Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности для 4 класса «Детская риторика»
Рабочая программа и КТП по курсу внеурочной деятельности "Детская риторика" для 4 класса
Выполнила: Абакумова Валентина Николаевна
МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики
г. Старая Русса , Новгородская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по риторике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы, разработанной Т.А. Ладыженской. Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Рабочая программа соответствует:
ФГОС начального общего образования второго поколения, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
учебнику «Риторика » авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева М: БАЛАСС, 2015
Федеральным компонентом образовательного стандарта для начального общего образования по риторике в образовательных учреждениях;
примерной программе начального общего образования по риторике (базовый уровень);
Цель курса риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». Риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Основные формы обучения: уроки(урок открытия нового знания, урок развития умений и навыков, урок-путешествие, урок-«защита проектов», урок- «развитие речи», проблемно-диалогический урок), упражнения для работы дома, работа в группах, языковые разминки, творческие задания, проекты, система тренировочных упражнений для работы в классе, в ряду которых – упражнения и задания на развитие связной письменной речи (творческие письменные работы –изложения, сочинения), устной научной речи.
Содержание курса учебного предмета «Риторика»
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Учебно – методический комплект по риторике
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
|
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева |
Детская риторика. В рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса |
2013 |
БАЛАСС |
Список учебно - методической литературы по риторике
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
|
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева |
Уроки риторики. 4 класс. Методические рекомендации для учителя |
2014 |
БАЛАСС |
Годовой календарный план – график
№ |
Изучаемая тема |
Кол-во часов |
Виды контроля |
||||
Тест-опрос |
Презентация творческих работ |
||||||
1 |
Общение |
9 |
1 |
- |
|||
2 |
Текст |
10 |
- |
- |
|||
3 |
Речевые жанры |
8 |
- |
- |
|||
4 |
Обобщение |
8 |
- |
1 |
|||
ИТОГО |
34 |
- |
- |
График текущей аттестации
№ |
Тема |
Форма контроля |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Общение |
Тест-опрос |
||
|
Текст |
- |
||
|
Речевые жанры |
- |
||
|
Обобщение |
презентация |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
по риторике
№ |
Наименование разделов, тем уроков; домашнее задание |
кол-во часов |
Тип урока |
Коррекционный компонент |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Дата проведения |
|||||||
план |
факт |
||||||||||||
Общение |
9 |
УОиСЗ |
Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. |
|||||||||
|
Проверь себя с.6-11 Д.З. – Найти и записать пословицы, поговорки, крылатые слова об устной речи, о говорении |
1 |
|||||||||||
|
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься с.12-15 КК Д.З. –с.13, зад. 12,13 |
1 |
Комбинированный |
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Стремиться совершенствовать собственную речь. |
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). |
||||||||
|
Улыбнись улыбкою своею с. 16-27 Д.З. –с.27, зад.34 |
1 |
Комбинированный |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание. |
Осознавать способы действий при решении учебных задач |
||||||||
|
Особенности говорения с.28-31 Д.З. –с.31, зад.42 |
1 |
Комбинированный |
Называть словесные и несловесные средства устной речи. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении . |
Принимать роль в учебном сотрудничестве. |
||||||||
|
Речевые отрезки и паузы с. 32-39 Д.З. –с.38, зад.53 |
1 |
Комбинированный |
Объяснять роль пауз, логических ударений. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении . |
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
||||||||
|
Успокоить, утешить словом. с.40-43 Д.З. –с. 42-43, зад.60 |
1 |
Комбинированный |
Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. |
||||||||
|
Утешить – помочь, утешить – поддержать с.44-49 Д.З. –с.49,зад.69 |
1 |
Комбинированный |
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью. |
||||||||
|
Какой я слушатель с.50-53 Д.З. –с.53, зад.75 |
1 |
Комбинированный |
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. |
Быть готовым корректировать свою точку зрения; |
||||||||
|
Я – читатель с.54-59 Д.З. –с.59, зад.85, 86 |
1 |
Комбинированный |
Определять тему и главную мысль произведения; |
Пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки |
||||||||
Текст |
10 |
УОиСЗ |
Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; |
|||||||||
|
Типы текстов. Яркие признаки текста. с. 62-65 Д.З. –с.65, зад.90 |
1 |
|||||||||||
|
Абзацные отступы, завершающий абзац. с.66-72 Д.З. –с.72, зад.99,100 |
1 |
Комбинированный |
Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; |
||||||||
|
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. с. 73-77 Д.З. –с.75, зад.107,108 |
1 |
Комбинированный |
Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. |
Строить логические рассуждения, проводить аналогии |
||||||||
|
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. с. 78-81 Д.З. –нарисовать 1-2 дорожных знака к каждой группе |
1 |
Комбинированный |
Применять полученные знания к конкретной ситуации. |
Пользоваться разными видами чтения |
||||||||
|
Знаки-символы и знаки-копии. Языковые знаки с.82-85 Д.З. –подготовить сообщение о роли знаках в истории человечества |
1 |
Комбинированный |
Различать знаки-символы и знаки-копии. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью |
||||||||
|
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. с. 86-89 Д.З. –с. 89, зад. 127 |
1 |
УОНМ |
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью |
||||||||
|
Описание – деловое и художественное. с. 90-95 Д.З. –с. 95, зад. 140 |
1 |
Комбинированный |
Различать описания разных стилей. |
определять степень успешности выполнения своей работы. |
||||||||
|
Вежливая оценка С.96-100 Д.З. – с. 100, зад.147 |
1 |
Комбинированный |
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; |
Проводить самоконтроль и самооценку результатов. |
||||||||
|
Скажи мне, почему. Аргументы. с. 101-107 Д.З. – с.107, зад.156 |
1 |
Комбинированный |
Проявлять творческий подход к выполнению заданий. Стремиться к совершенствованию собственной речи |
осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; |
||||||||
|
Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. с.108-115 Д.З. –с.115, зад.166 |
1 |
Комбинированный |
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами. |
Самостоятельно формулировать тему и цели урока; |
||||||||
Речевые жанры |
8 |
УОНМ |
Анализировать словарную статью. |
Строить логические рассуждения, проводить аналогии |
|||||||||
|
Словарная статья с. 118-121 Д.З. –с.121, зад. 173 |
1 |
|||||||||||
|
Рассказ. Хочу рассказать с. 122-131 Д.З. – с.131, зад. 184, 185 |
1 |
УПЗиУ |
Проявлять творческий подход к выполнению заданий |
адекватно использовать речевые средства для коммуникативных задач; |
||||||||
|
Служба новостей. Что такое информация. с. 132-135 Д.З. – с. 135, зад.191 |
1 |
Комбинированный |
|
Осознавать способы действий при решении учебных задач. |
||||||||
|
Газетная информация. с.136-139 Д.З. – найти и принести интересные статьи из газет |
1 |
УОНМ |
Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. |
Осуществлять решение учебной задачи. |
||||||||
|
Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры. с.140-147 Д.З. – с.147, зад. 201 |
1 |
УОНМ |
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. |
Определять цели учебной деятельности. |
||||||||
|
Хроника. с.148-153 Д.З. – с.153, зад.210 |
1 |
УОНМ |
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
||||||||
|
Информационная заметка. с.154-159 Д.З. – с.159, зад.223,224 |
1 |
Комбинированный |
Проявлять творческий подход к выполнению заданий; |
Осознавать способы действий при решении учебных задач. |
||||||||
|
Подпись под фотографией с.160-167 Д.З. – с.167, зад. 237 |
1 |
УОНМ |
Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. |
Вносить исправления в свою работу. |
||||||||
Обобщение |
8 |
УОиСЗ |
Проявлять творческий подход к выполнению заданий |
высказывать и обосновывать свою точку зрения |
|||||||||
|
Говорю, пишу, читаю, слушаю. с. 170-173 Д.З. – с.173, зад. 248 |
1 |
|||||||||||
|
Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. с.174-177 Д.З. – с.178, зад.253 |
1 |
УОиСЗ |
Формулировать правила эффективного общения. |
использовать речевые средства для коммуникативных задач; |
||||||||
|
Этикетные диалоги с. 178-180 Д.З. –с. 180, зад. 256 |
1 |
УОиСЗ |
Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам. |
Осуществлять решение учебной задачи. |
||||||||
|
Речевые привычки. с. 181-187 Д.З. – с.186, зад.268 |
1 |
Комбинированный |
Оценивать свои речевые привычки. |
адекватно использовать речевые средства. |
||||||||
|
Учусь красноречию! с. 188-189 Д.З. – с.189, зад.271 |
1 |
УПЗиУ |
Проявлять творческий подход к выполнению заданий |
высказывать и обосновывать свою точку зрения |
||||||||
|
Майская газета с.190-191 Д.З. – с. 191, зад.274 |
1 |
УПЗиУ |
Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
||||||||
|
Защита проектов. Представление газет |
1 |
Комб. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
Осуществлять решение учебной задачи. |
1УПЗиУ–урок применения знаний и умений; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний