12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Закирова Миннур Анваровна1364 Окончила Елабужский государственный педагогический институт в 1979 году. Работаю учителем математики МБОУ "СОШ №24" г.Альметьевск РТ. Россия, Татарстан респ., Альметьевск Материал размещён в группе «Математика -царица наук» |
Избранные вопросы математики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специального учебного курса по математике для 11 класса
«Избранные вопросы математики»
Пояснительная записка
Данный курс является предметно ориентированным для выпускников общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что специальный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления, обобщения и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
При составлении настоящего специального курса использовались материалы сети Интернет, курс ориентирован на учащихся 11 класса и рассчитан на 64ч.
Курс разработан на основе:
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Математика» 5-11 классы Составитель Г.М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2004.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Главная цель предлагаемой программы подготовка к итоговой аттестации выпускников средней общеобразовательной школы на базовом и профильном уровне.
Цели курса:
Совершенствование базовых математических знаний обучающихся за курс 5 – 11 классов на основе коррекции математической культуры и творческих способностей учащихся.
Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры, геометрии, начал математического анализа.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний и умений.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
Подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Формирование умений применять полученные навыки при решении нестандартных задач, при изучении других дисциплин, в и повседневной жизни.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре.
Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе; СУЗе.
Обеспечение усвоения повторения наиболее общих приемов и способов решения задач.
Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в задания ЕГЭ по математике.
Совершенствование навыков самостоятельной работы с таблицами, справочной литературой, Интернет ресурсами.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя; беседа;
практикум; консультация;
пробный экзамен.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа
Итоговый контроль: итоговый тест, пробный экзамен в форме ЕГЭ.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для обучающихся.
Обобщение и систематизация изученного ранее материала.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, геометрии, начал математического анализа для успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Для этого обучающиеся должны знать/понимать:
что такое числа, выражения, корни, степени, логарифмы;
проценты, основное свойство пропорции;
способы преобразования арифметических, алгебраических, тригонометрических выражений;
схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных, показательных, тригонометрических и логарифмических уравнений;
способы решения неравенств и систем уравнений;
способы решения уравнений содержащих переменную под знаком модуля;
определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами;
определение функции, виды изученных функций их свойства и графики;
элементарные методы исследования функций;
понятие о производной, первообразной и их применение;
основы планиметрии и стереометрии;
метод координат и его применение к решению задач;
Уметь:
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить графики изученных функций;
вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций;
решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
определять координаты точки проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи, исследовать полученные модели с использованием аппарата алгебры;
моделировать реальные ситуации на языке геометрии исследовать, построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую
правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
анализировать реальные числовые данные;
осуществлять практические расчёты по формулам;
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами и интерпретировать их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
решать прикладные задачи, в том числе социально – экономического характера, на наибольшее и наименьшее значение, на нахождение скорости и ускорения;
применять вышеуказанные знания и умения на практике;
находить по возможности оптимальные и рациональные способы решения задач.
Содержание курса
Спецкурс рассчитан на 64 часа в год, то есть по 2 часа в неделю. В спецкурс включены все основные разделы: математики за курс 5 – 6 класса; алгебры за курс 7 – 9 класса; планиметрии за курс 7 – 9 класса; математического анализа за курс 10 – 11 класса; стереометрии за курс 10 – 11 класса.
Действительные числа, корни, степени (3 часа)
Обобщение понятия действительного числа. Повторение: сравнение действительных чисел; действия над действительными числами.
Тригонометрические формулы (3 часа)
Обобщить и систематизировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса; сформировать умения вычислять значения тригонометрических функций и выполнять преобразования тригонометрических выражений.
Прогрессии и проценты (4 часа)
Обобщение понятия прогрессии арифметической и геометрической. Повторить проценты, основные задачи на сложные и простые проценты. Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины
Алгебраические уравнения (5 часов)
Повторение общих сведений об уравнениях. Обобщение и систематизация сведений о целых рациональных, дробных рациональных алгебраических уравнениях с одним неизвестным первой и второй степени. Повторение сведений об уравнениях высших степеней, иррациональных уравнениях. Углубление знаний об уравнениях, содержащих переменную под знаком модуля. Использование нескольких приемов и способов при решении уравнений (стандартный - по известным формулам и алгоритмам, разложение на множители, введение новой переменной).
Системы алгебраических уравнений (5 часов)
Системы алгебраических уравнений с двумя переменными. Обзор методов их решения (подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных).
Использование графиков при решении систем.
Алгебраические задачи(4часа)
Задачи на составление уравнений и систем уравнений. Решение текстовых задач на движение, совместную работу, концентрацию смеси и сплава.
Алгебраические неравенства (4 часов)
Неравенства с одной переменной и методы их решения. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные неравенства. Системы неравенств.
Итоговая проверочная работа в форме ЕГЭ (2 часа)
Степенная функция (2 часа)
Степенная функция с действительным показателем, ее свойства и график. Обобщение понятия степени действительного числа и корня n-й степени из действительного числа.
Тригонометрические функции (3 часа)
Повторение основных тригонометрических функций и их свойств. Обобщить умения решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, в том числе и некоторые приемы решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
Показательная функция (3 часа)
Обобщение сведений о показательной функции и её свойствах. Решением показательных уравнений и неравенств.
