Рабочая программа «Дополнительные вопросы математики» (9 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО протокол №1 от __.08.2021г. Руководитель ШМО
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР
__.08.2022г. | «Утверждено» приказом от 31.08.2022г. №___ Директор МОУ СОШ №2
|
Дополнительная общеобразовательная
программа
естественнонаучной направленности
МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
(составитель Бурмистрова Т.А., М. Просвещение, 2011 г.)
Учитель математики Кузнецова Е. И.
Ст. Григорополисская, 2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ» разработана для учащихся 9-го класса на основе вне программного материала по математике (составитель Бурмистрова Т.А., М. Просвещение 2011 г.) Курс рассчитан на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает более углубленные представления о применении математики. Расширяет образовательную область «Математика», формирует познавательную активность, расширяет кругозор.
Программа курса «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Основной задачей курса является углубление знаний, полученных в школьном курсе математики по определенным темам и развитие устойчивого интереса к предмету.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
Создание базы для развития способностей учащихся и восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение являются основными целями курса «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
Содержание раздела «Делимость чисел» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности.
Содержание раздела «Элементы теории множеств» нацелено на понимание связи математики и прикладной её части.
Содержание раздела «Графики кусочно-заданных функций» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Содержание раздела «Деление многочленов» нацелено на получение конкретных знаний о применении схемы Горнера; о способах нахождения рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами; о способах нахождения корней многочленов методом неопределенных коэффициентов. Содержание данного раздела способствует формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать логическую интуицию.
Содержание раздела «Целые уравнения и их системы» способствует формированию умений применять различные методы при решении алгебраических уравнений и их систем.
Содержание раздела «Неравенства второй степени с двумя переменными и их системы» способствует формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать логическую интуицию.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данный предмет поможет ему успешно осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Достижению данных целей способствует изучение курса «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ», которое позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того изучение данного курса по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу.
Отличительные особенности программы:
краткость изучения материала;
практическая значимость;
нетрадиционные формы изучения материала.
Данная программа даёт распределение часов по разделам, последовательность изучения тем и разделов.
Продолжительность занятий составляет 45 минут.
Место проведения занятий: МОУ СОШ №2
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Срок реализации программы 1 год.
В соответствии с расписанием дополнительных образовательных услуг, учебным планом программа рассчитана на 2 часа в неделю, в 9 «А» – 56 часа в год (1 и 2 группы), в 9 «Б» (1 и 2 группа) – 56 часов в год.
Задачи программы
расширение и углубление знаний и умений учащихся по математике;
развитие способностей и интересов учащихся;
развитие математического мышления;
формирование активного познавательного интереса к предмету;
формирование умения нестандартно мыслить;
расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики;
развитие умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, обосновывать свою собственную позицию;
формирование умения доказывать утверждения в общем виде;
формирование умения правильно применять основные понятия при решении нестандартных задач;
формирование умения работать с дополнительной литературой;
формирование умения создавать собственный алгоритм и действовать по нему;
закрепление навыков индивидуальной работы, работы в группах и парах сменного состава.
Цели программы
интеллектуальное развитие учащихся;
обеспечение всестороннего развития и формирование личности ребенка;
создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
создание условия для плодотворного участия в работе в группе, умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
формирование умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел, вычисления площадей поверхности пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дополнительное образование, обеспечивающее условия успешного обучения в школе.
Содержание программы
1. Делимость чисел.
Делимость и ее свойства. Признаки делимости на 4, 7, 8, 11, 13. Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Бесконечность множества простых чисел. Теорема Евклида. Взаимно простые числа. Принцип Дирихле. Системы счисления.
2. Элементы теории множеств.
Множество. Элементы множества. Пустое множество. Равенство множеств. Объединение и пересечение множеств. Подмножество. Конечные и бесконечные множества. Числовые множества.
3. Графики кусочно-заданных функций.
Функции, их свойства и графики. Функция как соответствие между множествами. Обратная функция. Суперпозиции функций. Построение графиков кусочно-заданных функций. Графики функций, содержащих модуль. Функции у=х, у=х, у=sin x.
4. Деление многочленов.
Делимость многочленов. Деление с остатком. Деление многочлена на многочлен «уголком». Корни многочлена. Теорема Безу и ее следствия. Схема Горнера. Формулы сокращенного умножения (a+b+c)2=a2+b2+c2+2ab+2bc+2ac, хn-yn=(x-y)(xn-1+xn-2y+...+yn). Бином Ньютона (a+b)n, где n–небольшое по значению натуральное число. Треугольник Паскаля. Различные способы разложения на множители.
5. Целые уравнения и их системы.
Преобразование алгебраических выражений. Равносильность уравнений. Решение уравнений высших степеней. Метод введения новой переменной при решении уравнений. Решение возвратных уравнений. Графический способ решения возвратных уравнений. Уравнения, содержащие знак модуля. Уравнения с параметрами. Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными.
6. Неравенства второй степени с двумя переменными и их системы.
