Рабочая программа дополнительного образования «Веснушки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №252»
Рабочая программа дополнительного образования «Веснушки»
(воспитание детей 2-4 лет на основе русской народной культуры)
Составитель: Макух Елена Викторовна,
музыкальный руководитель.
г.Барнаул
Пояснительная записка
Ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку раннего возраста передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благо-получия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.Это и побудило нас начать целенаправ-ленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства.
Программа дополнительного образования «Веснушки» составлена на основе обязательного минимума содержания по речевому и музыкаль-ному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста федерального компонента государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» » Н.Е. Вераксы (2-3 года), программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованными Министерством образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на два года.Первый год обучения (дети 2-3 лет) -70 занятий в год, 2 занятия в неделю,длительностью 15 минут . Второй год обучения (дети 3-4-х лет) – 70 занятий в год, 2 занятия в неделю, длительностью 20 минут.
Основная цель программы:
Формирование основ духовной культуры ребёнка средствами русского фольклора.
Задачи программы:
Образовательные:
-Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа;
-Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, заучивать потешки, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок;
-Формировать исполнительские навыки в области движения, пения, музицирования.
Воспитательные:
-Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношение между детьми, уважительное отношение к взрослым, любовь к семье;
-Создавать условия для проявления детьми уважения к традициям русского народа, родной земле.
Развивающие:
-Использовать малые формы фольклора для развития речи детей;
-Развивать коммуникативные качества детей посредством народных плясок, хороводов, игр, забав;
-Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
-Способствовать формированию художественно-эстетического восприятия окружающего мира;
-Развивать самостоятельность, инициативу;
Программа разрабатывалась с учётом следующих принципов:
Тематический принцип ( тематизм);
Принцип от простого к сложному;
Принцип наглядности;
Принцип доступности.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения (наглядные, словесные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы с детьми, вопросы, объяснение, рассказывание русских народных сказок, пение русских народных песен, образное слово (загадки, потешки, прибаутки), напоминание, поощрение.
Наглядные методы: наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций и предметов русского быта, показ русских народных сказок, плясовых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах.
Практические методы: разыгрывание детьми русских народных сказок, инсценирование песен и малых фольклорных форм, игра на детских музыкальных инструментах.
Необходимые условия реализации программы:
специальное помещение (комната русского быта, музыкальный зал);
технические средства (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, ноутбук);
русские народные инструменты;
предметы русского народного быта;
русские народные костюмы;
разные виды театров;
методические и дидактические пособия по устному народному творчеству и музыкальному фольклору;
игрушки и атрибуты.
Учебно-методический план (1-я младшая группа)
Устное народное творчество | потешки, прибаутки, заклички. | «Петушок», «Курочка-рябушечка», «Петушок и его семья», «Наши уточки с утра», «Песенка коровушки», «Идёт коза рогатая», «Козушка-белоногушка», «Уж как я свою коровушку люблю», «Пошёл котик во лесок», «Козонька рогатая, козонька бодатая», «Ой,ду-ду, потерял пастух дуду». |
сказки | «Козлятки и волк», р.н.с., в обр. К.Д.Ушинского «Курочка Ряба». «Теремок», «Репка». | |
Народные игры | хороводные игры | «Курочкаи цыплята», муз Г.Вихаревой; «Вышла курочка гулять», муз.А.Фи-липпенко, «Два весёлых гуся»,р.н.м. |
подвижные игры | «Петушок и цыплята», «Наседка и цыплята», «Гуси», «Собачка Жучка», «Салки-догонялки», «В поясок», «Прятки с козой», «Коровушки и пастушок». | |
игры-забавы, пальчиковые игры | «Курочка», «Прятки-цыплятки», «Туки-тук», «Гости», «Цыплёнок», «Игра с дудочкой». | |
Песенный фольклор | Песни, заклички | «Курочка», «Солнышко», «Есть у солнышка друзья», муз.Е.Тиличеевой, «Белые гуси», «Бродят куры бережком», р.н.м. «Гуси, вы гуси, красные лапки»,р.н.м., «Уж как я свою коровушку люблю», «Кошка», муз.Е.Тиличеевой. |
Музыкально-ритмическая деятельность | игра на детских музыкальных инструментах | Игра на ложках, р.н.м., Игра на бубнах, р.н.м. |
пляски | «Пляска с петушком»,р.н.м; Свободная пляска, р.н.м. | |
Игры | Дидактические | «Узнай по голосу», «Кто как кричит?» |
Музыкально-дидактические | «Кто как поёт?» «А кто это?» «Угадай на чём играю?» |
Учебно-методический план (2-я младшая группа)
Устное народное творчество | потешки, прибаутки, заклички. | «Петушок»; «Заинька»; «Лиса»; «Катя, Катя, маленька»; «Как у нашего кота»; «Кисонька-мурысонька; «У нас деточки в саду»; «Курочка-рябушечка»; «Наши уточки с утра»; «Ах, ты, мой сыночек»; «Ах, ты, моя доченька»; «У лисы боли, у медведя боли»; «Не плачь, не плачь, детка»; «Водичка, водичка, умой моё личико»; «Идёт коза»;хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м., «Умница, Катенька»; « Валенки, валенки»; «Уж ты, зимушка-зима»; «А я в горенку иду»; «Наша доченька в дому»; |
сказки | «Репка»; «Алёнушка и лиса»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»; «Три медведя»; «Маша и медведь»; «Заюшкина избушка»; «Сказка о коте и граче»; «Кот, петух и лиса»; «Теремок»; «Соловьиный день» | |
Народные игры | хороводные игры | «Ходит Ваня»; «Зайка»; «Васька-кот»; «Репка»; «Кот и мыши»; «Петух»;«Курочкаи цыплята», муз Г.Вихаревой; «Кто у нас хороший?»; «Козлик»; «Игра с лентой»;«Заинька-зайка»; «Уж я улком шла»; «Там летали птички»; «Галя по садочку ходила»; |
подвижные игры | « Мышка»; «Мишка-лежебока», муз И.Бодраченко; «Карусель»; «Лиса и зайцы»; «Ручеёк»; «Курочка с цыплятами», муз. Г.Вихаревой; «Дудочка-дуда»; | |
