12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Елена Викторовна Макух29

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №252»



















Рабочая программа дополнительного образования «Веснушки»

(воспитание детей 2-4 лет на основе русской народной культуры)







Составитель: Макух Елена Викторовна,

музыкальный руководитель.











г.Барнаул

Пояснительная записка

Ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку раннего возраста передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благо-получия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.Это и побудило нас начать целенаправ-ленную работу по воспитанию детей на материале русского народного искусства.

Программа дополнительного образования «Веснушки» составлена на основе обязательного минимума содержания по речевому и музыкаль-ному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста федерального компонента государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» » Н.Е. Вераксы (2-3 года), программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованными Министерством образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на два года.Первый год обучения (дети 2-3 лет) -70 занятий в год, 2 занятия в неделю,длительностью 15 минут . Второй год обучения (дети 3-4-х лет) – 70 занятий в год, 2 занятия в неделю, длительностью 20 минут.



Основная цель программы:

Формирование основ духовной культуры ребёнка средствами русского фольклора.

Задачи программы:

Образовательные:

-Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа;

-Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, заучивать потешки, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок;

-Формировать исполнительские навыки в области движения, пения, музицирования.

Воспитательные:

-Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношение между детьми, уважительное отношение к взрослым, любовь к семье;

-Создавать условия для проявления детьми уважения к традициям русского народа, родной земле.

Развивающие:

-Использовать малые формы фольклора для развития речи детей;

-Развивать коммуникативные качества детей посредством народных плясок, хороводов, игр, забав;

-Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

-Способствовать формированию художественно-эстетического восприятия окружающего мира;

-Развивать самостоятельность, инициативу;











Программа разрабатывалась с учётом следующих принципов:

Тематический принцип ( тематизм);

Принцип от простого к сложному;

Принцип наглядности;

Принцип доступности.



Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения (наглядные, словесные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседы с детьми, вопросы, объяснение, рассказывание русских народных сказок, пение русских народных песен, образное слово (загадки, потешки, прибаутки), напоминание, поощрение.

Наглядные методы: наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций и предметов русского быта, показ русских народных сказок, плясовых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах.

Практические методы: разыгрывание детьми русских народных сказок, инсценирование песен и малых фольклорных форм, игра на детских музыкальных инструментах.

Необходимые условия реализации программы:

специальное помещение (комната русского быта, музыкальный зал);

технические средства (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, ноутбук);

русские народные инструменты;

предметы русского народного быта;

русские народные костюмы;

разные виды театров;

методические и дидактические пособия по устному народному творчеству и музыкальному фольклору;

игрушки и атрибуты.





Учебно-методический план (1-я младшая группа)


Устное народное творчество




потешки,

прибаутки,

заклички.


«Петушок»,

«Курочка-рябушечка»,

«Петушок и его семья»,

«Наши уточки с утра»,

«Песенка коровушки»,

«Идёт коза рогатая»,

«Козушка-белоногушка»,

«Уж как я свою коровушку люблю»,

«Пошёл котик во лесок»,

«Козонька рогатая, козонька бодатая»,

«Ой,ду-ду, потерял пастух дуду».




сказки


«Козлятки и волк», р.н.с., в обр. К.Д.Ушинского

«Курочка Ряба».

«Теремок», «Репка».



Народные игры


хороводные игры

«Курочкаи цыплята», муз Г.Вихаревой;

«Вышла курочка гулять», муз.А.Фи-липпенко,

«Два весёлых гуся»,р.н.м.




подвижные игры


«Петушок и цыплята»,

«Наседка и цыплята»,

«Гуси»,

«Собачка Жучка»,

«Салки-догонялки»,

«В поясок»,

«Прятки с козой»,

«Коровушки и пастушок».



игры-забавы, пальчиковые игры


«Курочка»,

«Прятки-цыплятки»,

«Туки-тук»,

«Гости»,

«Цыплёнок»,

«Игра с дудочкой».



Песенный фольклор








Песни,

заклички

«Курочка»,

«Солнышко»,

«Есть у солнышка друзья», муз.Е.Тиличеевой,

«Белые гуси»,

«Бродят куры бережком», р.н.м.

«Гуси, вы гуси, красные лапки»,р.н.м.,

«Уж как я свою коровушку люблю»,

«Кошка», муз.Е.Тиличеевой.


Музыкально-ритмическая деятельность


игра на детских музыкальных

инструментах


Игра на ложках, р.н.м.,

Игра на бубнах, р.н.м.


пляски



«Пляска с петушком»,р.н.м;

Свободная пляска, р.н.м.


Игры



Дидактические

«Узнай по голосу»,

«Кто как кричит?»



Музыкально-дидактические


«Кто как поёт?»

«А кто это?»

«Угадай на чём играю?»

























Учебно-методический план (2-я младшая группа)


Устное народное творчество




потешки,

прибаутки,

заклички.

«Петушок»; «Заинька»; «Лиса»;

«Катя, Катя, маленька»; «Как у нашего кота»; «Кисонька-мурысонька;

«У нас деточки в саду»; «Курочка-рябушечка»; «Наши уточки с утра»;

«Ах, ты, мой сыночек»; «Ах, ты, моя доченька»; «У лисы боли, у медведя боли»; «Не плачь, не плачь, детка»;

«Водичка, водичка, умой моё личико»;

«Идёт коза»;хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м., «Умница, Катенька»;

« Валенки, валенки»; «Уж ты, зимушка-зима»; «А я в горенку иду»; «Наша доченька в дому»;






сказки







«Репка»; «Алёнушка и лиса»;

«Волк и семеро козлят»;

«Колобок»;

«Три медведя»;

«Маша и медведь»;

«Заюшкина избушка»;

«Сказка о коте и граче»;

«Кот, петух и лиса»;

«Теремок»;

«Соловьиный день»


Народные игры



хороводные игры

«Ходит Ваня»; «Зайка»; «Васька-кот»; «Репка»; «Кот и мыши»; «Петух»;«Курочкаи цыплята», муз Г.Вихаревой;

«Кто у нас хороший?»; «Козлик»; «Игра с лентой»;«Заинька-зайка»;

«Уж я улком шла»;

«Там летали птички»; «Галя по садочку ходила»;



подвижные игры


« Мышка»; «Мишка-лежебока», муз И.Бодраченко; «Карусель»; «Лиса и зайцы»; «Ручеёк»; «Курочка с цыплятами», муз. Г.Вихаревой;

«Дудочка-дуда»;


игры-забавы, пальчиковые игры


«Поиграем с котиком»,

«Курочка-рябушечка»,

п/и «Мышки»




Песенный фольклор






колыбельные


Колыбельные (о котике, о голубях, о собачке); диск с записью колыбельных, исполняемых ансамблем «Традиция» (с.Власиха).