Равносильные неравенства. Основные методы решения неравенств второй степени с двумя переменными. Основные методы решения неравенств с радикалами. Основные методы решения систем неравенств второй степени с двумя переменными. Геометрическая интерпретация неравенств второй степени с двумя переменными и их систем. Доказательство неравенств второй степени с двумя переменными. Доказательство неравенств с радикалами.
Тематический план
№ п/п | Разделы программы и основные содержательные линии | Количество часов | ||
9 «А» | 9 «Б» | | ||
Делимость чисел. | 6 | 6 | | |
Элементы теории множеств. | 5 | 5 | | |
Графики кусочно-заданных функций. | 9 | 9 | | |
Деление многочленов. | 11 | 11 | | |
Целые уравнения и их системы. | 18 | 18 | | |
Неравенства второй степени с двумя переменными и их системы. | 7 | 7 | | |
Итого | 56 | 56 | |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате изучения курса «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ» учащиеся должны:
знать различные методы решения уравнений высших степеней, уметь применять при решении теорему Безу-Горнера и следствия из этой теоремы, теорему о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами, использовать метод замены переменной, графики функций;
знать методы решения неравенств и уметь решать дробно-рациональные неравенства с одной переменной, уметь использовать обобщенный метод интервалов при решении неравенств, решать неравенства, содержащие переменную под знаком модуля, решать неравенства с двумя переменными;
уметь решать уравнения и неравенства, содержащие знак модуля; строить графики элементарных функций, содержащих модуль; решать системы уравнений и неравенств второй степени, содержащих модуль;
решать задачи прикладного характера с опорой на графические представления.
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения;
решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций;
использовать для приближённого решения уравнений и систем уравнений графический метод; определять свойства функции по графику и по аналитическому заданию.
Формы контроля:
индивидуальный;
групповой;
фронтальный;
устный опрос;
практические работы;
беседа;
тестирование.
Виды контроля:
предварительный;
текущий;
тематический.
Календарно-тематический план
2 часа в неделю, всего 56 часа в год
№ занятия | 9 «А» | Тема занятия | |
Дата проведения | |||
план | факт | ||
Делимость чисел (6 часов) | |||
| | Делимость и ее свойства. | |
| | Признаки делимости на 4, 7, 8, 11, 13. | |
| | Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. | |
| | Бесконечность множества простых чисел. Теорема Евклида. | |
| | Взаимно простые числа. Принцип Дирихле. | |
| | Системы счисления. | |
Элементы теории множеств. 5 ч | |||
| | Множество. Элементы множества. | |
| | Пустое множество. Равенство множеств. | |
| | Объединение и пересечение множеств. Подмножество. | |
| | Конечные и бесконечные множества. | |
| | Числовые множества. | |
Графики кусочно-заданных функций. 9 ч. | |||
| | Функции, их свойства и графики. | |
| | Функция как соответствие между множествами. | |
| | Обратная функция. | |
| | Суперпозиции функций. | |
| | Дробно-линейная функция. | |
| | График дробно-линейной функции. | |
| | Построение графиков кусочно-заданных функций. | |
| | Графики функций, содержащих модуль. | |
| | Функции у=х, у=х, у=sin x | |
Деление многочленов. 11 ч | |||
| | Делимость многочленов. Деление с остатком. | |
| | Деление многочлена на многочлен «уголком» | |
| | Корни многочлена. | |
| | Теорема Безу и ее следствия. | |
| | Схема Горнера. | |
| | Формулы сокращенного умножения для старших степеней. | |
| | Формулы сокращенного умножения для старших степеней. | |
| | Бином Ньютона. | |
| | Треугольник Паскаля. | |
| | Различные способы разложения на множители. | |
| | Различные способы разложения на множители. | |
Целые уравнения и их системы. 18 ч. | |||
| | Преобразование алгебраических выражений. | |
| | Равносильность уравнений. | |
| | Решение уравнений высших степеней. | |
| | Решение уравнений высших степеней. | |
| | Метод введения новой переменной при решении уравнений. | |
| | Метод введения новой переменной при решении уравнений. | |
| | Решение возвратных уравнений. | |
| | Графический способ решения возвратных уравнений. | |
| | Графический способ решения возвратных уравнений. | |
| | Уравнения, содержащие знак модуля. | |
| | Уравнения, содержащие знак модуля. | |
| | Уравнения, содержащие знак модуля. | |
| | Уравнения с параметрами. | |
| | Уравнения с параметрами. | |
| | Уравнения с параметрами. | |
| | Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными. | |
| | Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными. | |
| | Графический способ решения систем уравнений второй степени с двумя переменными. | |
Неравенства второй степени с двумя переменными и их системы 7 ч. | |||
| | Равносильные неравенства. | |
| | Основные методы решения неравенств второй степени с двумя переменными. | |
| | Основные методы решения неравенств с радикалами. | |
| | Основные методы решения систем неравенств второй степени с двумя переменными. | |
| | Геометрическая интерпретация неравенств второй степени с двумя переменными и их систем. | |
| | Доказательство неравенств второй степени с двумя переменными. | |
| | Доказательство неравенств с радикалами. |
8