игры-забавы, пальчиковые игры | «Поиграем с котиком», «Курочка-рябушечка», п/и «Мышки» | |
Песенный фольклор | колыбельные | Колыбельные (о котике, о голубях, о собачке); диск с записью колыбельных, исполняемых ансамблем «Традиция» (с.Власиха). |
Песни-заклички | «Блины»; «Масленка»; Колядки; «Пошла млада за водой»; «Весна, весна красная»; «Жаворонок, ду-да»; весенние заклички в исп. ансамбля «Традиция» (запись); «Был у бабушки козёл»; «Скворушка, прилетай» | |
Музыкально-ритмическая деятельность | игра на детских музыкальных инструментах | Игра на ложках «В ложки бей»,р.н.м.; Игра «Оркестр»,р.н.м.; игра на ложках и бубнах, р.н.м.. |
пляски | «Пляска с ложками»,р.н.м.; «Пляска с платочками», р.н.м.; «Пляска с петуш-ком»,р.н.м; «Русская пляска»р.н.м.; хоровод «Выпал беленький снеж-ок»,р.н.м.; хоровод «Мы по лугу пойдём»,р.н.м.; хоровод «Берёзка»; Пляска парами «Весенняя», р.н.м. | |
Игры | Дидактические | «Похвали петушка», «Угадай по звуку», «Вспомни ласковые слова», «Что кому нужно для работы?». |
Музыкально-дидактические | «Угадай на чём играю?» «Кто позвал?». | |
Речевые, образные | «Согревалочка», «Как на горке снег», «Дрова», «Ой, лады, лады». |
Календарно-тематический план фольклорных занятий
(1-я младшая группа)
Сентябрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. 2. | В гости к бабушке на оладушки. | Познакомить детей с фольклорным персонажем бабушкой, горницей (избой). Выявить знание детей о знакомых вещах в «Избе». Разучить с детьми хороводную игру. | Х/и «Кто у нас хороший?», р.н.м. Шумовой оркестр ( погремушки), р.н.м. |
3. | Звонкий бубен | Познакомить детей с русским народным.инструментом – бубен. Формировать исполнительские навыки в игре на д.м.инструментах. | Муз.-дидактическая «Громко-тихо». Игра на бубне «Вот как деточки играют», р.н.м. |
4. | Весёлые ложки | Познакомить детей с предметами обихода деревянными ложками, их назначением. Формировать исполнительские навыки в области движений и музицирования. | Муз.-ритмическая игра «В ложки бей» Потешка «Ложки» «Пляска с ложками», р.н.м. Игра «Оркестр, р.н.м. |
5. 6. | Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели | Познакомить детей с русской народной игрой «Карусель». Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом. | Игра «Карусель», р.н.м. Муз-ритм.игра «Вот весёлая игрушка». Пляска с погремушками, р.н.м. Игра «Прятки», муз. М.Картушина. |
7. 8.. | Ходит сон близ окон | Дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, о различном характере колыбельных. Познакомить с колыбелькой (люлька, зыбка). Прививать желание слушать и исполнять колыбельные песни и потешки. | Колыбельные о котике, о собачке. Потешка «Вот и люди спят, вот и звери спят». Аудио запись колыбельных песен и потешек (Власиха). |
Октябрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. 2. | Поиграем с куклой Катей. | Познакомить детей с песенками, потешкам «Потягушечки». Повторить знакомые колыбельные песни. Разучить пляску с платочками. | Песенки-потешки «Потягушечки», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса». Колыбельные песни «Баю-баю, куколку качаю», о котике, о собачке. «Пляска с платочками», р.н.м. Игра с куклой (пляшет, спит) |
3. | Чудесный сундучок | Познакомить детей с сундучком, в котором живут загадки. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Прививать любовь к русским народным играм. | Загадки об овощах (по выбору педагога) Х/и «Есть у нас огород», муз.Б.Можжевелов. |
4. | Чудесный мешочек | Закрепить представления детей о домашних животных. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Создать радостное настроение с помощью фольклорного произведения. | Загадки о домашних животных (по выбору педагога) Х/и «Купим мы бабушке»,р.н.м. |
5.6. | «Кто в домике живёт? | С помощью фольклорных произведений закрепить и расширить знания детей о домашних животных (кошка, собака). Активизировать речь с помощью фольклорных текстов с помощь. Фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных. | Потешки: «Как у нашего кота», «Ты собаченька не лай», «У меня есть Мурка-кошка». Игра «Кто как кричит?» Х/игры: «Киска, киска, брысь», «Вот собачка Жучка» |
7. 8. | Бабушкины сказки | Создать радостное отношение с помощью фольклорных произведений. Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных. | Настольный театр «Колобок», Настольный театр «Теремок». Х/и «Мы играем в теремок». |
Ноябрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. 2. | Петушок, петушок-золотой гребешок | Познакомить детей с фольклорным произведением, побуждая эмоционально откликнуться на действия петушка-яркого, красочного персонажа. Вызвать желание рассмотреть игрушку. Обратить внимание на характерные особенности: яркий гребень, бородка. Называть детали игрушки, сочетая с потешкой. Развивать у малышей умение слушать и понимать стихотворный текст. Разучить с детьми новыепотешки. | Потешки «Петушок, петушок-золотой гребешок». Иммитационные движения «Вот идут петушки». «Пляска с Петушком», р.н.м. |
3. 4. | Курочка-рябушечка | Знакомство с домашними птицами (петушок, курочка, цыплята).Разучить с детьми потешку «Курочка-Ряба». Развивать мелкую моторику. Создать радостное настроение с помощью фольклорных произведений. | Потешка «Курочка-рябушечка». Игра «Наседка и цыплята». Иммитационные движения «Вышла курочка гулять», муз. А.Филиппенко. П/и «Курочка» |
5. | На птичьем дворе | Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстам по частям и звукоподражаниям голосам птиц. | Игра «Петушок и цыплята». Игра «Узнай по голосу» Игра «Кто как кричит». Потешка «Курочка-рябушечка». |
6. 7. | Петушок и его семья | Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке, курочке и цыплятах. Воспитывать доброе отношение к братьям меньшим. Создать радостное настроение с помощью фольклорного произведения. | Потешка «Петушок и его семья» Песня-игра «Петушок»,р.н.м. Потешка «Курочка-рябушечка». «Пляска с Петушком», р.н.м. |
8. | Развлечение «Заболел наш Петушок» | С помощью народного произведения передать детям радостное настроение. Развивать речь детей и совершенствовать звукопроизношение. | Муз.-дид.игра «Кто как поёт?» Песня «Курочка», М.Картушина. П/и «Курочка» Песня «Кто пищит?», М.Картушина Игра «прятки-цыплятки» Пляска «Уходи кот». Упр-ие «Петух» П/И «Туки-туки» Песня-загадка «А кто это?» |
Декабрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. 2. | «Наши уточки с утра» | Знакомить детей с домашними птицами (гусь, утка, индюк). Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстам по частям и звукоподражаниям голосам птиц. | Потешка «Наши уточки с утра». Песня-игра «Два весёлых гуся», «Гуси вы, гуси, красные лапки». |
3.4. | У кого какая мама? | Активизировать речь, с помощью фольклорных текстов по частям. Звукоподражать голосам птиц. Развивать реалистическое представление о домашних птицах. | Д.и. «Кто как поёт?», «Курица и цыплята», «Узнай по голосу» «Пляска с петушком», р.н.м. Игра «Петушок», р.н.м. |
5.6. | Домашние животные | Познакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова). Используя произведения фольклора активизировать речь, побуждая к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных. | Песня-потешка «Уж как я ль свою коровушку люблю»,р.н.м. «Киска к деткам подошла», Игра на ложках, р.н.п.»Ой, вставала я ранёшенько». Игра «Собачка Жучка». |
7.8. | Кто к нам в гости пришёл? | Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижные игры на основе народных произведений. | Потешки «Песенка коровушки», «Идёт коза рогатая», «Козушка-белоногушка», «Уж, как я ль свою коровушку люблю» Игра «Кто как кричит?» |
Январь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. 2. | Животные и их детёныши | Закрепить знание детей о домашних животных и их детёнышах. Используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных. учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Потешки: «Коза-хлопота», «Свинка Ненила». Игра «И шёл козёл по лесу»р.н.м.. Игра «Зайка беленький сидит» |
3. | Козушка-белогонушка | Обратить внимание детей на яркие внешние особенности козы. С помощью потешки, осуществить первое знакомство с козой и волком. Бережно ввести малышей в сюжет потешки. | Потешка «Козушка-белогонушка». Игра «Прятки с козой», р.н.м. «Барыня». |
4. | Идёт коза рогатая | Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений. | Потешки: «Козонька рогатая, козонька бодатая», «Идёт коза рогатая». Свободная пляска с козой, р.н.м. |
5. | Инсценировка народной сказки в обработке К.Д Ушинского «Козлятки и волк». | На основе сказки о козлятах т волке формировать у детей более широкие обобщения в понимании отношений между большими и маленькими, в частности между матерью и детьми. Укрепить авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых чувств. | Песенка козы «Козлятушки-ребятушки…» Настольный театр «Волк и семеро козлят». |
6. | Коза, козлята и волк. | Ознакомить детей с серией потешек, в которых представлен фольклорный образ козы-хранительницы домашнего очага, доброй матери, ревностной почитательницы детского благополучия. | Песенка козы. Потешка «Идёт коза рогатая». Игра «Чей голосок?» Игра «Прятки с волком». |
|
Февраль
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Жили у бабуси два весёлых гуся | Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим не только познавательную информацию, но и элементы частушечности, шутливости. Уточнить знание о гусе: красные лапки, длинная шея, крылья. | Потешка «Гуси,гуси, красные лапки» Игра на ложках под песню «Два сесёлых гуся» Игра «Гуси, гуси, га-га-га» |
2 | Сорока-белобока кашку варила | Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации. | Потешка «Сорока-белобока» Песня «Маленькая птичка», Т.Раухвергера. Потешка «Варись, варись кашка». Х/игра «Птички-невелички». |
3 | Коровка и бычок | Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. С помощью народного произведения передать детям радостное настроение. Расширить знания детей о том, какую пользу приносит корова. | Потешки: «Бычок-смоляной бочок, «Ты коровушка ступай». Муз.-реч игра Купим мы бабушке» |
4. 5. | Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. | Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значении в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко…) Познакомить детей с новым фольклорным жанром-потешками-небыличками. Привнести в занятие настроения веселья, балагурства. | Песни «На лугу» «Уж как я свою коровушку люблю» Игра «Тра-та-та, отворяйте ворота» Детский оркестр (ложки, рубель), «Ах вы, сени»р.н.м. |
6. | Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. | Познакомить детей с предметами обихода печкой, её назначением. Создать радостное отношение с помощью фольклорных произведений. | Загадка про печку. Потешки «Кисонька-Мурысонька» «Варись, варись кашка» «Котик серенький присел на печурочке» Игра «Мы варили суп» |
7. | Котя-коток испёк к празднику блинок. | Познакомить детей с Масленицей. Рассмотреть куклу-чучело из соломы. Продолжать знакомство с малыми фольклорными формами. Совершенствовать навыки водить хоровод. | Песенки -потешки «Солнышко-вёдрышко», «Ладушки-ладушки», «Котик серенький присел на печурочке» Х/игра «Кто у нас хороший» |
8. | Развлечение «Масленица» | Доставить детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры. | Сценарий развлечения. |
|
Март
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. 2. | Мамочка моя | Воспитывать любовь к матери;учить выполнять движения в соответствии с текстом; развивать мелкую моторику рук;доставить радость от знакомой игры. | потешка «Свинка Ненила Игра «Лиса и зайцы» Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов Потешка«Сидит белка на тележке» Игра «Чики-чики-чикалочки» |
| | | |
3. 4. | Любит мишенька играть, надоело мишке спать. | Закрепить знания детей о диких животных их повадках. Продолжить знакомить с малыми фольклорными формами. Познакомить с признаками весны. | Песня «Весна пришла» Хоровод «Ой, бежит кругом вода» Х/и «Мишка-Топтыжка». Пляска «Детки с Мишкой бойко топают». Муз.-ритм. упр-ие «Мишка-косолапый», М.Картушина |
5. | Мишка-музыкант | Приобщать детей ко всем видам народного творчества (прибауткам, потешкам,загадкам, музыкально-ритмическим играм). | Муз.-ритм. упр-ие «Мишка-косолапый», М.Картушина Игра на детских муз.инструментах(колокольчики, бубны, ложки) Муз. игра «Прятки»(бубен, барабан, погремушки) |
6. | «Заюшкина избушка» | Закрепить и расширить знания детей о диких животных. На основе Учить детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу. | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (настольный театр) «Пляска с Петушком» ,р.н.м. |
