособие для учителя, содержащее практическую помощь в построении урока и проведении проверочных работ.

- сборник занимательных задач по информатике. Содержит дополнительные упражнения и задания для повышения интереса к предмету, развития способностей одаренных детей.

- сборник контрольно-измерительных материалов по информатике для 5-7 классов. Содержит тесты и тексты контрольных работ для проверки качества усвоения изучаемых тем.

Цели изучения информатики и ИКТ в 6 классе

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Межпредметные связи

Информатика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися способами обработки, поиска, хранения информации с помощью компьютера необходимо в повседневной жизни, для изучения других дисциплин и продолжения образования. Полученные знания на уроках смежных дисциплин (математика и физика) помогают ученикам освоить способы кодирования информации и принципы работы устройств компьютера. Практические умения и навыки арифметического характера используются и закрепляются при выполнении заданий по кодированию и определению объема информации. Также используются знания об окружающем мире, музыки, географии и истории. Обучение по данной программе обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку обучающихся, определяет логически связанный порядок изучения материала.

Изменения, внесенные в программу

Новизна данной рабочей программы для 6 класса в том, что 1 час из резерва я добавила в раздел «Элементы алгоритмизации» для систематизации, выполнения и демонстрации творческих работ.

1 час на проведение теста в рамках промежуточной аттестации.

Особенности организации образовательного процесса

В обучении школьников 6 класса наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 6 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе стараюсь четко и доступно объяснять материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы ввожу новые понятия, организую совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.

В дни отмены занятий (актированные дни, карантин) образовательный процесс организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий: обучающимся через официальный информационный сайт школы по адресу www.lgschool2.ucoz.ru предоставляется технологическая карта по выполнению заданий соответствующего урока с использованием материалов учебника и рабочей тетради, ссылки на электронные плакаты, организуются консультации в программе «Skype». Контроль правильности выполнения заданий и уровня освоения учебного материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию уроков.

В процессе обучения информатике и ИКТ и по итогам проведения проверочных работ проводится коррекционная работа с учащимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материла. Основными формами коррекционной работы являются:

индивидуально-групповые консультации во внеурочное время,

индивидуальные домашние задания,

выполнение тренировочных упражнений с использованием интерактивных плакатов;

организация работы на уроке в парах (более подготовленный ученик с менее подготовленным).

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

общее

теория

практика

Компьютер и информация

11

5

6

-выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

-анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

-определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер

-уметь работать с текстом

-устанавливать причинно-следственные связи

- структурировать знания

- классифицировать понятий

-планировать учебное сотрудничество со сверстниками

-уметь выражать свои мысли

Человек и информация

13

7

6

-выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

-анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

-определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер

-уметь работать с текстом

-устанавливать причинно-следственные связи

- структурировать знания

- классифицировать понятий

-планировать учебное сотрудничество со сверстниками

-уметь выражать свои мысли

Элементы алгоритмизации

10

5

6

-приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

-приводить примеры информационных носителей;

-классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

-определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию

-уметь работать с текстом

-устанавливать причинно-следственные связи

-структурировать знания

-классифицировать понятий

-планировать учебное сотрудничество со сверстниками

-уметь выражать свои мысли

Тест (промежуточная аттестация)

1

     

Итого:

35

17

18

 

Содержание учебного курса

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая проверочная работа №1 «Создание документов в текстовом процессоре Word»

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

Проверочная работа №1 «Компьютер и информация».

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая проверочная работа №2 «Обработка информации»

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

Проверочная работа №2 «Человек и информация».

3. Элементы алгоритмизации (10ч).

Что такое алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая проверочная работа №3 «Создание графических объектов»

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»

Выполнение и демонстрация творческих работ.

Проверочная работа №3 «Алгоритмы и исполнители».

 Промежуточная аттестация(1ч).