Песни-заклички


«Блины»; «Масленка»; Колядки;

«Пошла млада за водой»;

«Весна, весна красная»;

«Жаворонок, ду-да»;

весенние заклички в исп. ансамбля «Традиция» (запись); «Был у бабушки козёл»;

«Скворушка, прилетай»




Музыкально-ритмическая деятельность


игра на детских музыкальных

инструментах


Игра на ложках «В ложки бей»,р.н.м.;

Игра «Оркестр»,р.н.м.;

игра на ложках и бубнах, р.н.м..



пляски




«Пляска с ложками»,р.н.м.; «Пляска с платочками», р.н.м.; «Пляска с петуш-ком»,р.н.м; «Русская пляска»р.н.м.;

хоровод «Выпал беленький снеж-ок»,р.н.м.; хоровод «Мы по лугу пойдём»,р.н.м.; хоровод «Берёзка»;

Пляска парами «Весенняя», р.н.м.



Игры



Дидактические

«Похвали петушка»,

«Угадай по звуку»,

«Вспомни ласковые слова»,

«Что кому нужно для работы?».


Музыкально-дидактические

«Угадай на чём играю?»

«Кто позвал?».


Речевые, образные

«Согревалочка»,

«Как на горке снег»,

«Дрова»,

«Ой, лады, лады».













Календарно-тематический план фольклорных занятий

(1-я младшая группа)

Сентябрь

Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

2.

В гости к бабушке на оладушки.

Познакомить детей с фольклорным персонажем бабушкой, горницей (избой).

Выявить знание детей о знакомых вещах в «Избе».

Разучить с детьми хороводную игру.

Х/и «Кто у нас хороший?», р.н.м.

Шумовой оркестр ( погремушки), р.н.м.

3.


Звонкий бубен

Познакомить детей с русским народным.инструментом – бубен.

Формировать исполнительские навыки в игре на д.м.инструментах.

Муз.-дидактическая «Громко-тихо».

Игра на бубне «Вот как деточки играют», р.н.м.

4.

Весёлые ложки

Познакомить детей с предметами обихода деревянными ложками, их назначением.

Формировать исполнительские навыки в области движений и музицирования.

Муз.-ритмическая игра «В ложки бей»

Потешка «Ложки»

«Пляска с ложками», р.н.м.

Игра «Оркестр, р.н.м.


5.

6.

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели

Познакомить детей с русской народной игрой «Карусель». Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом.

Игра «Карусель», р.н.м.

Муз-ритм.игра «Вот весёлая игрушка».

Пляска с погремушками, р.н.м.

Игра «Прятки», муз. М.Картушина.

7.

8..

Ходит сон близ окон

Дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, о различном характере колыбельных. Познакомить с колыбелькой (люлька, зыбка).

Прививать желание слушать и исполнять колыбельные песни и потешки.

Колыбельные о котике, о собачке.

Потешка «Вот и люди спят, вот и звери спят».

Аудио запись колыбельных песен и потешек (Власиха).


Октябрь

Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

2.

Поиграем с куклой Катей.

Познакомить детей с песенками, потешкам «Потягушечки». Повторить знакомые колыбельные песни. Разучить пляску с платочками.

Песенки-потешки «Потягушечки», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса».

Колыбельные песни «Баю-баю, куколку качаю», о котике, о собачке.

«Пляска с платочками», р.н.м.

Игра с куклой (пляшет, спит)

3.

Чудесный сундучок

Познакомить детей с сундучком, в котором живут загадки. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Прививать любовь к русским народным играм.

Загадки об овощах (по выбору педагога)

Х/и «Есть у нас огород», муз.Б.Можжевелов.

4.

Чудесный мешочек

Закрепить представления детей о домашних животных. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки.

Создать радостное настроение с помощью фольклорного произведения.

Загадки о домашних животных (по выбору педагога)

Х/и «Купим мы бабушке»,р.н.м.

5.6.

«Кто в домике живёт?

С помощью фольклорных произведений закрепить и расширить знания детей о домашних животных (кошка, собака). Активизировать речь с помощью фольклорных текстов с помощь. Фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных.

Потешки: «Как у нашего кота», «Ты собаченька не лай», «У меня есть Мурка-кошка».

Игра «Кто как кричит?»

Х/игры: «Киска, киска, брысь», «Вот собачка Жучка»

7.

8.

Бабушкины сказки

Создать радостное отношение с помощью фольклорных произведений.

Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных.

Настольный театр «Колобок»,

Настольный театр «Теремок».

Х/и «Мы играем в теремок».


Ноябрь

Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

2.

Петушок, петушок-золотой гребешок

Познакомить детей с фольклорным произведением, побуждая эмоционально откликнуться на действия петушка-яркого, красочного персонажа. Вызвать желание рассмотреть игрушку. Обратить внимание на характерные особенности: яркий гребень, бородка. Называть детали игрушки, сочетая с потешкой.

Развивать у малышей умение слушать и понимать стихотворный текст. Разучить с детьми новыепотешки.


Потешки «Петушок, петушок-золотой гребешок».

Иммитационные движения «Вот идут петушки».

«Пляска с Петушком», р.н.м.

3.

4.

Курочка-рябушечка

Знакомство с домашними птицами (петушок, курочка, цыплята).Разучить с детьми потешку «Курочка-Ряба». Развивать мелкую моторику. Создать радостное настроение с помощью фольклорных произведений.


Потешка «Курочка-рябушечка».

Игра «Наседка и цыплята».

Иммитационные движения «Вышла курочка гулять», муз. А.Филиппенко.

П/и «Курочка»


5.

На птичьем дворе

Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстам по частям и звукоподражаниям голосам птиц.

Игра «Петушок и цыплята».

Игра «Узнай по голосу»

Игра «Кто как кричит».

Потешка «Курочка-рябушечка».


6.

7.

Петушок и его семья

Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке, курочке и цыплятах. Воспитывать доброе отношение к братьям меньшим. Создать радостное настроение с помощью фольклорного произведения.

