Рабочая программа факультативного курса «Экология человека» с использованием оборудования «Точка роста»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Пожарского муниципального округа
Рабочая программа факультативного курса:
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
по биологии для 8 класса.
С использованием оборудования «Точка роста»
Программу составила Ковтун Елена Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
пгт Лучегорск
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции 01.05.2019).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в редакции от 29.06.2017.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 10.06.2019).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Программа элективного курса «Экология человека» рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю и предназначена для учащихся 8-х классов. Программа элективного курса содержит теоретические понятия и материалы, которые не включены в состав тем программы курса «Биология 8» или освещены минимально. Факультативный курс, включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии и предполагает углубленное изучение основ социальной экологии. В курсе «Биология 8» в разделе «Человек и его здоровье» в центре внимания находится человек, особенности его жизнедеятельности, потребности и способы их удовлетворения. Поэтому центральной проблемой курса является проблема защиты здоровья человека от негативных последствий научно-технического прогресса, которые вызывают нарушение состояния здоровья человека. Новые технологии развития общества сопровождаются повышенным шумовым загрязнением, неправильным питанием, наличие вибрации, вредными привычками, повышенного уровня радиации и всё то, что создают угрозу в состоянии здоровья, вплоть до появления и обострения хронических заболеваний. Элективный курс построен таким образом, чтобы разные аспекты знаний о проблемах окружающей среды помогли учащимся выстроить логические цепочки на устранение или ослабление этого влияния.
Цель курса:
сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания;
продолжить развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, выявлять и решать проблемы;
обеспечить усвоение учащимися законов теории, явлений, понятий, признаков, свойств, особенностей методов научного познания;
содействовать экологическому воспитанию и профориентации учащихся;
Задачи курса:
научить выявлять наиболее актуальные проблемы современного человека в развитом обществе;
познакомить учащихся с приемами адаптации к неблагоприятным условиям среды;
исследовать особенности своей высшей нервной деятельности;
рассмотреть основные тренинги на устойчивость к стрессу;
развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом биологии и химии, физики и географии.
Для реализации программы курса используются следующие методы деятельности учащихся: лекции, беседы, проекты учеников, дискуссии, конспектирование, анализ таблиц и схем, видеофильмы, проведение опытов и практических работ с использованием мультимедийных датчиков лаборатории «Точка роста».
Методы контроля усвоения знаний: фронтальный опрос, работа индивидуально, в парах и группах, составление схем, кластеров, листовок. Выполнение творческих заданий.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье;
факторы, разрушающие здоровье;
пути решения экологических проблем, связанных с негативными факторами;
влияние факторов среды на наследственность человека;
роль биоритмов на жизнедеятельность;
особенности квартиры как экосистемы;
классификация отходов и способы избавления от них.
Учащиеся должны уметь:
выявлять позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;
характеризовать влияние антропогенных факторов на организм человека;
выявлять основные стрессовые факторы среды;
определять свой хронобиотип;
анализировать экологическое состояние состояние квартиры и находить способы улучшения обстановки;
соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;
применять знания о влиянии на организм цвета и музыки;
анализировать, делать выводы;
грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;
определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;
использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.
Содержание курса
Общее количество часов-34.
Введение (1 час).
Предмет экологии человека. Человек как биосоциальное существо. Влияние условий жизни на организм человека.
Раздел 1. Социальная природа человека (3 часа).
Тема 1. Изучению наследственности своей семьи.
Практическая работа №1 « Составление родословного древа».
Определение факторов, влияющих на здоровье.
Практическая работа №2 «Антропометрический метод определения
уровня роста и развития организма».
Раздел 2. Влияние факторов среды на здоровье (13 часов).
Тема 1.Проблемы адаптации человека (1 час).
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Качество жизни и качество окружающей среды. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Понятие и спринтере и стайере.
Тема 2.Роль света и цвета в жизни человека (2 часа).
Фотопериодизм. Санитарно-гигиенические требования к освещённости учебных помещений. Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов. Психологическая характеристика цветов. Их воздействие на организм. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданиях и учебных кабинетах. Цвет и возраст. Цвет и настроение. Цвет и характер.
Практическая работа №3 «Изучение естественной освещённости
помещения» с использованием оборудования «ТОЧКА РОСТА».
Тема 3. Экотоксиканты (2 часа).
Биологическое загрязнение. Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий). Биологическая роль кальция, марганца, железа, меди, цинка в физиологических процессах. Индекс «Е» на продуктах питания. Влияние консервантов на здоровье человека.
