12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена350
Россия, Рязанская обл., Кораблино
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ТЕСТОПЛАСТИКА»

Пояснительная записка

Программа кружка «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Актуальность. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и

трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно,

уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой:

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Синхронизирует работу обеих рук;

Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует

формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и

аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ:

1)образовательные:

расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

освоение системы знаний по народному творчеству и малых жанрах культуры.

2) развивающие:

развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество

информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам

регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми

коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат

деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Принципы:

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Обогащения сенсорного опыта.

Последовательности и систематичности.

Личностно-ориентированный подход.

Культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

Взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Формы:

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые.

Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ.

Структура занятия

1. Объяснение, показ приемов лепки.

2. Лепка детьми.

3. Физ. пауза.

4. Доработка изделия из дополнительного материала.

5. Рассматривание готовых работ.

Организация учебного процесса:

При организации занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Способы лепки

1 . Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать,

соединять вместе) .

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приёмы лепки

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху,

сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Тесто для лепки

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 300г (1 чашка)

Вода – 200мл.

Способы приготовления теста

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное

тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

В результате обучения

учащиеся должны знать:

виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области

композиции, формообразовании, цветоведения;

историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства

в жизни человека;

народные художественные промыслы России и родного края;

названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;

историю возникновения лепки из солёного теста;

основные приемы работы с соленым тестом;

названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование,

применение и доступные способы обработки;

правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при

обработке различных материалов;

об особенностях лепных игрушек;

о проектной деятельности.

Должны уметь:

правильно организовать свое рабочее место;

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;

выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;

сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

применять разные формы лепки;

определять последовательность действий при выполнении работы;

изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;

объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

Ожидаемые результаты

Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.

Это:

планирование и организация рабочего места;

рациональное размещение инструментов и материалов;

распределение рабочего времени;

соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте;

контроль за ходом деятельности;

соотнесение результатов деятельности с образцом;

осуществление сотрудничества при коллективной работе;

соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;

выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;

выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;

осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;

комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;

выбирать необходимые материалы и инструменты;

оценивать процессы и результат своего труда;

выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Критерии и формы оценки качества знаний

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы дополнительного образования, предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов:

личностных, метапредметных и предметных.

1) Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД,

включаемых в следующие три основных блока:

- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося – развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

- смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

2) Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и

познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

Постоянно действующая выставка

Творческие конкурсы

Отчетная выставка

Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:

- промежуточногоо: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа.

Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, триместра, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные

умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие

критерии:

уровень воспитанности обучающихся;

микроклимат в детском объединении;

взаимодействие с родителями.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарный план учебно-воспитательной работы.

2-й год обучения

Месяц

Теоретические занятия

Часы

Практические занятия

Часы

Средства обучения

Воспита-

тельная работа

Сентябрь

Вводное занятие.

Цели, задачи, содержание курса.

Правила работы в мастерской.

Культура труда, организация трудового процесса.

Обработка соленого теста.

Ошибки при изготовлении и способы их исправления

4

Практическое занятие.

Изготовление соленого теста.

Изготовление мелких орнаментных деталей.

16

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Обзор журналов.

Аукцион интересных и полезных дел

Октябрь

Общие этапы и способы изготовления и обработки изделий.

Приготовление теста.

Окрашивание теста.

Сушка.

Подрумянивание.

Глазурирование.

Раскрашивание.

Лакирование.

Приемы присоединения деталей друг к другу.

4

Практическая работа.

Приемы изготовления изделий.

Отработка соединения деталей.

14

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Поздравление с днем рождений «Имениники-листопадники»

Участие в «Дне пожилых людей»

Участие в «Дне учителя»

Ноябрь

Способы изготовления изделий.

Вырезание по шаблону.

Обработка подручными средствами.

Отпечатки на тесте.

Выпуклые рельефы.

Плетение из теста

.

4

Практическая работа.

Изготовление изделий

16

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Информационный час «Мир моих увлечений»

Декабрь

Декорирование изделий.

Елочные украшения.

Рождественский венок.

Сувениры.

Оформление подарков.

4

Практическая работа.

Изготовление сувениров

16

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Проведение выставки работ учащихся «Необычные изобретения»

Январь

Плоские украшения.

Рождественский венок.

Тесто-картины.

Креативные картины

4

Практическая работа.

Лепка плоских изделий

12

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

«Рождественские посиделки».

Февраль

Объемные изделия.

Подготовка к конкурсу «Зеркало

природы».

Деревенский стиль

4

Практическая работа

Лепка объемных изделий

12

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

.Поздравление «Именинников-зимников».

Март

Приемы выполнения объемных фигур.

