12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яна394
учитель биологии, воспитатель ГПД Магистр биологического образования
Россия

Рассмотрена и одобрена на

заседании методического

объединения

Председатель МО

________/М.А. Гаврилова/

«____» сентября 2017 г.

Утверждена директором

МБОУ СОШ №8

Рузаевского муниципального района

____________/Т.В. Соколова/

«___» сентября 2017 г.


 


 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Экология и здоровье человека», 8 класс (34 ч, 1 ч. в неделю)


 


 

Составитель: Алёшина Яна Геннадьевна

учитель биологии


 


 


 


 


 


 


 

Рузаевка 2017 г.

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье – это величайшее благо, его надо уметь сохранять.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье.

Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Определение ценности санитарно-гигиенических и экологических знаний в формировании личности позволит сформулировать общие цели:

осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

формирование санитарно - гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Таким образом, цели данного курса сводятся к решению следующих задач:

способствовать формированию жизненной позиции и осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;

приобщать к самостоятельному пополнению знаний по этому направлению, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

воспитывать учащихся средствами данного курса;

формировать экологическую и гигиеническую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;

развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль;

формировать общеучебные умения работы с научно- популярной литературой.

Программа элективного курса "Человек и здоровье" разработана с учетом изменений происходящих в общеобразовательной школе и рассчитана на 34 часа.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии биоэкологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Содержание и структура курса отражают систему понятий биологии; отвечают закономерностям развития познавательных возможностей школьников, их интересов, способностей и запросов; показывают природную сущность человека, среду его обитания и экологические факторы здоровья.

Основные направления курса:

организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

усвоение теоретических сведений в связи с практической деятельностью учащихся при синтезе, анализе, сопоставлении фактов;

выработка навыков самоконтроля.

В организацию учебной деятельности школьников включены:

Методы обучения:

а) методы проблемного обучения (эвристический, исследовательский);

б) методы учебно - познавательной деятельности (наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые);

в) методы контроля и самоконтроля (программирований, выполнение практических работ и т.д.)

Формы обучения: общеклассные, групповые, индивидуальные cредства обучения:

а) печатные: таблицы и раздаточный материал;

б) экранные и звуковые: кинофильмы; видеофильмы; слайды.

Планируемые результаты обучения:

Оценивать и прогнозировать:

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.

Объяснять:

влияние антропогенного фактора на экосистемы, биосферу, меры их охраны;

применение в процессе учебного познания понятий: экология, биосфера, экосистема, антропогенный фактор, здоровый образ жизни и т.д.;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Описывать:

влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека, на его здоровье;

научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры;

основную биоэкологическую терминологию и символику.

Определять (измерять):

результаты мероприятий по охране природы и здоровья человека, своей школы и города;

Называть (показывать):

основные мероприятия по охране окружающей среды;

примеры влияния на здоровье человека различных причин (техногенные, антропогенные).

Применять знания для оценки состояния окружающей среды своего города; биоэкологической терминологии и символики при составлении схем, решении задач, составлении проектов.

Овладеть умениями, пользоваться именными указателями при работе с научно-популярной литературой; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.

Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Данный курс рекомендован учащимся, которые определились в выборе профессий: биолога, инженера-эколога, врача, валеолога, микробиолога и др.


 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид занятия

Введение (1ч.)

1.

Сущность понятий человек и здоровье. Главные ценности и приоритеты современного человека. Задачи курса

1

Лекция

Тема 1. Человек и среда его обитания (10ч.)

2.

Окружающая среда как среда жизни человека.

1

Лекция

3.

Факторы окружающей среды, характер их воздействия на организм человека.

1

Лекция

4.

Природные условия жизни.

1

Лекция

5.

Анализ природных условий жизни.

1

Презентация

6.

Мониторинг окружающей среды.

1

Практическая

работа №1

7.

Социальные условия жизни.

1

Лекция

8.

Анализ социальных условий жизни.

1

Презентация

9.

Болезни как процесс и формы адаптации человека к среде обитания.

1

Видеофильм

10.

Проекты по теме «Человек и среда его обитания».

2

Защита проектных работ

Тема 2. Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека (11 ч.)

11.

Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания.

1

Лекция

12.

Медицина – область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению.

2

Лекция

13.

Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека.

1

Практическая работа №2

14.