Тема 4. Транспорт и человек (1 час).
Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека. Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях и анализ их причин. Решение экологических проблем на транспорте.
Тема 5.Воздействие звука на организм (1 час).
Источники и характеристики звука. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка звука. Механизм действия шума. Адаптация к шуму. Изменения нервной и сердечнососудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.
Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях. Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом.
Тема 6. Музыка и смех в жизни человека (2 часа).
Основные характеристики звука. Лечебное воздействие музыки на внутренние органы человека. Смех как эффективное средство от негативных моментов в жизни.
Тема 7.Компьютер, сотовая связь и здоровье человека (1 час).
Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Положительное и отрицательное влияние телефона на организм.
Тема 8. Стресс как экологический фактор(1 час).
Понятие, виды и причины стресса. Адаптации человека к стрессу и способы борьбы с ним. Релаксационные упражнения. Дыхательная гимнастика.
Тема 9.Препараты бытовой химии (3 часа).
Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены. Квартира как экологическая система. Способы улучшения экологической обстановки в доме. Народные средства борьбы с грязью.
Практическая работа №4 «Определение рН косметических средств» с использованием оборудования «ТОЧКА РОСТА».
Тема 10.Проблема бытового мусора (2 часа).
Причины увеличения количества мусора. Переработка твёрдых бытовых отходов. Сортировка и переработка. Экологический эрудицион: «Свалка по имени Земля».
Творческая практическая работа №5 «Вторая жизнь упаковки».
Раздел 3.Экология генофонда. (5 часов).
Тема 1.Человек и наркотики (1 час).
История пристрастия человека к наркотическим веществам. Наркомания. Причины возникновения пристрастий к наркотикам. Признаки наркотического опьянения. Юридический и нравственный аспекты потребления наркотиков. Группа опиоидных препаратов (морфин, героин), препараты конопли (гашиш, марихуана, анаша). Кокаин. Экстази. Амфетамин. Абстиненция («ломка»). Профилактика наркомании и токсикомании.
Тема 2. Курение и алкоголь, и их вред для здоровья. (3часа).
История распространения табака и возникновения пристрастия к алкоголю. Состав сигареты и алкогольной продукции. Последствия курения и алкоголизма для организма. Психология и мотивы привычек. Физиологические последствия. Профилактика курения и алкоголизма. «Мы за здоровый образ жизни».
Тема 3. Состав и качество питьевой воды (2часа).
Роль воды в организме человека. Питьевой режим. Присутствие химических веществ в воде. Использование специальных фильтров.
Практическая работа №6 «Исследование качества питьевой воды
(цвет, прозрачность, мутность, запах) в школе и дома» с использованием датчиков лабораторного оборудования «ТОЧКА РОСТА».
Тема 4. Основы правильного питания (3 часа).
Понятие о сбалансированном питании и экологически чистом продукте. Соотношение БЖУ в пище. Полезная и вредная еда. Профилактика пищевых отравлений. ГМО выгоды и угрозы.
Практическая работа №7 «Составление рационального меню».
Тема 5. Домашняя аптечка (2 часа).
История открытия лекарств. Классификация лекарственных средств. Правила хранения и набор лекарств.
Раздел 4. Репродуктивное здоровье (2 часа).
Тема 1. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье. Наследственные болезни человека. Понятие о геронтологии.
Тема 2. Профилактика инфекций передающихся половым путем. Возрастные особенности развития человека. Понятие о геронтологии.
Заключение (1 час).
Итоговая конференция « Проблемы экологии человека».
Учебно- тематический план.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Вид деятельности учащихся |
|
Введение (1 час). |
|||||
1 |
Человек как биосоциальное существо. Влияние условий жизни на организм человека. |
1 |
|
Лекция |
|
Раздел 1. Социальная природа человека (3 часа).
|
|||||
1 |
Анализ социальных условий жизни. |
1 |
|
Работа с информацией. |
|
2 |
Практическая работа №1 « Составление родословного древа».
|
1 |
|
Творческая работа учащихся. |
|
3 |
Практическая работа №2 «Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма».
|
1 |
|
Практическая работа. |
|
Раздел 2. Влияние факторов среды на здоровье (17 часов)
|
|||||
1 |
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Понятие и спринтерах и стайерах.
|
1 |
|
Работа с информацией. |
|
2 |
Фотопериодизм. Санитарно-гигиенические требования к освещённости учебных помещений. |
1 |
|
Презентация. Работа с источниками информации. |
|
3 |
Практическая работа №3 «Изучение естественной освещённости помещения» с использованием оборудования «ТОЧКА РОСТА». |
1 |
|
Практическая работа. |
|
4 |
Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий). |
1 |
|
Презентация. |
|
5 |
Индекс «Е» на продуктах питания. Влияние консервантов на здоровье человека. |
1 |
|
Мини исследование этикеток продуктов питания. |
|
6 |
Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. |
1 |
|
Презентация. |
|
7 |
Источники и характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Адаптация к шуму. |
1 |
|
Работа с таблицами и текстом. |
|
8 |
Лечебное воздействие музыки на внутренние органы человека. |
1 |
|
Музыкальный калейдоскоп. |
|
9 |
Смех как эффективное средство от негативных моментов в жизни. |
1 |
|
Просмотр юмористических зарисовок. Игра: рассмеши меня. |
|
10 |
Положительное и отрицательное влияние телефона на организм. |
1 |
|
Составление кластера по теме. |
|
11 |
Понятие, виды и причины стресса. |
1 |
|
Отработка дыхательных гимнастик и тренингов. |
|
12 |
Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены. |
1 |
|
Презентация. |
|
13 |
Квартира как экологическая система.
|
1 |
|
Составление схемы. |
|
14 |
Практическая работа №4 «Определение рН косметических средств» использованием оборудования «ТОЧКА РОСТА». |
1 |
|
Практическая работа. |
|
15 |
Причины увеличения количества мусора. Сортировка мусора. |
1 |
|
Составление таблицы. |
|
16 |
Экологический эрудицион: «Свалка по имени Земля».
|
1 |
|
Экологическая игра. |
|
17 |
Творческая практическая работа №5 «Вторая жизнь упаковки». |
1 |
|
Конкурс поделок. |
|
Раздел 3.Экология генофонда. (11 часов).
|
|||||
1 |
История пристрастия человека к наркотическим веществам. Профилактика наркомании и токсикомании. |
1 |
|
Выпуск плаката или листовки. |
|
2 |
История распространения табака. Состав сигареты. |
1 |
|
Презентация. |
|
3 |
Последствия алкоголизма для организма. |
1 |
|
Круглый стол. |
|
4 |
«Мы за здоровый образ жизни». |
1 |
|
Игра: «Что? Где? Когда?» |
|
5 |
Роль воды в организме человека. Питьевой режим. |
1 |
|
Составление схемы. |
|
6 |
Практическая работа №6 «Исследование качества питьевой воды (цвет, мутность, прозрачность, запах) в школе» с использованием оборудования «ТОЧКА РОСТА». |
1 |
|
Практическая работа. |
|
7 |
Понятие о сбалансированном питании и экологически чистом продукте. Полезная и вредная еда. |
1 |
|
Беседа. |
|
8 |
Практическая работа №7 «Составление рационального меню».
|
1 |
|
Практическая работа. |
|
9 |
ГМО выгоды и угрозы. |
1 |
|
Составление кластера. |
|
10 |
История открытия лекарств. Классификация лекарственных средств. |
1 |
|
Презентация. Мини проект. |
|
11 |
Правила хранения и набор лекарств.
|
1 |
|
Игра: «Собери аптечку». |
|
Раздел 4. Репродуктивное здоровье (2 часа).
|
|||||
1 |
Наследственные болезни человека. Понятие о геронтологии. |
1 |
|
Презентация. Мини проект. Дискуссия.
|
|
2 |
Профилактика инфекций передающихся половым путем. Возрастные особенности развития человека. |
1 |
|
Встреча с врачом. |
Литература:
Алексеев С.В, «Экология», учебное пособие для учащихся средней школы, Санкт-Петербург, 1999г.
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. «Экология человека». Избранные лекции.- М.:1994.
Высоцкая М.В.Экология. «Элективные курсы. 9 класс». Волгоград: Учитель, 2006.
Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. «Здоровье человека и окружающая среда»: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997.
Криксунов Е. А, Пасечник В.В, Сидорин А.П, «Экология 9 класс»,
издательский дом «Дрофа», 1995г.
Кукушин В. С. «Профильные классы в средней школе: организация и
функционирование». – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
Моисеева Н.И «Биоритмы жизни». –Санкт -Петербург:1997.
Рохлов В.С. «Школьный практикум». Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.