Планируемые результаты изучения курса информатики и ИКТ в 6 классе

Учащиеся должны:

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

различать необходимые и достаточные условия;

иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

определять назначение файла по его расширению;

выполнять основные операции с файлами;

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Система контроля реализации программы:

Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по информатике и ИКТ в 6 классе осуществляется учителем-предметником и включает в себя следующие виды контроля:

текущий контроль – осуществляется через проверку домашнего задания, что помогает увидеть насколько хорошо понят новый материал, фронтальный опрос, выполнение практических работ, самостоятельных работ и проверку выполнения учащимися творческих заданий;

тематический контроль – контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы), позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы, определяет уровень сформированности знаний и умений по предмету, проводится в виде самостоятельных работ, проверочных работ (10 минут) и тестирования. Результаты проверки фиксируются в классном журнале;

промежуточная аттестация (итоговый контроль) – определяется уровень достижения планируемых результатов изучения информатики и ИКТ в 6 классе по итогам учебного года (форма контроля: тест). Проводится в период с 20 апреля по 20 мая текущего года. Результаты проверки фиксируются в классном журнале. Работа составляется на основании требований к результатам изучения информатики и ИКТ за курс 6-го класса.

Годовые отметки выводятся как среднее значение полугодовых отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года, и отметок за тестовую работу, проведенную в рамках промежуточной аттестации.

В 6-м классе используется несколько различных форм тематического контроля: проверочная работа, проверочная работа в форме теста, практические проверочные работы, проверяющие сформированность навыков работы на компьютере.

Проверочные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения.

Оценивание текущей успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной шкале: 5 баллов – отлично, 4 балла – хорошо, 3 балла – удовлетворительно, 2 балла – неудовлетворительно.

В качестве одной из основных форм контроля используется тестирование.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

При выставлении оценок придерживаюсь следующих общепринятых соотношений:

менее 50% – «2»;

50-70% – «3»;

71-85% – «4»;

86-100% – «5».

Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

 

Тематика

Вид

Форма

Создание документов в текстовом процессоре Word

Тематический контроль

Практическая проверочная работа

Компьютер и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

Структурирование и визуализация информации средствами текстового процессора Word

Тематический контроль

Практическая проверочная работа

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Построение графических объектов в графическом редакторе Paint и в текстовом процессоре Word

Тематический контроль

Практическая проверочная работа

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Промежуточная аттестация

Тест

 

 

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Для учащихся

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Для учителя

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов

АДРЕСА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

http://www.titul.ru - раздел «В помощь учителю. Методическая копилка».

http://www.school-cоllection/edu.ru - интерактивные плакаты

Перечень средств ИКТ

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения.

Простой редактор Web-страниц


Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ на 2015-2016 учебный год для 6 А,Б,В классов.

п/п

Тема раздела/урока

Количество

часов

Планируемая

дата урока

Фактическая дата

проведения урока

Основные виды деятельности учащихся

Используемые технологии/

ИКТ ресурсы

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу

 

Компьютер и информация

11

         

1

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Инструктаж по ТБ.

1

1.09-

5.09

 

Аналитическая деятельность:

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

различать позиционные и непозиционные системы счисления;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств;

редактировать и форматировать текстовую информацию;

создавать нумерованные и маркированные списки;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»; презентации: «Техника безопас.», «История вычислит. техники».

Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Уметь правильно организовать свое рабочее место. Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.

2

Файлы и папки.

Практическая работа № 1

1

7.09-12.09

 

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки»

Уметь открывать и закрывать папки, упорядочивать содержимое папки, создавать папки

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа № 2 (задание 1)

1

14.09-

19.09

 

Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (ч.1); файл Ошибка.doc

Иметь представление о способах кодирования информации. Иметь представление о системах счисления. Уметь запускать текстовый процессор Word; открывать, изменять и сохранять документы Word; использовать команду проверки правописания Word.

4

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа № 2 (задание 2)

1

21.09-

26.09

 

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (ч.1)

Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления. Уметь устанавливать абзацный отступ и разбивать текст на абзацы в Word; выделять фрагмент текста (произвольный участок, строку, слово, абзац) и изменять начертание шрифта в Word.