7. | Трень-брень гусельки | Познакомить с народным инструментом – гусельками. Разучить новую потешку. | Потешка «Солнышко-колоколнышко» Слушание в аудиозаписи игры на гуслях. Хоровод «Мы за ручки все взялись» |
8. | Развлечение «В потешки играем, мам развлекаем» | Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, играм, движениям под музыку).Приобщать детей к весёлому и радостному настроению. | Сценарий развлечения |
Апрель
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1. | «Приди весна с радостью» | Закрепить знания детей о признаках весны. С помощью фольклорных произведений передать детям радостное настроение | Потешка «Весна, весна красная» Закличка «Приди весна красная, приди весна ясная!» Х/и «Ой, бежит кругом вода» |
2. | Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка. | С помощью фольклорных произведений передать детям радостное настроение. | Х/и «Заинька, походи» Игра «К деткам зайка прибежал» Потешки «Бегал заяц по болоту» «Заинька серенький, заинька беленький» |
3. 4. | Во саду ли, в огороде. | Закрепить знания детей о том, что растёт на грядке. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Создать радостное настроение с помощью фольклорного произведения. | Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадки об овощах. Потешка «Огуречик, огуречик» Х/и «Есть у нас огород». |
5. | Сказка в гости к нам пришла | С помощью народного произведения передать детям радостное настроение. | Сказка «Курочка Ряба» |
6. | Поиграем в сказку | Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новымивпечатениями, прибегая к элементам драматизации. | Сказка «Курочка Ряба» Свободная пляска, р.н.м. |
7. | Матрёшки в гости к нам спешат, хотят порадовать ребят. | Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя игры на основе народных произведений. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. | Игры: «Карусель» «Пальчик мой» «Где же, где же наши ручки» «Ладошечка» «Кто у нас хороший?» |
8. | Развлечение «Вот какой теремок!» | Продолжать приобщать детей к русскому народному творчеству. Доставить детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры. | Сценарий развлечения |
Май
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
| | | |
1. | Котик-коток | С помощью фольклорного произведения передать детям радостное настроение. Продолжать знакомство с домашними животными. | Потешка «Пошёл котик во лесок» Игра «В поясок», «Салки-догонялки». |
2. | «Кот Васька именинник» | Активизировать речь, с помощью фольклорных текстов по частям. | Потешки «Пошёл котик на торжок», «Как у нашего кота». Игра «Оркестр», р.н.м. Игра «Кот и мыши». |
3. | Еле-еле, еле-еле завертелись карусели | Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя игры на основе народных произведений. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. | Х/и «Ходит Ваня» Х/и «Воротики» Игра «Карусель» |
4. 5. | «Солнышко-вёдрышко». | Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру. | Закличка «Солнышко-вёдрышко»; Потешка «Солнышко, взойди и обогрей». Песня «Солнышко», муз.Е.Макшанцевой; Игра «Солнышко и дождик», М.Раухвергер. Песня «Солнышко, ярче нам свети». Хоровод «По малину в сад пойдём». |
6. 7. | «Ой, летали птички». | Закрепить знания детей о птицах (воробей, дятел, голубь, сова, кукушка) С помощью фольклорных произведений передать детям радостное настроение. | Загадки о птицах. Потешки «Совушка-сова»; «Андрей-воробей»; Речевая игра «Угадай, кто поёт». Песня «Маленькая птичка»; Пляска «Машут ручки ребят»; Игра «Птички-невелички»; Игра «Воробушки и автомобиль»; Игра «Птички и кот». Слушание голосов птиц. |
8. | Любим русскую игру. | Продолжать формировать у детей интерес к русской народной культуре средствами хороводной игры и малыми фольклорными формами. | Загадки про мишку, зайку, лису. Х/и «Лиска-лиса»; Х/и «Зайка, что с тобой?»; Х/и «Мишка-топтыжка»; Х/и «У медведя во бору». |
Календарно-тематический план фольклорных занятий
(2-я младшая группа)
Сентябрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Милости просим, гости дорогие. | Познакомить детей с фольклорным персонажем Марьюшкой, избой. Выявить знания детей о знакомых и незнакомых вещах в «избе». Разучить с детьми хороводную игру «Ходит Ваня». | Х/и «Ходит Ваня», р.н.м. Русские народные мелодии (оркестр народ-ных инструментов). |
2 | Весёлые ложки. | Познакомить детей с предметами обихода-деревянными ложками, их назначением. Формировать исполнительские навыки в области движений и музицирования. | Ритм.игра «В ложки бей», «Пляска с ложками», р.н.м., игра «оркестр», р.н.м. |
3 | Ходит сон близ окон. | Дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, о различном их характере. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой). Прививать желание слушать и исполнять колыбельные песни. | Колыбельные (о котике, о голубях, о собачке), диск с записью колыбельных, исполняемых ансамблем «Традиция» (с.Власиха). |
4 | Поиграем с куклой Машей. | Познакомить детей с песенками-потешками: «Потягушечки», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса». Повторить знакомые колыбельные песни, разучить пляску с платочками. | Потешки, песенки-потешки, Пляска с платочками, р.н.м. |
5 | Во саду ли, в огороде. | Продолжить знакомить детей с огородом и овощами. Познакомить детей с хороводной игрой «Репка». Обогащать словарный запас детей, расширять жизненный опыт младших дошкольников. | Потешка «У нас деточки в саду», х/и « Репка». |
6 | Репка. | Обогащать словарный запас детей, расширять их жизненный опыт. Формировать интерес к русским народным сказкам. Способствовать формированию навыка перевоплащения в образы сказочных героев. Разучить пальчиковую игру «Мышка». | Русская народная сказка «Репка», п/и «Мышка», х/и «Репка». |
7 | Чудесный сундучок. | Познакомить детей с сундучком , в котором живут загадки. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Прививать любовь к русским народным играм. | Песня об осени (по выбору муз.рук-ля), х/и «Репка». |
8 | В гостях у Марьюшки (итоговое) | Уточнить знания детей о предметах и вещах в избе. Закрепить представления детей об огороде. Повторить знакомые потешки, колыбельные песенки. Продолжать формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования. | Ранее разученные потешки, колыбельные, пляска с платочками,р.н.м. песня об осени (по выбору муз.рук-ля), игра «Оркестр»,р.н.м., х/и «Репка»,р.н.м., х/и «Ходит Ваня»,р.н.м. |
Октябрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Как у нашего кота | Познакомить детей с обитателем избы – котом Васькой Разучить потешку «Как у нашего кота», хороводную игру «Кот и мыши». Обогащать словарь детей образными выражениями. | Песенка-потешка «У нас деточки в дому», потешка «Как у нашего кота», х/и «Кот и мыши». |
2 | Котик, котик, поиграй | Познакомить детей с новойпотешкой «Кисонька-мурысонька». Учить детей рассказывать потешку по ролям. Повторить потешку «Как у нашего кота», Активизировать в речи детей слова: умный, ласковый, хитрый, смелый, пушистый. Учить детей передавать игровой образ кота, котят, мышек. | Песенка-потешка «У нас деточки в дому», потешки «Как у нашего кота», «Кисонька-мурысонька», х/и «Кот и мыши». |
3 | Музыкальная сказка «Алёнушка и лиса». | Формировать интерес детей к русским народным сказкам. Познакомить со сказкой «Алёнушка и лиса». Учить детей воспринимать художественное воспроизведение, отвечать на вопросы по содержанию сказки.Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать тембровый слух. Познакомить с новой игрой «Кто позвал?». | Музыкальная сказка «Алёнушка и лиса», Муз-дид. игра «Кто позвал?» |
4 | Драматизация сказки «Алёнушка и лиса». | Учить детей пересказывать знакомые произведения , отвечать на вопросы по содержанию сказки. Учить детей овладевать простейшими образно-выразительными умениями при исполнении роли. | Сказка «Алёнушка и лиса». |
5 | Петушок-золотой гребешок. | Познакомить детей с новым персонажем –Петушком.Разучить с детьми русскую народную прибаутку «Петушок», х/и «Петух». Формировать навыки выразительного движения. | Прибаутка «Петушок», Дид.игра «Похвали Петушка», «Пляска с Петушком», р.н.м, х/и «Петух». |
6 | Петушок и его семья. | Продолжить знакомить детей с обитателями подворья (курочка, цыплята). Разучить с детьми потешку «Курочка-Рябушечка». Развивать умение передавать образы петушка, курочки, цыпляток в музыкально-двигательных этюдах, хороводных играх. Прививать любовь к русским народным играм. | Пляска «Русская»,р.н.м, Потешки «Петушок», «Курочка-Рябушечка», муз-двигательные этюды, х/и «Курочка и цыплята», муз Г.Вихаревой. |
7 | На птичьем дворе. | Разучить с детьми потешку «Наши уточки с утра». Учить детей звукоподражаниям голосам птиц. Повторить потешки с предыдущих занятий, пляску с платочками. | Потешки «Наши уточки с утра», «Петушок», «Курочка-Рябушечка», «Пляска с платочками», р.н.м., х/и «Курочки и цыплята», муз.Г.Вихаревой. |
8 | День рождения Петушка. (итоговое). | Обобщить полученные знания детей , полученные в течении месяца. | Знакомые потешки, «Пляска с платочками», р.н.м., «Пляска с Петушком» р.н.м., х/и «Петух», х/и «Курочка и цыплята», муз.Г.Вихаревой, игра «Оркестр», р.н.м. |
Ноябрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Нет милее дружка, чем родная матушка. | Разучить потешки «Ах, ты, мой сыночек», «Ах, ты, моя доченька». Воспитывать любовь к близкому человеку-маме. Познакомить с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Совершенствовать знакомые танцевальные движения. | Потешки «Ах, ты, мой сыночек», «Ах, ты, моя доченька», «Русская пляска»,р.н.м., игра «Вспомни ласковые слова», х/и «Кто у нас хороший?» |
2 | Не плачь, не плачь, детка. | Учить детей заботиться о близких. Воспитывать любовь и бережное отношение к близким. Познакомить детей с потешками «У лисы боли, у медведя боли», «Не плачь, не плачь, детка». Содействовать овладению простейшими приёмами игры на ложках и бубнах. Совершенствовать танцевальные движения. | Потешки «У лисы боли, у медведя боли», «Не плачь, не плачь, детка», «Русская пляска»,р.н.м., игра на ложках и бубнах, р.н.м. |
3 | Водичка, водичка, умой моё личико. | Познакомить детей с рукомойником. Разучить потешку «Водичка, водичка, умой моё личико» и игру «Игра с лентой». Прививать любовь к русским народным играм. | Речевая игра «Ой, лады, лады, лады», потешка «Водичка, водичка, умой моё личико», «Игра с лентой»,р.н.м. |
4 | С гуся вода, а с Ванечки худоба. | Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями. Прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни. Повторить потешку «Водичка, водичка, умой моё личико». Воспитывать любовь к русским народным традициям через художественное слово. | Речевая игра «Ой, лады, лады, лады», потешка «Водичка, водичка, умой моё личико», колыбельные по выбору педагогов, игра «Кто позвал?». |
5 | Идёт коза рогатая. | Познакомить детей с новым обитателем подворья – козой. Разучить потешку «Идёт коза рогатая», русскую народную игру «Козлик». | Игра «Кто как кричит?», Потешка «Идёт коза рогатая», х/и «Козлик», р.н.м. |
6 | Сказка «Волк и семеро козлят». | Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят». Учить детей высказывать своё отношение к героям сказки. Формировать умение адекват-но оценивать их поступки. | Настольный театр «Волк и семеро козлят» (с муз.сопровождение), х/и «Козлик»,р.н.м. |
7 | Любим русскую игру. | Продолжать формировать у детей интерес к русской народной культуре средствами хороводной игры и малыми фольклорными формами. | Загадки, потешка «Петушок», х/и «Ходит Ваня»,р.н.м, х/и «Зайка»,р.н.м., х/и «Козлик»,р.н.м., х/и «Петух»,р.н.м, «Игра с лентой»,р.н.м., Игра «Кто позвал?». |
8 | Фольклорное развлечение «При солнышке тепло, при матушке добро». | Приобщать детей к радостному событию-Дню матери.Доставлять детям радость и удовольствие с помощью народных игр, песен, потешек. | Сценарий развлечения. |
Декабрь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. | Познакомить детей с предметами русского быта: печкой, чугунком, кочергой. Разучить потешку «Умница, Катенька». Продолжать учить детей согласовывать слова с движениями. Воспитывать в игре выдержку (умение ждать). | Хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м., Потешка «Умница, Катенька», речевая игра «Дрова», х/и «Игра с лентой»,р.н.м. |
2 | Сказка «Колобок». | Познакомить со сказкой «Колобок». Учить детей пересказывать знакомые произведения, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение передавать образ героев сказки в музыкально-двигательных этюдах. Закрепить знания детей о предметах русского быта. | Театр петрушек «Колобок», Имитационные упр-ия «Изобрази героя сказки». |