Работа над проектом «Мир кукол»

4

Практическая работа

Изготовление кукол

16

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Конкурс «Зеркало природы»

Апрель

Светлый праздник Пасхи

Украшение и крашение яиц.

Пасхальные сувениры

4

Практическая работа

Отработка приемов лепки

16

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Поздравление

«Именинников-весенников».

Экскурсия на Скопинский керамический завод

Май

День славянской письменности

Анализ деятельности за учебный год

4

Практическая работа

Изготовление сувениров

Мастер-класс

16

Наглядные пособия, журналы.

Мука,

Соль,

Вода.

Выставка работ учащихся

Поздравление «Именинников-летников».

 

Итого: 170 ч.

36

 

134

   

3 – й год обучения

Месяц

Теоретические занятия

Часы

Практические занятия

Часы

Средства обучения

Воспита-тельная работа

Сентябрь

Вводное занятие.

Ознакомление общим объёмом теоретических сведений и тематикой практических работ учебно-тематического плана.

Правила работы в мастерской.

Безопасные приемы труда.

Культура труда.

Организация трудового процесса.

Исторический обзор.

Народные промыслы.

Обучение навыкам лепки

Способы росписи изделий.

Оформление изделий.

2

Ручная лепка.

Изготовление сувениров к «Дню пожилых людей»

Изготовление сувениров к «Дню учителя»

10

Наглядные пособия, журналы.

Обзор журналов.

Октябрь

Выбор и разработка творческих проектов.

Творческий проект и его задачи.

Составление обоснованного плана действий.

Подбор материала.

Выполнение проекта.

Различные виды зарисовок (набросок, эскиз, копия).

Понятие о дизайне.

Приемы зарисовки простых предметов.

Элементы декоративной отделки изделий.

2

Изготовление малой пластики способом ручной лепки.

10

Тематическая литература.

Наглядные пособия.

Подбор материала к конкурсу «Чудо из лукошка»

Поздравление с днем рождений «Имениники-листопадники»

Участие в «Дне пожилых людей»

Участие в «Дне учителя»

Ноябрь

Способы применения различных инструментов.

Декорирование изделий.

Беседа об основных направлениях декоративно-прикладного искусства.

Просмотр, анализ и сравнение изделий

2

Отработка приемов работы: изготовление изделий по воображению с использованием изученных инструментов.

Выполнение самостоятельного творческого проекта

10

Тематическая литература.

Наглядные пособия

 

Декабрь

Декорирование изделий различными элементами.

Оформление подарков и сувениров.

Устный журнал «Как дарить подарки»

2

Ручная работа

Изготовление новогодних сувениров.

10

Тематическая литература.

Наглядные пособия

Экскурсия на Скопинскую керамическую фабрику.

Проведение выставки работ учащихся «Необычные изобретения»

Январь

Роль цвета в эмоциональных и художественно-эстетическом восприятии.

Основные сведения о цвете.

Цветовая гамма, тональность, хромотические и ахроматические цвета, яркость, насыщенность цвета, гармоничные сочетания цветов.

Старинные и современные технологии росписи.

Виды красителей.

Способы нанесения красок на изделия.

Элементы народных стилей росписи/

2

Ручная лепка.

Отработка приемов росписи на бумаге и на изделиях.

6

Тематическая литература.

Наглядные пособия

«Рождественские посиделки».

Февраль

Использование современных информационных технологий.

Проектирование и моделирование изделий с помощью компьютера.

Подготовка к конкурсу «Зеркало природы»

2

Практическая работа.

Выполнение тренировочных заданий с использованием компьютера.

Использование Интернета.

Посещение электронных страниц, посвященных декоративно-прикладному искусству.

Ручная лепка.

Изготовление подарков мальчикам.

8

Тематическая литература.

Наглядные пособия

.Поздравление «Именинников-зимников».

Март

Ознакомление с историей и культурой родного края.

Приемы выполнения реалистичных фигурок.

Основные пропорции тела человека.

Пропорции лица.

Передача эмоций образа через внешность изделия.

Подготовка к светлому празднику Пасхи.

2

Изготовление кукол

10

Тематическая литература.

Наглядные пособия

 

Апрель

Светлый праздник Пасхи.

Крашение яиц.

Пасхальные украшения и сувениры

2

Отработка приемов лепки.

Изготовление

Изделий,

Картин,

Композиций,

Сувениров.

10

Тематическая литература.

Наглядные пособия

Поздравление

«Именинников-весенников».

Май

Анализ деятельности за учебный год.

2

Подарки ветеранам

Итоговая аттестация «Защита проекта»

10

Тематическая литература.

Наглядные пособия

Поздравление «Именинников-летников».

 

Итого: 102 ч.

18

 

84

   
Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.