Программа факультативного курса для учащихся 5 класса «Учимся писать сочинение-рассуждение»
«Учимся писать сочинение-рассуждение»
(Программа элективного курса для учащихся 5 класса)
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса составлена на основании пособия для 5 класса «Учимся писать сочинение-рассуждение» авторов Павловой Т.И., Раневой Н.А., Василенко Н.Н. рецензентами являются О.В. Мизина, методист Азовского РМК Ростовской области, учитель русского языка и литературы, О.В.Романенко учитель русского языка и литературы, лауреат приоритетного национального проекта «Образование»,
Программа данного факультативного курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Факультативный курс включает в себя несколько разделов: теоретический практикум, исследования и творческие задания, задания с выбором ответа, совокупность которых обеспечивает целостное восприятие материала, организует системный подход к изучению курса.
Проводить занятия факультативного курса следует в 5 классе. Реализация программы осуществляется из расчёта 1 час в неделю и составляет 17 академических часов. Из них теоретических занятий-7. Практических занятий-5, практических занятий с творческим заданием-5 часов. Практические занятия включают в себя анализ, исследование материала, составление памяток, схем, алгоритмов.
Нетрадиционная методика, показавшая высокую эффективность, а главное, доступность как для одарённых детей, так и для испытывающих определённые трудности в обучении, позволяют учащимся быстро усвоить и закрепить правила написания сочинения-расуждения. Системно разработанные занятия позволяют уже с 5 класса начать подготовку как к экзамену в новой форме ГИА(9класс), так и к ЕГЭ.
Цель элективного курса - познакомить пятиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное письменное высказывание. Данное умение будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи элективного курса:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- развивать речевые универсальные учебные действия.
Программа рассчитана на 17 часов.
Содержание программы курса.
Содержание Примерной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского литературного языка.
Тема 1. Текст как единое целое (8ч.)
Роль текста в жизни человека. Понятие о тексте. Основные признаки текста. Тема. Основная мысль текста. Эпиграф. Опорные (ключевые) слова. План текста. Связь предложений в тексте. Стили речи.
Тема 2. Что мы знаем о типах речи. (6 ч.)
Основные типы речи, их признаки. На какой вопрос даётся ответ. О чём говорится в тексте. Типичное строение текста. Языковые особенности. Повествование как тип речи. Описание как тип речи. Рассуждение как тип речи.
Тема 3. Учимся рассуждать( 3 ч. )
Повторяем, узнаем новое. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи. Формулируем тезис. Приводим аргументы. Делаем вывод. Учимся рассуждать на лингвистическую тему. Обобщим наши знания.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется: различные виды диктантов, тесты, игровые моменты ( «синтаксическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)
К концу факультативного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение» учащиеся должны повысить уровень грамотности, сформировать умения нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности, писать собственное высказывание на заданную тему.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через факультативное занятие. Факультативное занятие - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся пятого класса. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Литература
Павлова Т.И, Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Учимся писать сочинение-рассуждение. – Ростовн/Д: Легион, 2009.-172, с.- (Промежуточная аттестация. Русский язык).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
Примечание |
1. |
Понятие о тексте Роль текста в жизни человека |
1 |
||
2 |
Основные признаки текста |
1 |
||
3 |
Тема. Основная мысль текста. Эпиграф. |
1 |
||
4 |
Опорные (ключевые) слова |
1 |
||
5 |
План текста. |
1 |
||
6 |
Абзац. Микротема текста. |
1 |
||
7 |
Связь предложений в тексте. |
1 |
||
8 |
Стили речи |
1 |
||
9 |
Основные типы речи, их признаки. |
1 |
||
10 |
На какой вопрос даётся ответ. О чём говорится в тексте. |
1 |
||
11 |
Типичное строение текста. Языковые особенности |
1 |
||
12 |
Повествование как тип речи |
1 |
||
13 |
Описание как тип речи |
1 |
||
14 |
Рассуждение как тип речи |
1 |
||
15 |
Повторяем, узнаем новое. Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи. |
1 |
||
16 |
Формулируем тезис. Приводим аргументы. Делаем вывод. |
1 |
||
17 |
Учимся рассуждать на лингвистическую тему. Обобщение знаний. |
1 |
||
Всего - 17 часов |