3 | Драматизация сказки «Колобок». | Учить детей выразительно передавать характерные особенности героев сказки, высказывать своё отношение к их поступкам. | Сказка «Колобок», р.н.м. (выход героев сказки, свободная пляска). |
4. 5. | Уж ты, зимушка-зима. | Познакомить детей с традиционной зимней одеждой и обувью русского народа: тулупом, зипуном, рукавицами, валенками, шалью. Активизировать в речи детей эти слова. Познакомить с потешками « Валенки, валенки», «Уж ты, зимушка-зима». | Д/и «Оденем куклу на прогулку», Потешки « Валенки, валенки», «Уж ты, зимушка-зима», хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м., Игра на бубнах, ложках, р.н.м. «Согревалочка» Игра «Оркестр», М.Картушина. |
6 | Сундучок Деда Мороза. | Уточнить знания детей о традиционной зимней одежде и обуви русских людей. Учить детей отгадывать загадки. Развивать воображение, творчество, речь, память | Хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м., речевая, образная игра «Согревалочка», загадки |
7 | Зайка беленький сидит. | Расширять представления детей о зайце, заячьей семье, используя малые фольклорные формы. Познакомить детей со словами, обозначающими разных зайцев: «зайчонок», «зайчиха», «заинька», заюшка», «зайчишка», «зайчонок». | Муз.-ритм. упр-ие «Зима», песня о зиме (по выбору педагогов), х/и «Заинька-зайка»,р.н.м. |
8 | Сказки. | Продолжать учить детей высказывать своё отношение к поступкам героев сказок. Формировать такие нравственные качества, как послушание, сочувствие, готовность прийти на помощь. Развивать речь, память, воображение, мышление. | О.И.Бочкарёва «Художественная литература в младшей группе», с.28 |
Январь
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Пришла Коляда, отворяй ворота. | Познакомить детей с рождественскими колядками, с обычаями и традициями русского народа. Воспитывать любовь к народным праздникам. | Колядки, Речевая игра «Как на горке снег», Игра «Мишка-лежебока», муз И.Бодраченко. |
2 | Фольклорное развлечение «Лесныеколядовщики». | Приобщать детей к необычной обстановке, весёлому радостному настроению. Активизировать детей в песнях и плясках. Доставить детям удовольствие и радость. | Сценарий развлечения. |
3 | Фока воду кипятит и как зеркало блестит. | Продолжить знакомить детей с предметами быта: самоваром. Разучить с детьми потешку «А я в горенку иду». Совершенствовать навыки: водить хороводы, ранее разученных плясовых движений. | Загадка о самоваре, дид/игра «Напоим куклу чаем», потешка «А я в горенку иду», «Пляска с платочками», р.н.м., х/и «Ходит Ваня»,р.н.м. |
4 | Самовар-птица жар. | Уточнить и закрепить представления детей о самоваре. | Игра «Оркестр»,р.н.м., х/и «Игра с лентой»,р.н.м. |
5 | Гость нагость – хозяйке радость. | Познакомить детей с кухонной утварью: миской, солонкой…, их назначением, а также с русским народным инструментом – балалайкой. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора. | Плясовые наигрыши (бабалайка), «Камаринская»,р.н.м., х/и «Кто у нас хороший?», р.н.м. |
6 | Сказка «Три медведя». | Познакомить детей со сказкой «Три медведя». Закрепить знания детей о кухонной утвари. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Загадки о кухонной посуде, Театр деревянной игрушки (муз.сопровождение). |
|
Февраль
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Сказка «Маша и медведь». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь». Учить детей пересказывать сказку по ролям. Развивать умение с помощью имитационных движений передавать образы героев сказки. | Театр резиновой игрушки «Маша и медведь» (муз сопровождение), Имитационные упр-ия «изобрази героя сказки |
2 | Волшебный сундучок. | Уточнить у детей содержание сказки «Маша и медведь». Учить детей понимать и с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Познакомить детей с прибауткой «Наша доченька в дому». | Загадки, Потешка «Наша доченька в дому», игра «Мишка-лежебока», муз.И.Бодраченко. |
3 | Хозяйкины помощники. | Познакомить детей с предметами обихода: коромысло, вёдра, корыто, стиральная доска. Развивать импровизационные способности в игре на ложках. | «Пляска с платочками»,р.н.м., игра на детских муз. инструментах (ложках),р.н.м. |
4 | Хозяйкины помощники. | Закрепить знания детей о предметах обихода: коромысло, вёдра, корыто, стиральная доска. Познакомить детей с русской народной песней «Пошла млада за водой». Развивать активное восприятие музыки. | Песня «Пошла млада за водой», Игра на шумовых инструментах, р.н.м. |
5 | Игротека «Мишка в гости приходил, деткам короб приносил». | Продолжать формировать интерес к русской народной культуре средствами хороводных игр и малыми фольклорными формами. | Знакомые потешки (по выбору педагогов), х/и (по выбору педагогов). |
6 7 | Народный праздник «Масленица». | Познакомить детей с праздником «Масленица» (обычаи, традиции русского народа). Разучить масленичную колядку. Воспитывать любовь к народным праздникам. | Масленичная колядка, песня «Блины»,р.н.м., песня «Масленка»,р.н.м., игра на дет.муз инструментах, р.н.м. |
8 | Фольклорное развлечение «Лакомка». | Доставлять детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры. | Сценарий развлечения. |
|
Март
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Приди, весна с радостью. | Познакомить детей с признаками времени года – весна. Разучить с детьми закличку «Весна, весна красная» и хоровод «Мы по лугу пойдём»,р.н.м. | Закличка «Весна, весна красная», хоровод «Мы по лугу пойдём», р.н.м. |
2 | Пришла весна. | Повторить закличку «Весна, весна красная». Познакомить с новой закличкой «Жаворонок, ду-да», а также с русским обычаем встречи весны. Развивать активное восприятие музыки. | Заклички «Весна, весна красная», «Жаворонок, ду-да», весенние заклички в исп. ансамбля «Традиция» (запись). |
3 | Герасим-грачевник. | Познакомить детей с народным праздником «Герасим-грачевник», первой весенней птицей-грачём. Показать кукольный спектакль «О коте и граче». | Театр картинок «О коте и граче». |
4 | Сказка «О коте и граче». | Уточнить и закрепить содержание сказки. Воспитывать любовь к народным играм и хороводам. Вызвать эмоциональный отклик на новую игру «Карусель». | Хоровод «Мы по лугу пойдём», р.н.м., Игра «Карусель»,р.н.м. |