Экологические катастрофы, их влияние на состояние здоровья человека.

2

Видеофильм

15.

Экологические проблемы в городе и регионе.

1

Выступление учащихся

16.

Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья.

1

Презентация

17.

Генетика и биологический возраст.

1

Видеофильм

18.

За здоровый образ жизни.

1

Семинар

19.

Проекты по теме «Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека»

1

Защита проектных работ

Тема 3. Практическая экология в школе (3 ч.)

20.

Экологическое состояние школьных помещений (кабинетов, столовой и рекреаций).

1

Практическая работа №3

21.

Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха.

2

Практическая работа №4

Тема 4. Здоровое общество-будущее нации (7 ч.)

22.

Понятие здоровье и его структура.

1

Лекция

23.

Инфекционные заболевания.

1

Презентация

24.

Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников.

1

Практическая работа №5

25.

Оценка индивидуального здоровья.

1

Практическая работа №6

26.

Вредные вещества в доме и их источники.

1

Видеофильм

27.

Портрет здорового человека.

1

Презентация

28.

Проекты по теме «Здоровое общество – будущее нации».

1

Защита проектных работ

Тема 5. Итоговое занятие (2ч.)

29.

Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья.

2

Защита проектных работ

 Итого:

34


 

Содержание изучаемого курса

  Введение   (1 ч.)

     Здоровье человека – общественное и личное достояние. Факторы здоровья. Окружающая среда как важнейший фактор здоровья. Ответственность каждого человека за свое здоровье и здоровье окружающих.

Тема 1. Человек и среда его обитания (10 ч.)

Экология наука. Экологические факторы. Совокупность действия экологических факторов. Воздействие окружающей среды на организм человека. Постоянное взаимодействие среды и организма. Причины снижения средней продолжительности жизни населения. Причины снижения рождаемости. Охрана окружающей среды – путь к улучшению здоровья населения. Деятельность человека и экология биосферы. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Качество жизни и качество окружающей среды.

Методы контроля за качеством окружающей среды.

Практическая работа №1. Мониторинг окружающей среды.

Проектная работа «Человек и среда его обитания».

Тема 2. Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека (11ч.)

Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Медицина – область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению. Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека. Экологические катастрофы, их влияние на состояние здоровья человека Экологические проблемы в городе и регионе. Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья. Генетика и биологический возраст. За здоровый образ жизни.

Практическая работа №2. Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека.

Проектная работа «Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека».

Тема 3. Практическая экология в школе (3ч.)

Экологическое состояние школьных помещений (кабинетов, столовой и рекреаций). Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха.

Практическая работа №3 «Экологическое состояние школьных помещений».

Практическая работа №4 «Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха».

Тема 4. Здоровое общество – будущее нации (7ч.)

Понятие здоровье и его структура. Инфекционные заболевания. Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников. Оценка индивидуального здоровья. Вредные вещества в доме и их источники. Портрет здорового человека.

Практическая работа №5. Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников.

Практическая работа №6. Оценка индивидуального здоровья.

Проектная работа «Здоровое общество-будущее нации».

Тема 5. Итоговое занятие (2ч.)

Проектная работа. Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья.


 

Методические рекомендации

В настоящее время экологическая грамотность недостаточна, а это в свою очередь порождает угрозу безопасности человека. Поэтому необходимо вооружить учащихся основами экологических знаний, необходимых для повседневной жизни. Наиболее удачными формами изучения теоретического материала курса будут лекции, практические работы, семинары. На основе практических работ возможно выполнение учебно-исследовательских работ.

Занятия элективного курса с одной стороны дают учащимся теоретические знания, формирующие экологическое мировоззрение, с другой – практические навыки, умение оценивать ситуацию. Формируется умение работать в группе анализировать и изучать дополнительный материал. Развивает логическое мышление.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А., Ступаков Г. П. и др. Экология, здоровье, качество жизни. – Москва; Астрахань:Изд-во АГМА, 1996.

2. Алексеев В. П. Очерки экологии человека. – М.:Наука,1993.

3. Андреева Н. Д., Наумова Н. Н. и др. Практикум по экологии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2000.

4. Величковский Б. Т., Кирпичев В. Н., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.

5. Иванов В. П., Обуховская А. С. и др. Экология человека. – СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997.

6. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

7. Соковня – Семёнова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 1998.


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.