Рабочая программа физика для 7 класса
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы: «Рабочая программа. Учебно методическое пособие. Физика. 7-9 классы/ (сост. Е. Н. Тихонова).» - М.: Дрофа, 2012.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Используемые технологии:
ИКТ
Дифференцированного обучения
Здоровье сберегающие технологии
ЛОО
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальная, групповая, парная.
Ведущие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Элементы технологий: ИКТ.
Формы контроля:
Дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут, оцениваемые отметкой «2» не выполнив обязательный уровень. «3» правильно выполнен обязательный уровень. «4» если допущена одна ошибка или несколько неточностей. «5» правильно выполнены все задания или допущена неточность не приведшая не правильному решению.
Дифференцируемые контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня. Отметка «2», оценивается если не выполнив обязательный уровень. «3» правильно выполнен обязательный уровень. «4» если допущена одна ошибка или несколько неточностей. «5» правильно выполнены все задания или допущена неточность не приведшая к правильному решению.
Тематические тесты. 80-100% от максимальной суммы баллов - «5». 60-71% - оценка «4». 40-51% - оценка «3». 0-39% - оценка «2».
Лабораторные работы. Оценка «5», ставится если лабораторная работа выполнена полностью, с соблюдением техники безопасности. «4» - одна не грубая ошибка, причем не нарушены правила техники безопасности. «3» или нарушена техника безопасности, или допущены 2 ошибки. «2»- если ученик не выполнил лабораторную работу, или допущены 3-4 ошибки.
Данная программа расчитана на 70 ч (2 часа в неделю) Контрольных работ — 2;
Лабораторных работ — 11.
В авторскую программу изменения не были внесены.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Календарно-тематический план – 7 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Дата |
Д/З |
||||
Лабораторные и практические (темы) |
Контрольные и диагностические материалы (темы) |
План. |
Факт. |
||||||
1 |
Введение |
4 |
|||||||
1.1 |
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты |
1 |
§ 1, 3 |
||||||
1.2 |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений |
1 |
§ 4, 5 |
||||||
1.3 |
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». |
1 |
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». |
||||||
1.4 |
Физика и техника |
1 |
§ 6 |
||||||
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
|||||||
2.1 |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение |
1 |
§ 7-9 |
||||||
2.2 |
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». |
1 |
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». |
||||||
2.3 |
Движение молекул |
1 |
§ 10 |
||||||
2.4 |
Взаимодействие молекул |
1 |
§ 11 |
||||||
2.5 |
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел |
1 |
§ 12, 13 |
||||||
2.6 |
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
1 |
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
||||||
3 |
Взаимодействие тел |
23 |
|||||||
3.1 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение |
1 |
§ 14, 15 |
||||||
3.2 |
Скорость. Единицы скорости |
1 |
§ 16 |
||||||
3.3 |
Расчет пути и времени движения |
1 |
§ 17 |
||||||
3.4 |
Инерция |
1 |
§ 18 |
||||||
3.5 |
Взаимодействие тел |
1 |
§ 19 |
||||||
3.6 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах |
1 |
§ 20, 21 |
||||||
3.7 |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
1 |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
||||||
3.8 |
Плотность вещества |
1 |
§ 22 |
||||||
3.9 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» |
1 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» |
||||||
3.10 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
1 |
§ 23 |
||||||
3.11 |
Решение задач по темам: «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества» |
1 |
|||||||
3.12 |
Контрольная работа по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
1 |
Контрольная работа по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
||||||
3.13 |
Сила |
1 |
§ 24 |
||||||
3.14 |
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах |
1 |
§ 25,26 |
||||||
3.15 |
Сила упругости. Закон Гука |
1 |
§ 27 |
||||||
3.16 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела |
§ 28, 29 |
|||||||
3.17 |
Динамометр Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
1 |
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
§ 30 |
|||||
3.18 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил |
1 |
§ 31 |
||||||
3.19 |
Сила трения. Трение покоя |
1 |
§ 32, 33 |
||||||
3.20 |
Трение в природе и технике Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» |
1 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» |
§ 34 |
|||||
3.21 |
Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил» |
1 |
|||||||
3.22 |
Контрольная работа по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил» |
1 |
Контрольная работа по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил» |
||||||
3.23 |
Зачет по теме «Взаимодействие тел» |
1 |
|||||||
4 |
Давление твердых тел. жидкостей и газов |
21 |
|||||||
4.1 |
Давление. Единицы давления |
1 |
§ 35 |
||||||
4.2 |
Способы уменьшения и увеличения давления |
1 |
§ 36 |
||||||
4.3 |
Давление газа |
1 |
§ 37 |
||||||
4.4 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля |
1 |
§ 38 |
||||||
4.5 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
1 |
§ 39, 40 |
||||||
4.6 |
Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная работа) по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
1 |
|||||||
4.7 |
Сообщающиеся сосуды |
1 |
§ 41 |
||||||
4.8 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
1 |
§ 42, 43 |
||||||
4.9 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
1 |
§ 44 |
||||||
4.10 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
1 |
§ 45, 46 |
||||||
4.11 |
Манометры. |
1 |
§ 47 |
||||||
4.12 |
Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс |
1 |
§ 48, 49 |
||||||
4.13 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
1 |
§ 50 |
||||||
4.14 |
Закон Архимеда |
1 |
§ 51 |
||||||
4.15 |
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
1 |
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
||||||
4.16 |
Плавание тел |
1 |
§ 52 |
||||||
4.17 |
Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел» |
1 |
|||||||
4.18 |
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» |
1 |
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» |
||||||
4.19 |
Плавание судов. Воздухоплавание |
1 |
§ 53, 54 |
||||||
4.20 |
Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание» |
1 |
|||||||
4.21 |
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
1 |
|||||||
5 |
Работа и мощность. Энергия |
16 |
|||||||
5.1 |
Механическая работа. Единицы работы |
1 |
§ 55 |
||||||
5.2 |
Мощность. Единицы мощности |
1 |
§ 56 |
||||||
5.3 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге |
1 |
§ 57, 58 |
||||||
5.4 |
Момент силы |
1 |
§ 59 |
||||||
5.5 |
Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа № 10 « Выяснение условий равновесия рычага» |
1 |
Лабораторная работа № 10 « Выяснение условий равновесия рычага» |
§ 60 |
|||||
5.6 |
Блоки. «Золотое правило» механики |
1 |
§ 61, 62 |
||||||
5.7 |
Решение задач по теме «Равновесие рычага» |
1 |
|||||||
5.8 |
Центр тяжести тела |
1 |
§ 63 |
||||||
5.9 |
Условия равновесия тел |
1 |
§ 64 |
||||||
5.10 |
Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
1 |
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
§ 65 |
|||||
5.11 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия |
1 |
§ 66, 67 |
||||||
5.12 |
Превращение одного вида механической энергии в другой |
1 |
§ 68 |
||||||
5.13 |
Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия» |
1 |
|||||||
5.14-5.16 |
Повторение |
3 |
|||||||
70 |
Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Содержание учебно-методического комплекса
Рабочая программа. Учебно методическое пособие. Физика. 7-9 классы/ (сост. Е. Н. Тихонова). - М.: Дрофа, 2012.
Физика. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А. В. Пёрышкин. - 13-е изд., стер. М.: Дрофа, 2009.