Рабочая программа и тематическое планирование по курсу Родной язык (русский) в 4 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
| | |
Рабочая программа
учебного курса
«Родной (русский) язык 4 класс»
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы-2020/2021 гг.
Количество часов по учебному плану:
17 часов в год, 0,5 часа в неделю
Рабочую программу составила
Еременко Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 4 класса составлена на основе:
Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 1785);
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№2
Учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2020-2021 учебный год;
Рабочая программа по родному языку (русскому) рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные
Коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметные
Обучающиеся научатся:
• различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
• различать и называть:
а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
б) части речи, включая личные местоимения;
в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
• определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
• осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Содержание учебного материала.
Русский язык: прошлое и настоящее (9часов)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья вместе, так и душа не месте. Красна сказка складом, а песня – ладом Красное словцо не ложь.
Язык в действии (4 часа)
Трудно ли образовывать формы глагола? Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания? Трудно ли образовывать формы глагола?
Секреты речи и текста (4часа)
Задаем вопросы в диалоге. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Учимся составлять план текста Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и редактировать тексты.
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 9 | 1 |
2 | Язык в действии | 4 | |
3 | Секреты речи и текста | 4 | 1 |
| Итого | 17 | 2 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
2020/2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
| | | | | |
Календарно – тематическое планирование «Родной (русский) язык»
№ п/п | Дата | Тема раздела урока | Кол – во часов | Планируемые результаты | Тип урока | Виды деятельности | Форма контроля | д/з | ||||||||||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||
2 | | | Русский язык: прошлое и настоящее (9часов) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 | Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте фразеологизмы ; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;выполнять проектные задания. | Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами ; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации. К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалоге. | Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); | Урок введения нового материала | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | | |||||||||||
3 | | | Вся семья вместе, так и душа не месте. | 1 | Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте родственные слова ; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ;знать историю возникновения слов:мама,папа,тятя | Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами ; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалоге. | Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. | Урок повторения пройденного материала | Фронтальная , самостоятельная | Текущий | | |||||||||||
4 | | | Вся семья вместе, так и душа не месте. | 1 | Урок введения нового материала Урок повторения пройденного материала | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Тематический | | ||||||||||||||
5 | | | Красна сказка складом, а песня - ладом | 1 | Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте эпитеты ; подбирать синонимы к прилагательным; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль. | Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности; самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц; знание основных элементов композиции текста, умение выделять тему и основную мысль текста, уметь видеть в картине существенное и несущественное. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | | ||||||||||||
6 | | | Красна сказка складом, а песня - ладом | 1 | Уважительное отношение к иному мнению | Урок закрепления знаний Урок введения нового материала Урок повторения пройденного материала Урок закрепления знаний | Фронтальная , самостоятельная | Текущий | | |||||||||||||
7 | | | Красное словцо не ложь. | 1 | Работать с толковым словарем; со словарем фразеологизмов; определять жанр произведения; находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль; группировать фразеологизмы с соответствующим значением. | Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц и фразеологизмов; умение подбирать фразеологизмы на заданную тематику. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог. | Смыслообразование: проявлять мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя) . . | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | По 5 примеров | ||||||||||||
8 | | | Красное словцо не ложь. | 1 | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | Сочинение – миниатюра «Мой щенок» | |||||||||||||||
9 | | | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | Работать с этимологическим словарем; находить в тексте заимствованные слова; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию, гото- вить сообщение на заданную тематику; объяснять значение интернациональных слов ; группировать заимствованные слова в зависимости от значения. | Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формули- ровать тему и цели урока. П: Свободно работать с этимологическими словарями; понимать и объяснять значение заимствованных слов; умение группировать заимствованные слова в зависимости от значения ; уметь сравнивать словарные статьи. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог ,адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | | ||||||||||||
10 | | | Язык в действии ( 4 часа) Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | Находить в тексте неправильные формы глагола; составлять предложения, используя глаголы в форме 1 лица ед.числа; записывать предложения , используя нужные формы глаголов класть и положить. | Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения по иллюстрациям ; строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог ,адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Стремиться к совершенствованию собственной речи; навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Урок введения новых знаний Урок введения новых знаний | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | | |||||||||||
11 | | | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | Расширить знания о синонимических конструкциях; заменять словосочетания синонимами; уметь объяснить значение устойчивых выражений.
| Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения по иллюстрациям ; изменять предложения по заданному алгоритму. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | Дописать сказку. | ||||||||||||
12 | | | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | Урок введения новых знаний Урок введения новых знаний Урок комплексного применения знаний | Текущий | | |||||||||||||||
13 | | | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | Знать историю появления знаков препинания; уметь определить, где в тексте необходимо поставить точки; уметь сравнивать формулировки одного и того же правила пунктуации . | Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; строить сообщения в устной форме; анализировать информацию и составлять обобщающую таблицу. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . | Смыслообразование: осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Тематический | | ||||||||||||
14 | | | Секреты речи и текста ( 4часа) Задаем вопросы в диалоге. | 1 | Знать правила составления диалога; уметь придумать диалог соблюдая заданные условия. | Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и системат. зна -ния, полученные из рубрики «Важная информация» ; придумывать заголовки к текстам , анализировать сказки и рассказы. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе . | самостоятельная | Текущий | | ||||||||||||
15 | | | Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. | 1 | Знать определения темы текста и его основной мысли; уметь сравнивать названия рассказов и сказок; подбирать заголовки к заданным текстам; уметь различать тему и основную мысль текста, самостоятельно строить текст на заданную тематику. | Урок закрепления знаний | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | Текущий | | |||||||||||||
16 | | | Учимся составлять план текста | 1 | .Знать определения плана текста ; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь сравнивать тексты по заданным параметрам; уметь определять жанр текста. | Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Делить текст на смысловые части; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь редактировать любой текст ; сравнивать тексты между собой. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах . | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Урок комплексного применения знаний Урок контроля и оценки знаний | самостоятельная | тематический | | |||||||||||
17 | | | Учимся пересказывать текст . Учимся оценивать и редактировать тексты. | 1 | Фронтальная , работа в парах, самостоятельная | тематический | |
7