5 | Лиса, заяц и петух. | Продолжать учить детей отгадывать загадки с помощью наглядного материала. Познакомить с потешкой о лисе. Вспомнить потешку о зайце. Учить с помощью имитационных движений передавать характер и особенности зайца и лисы. | Загадки о лисе, зайце, потешки «Заинька», «Лиса», имитационныеупр-ия «Изобрази героя». |
6 | Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один | Повторить потешки про зайца, лису, петуха. Продолжать знакомство с русским фольклором- сказкой «Заюшкина избушка». Разучить игру «Лиса и зайцы». | Потешки «Заинька», «Лиса», «Петушок», магнитный театр «Заюшкина избушка», игра «»Лиса и зайцы», р.н.м. |
7 | Каждый хочет заиньке помочь. | Уточнить содержание сказки «Заюшкина избушка». Учить детей передавать в движении образы героев сказки. | Хоровод «Мы по лугу пойдём», р.н.м., игра «»Лиса и зайцы», р.н.м. |
8 | Пришла весна, избушка и расстаяла. | Продолжать учить детей отгадывать загадки, объяснять отгадку; с помощью имитационных движений передавать характер героев сказки. Разучить игру «Ручеёк» | Загадка о сказке, имитационные упр-ия «Изобрази героя сказки». Игра «Ручеёк», р.н.м. |
Апрель
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Трень-брень гусельки | Познакомить детей с русским народным инструментом – гуслями. Продолжать прививать любовь к русским народным играм. | Диск «Фольклор», Свободная пляска, р.н.м., Х/и «Уж я улком шла», Х/и «Там летали птички». |
2 | Сказка «Кот, лиса, петух». | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Развивать умение с помощью имитационных движений передавать образы героев сказки. Разучить х/и «Петух». | Сказка «Кот, петух и лиса» (настольный театр), Диск «Фольклор», Потешки «Петушок», «Как у нашего кота», Х/и «Петух»,р.н.м. |
3 | На зелёный на лужок | Уточнить знания детей о домашних животных. Разучить с детьми потешку « Из-за леса, из-за гор». Прививать любовь к русским народным играм. | Аудиозапись песни-потешки «Был у бабушки козёл», Картотека потешек, Х/и «Козлик»,р.н.м. |
4 | Сказка «Курочка Ряба». | Познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба». Дать первоначальные знания о народном празднике Пасха. Разучить с детьми хоровод «Берёзка», игру «Курочка и цыплята», муз. Г.Вихаревой. | Сказка «Курочка Ряба» (настольный театр), Хоровод «Берёзка»,р.н.м., Игра «Курочка с цыплятами», муз. Г.Вихаревой. |
5 | Птицы прилетели, весну принесли. | Познакомить детей с перелётной птицей скворцом, его внешним видом и повадками. Разучить с детьми закличку «Скворушка, прилетай». | Закличка «Скворушка, прилетай», Хоровод «Берёзка»,р.н.м., Игра «Дудочка-дуда». |
6 | Русская свистулька | Познакомить детей с глиняной свистулькой, её звучанием. Продолжать формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования. Учить детей слушать музыкальныепр-ия и уметь выделять звучание определённых музыкальных инструментов. | Дид/и «Угадай по звуку», Диск «Фольклор», Свободная пляска,р.н.м. |
7 | Русская балалайка | Познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой. Продолжать формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования. | Диск «Фольклор», «Русская пляска»,р.н.м. Игра «Ручеёк»,р.н.м. |
8 | Развлечение «Здравствуй, весна». | Продолжать приобщать детей к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, удовольствие, используя народные песни и игры. | Сценарий |
Май
№ | Тема | Программное содержание | Репертуар |
1 | Сорока-белобока кашу варила. | Познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком. Уточнить и закрепить знания детей о домашней утвари: чугунке, кочерге, ухвате, ложках. | Картотека потешек, Хоровод «Берёзка»,р.н.м. |
2 | Кто в тереме живёт? | Познакомить детей со сказкой «Теремок».Уточнить и закрепить знания детей предметов обихода: коромысла, корыта, вёдер…Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Сказка «Теремок» (настольный театр), Дид/и «Что кому нужно для работы», Х/и «Игра с лентой»,р.н.м. Игра «Оркестр»,р.н.м. (ложки). |
3 4 | Раз, два, три – потешки в гости к нам пришли! | Повторить с детьми потешки «Радуга-дуга», «Дождик». Разучить потешку «Солнышко-колокол-нышко».Совершенствовать навыки водить хороводы, ранее разученные танцевальные движения. Воспитывать любовь к народным играм и хороводам. | Картотека потешек, Игра «Оркестр»,р.н.м., Игра «Ручеёк»,р.н.м., Игра «Галя по садочку ходила»,р.н.м. |
5 | Полон двор | Закрепить знания детей о домашних животных. Повторить потешки о домашних животных. Разучить игру «Чей домик?».Воспитывать любовь к русским народным традициям через художественное слово. | Картотека потешек, Игра «Чей домик?» |
6 | Волшебная палочка | Учить детей узнавать знакомые сказки по отрывкам, иллюстрациям и отдельным предметам. Учить детей высказывать своё отношение к героям сказки. Формировать умение адекватно оценивать их поступки. Разучить хоровод «Мы по лугу пойдём». | Хоровод «Мы по лугу пойдём», муз. Н.Лукони-ной, Пляска парами «Весен-няя», р.н.м. |
7 | Марьюшкина сказка | Познакомить детей с новой сказкой «Соловьиный день». Учить воспринимать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Обогащать словарь детей новыми словами. | Сказка «Соловьиный день» (театр картинок), Пляска парами «Весен-няя», р.н.м. |
8 | Развлечение «Солнечная карусель» | Доставлять детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры. | Сценарий |
Примерный учебный план
(1-я младшая группа)
Содержание | Количество занятий |
Обогащение эмоционального и речевого развития детей | 15 |
Активизирование речи с помощью фольклорных текстов | 10 |
Понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом | 10 |
Слушание музыки | 5 |
Умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом) | 10 |
Освоение техники игры на детских музыкальных инструментах | 5 |
Формирование начальных навыков игровой деятельности | 15 |
Всего: | 70 |
Примерный учебный план
(2-я младшая группа)
Содержание | Количество занятий |
Активизирование речи с помощью фольклорных текстов | 13 |
Обогащение эмоционального и речевого развития детей | 10 |
Эмоционально-выразительное исполнение потешек, прибауток, закличек, песен | 15 |
Понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом | 5 |
Слушание музыки | 7 |
Освоение техники игры на детских музыкальных инструментах | 5 |
Формирование начальных навыков игровой деятельности | 15 |
Всего: | 70 |
Примерное распределение материала по фольклору на год.