Потешка «Петушок и его семья»

Песня-игра «Петушок»,р.н.м.

Потешка «Курочка-рябушечка».

«Пляска с Петушком», р.н.м.


8.

Развлечение «Заболел наш Петушок»

С помощью народного произведения передать детям радостное настроение. Развивать речь детей и совершенствовать звукопроизношение.

Муз.-дид.игра «Кто как поёт?»

Песня «Курочка», М.Картушина.

П/и «Курочка»

Песня «Кто пищит?», М.Картушина

Игра «прятки-цыплятки»

Пляска «Уходи кот».

Упр-ие «Петух»

П/И «Туки-туки»

Песня-загадка «А кто это?»


Декабрь

Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

2.

«Наши уточки с утра»

Знакомить детей с домашними птицами (гусь, утка, индюк).

Активизировать речь, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстам по частям и звукоподражаниям голосам птиц.

Потешка «Наши уточки с утра».

Песня-игра «Два весёлых гуся»,

«Гуси вы, гуси, красные лапки».

3.4.

У кого какая мама?

Активизировать речь, с помощью фольклорных текстов по частям. Звукоподражать голосам птиц.

Развивать реалистическое представление о домашних птицах.

Д.и. «Кто как поёт?», «Курица и цыплята», «Узнай по голосу»

«Пляска с петушком», р.н.м.

Игра «Петушок», р.н.м.


5.6.

Домашние животные

Познакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова). Используя произведения фольклора активизировать речь, побуждая к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных.

Песня-потешка «Уж как я ль свою коровушку люблю»,р.н.м.

«Киска к деткам подошла», Игра на ложках, р.н.п.»Ой, вставала я ранёшенько».

Игра «Собачка Жучка».

7.8.

Кто к нам в гости пришёл?

Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижные игры на основе народных произведений.

Потешки «Песенка коровушки»,

«Идёт коза рогатая», «Козушка-белоногушка», «Уж, как я ль свою коровушку люблю»

Игра «Кто как кричит?»


Январь


Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

2.

Животные и их детёныши

Закрепить знание детей о домашних животных и их детёнышах. Используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, повторению фольклорных текстов по частям и звукоподражаниям голосам животных.

учить выполнять движения в соответствии с текстом.                 

Потешки: «Коза-хлопота», «Свинка Ненила».

Игра «И шёл козёл по лесу»р.н.м..

Игра «Зайка беленький сидит»


3.

Козушка-белогонушка

Обратить внимание детей на яркие внешние особенности козы. С помощью потешки, осуществить первое знакомство с козой и волком. Бережно ввести малышей в сюжет потешки.

Потешка «Козушка-белогонушка».

Игра «Прятки с козой», р.н.м. «Барыня».

4.

Идёт коза рогатая

Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений.

Потешки: «Козонька рогатая, козонька бодатая», «Идёт коза рогатая». Свободная пляска с козой, р.н.м.

5.

Инсценировка народной сказки в обработке К.Д Ушинского «Козлятки и волк».

На основе сказки о козлятах т волке формировать у детей более широкие обобщения в понимании отношений между большими и маленькими, в частности между матерью и детьми. Укрепить авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых чувств.

Песенка козы «Козлятушки-ребятушки…»

Настольный театр «Волк и семеро козлят».

6.

Коза, козлята и волк.

Ознакомить детей с серией потешек, в которых представлен фольклорный образ козы-хранительницы домашнего очага, доброй матери, ревностной почитательницы детского благополучия.

Песенка козы.

Потешка «Идёт коза рогатая».

Игра «Чей голосок?»

Игра «Прятки с волком».


Февраль

Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Жили у бабуси два весёлых гуся

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим не только познавательную информацию, но и элементы частушечности, шутливости. Уточнить знание о гусе: красные лапки, длинная шея, крылья.


Потешка «Гуси,гуси, красные лапки»

Игра на ложках под песню «Два сесёлых гуся»

Игра «Гуси, гуси, га-га-га»

2

Сорока-белобока кашку варила

Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.


Потешка «Сорока-белобока»

Песня «Маленькая птичка», Т.Раухвергера.

Потешка «Варись, варись кашка».

Х/игра «Птички-невелички».

3

Коровка и бычок

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. С помощью народного произведения передать детям радостное настроение. Расширить знания детей о том, какую пользу приносит корова.

Потешки: «Бычок-смоляной бочок, «Ты коровушка ступай».

Муз.-реч игра Купим мы бабушке»

4.

5.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значении в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко…) Познакомить детей с новым фольклорным жанром-потешками-небыличками. Привнести в занятие настроения веселья, балагурства.

Песни «На лугу»

«Уж как я свою коровушку люблю»


Игра «Тра-та-та, отворяйте ворота»

Детский оркестр (ложки, рубель), «Ах вы, сени»р.н.м.

6.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Познакомить детей с предметами обихода печкой, её назначением. Создать радостное отношение с помощью фольклорных произведений.

Загадка про печку.

Потешки «Кисонька-Мурысонька»

«Варись, варись кашка»

«Котик серенький присел на печурочке»


Игра «Мы варили суп»

7.


Котя-коток испёк к празднику блинок.

Познакомить детей с Масленицей. Рассмотреть куклу-чучело из соломы. Продолжать знакомство с малыми фольклорными формами. Совершенствовать навыки водить хоровод.

Песенки -потешки «Солнышко-вёдрышко»,

«Ладушки-ладушки»,

«Котик серенький присел на печурочке»

Х/игра «Кто у нас хороший»


8.

Развлечение «Масленица»

Доставить детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры.

Сценарий развлечения.


Март


Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

2.

Мамочка моя     


Воспитывать любовь к матери;учить выполнять движения в соответствии с текстом;  развивать мелкую моторику рук;доставить радость от знакомой игры.


потешка «Свинка Ненила

Игра «Лиса и зайцы»

Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов

Потешка«Сидит белка на тележке»

Игра «Чики-чики-чикалочки»





3.

4.

Любит мишенька играть, надоело мишке спать.

Закрепить знания детей о диких животных их повадках. Продолжить знакомить с малыми фольклорными формами. Познакомить с признаками весны.

Песня «Весна пришла»

Хоровод «Ой, бежит кругом вода»

Х/и «Мишка-Топтыжка».

