Рабочая программа дополнительного образования по курсу "Кибербезопасность"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Комитет по образованию, работе с детьми и молодежью Администрации Городского округа Пушкинский Московской области
НОУ «Пушкинский лицей экономики, политики и права»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Карташева Е.Е. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР ________________________ Сичевская Н.А. Приказ №1 от «29» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Лукьянченко С.И. Приказ №1 от «29» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по курсу
«Кибербезопасность»
Для обучающихся 5,6 классов
Срок реализации: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Кибербезопасность» для 5-6 классов разработана в соответствие с локальными актами составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
3. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ").
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»
Пособие знакомит школьников с правилами безопасного общения в сети Интернет, правилами защиты устройств и личной информации. В пособии содержатся разнообразные задания, выполнение которых не только способствует освоению материала курса, но и развивает у обучающихся коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение критически анализировать возникающие ситуации и предложенные задачи, формирует навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Развитие современного информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человека: культура, образование, медицина, экономика и т.д. Современное общество очень активно использует разные виды ИКТ в своей практической деятельности, что соответствует положительной динамике развития общества в целом, но здесь появляется ряд новых проблем, связанных с безопасностью киберпространства, наличием кибератак, раскрытием персональных данных, утечки важной информации, кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность - как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема формирования культуры безопасного поведения в киберпространстве.
В соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 и рядом других документов, Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие основные цели развития отрасли информационных технологий:
• обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями с целью повышения производительности труда;
• обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.
Основными задачами по развитию отрасли информационных технологий России являются:
• развитие человеческого капитала, в том числе за счет развития профильного образования и популяризации профессий отрасли;
• повышение грамотности населения в области информационных технологий;
• обеспечение информационной безопасности;
• развитие широкополосного доступа в сеть "Интернет".
Учитывая выше указанные задачи Правительства РФ формирование культуры безопасного поведения в сети Интернет, социальных сообществах, «облачных» сервисах необходимо начинать при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ». Курс внеурочной деятельности «Кибербезопасность» направлен на решение поставленных задач и является продолжением непрерывного информационного образования в школе, возможностью дополнения учебной программы по информатике вопросами кибербезопасности.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для организации безопасного поведения в сети Интернет и безопасности личного информационного пространства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
1. Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, поиском информации в сети Интернет;
2. Формировать общие представления о существующих киберугрозах, кибератаках и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;
3. Формировать умения защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами;
4. Формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Развивающие:
1. Развивать компьютерную грамотность,
информационную культуру личности в использовании информационных и
коммуникационных технологий;
2. Соблюдать нормы информационной этики и права, этикета при работе в сети Интернет,
3. Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся инфор мацию;
4. Развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Воспитательные:
1. Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к воп росам собственной информационной безопасности;
2. Способствовать формированию и развитию
нравственных, этических, патриотических качеств личности;
3. Формировать основы культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности;
4. Популяризировать профессии, связанные с информационными технологиями и безопасностью их применения.
Данная программа была разработана с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста (7-9 класс). В этом возрасте происходит формирование технического и научного типа мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, самостоятельное осмысление межпредметных связей, анализ и сопоставление учебного материала с личным опытом. Содержание теоретического материала учебного курса тесно связано с личной значимостью и практической деятельностью обучающихся.
Для анализа результатов деятельности учащихся используются современные оценочные средства. В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Кибербезопасность» выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: тесты на образовательных платформах, рефлексия в ходе занятий, выполнение теоретических и практических упражнений, написание сообщений, проектов, пополнение портфолио по результатам конкурсов и олимпиадам по информационной безопасности. При этом используются следующие методы обучения: объяснение, учебная демонстрация, практические работы, консультации, анкетирование, чтение и анализ научно-популярных статей, посещение тематических онлайн-выставок, организация и проведение мастер-классов, онлайн- курсов. На учебном занятии обучающиеся заполняют рефлексивные листы, которые дают возможность учителю вносить коррективы в содержание учебного материала курса, а обучающемуся отслеживать успешность прохождения курса. На итоговом занятии обучающиеся и учитель подводят результаты по освоению всего курса в целом. В качества зачётной итоговой работы может быть выставка буклетов, выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презента циями на ученических мероприятиях.
Данная программа в полной мере способствует активному развитию образовательной среды школы, оказывая влияние и создавая условия для формирования личности в социальном и пространственно-предметном окружении.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- навыки отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.
