12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Филатова Юлия Александровна6735
Я, преподаватель «Воронежского государственного промышленно-технологического колледжа».
Россия, Воронежская обл., Воронеж

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

СОГЛАСОВАНО:

зам.директора по УМР

___________ Н.А. Ряснянская

«____» _____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

зам.директора по УР

_____________ И.М. Гайдай

«____» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Избранные вопросы математики

для профессии СПО

19.01.17 «Повар, кондитер»

Разработчик:

Филатова Ю. А., преподаватель

Ф.И.О., должность

Лиски 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения.

Программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Элективный курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету.

Главная цель программы элективного курса заключается не только в подготовке к экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме.

В связи с этим и создаётся программа элективного курса по математике.

Элективный курс "Избранные вопросы математики" рассчитан на 60 часов для студентов 1 курса и 60 часов для студентов 2 курса.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к экзамену. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача экзамена.

Цели курса:

  • Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к экзамену.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей учащихся по алгебре.
  • Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Выявление и развитие их математических способностей.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация, ИКТ технологии, дистанционное обучение.

 

Особенности курса:

Краткость изучения материала.

Практическая значимость.

Нетрадиционные формы изучения материала.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;

составление алгоритмов решения типичных задач;

умения решения задач различных типов.

Содержание элективного курса «Избранные вопросы математики»

1 курс

Тема 1. Текстовые задачи (12 часов)

Логика и общие подходы к решению текстовых задач. Простейшие текстовые задачи. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины. Проценты, округление с избытком, округление с недостатком. Выбор оптимального варианта. Выбор варианта из двух возможных Выбор варианта из трех возможных Выбор варианта из четырех возможных. Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси, на движение, на совместную работу.

Тема 2. Тригонометрия (12 часов)

Вычисление значений тригонометрических выражений. Преобразования числовых тригонометрических выражений. Преобразования буквенных тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.

Тема 3. Планиметрия (12 часов)

Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. Координатная плоскость. Векторы. Вычисление длин и площадей. Задачи, связанные с углами. Много конфигурационные планиметрические задачи.

Тема 4. Стереометрия (12 часов)

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма. Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида. Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями. Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями. Площадь поверхности составного многогранника.

Тема 5. Производная (12 часов)

Понятие о производной функции, геометрический смысл производной. Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Вторая производная и ее физический смысл. Исследование функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значение функций. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических, задачах. Исследование произведений и частных. Исследование тригонометрических функций. Исследование функций без помощи производной.

2 курс

Тема 1. Вычисления и преобразования (15 часов)

Преобразования алгебраических выражений и дробей, числовых рациональных выражений, буквенных иррациональных выражений, числовых тригонометрических выражений, числовых тригонометрических выражений. Вычисление значений тригонометрических выражений. Выполнение действий с целыми числами, натуральными степенями и целыми рациональными выражениями, с дробями, целыми степенями и дробно-рациональными выражениями, действия с корнями, дробными степенями и иррациональными выражениями.

Тема 2. Практико – ориентированные задачи (15 часов)

Чтение графиков и диаграмм. Работа с графиками, схемами, таблицами. Определение величины по графику. Определение величины по диаграмме. Начала теории вероятностей.

Классическое определение вероятности задания на построение и исследование простейших математических моделей: моделирование реальных ситуаций с использованием статистических и вероятностных методов, решение простейших комбинаторных задач методом перебора, а также с использованием известных формул; вычисление в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов. Простейшие текстовые задачи. Выбор оптимального варианта. Задачи с прикладным содержанием. Текстовые задачи. Числа и их свойства.

Тема 3. Стереометрия (15 часов)

Задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей пространственных фигур. Основные формулы для нахождения значений геометрических величин пространственных фигур, дополнительные построения. Углы и расстояния в пространстве.

Тема 4. Типовые задания С1, С2, С3, С4, С5, С6 (15 часа)

Тригонометрические уравнения: методы решений и отбор корней. Арифметический способ. Алгебраический способ. Геометрический способ. Основные методы решения тригонометрических уравнений. Тригонометрические уравнения, линейные относительно простейших тригонометрических функций. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим уравнениям с помощью замены. Метод разложения на множители. Комбинированные уравнения. Многогранники: типы задач и методы их решения. Расстояния и углы. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Угол между двумя прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Площади и объемы. Площадь поверхности многогранника. Площадь сечения многогранника. Объем многогранника. Системы неравенств с одной переменной. Решение показательных и логарифмических неравенств. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Смешанные неравенства. Системы неравенств. Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи). Функция и параметр. Функции, заданные в явном виде. Применение свойств функции. Функции, заданные в неявном виде. Решение задач разными способами. Задачи на целые числа. Делимость целых чисел. Десятичная запись числа. Сравнения. Выражения с числами. Выражения с переменными. Методы решения уравнений и неравенств в целых числах.

Учебно-тематический план

1 курс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Текстовые задачи (12 часов)

Простейшие текстовые задачи

3

Выбор оптимального варианта

3

Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси

3

Текстовые задачи на движение и совместную работу

3

Тригонометрия (12 часов)

Преобразования числовых и буквенных тригонометрических выражений.

6

Методы решения тригонометрических уравнений

6

Планиметрия (12 часов)

Вычисление длин и площадей

3

Задачи, связанные с углами

3

Углы и расстояния в пространстве

3

Много конфигурационная планиметрическая задача

3

Стереометрия (12 часов)

Параллелепипед, куб

3

Призма

3

Пирамида

3

Составные многогранники

3

Производная (12 часов)

Применение производной к исследованию функций

3

Исследование произведений и частных

3

Исследование тригонометрических функций

3

Исследование функций без помощи производной

3

Итого

60

Учебно – тематический план

2 курс

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вычисления и преобразования (15 часов)

Преобразования алгебраических выражений и дробей

3

Преобразования числовых рациональных выражений

3

Преобразования числовых и буквенных иррациональных выражений

4

Преобразования числовых и буквенных тригонометрических выражений

5

Практико – ориентированные задачи (15 часов)

Задачи с прикладным содержанием

5

Графики и диаграммы.

5

Вероятность.

5

Стереометрия (15 часов)

Стереометрия: углы и длины.

8

Стереометрия: объемы и площади.

7

Типовые задания С1, С2, С3, С4, С5, С6 (15 часа)

Задания C1. Тригонометрические уравнения

 
 
 

2

Задания C2. Углы и расстояния в пространстве

2

Задания C3. Неравенства, системы неравенств

2

Задания C4. Многоконфигурационная планиметрическая задача

3

Задания C5. Уравнения, неравенства, системы с параметром

3

Задания C6. Числа и их свойства

3

Итого

60

Требования к уровню подготовки обучающихся

по программе элективного курса

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи экзамена по математике.

Учащиеся должны:

  • знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции.
  • знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений.
  • знать способы решения систем уравнений.
  • знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами.
  • знать определение линейного уравнения и неравенства с параметрами, алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом, определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами, алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом
  • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.
  • решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.
  • решать системы уравнений изученными методами.
  • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
  • применять аппарат математического анализа к решению задач.
  • применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
  • уметь применять вышеуказанные знания на практике.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

Тематический контроль: тест.

Итоговый контроль: итоговый тест.

Планируемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный материал курса математики;

- освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;

- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2008
  2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.-Харьков: "ИЛЕКСА", "Гимназия", 2009
  3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач – М. – «Просвещение» 2008

Список литературы

  1. Федорова Н. Е. Изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе : кн. для учителя / Н. Е. Федорова, М. В. Ткачева. — М. : Просвещение, 2009. — 159 с.
  2. Саакян С.М. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2001. — 248 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.