Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Кибербезопасность"

1
0
Материал опубликован 22 September

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Комитет по образованию, работе с детьми и молодежью Администрации Городского округа Пушкинский Московской области

НОУ «Пушкинский лицей экономики, политики и права»



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Карташева Е.Е.

Протокол №1

от «29» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

________________________

Сичевская Н.А.

Приказ №1

от «29» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Лукьянченко С.И.

Приказ №1

от «29» августа 2024 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по курсу

«Кибербезопасность»




Для обучающихся 5,6 классов


Срок реализации: 1 год








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Кибербезопасность» для 5-6 классов разработана в соответствие с локальными актами составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

3. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ").

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Пособие знакомит школьников с правилами безопасного общения в сети Интернет, правилами защиты устройств и личной информации. В пособии содержатся разнообразные задания, выполнение которых не только способствует освоению материала курса, но и развивает у обучающихся коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение критически анализировать возникающие ситуации и предложенные задачи, формирует навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Развитие современного информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человека: культура, образование, медицина, экономика и т.д. Современное общество очень активно использует разные виды ИКТ в своей практической деятельности, что соответствует положительной динамике развития общества в целом, но здесь появляется ряд новых проблем, связанных с безопасностью киберпространства, наличием кибератак, раскрытием персональных данных, утечки важной информации, кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность - как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема формирования культуры безопасного поведения в киберпространстве.

В соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и рядом других документов, Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие основные цели развития отрасли информационных технологий:

обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями с целью повышения производительности труда;

обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.

Основными задачами по развитию отрасли информационных технологий России являются:

развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли;

повышение грамотности населения в области информационных технологий;

обеспечение информационной безопасности;

развитие широкополосного доступа в сеть "Интернет".

Учитывая выше указанные задачи Правительства РФ формирование культуры безопасного поведения в сети Интернет, социальных сообществах, «облачных» сервисах необходимо начинать при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ». Курс внеурочной деятельности «Кибербезопасность» направлен на решение поставленных задач и является продолжением непрерывного информационного образования в школе, возможностью дополнения учебной программы по информатике вопросами кибербезопасности.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для организации безопасного поведения в сети Интернет и безопасности личного информационного пространства.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:

1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, поиском информации в сети Интернет;

2. Формировать общие представления о существующих киберугрозах, кибератаках и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;

3. Формировать умения защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами;

4. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Развивающие:

1. Развивать компьютерную грамотность,

информационную культуру личности в использовании информационных и

коммуникационных технологий;

2. Соблюдать нормы информационной этики и права, этикета при работе в сети Интернет,

3. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся инфор мацию;

4. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.

Воспитательные:

1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к воп росам собственной информационной безопасности;

2. Способствовать формированию и развитию

нравственных, этических, патриотических качеств личности;

3. Формировать основы культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности;

4. Популяризировать профессии, связанные с информационными технологиями и безопасностью их применения.

Данная программа была разработана с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста (7-9 класс). В этом возрасте происходит формирование технического и научного типа мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, самостоятельное осмысление межпредметных связей, анализ и сопоставление учебного материала с личным опытом. Содержание теоретического материала учебного курса тесно связано с личной значимостью и практической деятельностью обучающихся.

Для анализа результатов деятельности учащихся используются современные оценочные средства. В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Кибербезопасность» выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: тесты на образовательных платформах, рефлексия в ходе занятий, выполнение теоретических и практических упражнений, написание сообщений, проектов, пополнение портфолио по результатам конкурсов и олимпиадам по информационной безопасности. При этом используются следующие методы обучения: объяснение, учебная демонстрация, практические работы, консультации, анкетирование, чтение и анализ научно-популярных статей, посещение тематических онлайн-выставок, организация и проведение мастер-классов, онлайн- курсов. На учебном занятии обучающиеся заполняют рефлексивные листы, которые дают возможность учителю вносить коррективы в содержание учебного материала курса, а обучающемуся отслеживать успешность прохождения курса. На итоговом занятии обучающиеся и учитель подводят результаты по освоению всего курса в целом. В качества зачётной итоговой работы может быть выставка буклетов, выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презента циями на ученических мероприятиях.

Данная программа в полной мере способствует активному развитию образовательной среды школы, оказывая влияние и создавая условия для формирования личности в социальном и пространственно-предметном окружении.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

- практическому освоению методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- навыки отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

В рамках предметных результатов вопросы информационной безопасности обозначены как:

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- формирование представлений о существующих киберугрозах и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;

- умение защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название темы

Часов

Содержание

1

Введение. Техника безопасности в компьютерном классе

1

Инструктаж по технике безопасности. Сформировать представление о курсе изучения.