Пляска «Детки с Мишкой бойко топают».

Муз.-ритм. упр-ие «Мишка-косолапый», М.Картушина

5.


Мишка-музыкант

Приобщать детей ко всем видам народного творчества (прибауткам, потешкам,загадкам, музыкально-ритмическим играм).

Муз.-ритм. упр-ие «Мишка-косолапый», М.Картушина

Игра на детских муз.инструментах(колокольчики, бубны, ложки)

Муз. игра «Прятки»(бубен, барабан, погремушки)

6.

«Заюшкина избушка»

Закрепить и расширить знания детей о диких животных. На основе Учить детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу.

Знакомство со сказкой «Заюшкина

избушка» (настольный театр)

«Пляска с Петушком» ,р.н.м.

7.

Трень-брень гусельки

Познакомить с народным инструментом – гусельками.

Разучить новую потешку.

Потешка «Солнышко-колоколнышко»

Слушание в аудиозаписи игры на гуслях.

Хоровод «Мы за ручки все взялись»

8.

Развлечение «В потешки играем, мам развлекаем»

Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, играм, движениям под музыку).Приобщать детей к весёлому и радостному настроению.

Сценарий развлечения


Апрель


Тема

Программное содержание

Репертуар

1.

«Приди весна с радостью»

Закрепить знания детей о признаках весны.

С помощью фольклорных произведений передать детям радостное настроение


Потешка «Весна, весна красная»

Закличка «Приди весна красная, приди весна ясная!»

Х/и «Ой, бежит кругом вода»

2.

Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка.

С помощью фольклорных произведений передать детям радостное настроение.

Х/и «Заинька, походи»

Игра «К деткам зайка прибежал»

Потешки «Бегал заяц по болоту»

«Заинька серенький, заинька беленький»

3.

4.

Во саду ли, в огороде.

Закрепить знания детей о том, что растёт на грядке.

Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки.

Создать радостное настроение с помощью фольклорного произведения.


Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде».

Загадки об овощах.

Потешка «Огуречик, огуречик»

Х/и «Есть у нас огород».

5.


Сказка в гости к нам пришла

С помощью народного произведения передать детям радостное настроение.

Сказка «Курочка Ряба»

6.

Поиграем в сказку

Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новымивпечатениями, прибегая к элементам драматизации.

Сказка «Курочка Ряба»

Свободная пляска, р.н.м.

7.

Матрёшки в гости к нам спешат, хотят порадовать ребят.

Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя игры на основе народных произведений. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом.

Игры:

«Карусель»

«Пальчик мой»

«Где же, где же наши ручки»

«Ладошечка»

«Кто у нас хороший?»

8.

Развлечение «Вот какой теремок!»

Продолжать приобщать детей к русскому народному творчеству. Доставить детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры.

Сценарий развлечения

Май


Тема

Программное содержание

Репертуар





1.

Котик-коток

С помощью фольклорного произведения передать детям радостное настроение. Продолжать знакомство с домашними животными.

Потешка «Пошёл котик во лесок»

Игра «В поясок»,

«Салки-догонялки».

2.

«Кот Васька именинник»

Активизировать речь, с помощью фольклорных текстов по частям.

Потешки «Пошёл котик на торжок», «Как у нашего кота».

Игра «Оркестр», р.н.м.

Игра «Кот и мыши».

3.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели

Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя игры на основе народных произведений. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом.

Х/и «Ходит Ваня»

Х/и «Воротики»

Игра «Карусель»

4.

5.

«Солнышко-вёдрышко».

Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру.

Закличка «Солнышко-вёдрышко»;

Потешка «Солнышко, взойди и обогрей».

Песня «Солнышко», муз.Е.Макшанцевой;

Игра «Солнышко и дождик», М.Раухвергер.

Песня «Солнышко, ярче нам свети».

Хоровод «По малину в сад пойдём».

6.

7.

«Ой, летали птички».

Закрепить знания детей о птицах (воробей, дятел, голубь, сова, кукушка)

С помощью фольклорных произведений передать детям радостное настроение.

Загадки о птицах.

Потешки «Совушка-сова»;

«Андрей-воробей»;

Речевая игра «Угадай, кто поёт».

Песня «Маленькая птичка»;

Пляска «Машут ручки ребят»;

Игра «Птички-невелички»;

Игра «Воробушки и автомобиль»;

Игра «Птички и кот».

Слушание голосов птиц.

8.

Любим русскую игру.

Продолжать формировать у детей интерес к русской народной культуре средствами хороводной игры и малыми фольклорными формами.

Загадки про мишку, зайку, лису.

Х/и «Лиска-лиса»;

Х/и «Зайка, что с тобой?»;

Х/и «Мишка-топтыжка»;

Х/и «У медведя во бору».























Календарно-тематический план фольклорных занятий

(2-я младшая группа)


Сентябрь


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Милости просим, гости дорогие.

Познакомить детей с фольклорным персонажем Марьюшкой, избой. Выявить знания детей о знакомых и незнакомых вещах в «избе». Разучить с детьми хороводную игру «Ходит Ваня».

Х/и «Ходит Ваня», р.н.м.

Русские народные мелодии (оркестр народ-ных инструментов).


2

Весёлые ложки.

Познакомить детей с предметами обихода-деревянными ложками, их назначением. Формировать исполнительские навыки в области движений и музицирования.

Ритм.игра «В ложки бей»,

«Пляска с ложками», р.н.м.,

игра «оркестр», р.н.м.


3

Ходит сон близ окон.

Дать детям первые представления о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, о различном их характере. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой). Прививать желание слушать и исполнять колыбельные песни.

Колыбельные (о котике, о голубях, о собачке), диск с записью колыбельных, исполняемых ансамблем «Традиция» (с.Власиха).

4

Поиграем с куклой Машей.

Познакомить детей с песенками-потешками: «Потягушечки», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса». Повторить знакомые колыбельные песни, разучить пляску с платочками.

Потешки, песенки-потешки,

Пляска с платочками, р.н.м.


5

Во саду ли,

в огороде.

Продолжить знакомить детей с огородом и овощами. Познакомить детей с хороводной игрой «Репка». Обогащать словарный запас детей, расширять жизненный опыт младших дошкольников.

Потешка «У нас деточки в саду»,

х/и « Репка».

6

Репка.