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

1

28.09-

03.10

 

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (ч.1)

Уметь переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления.

6

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа№3 (задание 1)

1

05.10-

10.10

 

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (ч.2)

Иметь представление о способах кодирования текстовой информации. Уметь создавать, изменять и переметать красочные надписи в Word.

7

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 (задание 2)

1

12.10-

17.10

 

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (ч.2); файл Заготовка.doc

Иметь представление о способах кодирования текстовой информации. Уметь копировать и вставлять фрагменты текста в Word; форматировать фрагмент текста в Word.

8

Создание документов в текстовом процессоре MS Word.

Практическая проверочная работа №1

1

19.10-

24.10

 

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

Уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов.

9

Растровое кодирование графической информации

1

26.10-

31.11

 

Плакат «Цифровые данные»; «Цифров. данные»; файл Образец. bmp

Иметь представление о способах кодирования графической информации.

10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа № 4

1

09.11-

14.11

 

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

Иметь представление о способах кодирования графической информации. Уметь создавать нумерованные списки в Word.

11

Единицы измерения информации. Практическая работа № 5

1

16.11

-

21.11

 

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

Иметь представление о единицах измерения информации. Уметь создавать маркированные списки в Word, изменять вид маркера, изменять вид списка.

 

Человек и информация

13

         

12

Проверочная работа № 1.

Информация и знания.

1

23.11

-

28.11

 

Аналитическая деятельность:

понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

различать необходимые и достаточные условия;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

систематизировать (упорядочивать) информациию;

организовывать свою познавательную де­ятельность;

использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

разрабатывать план действий при создании диаграмм, таблиц, рисунков;

определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта;

самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc

Уметь изменять ориентацию страницы; создавать таблицу, состоящую из требуемого числа столбцов и строк: оформлять таблицу, используя автоформат.

13

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6

 

30.11-05.12

 

Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

Иметь представление о чувственном познании окружающего мира. Уметь создавать таблицу, состоящую из требуемого числа столбцов и строк: оформлять таблицу, используя автоформат.

14

Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7

1

7.12-

12.12

 

Презентации: «Мышление», «Понятие» (ч.1); файл Загадки.doc

Иметь представление о понятии как одной из форм мышления. Уметь перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы; находить новый рисунок в коллекции Clip Art и вставлять его в требуемое место; придавать рисунку размеры по своему усмотрению.

15

Как образуются понятия. Практическая работа № 8 (задания 1-2)

1

14.12-

19.12

 

Презентация «Понятие» (ч.2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

Иметь общее представление об основных логических приемах формирования понятий - анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении. Уметь создавать диаграмму по таблице Word, верхняя строка и левый столбец которой содержат подписи, а остальные ячейки заполнены числами; устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне.

16

Обработка информации. Практическая проверочная работа №2

1

21.12-26.12

 

Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

Иметь представление об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации.

17

Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8. (задание 3)

1

11.01

-

16.01

 

Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

Иметь представление о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях. Уметь приводить примеры единичных и общих понятий. Иметь представление о возможностях компьютерной деловой графики. Уметь создавать диаграмму, устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне, изменять тип диаграммы.

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 (задания 4-5)

1

18.01-

23.01

 

Презентация «Отношения между понятиями» (ч.1); файл Головоломка .bmp

Иметь представление об общих подходах к сравнению понятий; об отношениях тождества, пересечения и подчинения. Уметь строить круговые диаграммы. Уметь создавать диаграмму, устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне, изменять тип диаграммы.

19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2)

1

25.01-30.01

 

Презентация «Отношения между понятиями» (ч.2); файлы: Клоуны .bmp, Флаги .bmp, Лепестки .bmp

Иметь представление об отношениях соподчинения, противоречия и противоположности; о приемах эффективного построения графических изображений. Уметь создавать сложные объекты из фрагментов.