В рамках предметных результатов вопросы информационной безопасности обозначены как:
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- формирование представлений о существующих киберугрозах и правилах действий при встрече с ними в глобальной сети;
- умение защитить себя и технические устройства при обнаружении ошибок и заражения вредоносными программами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Часов | Содержание |
1 | Введение. Техника безопасности в компьютерном классе | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Сформировать представление о курсе изучения. |
2 | История создания сети Интернет. Что такое Всемирная паутина | 1 | Познакомить с историей создании сети Интернет. Сайты и электронные сервисы, как они работают. Перечислить опасности в глобальной сети. Программы для использования возможностей Интернет. |
3 | Опасности для пользователей Интернет | 1 | |
4 | Путешествие по сети Интернет: сайты и электронные сервисы | 1 | |
5 | Правила работы в поисковых системах | 1 | Знакомство с правилами работы в поисковых системах |
6 | Практическая работа: «Поиск информации в сети Интернет» | 1 | Использование сети Интернет для поиска информации |
7 | Что такое информационная безопасность? Кибербезопасность. | 1 | Что такое кибербезопасность, киберкультура (массовая культура в сети) Плюсы и минусы сети Интернет. |
8 | Персональные данные. Биометрические персональные данные | 1 | Что такое персональные данные, биометрические персональные данные. |
9 | Виртуальное общение | 1 | Виртуальная личность, что это? Беседа «Сколько у меня сетевых друзей»» |
10 | Социальные сети | 1 | История социальных сетей. Беседа «Какую информацию несут мои странички?» «Друг» в сети, кто за ним прячется. Правила работы в социальных сетях. Закрытый и открытый профиль. Друзья и подписчики. Негативная информация в группах в социальных сетях. |
11 | Социальные сети | 1 | Создание списка «Что нельзя сообщать о себе в сети Интернет» в текстовом документе. Правило пользования социальными сетями. Безопасность личной информации. Взлом аккаунта в социальных сетях. |
12 | Социальные сети | 1 | Что говорить о себе незнакомцам. Спроси совета у семьи. Этикет и общение. Нельзя обижать. Если обижают. Защити себя от недоброжелателей. Если тебе угрожают, уговоры и предложения. Отключение от нежелательных контактов. |
13 | Практическая работа «Социальные сети» | 1 | Создание презентации на тему: «Польза и вред социальных сетей» |
14 | Популяризация мессенджеров. Польза и вред. | 1 | Правила общения в мессенджерах. Мошенничество с использованием мессенджеров. |
15 | Правила работы в сети Интернет с мобильным телефоном. | 1 | Что такое СМС? СМС от неизвестных лиц, ложные сообщения, угрозы в СМС, звонки с предложениями. |
16 | Правила работы в сети Интернет с мобильным телефоном | 1 | Защита от входа в твой телефон, подключение телефона к «Вай-Фай» сети, телефонное хулиганство |
17 | Правила работы с электронной почтой | 1 | Защита электронной почты: логин, пароль. Что такое спам. |
18 | Электронная почта | 1 | Настройка электронной почты. Почта от неизвестных лиц, спам, вирусы, реклама. Регистрация на сайтах: личные данные. |
19 | Практическая работа «Моя электронная почта» | 1 | Создание памятки в MS Word по работе с электронной почтой. |
20 | Компьютерные вирусы | 1 | Знакомство с понятием «Компьютерный вирус». История возникновения. |
21 | Признаки заражения персонального компьютера | 1 | Кто и зачем пишет вредоносные программы. Как определить наличие вируса в персональном компьютере |
20 | Антивирусные программы. Методы защиты от вредоносных программ | 1 | Что такое антивирусная программа? Как ей пользоваться. Какие программы бывают. |
21 | Родительский контроль | 1 | Написание эссе в текстовом документе на тему «Зачем нужен родительский контроль?» |
22 | Мошенничество. Виды киберпреступлений | 1 | Что такое мошенничество? Виды мошенничества в Интернете. Что такое киберпреступление? Кибератака, киберденьги. |
23 | Интернет мошенничество и его виды. | 1 | |
24 | Интернет мошенничество и его виды | 1 | |
25 | Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. | 1 | Вредоносное ПО для мобильных устройств |
26 | Чем опасны онлайн- игры в Интернете | 1 | Онлайн-игры история. Чем опасны онлайн-игры. |
27 | Зависимость от Интернет-общения в социальных сетях | 1 | Причины появления Интернет-зависимости» Интернет-зависимость болезнь 21 века |
28 | Признаки игровой зависимости | 1 | |
29 | Социальная инженерия | 1 | Разбор тактик и методов управления действиями человека. |
30 | Социальная инженерия | 1 | |
31 | Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет | 1 | Сетевой этикет. Правила общения в сети Интернет |
32 | Обобщение и систематизация пройденного материала | 1 | Обобщение и систематизация пройденного материала |
33 | Обобщение и систематизация пройденного материала | 1 | Обобщение и систематизация пройденного материала |
34 | Контрольная работа по курсу | 1 | Проверка усвоенного материала |
Итого | 34 | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Информационная безопасность. Правила безопасного Интернета: 2-4-е классы: учебник/ М.С. Цветкова, Е.В. Якушина. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024.
Информационная безопасность. Безопасное поведение в сети Интернет: 5 – 6-е классы: учебник / М.С. Цветкова, Е.В. Якушина. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024.
Информационная безопасность. Кибербезопасность: 7-9-классы: учебник/ М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2024
Дополнительная литература
Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, И.Д. Пермякова Тренажер по курсу «Кибербезопасность»