Логарифмическая функция (4часа)
Повторение понятия логарифма, основных свойств логарифмов. Преобразование логарифмических выражений. Логарифмическая функция и её свойства. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
Начала математический анализ (3 часа)
Производная и её применение к исследованию функции. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной.
Планиметрия (6часов)
Основные геометрические фигуры, их элементы и свойства. Площади геометрических фигур. Вписанные и описанные окружности. Решение треугольников. Подобие фигур
Стереометрия (6часов)
Основные геометрические тела (многогранники, тела вращений), их элементы и свойства. Площади поверхностей и объёмы геометрических тел.
Метод координат (2 часа)
Координаты точки вектора, длина вектора, задачи в координатах.
Алгебраические задачи с параметрами (3 часов)
Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами. Рациональные задачи с параметром. Задачи с модулями и параметром. Графический метод решения задач с параметрами.
Завершением курса является итоговая проверочная работа, которая будет составлена из материалов ЕГЭ -2015 по математике.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | дата | |
план | факт | ||
| Действительные числа. Свойства степеней и корней с целым показателем. | 17.09 | |
| Преобразования степенных выражений | 17.09 | |
| Преобразование иррациональных выражений | 24.09 | |
| Тригонометрические формулы и их применение | 24.09 | |
| Тригонометрические выражения | 1.10 | |
| Преобразование тригонометрических выражений | 1.10 | |
| Арифметическая прогрессия | 8.10 | |
| Геометрическая прогрессия | 8.10 | |
| Процент. Дробь от числа | 15.10 | |
| Решение задач на проценты | 15.10 | |
| Рациональные уравнения | 22.10 | |
| Иррациональные уравнения | 22.10 | |
| Уравнения с модулем | 29.10 | |
| Способы решения алгебраических уравнений | 29.10 | |
| Решение алгебраических уравнений различными способами | 12.11 | |
| Системы алгебраических уравнений | 12.11 | |
| Решение систем способом подстановки | 19.11 | |
| Решение систем способом сложения | 19.11 | |
| Решение систем способом замены переменной | 26.11 | |
| Решение задач с помощью уравнений и их систем | 26.11 | |
| Решение задач с помощью уравнений и их систем | 3.12 | |
| Решение задач на движение | 3.12 | |
| Решение задач на совместную работу | 10.12 | |
| Решение задач на смеси и сплавы | 10.12 | |
| Решение задач на проценты | 17.12 | |
| Решение текстовых задач | 17.12 | |
| Рациональные неравенства метод интервалов | 24.12 | |
| Дробные рациональные неравенства | 24.12 | |
| Рациональные неравенства с модулем | 14.01 | |
| Способы решения алгебраических неравенств | 14.01 | |
| Степенная функция с действительным показателем, ее свойства и график. | 21.01 | |
| Об Обобщение понятия корня и степени действительного числа и | 21.01 | |
| Основные тригонометрические функции и их свойства | 28.01 | |
| Решение тригонометрических уравнений | 28.01 | |
| Решение простейших тригонометрических неравенств | 4.02 | |
| Показательная функция и её свойства | 4.02 | |
| Решение показательных уравнений | 11.02 | |
| Решение показательных неравенств | 11.02 | |
| Основные свойства логарифмов | 18.02 | |
| Решение логарифмических уравнений | 18.02 | |
| Решение логарифмических уравнений способом замены переменной | 25.02 | |
| Решение логарифмических неравенств | 25.02 | |
| Производная и её применение к исследованию функций | 4.03 | |
| Уравнение касательной к графику функции | 4.03 | |
| Наибольшее и наименьшее значение функции | 11.03 | |
| Треугольник и его площадь | 11.03 | |
| Нахождение высот, медиан и биссектрис треугольников | 18.03 | |
| Четырёхугольник и его площадь | 18.03 | |
| Вписанные и описанные окружности | 1.04 | |
| Решение треугольников | 1.04 | |
| Подобие фигур | 8.04 | |
| Многогранники. Площадь поверхности многогранников | 8.04 | |
| Площадь поверхности многогранников | 15.04 | |
| Объём многогранников | 15.04 | |
| Тела вращений и их площади поверхностей | 22.04 | |
| Объём тел вращения | 22.04 | |
| Расстояние от плоскости до прямой и между плоскостями | 29.04 | |
| Координаты точки и вектора | 29.04 | |
| Решение задач в координатах | 6.05 | |
| Рациональные задачи с параметром | 6.05 | |
| Задачи с модулями и параметром. | 13.05 | |
| Графический метод решения задач с параметром | 13.05 | |
| Решение заданий ЕГЭ | 20.05 | |
| Решение заданий ЕГЭ | 20.05 |
Список литературы:
ЕГЭ -2011.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2011г
ЕГЭ -2012.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2012г
ЕГЭ -2013.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2013г
ЕГЭ -2014.Пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. С. Ю. Кулабухова. — Ростов- на-Дону: Легион 2014г
Глазков Ю. А., Корешкова Т. А., Мирошин В. В., Шевелева Н. В. Математика. ЕГЭ. Сборник заданий. 11 класс: Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2009.