Рабочая программа факультативного курса «Юный художник»
Рабочая программа
факультативного курса “Юный художник» для 4 класса
на 2015 – 2016 уч. год.
Количество часов в неделю: 1 час
Всего: 34 часа
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса “Юный художник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель факультативного курса “Юный художник « — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Факультативный курс “Юный художник» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Прогнозируемые результаты Обучаемые в результате изучения научатся:
-работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
- рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
- разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
- давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона)
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, иголкой;
- правильно определять, форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
В результате изучения у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности,
- будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
- научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
Описание разделов программы факультативного курса «Юный художник»
4 класс (34 ч., 1 час в неделю)
Третий год обучения.На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
№ |
Раздел программы |
Часы |
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Основы художественной грамоты. Экскурсии, выставки |
13 ч. |
2 |
Рисунок. Экскурсии, выставки |
11 ч. |
3. |
Флористика. Цветоделие Экскурсии, выставки, конкурсы |
10 ч. |
Итого: |
34 ч. |
Тематическое планирование
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Вид контроля |
Характеристика деятельности учащихся |
Примечание |
|||||
план |
факт |
Основы художественной грамоты. Экскурсии, выставки- 13 ч. |
||||||||
1/1 |
Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». |
текущий контроль |
Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре. |
|||||||
2/2 |
«Деревья». Воздушная перспектива. Форма, структура. |
индивидуальный контроль |
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. |
|||||||
3/3 |
Зарисовка растений с натуры в цвете. |
текущий контроль |
применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции |
|||||||
4/4 |
Натюрморт. Наброски графическими материалами |
текущий контроль |
Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре. |
|||||||
5/5 |
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. |
индивидуальный контроль |
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. |
|||||||
6/6 |
Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой |
текущий контроль |
Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Знать приёмы письма красками, пастелью, мелками. Уметь выполнять эскиз. |
|||||||
7/7 |
Применение основных принципов построения композиции. |
текущий контроль |
Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. |
|||||||
8/8 |
«Зимние забавы». Фигура человека в движении. |
индивидуальный контроль |
Повторять и закреплять полученные знания Собирать и классифицировать информацию. Оценивать результат работы. |
|||||||
9/9 |
« Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. |
текущий контроль |
Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. |
|||||||
10/10 |
« Скачущая лошадь». Движение в композиции. |
текущий контроль |
Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. |
|||||||
11/11 |
«Улицы моего города». Линейная перспектива. |
индивидуальный контроль |
Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; |
|||||||
12\12 |
«Улицы моего города». Линейная перспектива. |
текущий контроль |
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|||||||
13/13 |
Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке. |
текущий контроль |
||||||||
Рисунок. Экскурсии, выставки (11 часов) |
||||||||||
14/1 |
Введение в тему. Планирование работы. |
текущий контроль |
Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Знать приёмы письма красками, пастелью, мелками. Уметь выполнять эскиз. |
|||||||
15/2 |
«Цветы». Композиция в круге.. Беседа «Голубая сказка Гжели». |
индивидуальный контроль |
Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. |
|||||||
16/3 |
«Цветы и травы». Декоративная роспись. Беседа о жостовской росписи. |
текущий контроль |
Повторять и закреплять полученные знания Собирать и классифицировать информацию. Оценивать результат работы. |
|||||||
17/4 |
«Цветы и бабочки» – декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. |
текущий контроль |
Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. |
|||||||
18/5 |
Плакат – вид прикладной графики. |
индивидуальный контроль |
Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. |
|||||||
19/6 |
Новогодние поздравления. Эскиз. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. |
текущий контроль |
Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; |
|||||||
20/7 |
Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. |
текущий контроль |
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|||||||
21/8 |
Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.. Техника безопасности при работе |
индивидуальный контроль |
Знать: традиции, праздники своего народа. Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой. |
|||||||
22/9 |
«Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. |
текущий контроль |
Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре. |
|||||||
23/10 |
«Туманный день».. Связь с живописью, композицией. |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||||||
24/11 |
Оформление работ, выставка |
индивидуальный контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||||||
Флористика. Цветоделие Экскурсии, выставки, конкурсы (10 часов) |
||||||||||
25/1 |
Волшебная птица весны |
текущий контроль |
Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Знать приёмы письма красками, пастелью, мелками. Уметь выполнять эскиз. |
|||||||
26/2 |
Беседа» Моя мама». Волшебная птица весны. |
индивидуальный контроль |
Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. |
|||||||
27/3 |
«Цветы и травы». Ритм пятен и линий.». |
текущий контроль |
Повторять и закреплять полученные знания Собирать и классифицировать информацию. Оценивать результат работы. |
|||||||
28/4 |
Цветы и травы». Ритм пятен и линий.». |
текущий контроль |
Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. |
|||||||
29/5 |
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. |
индивидуальный контроль |
Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. |
|||||||
30/6 |
Композиция в круге. Гуашь. |
текущий контроль |
Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; |
|||||||
31/7 |
Орнамент из цветов и листьев для украшения коврика |
текущий контроль |
Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|||||||
32/8 |
Орнамент из цветов и бабочек для украшения салфетки. |
индивидуальный контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||||||
33/9 |
Выставка работ |
текущий контроль |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|||||||
34/10 |
Заключительное занятие: выставка работ |
Список литературы
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Составитель В.С.Кузин. – М., 2009 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2009 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 2012г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 2012г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 2012г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
8.Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г. В.С.Кузин. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство – М., 2009 г.
.