20

Определение понятия. Практическая работа № 9 (задания 3-6)

1

1.02-

6.02

 

Презентация «Понятие»

Иметь представление о приемах построения определений; о возможностях редактирования графических изображений. Уметь создавать сложные объекты из фрагментов, копировать цвет заданной области, получать цвет по кодам составляющих его цветов, изменять цвет части существующей линии.

21

Классификация. Практическая работа № 9 (задания 7-8)

1

8.02-13.02

 

Презентация «Классификация»

Иметь представление о классификации понятий. Уметь применять инструменты графического редактора Paint для создания и редактирования рисунков. Уметь создавать сложные объекты из фрагментов, копировать цвет заданной области, получать цвет по кодам составляющих его цветов, изменять цвет части существующей линии.

22

Суждение как форма мышления. Практическая работа № 10

(задания 1-2)

1

15.02-

20.02

 

Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

Знать смысл термина «суждение». Уметь отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка, использовать вспомогательные линии, планировать работу по созданию рисунка.

23

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 10

(задания 3-4)

1

22.02-

27.02

 

Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

Знать смысл термина «умозаключение». Word. Уметь отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка, использовать вспомогательные линии, планировать работу по созданию рисунка.

24

Проверочная работа №2. Практическая работа № 11

1

29.02

-

5.03

 

Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

Иметь представление об алгоритмах как фундаментальном понятии информатики. Уметь приводить примеры алгоритмов. Иметь представление о возможностях текстового процессора Word по созданию графических изображений. Уметь создавать графические изображения средствами текстового процессора.

 

Элементы алгоритмизации

11

         

25

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Практическая работа № 12

1

7.03

-

12.03

 

Аналитическая деятельность:

приводить примеры алгоритмов;

выполнять несложные алгоритмы;

приводить примеры исполнителей и СКИ;

различать необходимые и достаточные условия;

записывать алгоритмы.

Практическая деятельность:

организовывать свою познавательную де­ятельность;

разрабатывать план действий при создании рисунков, презентаций;

создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (ч.1)

Иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей. Иметь общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером исполнителем алгоритмов. Уметь создавать рисунки по собственному замыслу средствами растровой и векторной графики.

26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Практическая проверочная работа №3

1

14.03-

19.03

 

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (ч.2);

файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

Иметь представление о формах записи алгоритмов.

27

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 13

(задания 1-3)

1

30.03-

2.04

 

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (ч.1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

Иметь представление о линейных алгоритмах и уметь их разрабатывать. Уметь пользоваться инструментами рисования в программе PowerPoint, копировать и редактировать слайды.

28

Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13(задания 4-8)

1

4.04-09.04

 

Иметь представление о линейных алгоритмах и уметь их разрабатывать. Уметь создавать линейную презентацию из нескольких слайдов.

29

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14

(задания 1-4)

1

11.04-

16.04

 

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (ч.2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

Иметь представление об алгоритмах с ветвлениями и уметь их разрабатывать. Уметь использовать шаблоны слайдов разных типов в программе PowerPoint, создавать гиперссылки.

30

Проверочная работа №3

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14(задания 5-9)

1

18.04-

23.04

 

Иметь представление об алгоритмах с ветвлениями и уметь их разрабатывать. Уметь создавать презентацию из нескольких слайдов, имеющую разветвленную структуру.

31

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15(задания 1-2)

1

25.04-

30.04

 

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (ч.3); образец выполнения задания – файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

Иметь представление о циклических алгоритмах и уметь их разрабатывать.

32

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15

(задания 3-6).

1

2.05-

07.05

 

Иметь представление о циклических алгоритмах и уметь их разрабатывать. Уметь организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации. Уметь систематизировать информацию на электронных носителях.

33

Тест (промежуточная аттестация)

1

09.05-

14.05

     

34

Систематизация информации. Практическая работа № 16

1

16.05-

21.05

     

Уметь оформлять и представлять результаты своей работы.

35

Выполнение и демонстрация творческих работ.

Практическая работа № 17

1

23.05-

28.05

     

Уметь оформлять и представлять результаты своей работы.

 

За учебный год

35

         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.