(1-я младшая группа)
Репертуар | Количество занятий |
Малые фольклорные формы | 30 |
Сказки | 4 |
Песенный фольклор | 15 |
Народные игры | 10 |
Русские народные инструменты | 6 |
Развлечения | 5 |
Всего: | 70 |
Примерное распределение материала по фольклору на год.
(2-я младшая группа)
Репертуар | Количество занятий |
Сказки | 11 |
Малые фольклорные формы | 15 |
Народные игры | 10 |
Песенный фольклор | 7 |
Русские народные инструменты | 5 |
Народные обычаи, традиции | 6 |
Развлечения | 5 |
Всего: | 70 |
Ожидаемые результаты программы.
К концу реализации программы дети могут:
Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, потешки, прибаутки, русскую народную музыку;
По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывать потешки, прибаутки, заклички, сказки;
С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра инсценировать отрывки из знакомых сказок;
Эмоционально откликаются на красоту природы и произведений русского народного творчества;
Проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками, в общении со взрослыми;
Имеют элементарные представления о народных традициях и праздниках (Рождество, Святки, Масленица, Пасха);
Различают и называют русские народные инструменты (гармонь, дудочка, балалайка) и различают их по звучанию;
Отстукивают простейшие ритмы на шумовых инструментах (ложки, бубны);
Выполняют плясовые движения: кружение в паре, выставление ноги на пятку, попеременное притопывание ногами; двигаются под музыку с предметами (платочки…)
Поют без напряжения, в одном темпе со всеми.
Для определения результатов усвоения программы дошкольниками осуществляется мониторинг развития способностей детей средствами фольклора.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Праздники и развлечения с участием родителей.
Данная программа может быть использована педагогами ДОУ, а также педагогами дополнительного образования, работающими с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по ознакомлению и приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Мониторинг развития способностей детей средствами фольклора
(1-я младшая группа)
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | уровень | |||
н | с | в/с | в | ||
1 | Внимательно слушает русскую народную музыку и произведения устного народного творчества | | | | |
2 | Исполняетпотешки, прибаутки, песенки | | | | |
3 | Подпевает повторяющиеся звукоподражания и музыкальные фразы (совместно с педагогом) | | | | |
4 | Двигается в соответствии с ярко выраженным характером музыки, владеет достаточным объёмом плясовых движений. | | | | |
5 | Выполняет образно-игровые движения соответственно возрасту | | | | |
6 | Сопровождает речью игровые действия | | | | |
7 | Различает и называет детские музыкальные инструменты | | | | |
8 | Выполняет несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах | | | | |
Критерии оценивания уровня подготовки дошкольников:
Н (низкий) - не справляется с заданием
С (средний) - справляется с помощью педагога
В/С (выше среднего) – справляется с частичной помощью педагога
В (высокий) – справляется самостоятельно
Мониторинг развития способностей детей средствами фольклора
(2-я младшая группа)
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | уровень | |||
н | с | в/с | в | ||
1 | Эмоционально откликается на русскую народную музыку, устное народное творчество. Внимательно их слушает | | | | |
2 | Двигается в соответствии с ярко выраженным характером музыки, владеет достаточным объёмом плясовых движений | | | | |
3 | Исполняет потешки, прибаутки, песенки | | | | |
4 | Драматизирует сказки | | | | |
5 | Различает и называет детские музыкальные инструменты | | | | |
6 | Выполняет несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах. | | | | |
7 | Выполняет образно-игровые действия | | | | |
8 | Сопровождает речью, пением игровые действия | | | | |
9 | Знает и называет народные праздники | | | | |
Критерии оценивания уровня подготовки дошкольников:
Н (низкий) - не справляется с заданием
С (средний) - справляется с помощью педагога
В/С (выше среднего) – справляется с частичной помощью педагога
В (высокий) – справляется самостоятельно
Список используемой литературы:
1.Лямина Г.М. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985.
2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С.-Петербург, 2002.
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - М.:Гном-Пресс,2000.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.-М.:Просвещение 1988.
6. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010г.
7. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
8. Народная педагогика: прибаутки. Н.Куприна// Домашнее воспитание.-№6.-2006.-с.18.
9. Песенный фольклор. В.Мойтохонова//Дошкольное воспитание.-№11.-2010.-с.61.
10. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. – Москва. Высшая школа. 1988.
11. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей./Дошкольное воспитание, №9, 1994.
Кияйкина Наталья Федоровна