Обогащать словарный запас детей, расширять их

жизненный опыт. Формировать интерес к русским народным сказкам. Способствовать формированию навыка перевоплащения в образы сказочных героев. Разучить пальчиковую игру «Мышка».


Русская народная сказка «Репка»,

п/и «Мышка»,

х/и «Репка».

7

Чудесный сундучок.

Познакомить детей с сундучком , в котором живут загадки. Учить детей с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Прививать любовь к русским народным играм.


Песня об осени (по выбору муз.рук-ля),

х/и «Репка».

8

В гостях у Марьюшки

(итоговое)

Уточнить знания детей о предметах и вещах в избе. Закрепить представления детей об огороде. Повторить знакомые потешки, колыбельные песенки. Продолжать формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования.

Ранее разученные потешки, колыбельные,

пляска с платочками,р.н.м.

песня об осени (по выбору муз.рук-ля),

игра «Оркестр»,р.н.м.,

х/и «Репка»,р.н.м.,

х/и «Ходит Ваня»,р.н.м.


Октябрь


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем избы – котом Васькой

Разучить потешку «Как у нашего кота», хороводную игру «Кот и мыши». Обогащать словарь детей образными выражениями.

Песенка-потешка «У нас деточки в дому»,

потешка «Как у нашего кота»,

х/и «Кот и мыши».


2

Котик, котик, поиграй

Познакомить детей с новойпотешкой «Кисонька-мурысонька». Учить детей рассказывать потешку по ролям. Повторить потешку «Как у нашего кота», Активизировать в речи детей слова: умный, ласковый, хитрый, смелый, пушистый. Учить детей передавать игровой образ кота, котят, мышек.

Песенка-потешка «У нас деточки в дому»,

потешки «Как у нашего кота», «Кисонька-мурысонька»,

х/и «Кот и мыши».


3

Музыкальная сказка «Алёнушка и лиса».

Формировать интерес детей к русским народным сказкам. Познакомить со сказкой «Алёнушка и лиса». Учить детей воспринимать художественное воспроизведение, отвечать на вопросы по содержанию сказки.Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать тембровый слух. Познакомить с новой игрой «Кто позвал?».

Музыкальная сказка «Алёнушка и лиса»,

Муз-дид. игра «Кто позвал?»

4

Драматизация сказки «Алёнушка и лиса».

Учить детей пересказывать знакомые произведения , отвечать на вопросы по содержанию сказки. Учить детей овладевать простейшими образно-выразительными умениями при исполнении роли.

Сказка «Алёнушка и лиса».

5

Петушок-золотой гребешок.

Познакомить детей с новым персонажем –Петушком.Разучить с детьми русскую народную прибаутку «Петушок», х/и «Петух». Формировать навыки выразительного движения.

Прибаутка «Петушок»,

Дид.игра «Похвали Петушка»,

«Пляска с Петушком», р.н.м,

х/и «Петух».


6

Петушок и его семья.

Продолжить знакомить детей с обитателями подворья (курочка, цыплята). Разучить с детьми потешку «Курочка-Рябушечка». Развивать умение передавать образы петушка, курочки, цыпляток в музыкально-двигательных этюдах, хороводных играх. Прививать любовь к русским народным играм.

Пляска «Русская»,р.н.м,

Потешки «Петушок», «Курочка-Рябушечка»,

муз-двигательные этюды,

х/и «Курочка и цыплята», муз Г.Вихаревой.


7

На птичьем дворе.

Разучить с детьми потешку «Наши уточки с утра». Учить детей звукоподражаниям голосам птиц. Повторить потешки с предыдущих занятий, пляску с платочками.

Потешки «Наши уточки с утра», «Петушок», «Курочка-Рябушечка»,

«Пляска с платочками», р.н.м.,

х/и «Курочки и цыплята», муз.Г.Вихаревой.


8

День рождения Петушка. (итоговое).

Обобщить полученные знания детей , полученные в течении месяца.

Знакомые потешки,

«Пляска с платочками»,

р.н.м.,

«Пляска с Петушком» р.н.м.,

х/и «Петух»,

х/и «Курочка и цыплята», муз.Г.Вихаревой,

игра «Оркестр», р.н.м.


Ноябрь


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Разучить потешки «Ах, ты, мой сыночек», «Ах, ты, моя доченька». Воспитывать любовь к близкому человеку-маме. Познакомить с хороводной игрой «Кто у нас хороший?». Совершенствовать знакомые танцевальные движения.

Потешки «Ах, ты, мой сыночек», «Ах, ты, моя доченька»,

«Русская пляска»,р.н.м.,

игра «Вспомни ласковые слова»,

х/и «Кто у нас хороший?»


2

Не плачь, не плачь, детка.

Учить детей заботиться о близких. Воспитывать любовь и бережное отношение к близким. Познакомить детей с потешками «У лисы боли, у медведя боли», «Не плачь, не плачь, детка». Содействовать овладению простейшими приёмами игры на ложках и бубнах. Совершенствовать танцевальные движения.

Потешки «У лисы боли, у медведя боли», «Не плачь, не плачь, детка»,

«Русская пляска»,р.н.м.,

игра на ложках и бубнах, р.н.м.


3

Водичка, водичка, умой моё личико.

Познакомить детей с рукомойником. Разучить потешку «Водичка, водичка, умой моё личико» и игру «Игра с лентой». Прививать любовь к русским народным играм.

Речевая игра «Ой, лады, лады, лады»,

потешка «Водичка, водичка, умой моё личико»,

«Игра с лентой»,р.н.м.


4

С гуся вода, а с Ванечки худоба.

Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями. Прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни. Повторить потешку «Водичка, водичка, умой моё личико». Воспитывать любовь к русским народным традициям через художественное слово.

Речевая игра «Ой, лады, лады, лады»,

потешка «Водичка, водичка, умой моё личико»,

колыбельные по выбору педагогов,

игра «Кто позвал?».


5

Идёт коза рогатая.

Познакомить детей с новым обитателем подворья – козой. Разучить потешку «Идёт коза рогатая», русскую народную игру «Козлик».

Игра «Кто как кричит?»,

Потешка «Идёт коза рогатая»,

х/и «Козлик», р.н.м.


6

Сказка «Волк и семеро козлят».

Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят». Учить детей высказывать своё отношение к героям сказки. Формировать умение адекват-но оценивать их поступки.