2

История создания сети Интернет. Что такое Всемирная паутина

1

Познакомить с историей создании сети Интернет. Сайты и электронные сервисы, как они работают. Перечислить опасности в глобальной сети.

Программы для использования возможностей Интернет.

3

Опасности для пользователей Интернет

1

4

Путешествие по сети Интернет: сайты и электронные сервисы

1

5

Правила работы в поисковых системах

1

Знакомство с правилами работы в поисковых системах

6

Практическая работа: «Поиск информации в сети Интернет»

1

Использование сети Интернет для поиска информации

7

Что такое информационная безопасность? Кибербезопасность.

1

Что такое кибербезопасность, киберкультура (массовая культура в сети)

Плюсы и минусы сети Интернет.

8

Персональные данные. Биометрические персональные данные

1

Что такое персональные данные, биометрические персональные данные.

9

Виртуальное общение

1

Виртуальная личность, что это?

Беседа «Сколько у меня сетевых друзей»»

10

Социальные сети

1

История социальных сетей. Беседа «Какую информацию несут мои странички?»

«Друг» в сети, кто за ним прячется.

Правила работы в социальных сетях. Закрытый и открытый профиль. Друзья и подписчики. Негативная информация в группах в социальных сетях.

11

Социальные сети

1

Создание списка «Что нельзя сообщать о себе в сети Интернет» в текстовом документе. Правило пользования социальными сетями. Безопасность личной информации. Взлом аккаунта в социальных сетях.

12

Социальные сети

1

Что говорить о себе незнакомцам. Спроси совета у семьи. Этикет и общение. Нельзя обижать. Если обижают. Защити себя от недоброжелателей. Если тебе угрожают, уговоры и предложения. Отключение от нежелательных контактов.

13

Практическая работа «Социальные сети»

1

Создание презентации на тему: «Польза и вред социальных сетей»

14

Популяризация мессенджеров. Польза и вред.


1

Правила общения в мессенджерах. Мошенничество с использованием мессенджеров.

15

Правила работы в сети Интернет с мобильным телефоном.

1

Что такое СМС? СМС от неизвестных лиц, ложные сообщения, угрозы в СМС, звонки с предложениями.

16

Правила работы в сети Интернет с мобильным телефоном

1

Защита от входа в твой телефон, подключение телефона к «Вай-Фай» сети, телефонное хулиганство

17

Правила работы с электронной почтой

1

Защита электронной почты: логин, пароль. Что такое спам.

18

Электронная почта

1

Настройка электронной почты. Почта от неизвестных лиц, спам, вирусы, реклама.

Регистрация на сайтах: личные данные.

19

Практическая работа «Моя электронная почта»

1

Создание памятки в MS Word по работе с электронной почтой.

20

Компьютерные вирусы

1

Знакомство с понятием «Компьютерный вирус». История возникновения.

21

Признаки заражения персонального компьютера

1

Кто и зачем пишет вредоносные программы. Как определить наличие вируса в персональном компьютере

20

Антивирусные программы.

Методы защиты от вредоносных программ

1

Что такое антивирусная программа? Как ей пользоваться. Какие программы бывают.

21

Родительский контроль

1

Написание эссе в текстовом документе на тему «Зачем нужен родительский контроль?»

22

Мошенничество. Виды киберпреступлений

1

Что такое мошенничество? Виды мошенничества в Интернете. Что такое киберпреступление? Кибератака, киберденьги.

23

Интернет мошенничество и его виды.

1

24

Интернет мошенничество и его виды

1

25

Распространение вредоносного

кода для мобильных устройств.

1

Вредоносное ПО для мобильных устройств

26

Чем опасны онлайн- игры в Интернете

1

Онлайн-игры история. Чем опасны онлайн-игры.

27

Зависимость от Интернет-общения в социальных сетях

1

Причины появления Интернет-зависимости»

Интернет-зависимость болезнь 21 века

28

Признаки игровой зависимости

1

29

Социальная инженерия

1

Разбор тактик и методов управления действиями человека.

30

Социальная инженерия

1

31

Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет

1

Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет

32

Обобщение и систематизация пройденного материала

1

Обобщение и систематизация пройденного материала

33

Обобщение и систематизация пройденного материала

1

Обобщение и систематизация пройденного материала

34

Контрольная работа по курсу

1

Проверка усвоенного материала

Итого

34




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Информационная безопасность. Правила безопасного Интернета: 2-4-е классы: учебник/ М.С. Цветкова, Е.В. Якушина. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024.

Информационная безопасность. Безопасное поведение в сети Интернет: 5 – 6-е классы: учебник / М.С. Цветкова, Е.В. Якушина. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024.

Информационная безопасность. Кибербезопасность: 7-9-классы: учебник/ М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024

Дополнительная литература

Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, И.Д. Пермякова Тренажер по курсу «Кибербезопасность»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.