Настольный театр «Волк и семеро козлят» (с муз.сопровождение),

х/и «Козлик»,р.н.м.

7

Любим русскую игру.

Продолжать формировать у детей интерес к русской народной культуре средствами хороводной игры и малыми фольклорными формами.

Загадки,

потешка «Петушок»,

х/и «Ходит Ваня»,р.н.м,

х/и «Зайка»,р.н.м.,

х/и «Козлик»,р.н.м.,

х/и «Петух»,р.н.м,

«Игра с лентой»,р.н.м.,

Игра «Кто позвал?».


8

Фольклорное развлечение «При солнышке тепло, при матушке добро».

Приобщать детей к радостному событию-Дню матери.Доставлять детям радость и удовольствие с помощью народных игр, песен, потешек.

Сценарий развлечения.


Декабрь


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Познакомить детей с предметами русского быта: печкой, чугунком, кочергой. Разучить потешку «Умница, Катенька». Продолжать учить детей согласовывать слова с движениями. Воспитывать в игре выдержку (умение ждать).

Хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м.,

Потешка «Умница, Катенька»,

речевая игра «Дрова»,

х/и «Игра с лентой»,р.н.м.


2

Сказка «Колобок».

Познакомить со сказкой «Колобок». Учить детей пересказывать знакомые произведения, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение передавать образ героев сказки в музыкально-двигательных этюдах. Закрепить знания детей о предметах русского быта.

Театр петрушек «Колобок»,

Имитационные упр-ия

«Изобрази героя сказки».

3

Драматизация сказки «Колобок».

Учить детей выразительно передавать характерные особенности героев сказки, высказывать своё отношение к их поступкам.

Сказка «Колобок»,

р.н.м. (выход героев сказки, свободная пляска).


4.

5.

Уж ты, зимушка-зима.

Познакомить детей с традиционной зимней одеждой и обувью русского народа: тулупом, зипуном, рукавицами, валенками, шалью. Активизировать в речи детей эти слова. Познакомить с потешками

« Валенки, валенки», «Уж ты, зимушка-зима».

Д/и «Оденем куклу на прогулку»,

Потешки « Валенки, валенки», «Уж ты, зимушка-зима»,

хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м.,

Игра на бубнах, ложках, р.н.м.

«Согревалочка»

Игра «Оркестр», М.Картушина.

6

Сундучок Деда Мороза.

Уточнить знания детей о традиционной зимней одежде и обуви русских людей. Учить детей отгадывать загадки. Развивать воображение, творчество, речь, память

Хоровод «Выпал беленький снежок»,р.н.м.,

речевая, образная игра «Согревалочка»,

загадки


7

Зайка беленький сидит.

Расширять представления детей о зайце, заячьей семье, используя малые фольклорные формы. Познакомить детей со словами, обозначающими разных зайцев: «зайчонок», «зайчиха», «заинька», заюшка», «зайчишка», «зайчонок».

Муз.-ритм. упр-ие «Зима»,

песня о зиме (по выбору педагогов),

х/и «Заинька-зайка»,р.н.м.

8

Сказки.

Продолжать учить детей высказывать своё отношение к поступкам героев сказок. Формировать такие нравственные качества, как послушание, сочувствие, готовность прийти на помощь. Развивать речь, память, воображение, мышление.

О.И.Бочкарёва «Художественная литература в младшей группе», с.28


Январь


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Пришла Коляда, отворяй ворота.

Познакомить детей с рождественскими колядками, с обычаями и традициями русского народа. Воспитывать любовь к народным праздникам.

Колядки,

Речевая игра «Как на горке снег»,

Игра «Мишка-лежебока», муз И.Бодраченко.


2

Фольклорное развлечение «Лесныеколядовщики».

Приобщать детей к необычной обстановке, весёлому радостному настроению. Активизировать детей в песнях и плясках. Доставить детям удовольствие и радость.

Сценарий развлечения.


3

Фока воду кипятит и как зеркало блестит.

Продолжить знакомить детей с предметами быта: самоваром. Разучить с детьми потешку «А я в горенку иду». Совершенствовать навыки: водить хороводы, ранее разученных плясовых движений.

Загадка о самоваре,

дид/игра «Напоим куклу чаем»,

потешка «А я в горенку иду»,

«Пляска с платочками», р.н.м.,

х/и «Ходит Ваня»,р.н.м.


4

Самовар-птица жар.

Уточнить и закрепить представления детей о самоваре.

Игра «Оркестр»,р.н.м.,

х/и «Игра с лентой»,р.н.м.


5

Гость нагость – хозяйке радость.

Познакомить детей с кухонной утварью: миской, солонкой…, их назначением, а также с русским народным инструментом – балалайкой. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

Плясовые наигрыши (бабалайка),

«Камаринская»,р.н.м.,

х/и «Кто у нас хороший?», р.н.м.


6

Сказка «Три медведя».

Познакомить детей со сказкой «Три медведя». Закрепить знания детей о кухонной утвари. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Загадки о кухонной посуде,

Театр деревянной игрушки (муз.сопровождение).



Февраль


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Сказка «Маша и медведь».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь». Учить детей пересказывать сказку по ролям. Развивать умение с помощью имитационных движений передавать образы героев сказки.

Театр резиновой игрушки «Маша и медведь» (муз сопровождение),

Имитационные упр-ия «изобрази героя сказки


2

Волшебный сундучок.

Уточнить у детей содержание сказки «Маша и медведь». Учить детей понимать и с помощью наглядного материала отгадывать загадки. Познакомить детей с прибауткой «Наша доченька в дому».

Загадки,

Потешка «Наша доченька в дому»,

игра «Мишка-лежебока», муз.И.Бодраченко.


3

Хозяйкины помощники.

Познакомить детей с предметами обихода: коромысло, вёдра, корыто, стиральная доска. Развивать импровизационные способности в игре на ложках.

«Пляска с платочками»,р.н.м.,

игра на детских муз. инструментах (ложках),р.н.м.


4

Хозяйкины помощники.

Закрепить знания детей о предметах обихода: коромысло, вёдра, корыто, стиральная доска. Познакомить детей с русской народной песней «Пошла млада за водой». Развивать активное восприятие музыки.

Песня «Пошла млада за водой»,

Игра на шумовых инструментах, р.н.м.

5

Игротека «Мишка в гости приходил, деткам короб приносил».

Продолжать формировать интерес к русской народной культуре средствами хороводных игр и малыми фольклорными формами.

Знакомые потешки (по выбору педагогов),

х/и (по выбору педагогов).

6

7

Народный праздник «Масленица».

Познакомить детей с праздником «Масленица» (обычаи, традиции русского народа). Разучить масленичную колядку. Воспитывать любовь к народным праздникам.

Масленичная колядка,

песня «Блины»,р.н.м.,

песня «Масленка»,р.н.м.,

игра на дет.муз инструментах, р.н.м.


8

Фольклорное развлечение «Лакомка».

Доставлять детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры.

Сценарий развлечения.


Март


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Приди, весна с радостью.

Познакомить детей с признаками времени года – весна. Разучить с детьми закличку «Весна, весна красная» и хоровод «Мы по лугу пойдём»,р.н.м.

Закличка «Весна, весна красная»,

хоровод «Мы по лугу пойдём», р.н.м.


2

Пришла весна.

Повторить закличку «Весна, весна красная». Познакомить с новой закличкой «Жаворонок, ду-да», а также с русским обычаем встречи весны. Развивать активное восприятие музыки.


Заклички «Весна, весна красная», «Жаворонок, ду-да»,

весенние заклички в исп. ансамбля «Традиция» (запись).


3

Герасим-грачевник.

Познакомить детей с народным праздником «Герасим-грачевник», первой весенней птицей-грачём. Показать кукольный спектакль «О коте и граче».


Театр картинок «О коте и граче».

4

Сказка «О коте и граче».

Уточнить и закрепить содержание сказки. Воспитывать любовь к народным играм и хороводам. Вызвать эмоциональный отклик на новую игру «Карусель».

Хоровод «Мы по лугу пойдём», р.н.м.,

Игра «Карусель»,р.н.м.

5

Лиса, заяц и петух.

Продолжать учить детей отгадывать загадки с помощью наглядного материала. Познакомить с потешкой о лисе. Вспомнить потешку о зайце. Учить с помощью имитационных движений передавать характер и особенности зайца и лисы.

Загадки о лисе, зайце,

потешки «Заинька», «Лиса»,

имитационныеупр-ия «Изобрази героя».


6

Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один

Повторить потешки про зайца, лису, петуха. Продолжать знакомство с русским фольклором- сказкой «Заюшкина избушка». Разучить игру «Лиса и зайцы».

Потешки «Заинька»,

«Лиса», «Петушок»,

магнитный театр «Заюшкина избушка»,

игра «»Лиса и зайцы», р.н.м.


7

Каждый хочет заиньке помочь.

Уточнить содержание сказки «Заюшкина избушка». Учить детей передавать в движении образы героев сказки.

Хоровод «Мы по лугу пойдём», р.н.м.,

игра «»Лиса и зайцы», р.н.м.


8

Пришла весна, избушка и расстаяла.

Продолжать учить детей отгадывать загадки, объяснять отгадку; с помощью имитационных движений передавать характер героев сказки. Разучить игру «Ручеёк»

Загадка о сказке,

имитационные упр-ия «Изобрази героя сказки».

Игра «Ручеёк», р.н.м.



Апрель


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Трень-брень гусельки

Познакомить детей с русским народным инструментом – гуслями. Продолжать прививать любовь к русским народным играм.

Диск «Фольклор»,

Свободная пляска, р.н.м.,

Х/и «Уж я улком шла»,

Х/и «Там летали птички».


2

Сказка «Кот, лиса, петух».

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Развивать умение с помощью имитационных движений передавать образы героев сказки. Разучить х/и «Петух».

Сказка «Кот, петух и лиса» (настольный театр),

Диск «Фольклор»,

Потешки «Петушок», «Как у нашего кота»,

Х/и «Петух»,р.н.м.



3

На зелёный на лужок

Уточнить знания детей о домашних животных. Разучить с детьми потешку « Из-за леса, из-за гор». Прививать любовь к русским народным играм.

Аудиозапись песни-потешки «Был у бабушки козёл»,

Картотека потешек,

Х/и «Козлик»,р.н.м.


4

Сказка «Курочка Ряба».

Познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба». Дать первоначальные знания о народном празднике Пасха. Разучить с детьми хоровод «Берёзка», игру «Курочка и цыплята», муз. Г.Вихаревой.


Сказка «Курочка Ряба» (настольный театр),

Хоровод «Берёзка»,р.н.м.,

Игра «Курочка с цыплятами», муз. Г.Вихаревой.


5

Птицы прилетели, весну принесли.

Познакомить детей с перелётной птицей скворцом, его внешним видом и повадками. Разучить с детьми закличку «Скворушка, прилетай».


Закличка «Скворушка, прилетай»,

Хоровод «Берёзка»,р.н.м.,

Игра «Дудочка-дуда».


6

Русская свистулька

Познакомить детей с глиняной свистулькой, её звучанием. Продолжать формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования. Учить детей слушать музыкальныепр-ия и уметь выделять звучание определённых музыкальных инструментов.


Дид/и «Угадай по звуку»,

Диск «Фольклор»,

Свободная пляска,р.н.м.



7

Русская балалайка

Познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой. Продолжать формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования.


Диск «Фольклор»,

«Русская пляска»,р.н.м.

Игра «Ручеёк»,р.н.м.

8

Развлечение «Здравствуй, весна».

Продолжать приобщать детей к русскому народному творчеству. Доставить детям радость, удовольствие, используя народные песни и игры.


Сценарий


Май


Тема

Программное содержание

Репертуар

1

Сорока-белобока кашу варила.

Познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком. Уточнить и закрепить знания детей о домашней утвари: чугунке, кочерге, ухвате, ложках.


Картотека потешек,

Хоровод «Берёзка»,р.н.м.



2

Кто в тереме живёт?

Познакомить детей со сказкой «Теремок».Уточнить и закрепить знания детей предметов обихода: коромысла, корыта, вёдер…Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Сказка «Теремок» (настольный театр),

Дид/и «Что кому нужно для работы»,

Х/и «Игра с лентой»,р.н.м.

Игра «Оркестр»,р.н.м.

(ложки).


3

4

Раз, два, три – потешки в гости к нам пришли!

Повторить с детьми потешки «Радуга-дуга», «Дождик». Разучить потешку «Солнышко-колокол-нышко».Совершенствовать навыки водить хороводы, ранее разученные танцевальные движения. Воспитывать любовь к народным играм и хороводам.


Картотека потешек,

Игра «Оркестр»,р.н.м.,

Игра «Ручеёк»,р.н.м.,

Игра «Галя по садочку ходила»,р.н.м.


5

Полон двор

Закрепить знания детей о домашних животных. Повторить потешки о домашних животных. Разучить игру «Чей домик?».Воспитывать любовь к русским народным традициям через художественное слово.


Картотека потешек,

Игра «Чей домик?»

6

Волшебная палочка

Учить детей узнавать знакомые сказки по отрывкам, иллюстрациям и отдельным предметам. Учить детей высказывать своё отношение к героям сказки. Формировать умение адекватно оценивать их поступки. Разучить хоровод «Мы по лугу пойдём».


Хоровод «Мы по лугу пойдём», муз. Н.Лукони-ной,

Пляска парами «Весен-няя», р.н.м.


7

Марьюшкина сказка

Познакомить детей с новой сказкой «Соловьиный день». Учить воспринимать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Обогащать словарь детей новыми словами.


Сказка «Соловьиный день» (театр картинок),

Пляска парами «Весен-няя», р.н.м.


8

Развлечение «Солнечная карусель»

Доставлять детям радость и удовольствие, используя народные песни и игры.


Сценарий





Примерный учебный план

(1-я младшая группа)

Содержание


Количество занятий

Обогащение эмоционального и речевого развития детей


15

Активизирование речи с помощью фольклорных текстов


10

Понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом


10

Слушание музыки


5

Умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом)


10

Освоение техники игры на детских музыкальных инструментах


5

Формирование начальных навыков игровой деятельности


15

Всего:


70























Примерный учебный план

(2-я младшая группа)

Содержание


Количество занятий

Активизирование речи с помощью фольклорных текстов


13

Обогащение эмоционального и речевого развития детей


10

Эмоционально-выразительное исполнение потешек, прибауток, закличек, песен


15

Понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным фольклорным текстом


5

Слушание музыки


7

Освоение техники игры на детских музыкальных инструментах


5

Формирование начальных навыков игровой деятельности


15

Всего:

70

























Примерное распределение материала по фольклору на год.

(1-я младшая группа)

Репертуар


Количество занятий

Малые фольклорные формы


30

Сказки


4

Песенный фольклор


15

Народные игры


10

Русские народные инструменты


6

Развлечения


5

Всего:

70





Примерное распределение материала по фольклору на год.

(2-я младшая группа)

Репертуар


Количество занятий

Сказки


11

Малые фольклорные формы


15

Народные игры


10

Песенный фольклор


7

Русские народные инструменты


5

Народные обычаи, традиции


6

Развлечения


5

Всего:

70









Ожидаемые результаты программы.

К концу реализации программы дети могут:

Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, потешки, прибаутки, русскую народную музыку;

По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывать потешки, прибаутки, заклички, сказки;

С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра инсценировать отрывки из знакомых сказок;

Эмоционально откликаются на красоту природы и произведений русского народного творчества;

Проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками, в общении со взрослыми;

Имеют элементарные представления о народных традициях и праздниках (Рождество, Святки, Масленица, Пасха);

Различают и называют русские народные инструменты (гармонь, дудочка, балалайка) и различают их по звучанию;

Отстукивают простейшие ритмы на шумовых инструментах (ложки, бубны);

Выполняют плясовые движения: кружение в паре, выставление ноги на пятку, попеременное притопывание ногами; двигаются под музыку с предметами (платочки…)

Поют без напряжения, в одном темпе со всеми.



Для определения результатов усвоения программы дошкольниками осуществляется мониторинг развития способностей детей средствами фольклора.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

Праздники и развлечения с участием родителей.

Данная программа может быть использована педагогами ДОУ, а также педагогами дополнительного образования, работающими с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по ознакомлению и приобщению детей к истокам русской народной культуры.







Мониторинг развития способностей детей средствами фольклора

(1-я младшая группа)

п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

уровень

н

с

в/с

в

1

Внимательно слушает русскую народную музыку и произведения устного народного творчества






2

Исполняетпотешки, прибаутки, песенки






3

Подпевает повторяющиеся звукоподражания и музыкальные фразы (совместно с педагогом)






4

Двигается в соответствии с ярко выраженным характером музыки, владеет достаточным

объёмом плясовых движений.






5

Выполняет образно-игровые движения соответственно возрасту






6

Сопровождает речью игровые действия






7

Различает и называет детские музыкальные инструменты






8

Выполняет несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах








Критерии оценивания уровня подготовки дошкольников:

Н (низкий) - не справляется с заданием

С (средний) - справляется с помощью педагога

В/С (выше среднего) – справляется с частичной помощью педагога

В (высокий) – справляется самостоятельно







Мониторинг развития способностей детей средствами фольклора

(2-я младшая группа)

п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

уровень

н

с

в/с

в

1

Эмоционально откликается на русскую народную музыку, устное народное творчество. Внимательно их слушает






2

Двигается в соответствии с ярко выраженным характером музыки, владеет достаточным

объёмом плясовых движений






3

Исполняет потешки, прибаутки, песенки






4

Драматизирует сказки






5

Различает и называет детские музыкальные инструменты






6

Выполняет несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах.






7

Выполняет образно-игровые действия






8

Сопровождает речью, пением игровые действия






9

Знает и называет народные праздники








Критерии оценивания уровня подготовки дошкольников:

Н (низкий) - не справляется с заданием

С (средний) - справляется с помощью педагога

В/С (выше среднего) – справляется с частичной помощью педагога

В (высокий) – справляется самостоятельно







Список используемой литературы:

1.Лямина Г.М. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С.-Петербург, 2002.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - М.:Гном-Пресс,2000.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.-М.:Просвещение 1988.

6. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010г.

7. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.

8. Народная педагогика: прибаутки. Н.Куприна// Домашнее воспитание.-№6.-2006.-с.18.

9. Песенный фольклор. В.Мойтохонова//Дошкольное воспитание.-№11.-2010.-с.61.

10. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. – Москва. Высшая школа. 1988.

11. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей./Дошкольное воспитание, №9, 1994.





Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.12.19 в 09:51 0 Ответить Пожаловаться
Отличная программа!!! Спасибо за информацию!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.