Рабочая программа клуба «Подросток» для 6-8 классов

15
0
Материал опубликован 28 February 2017 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназия №2»

г. Стерлитамак РБ

____________

Приказ № ____от ____________г.

Рабочая программа клуба «Подросток»

для 6-8 классов

на 2016-2017 учебный год

(руководитель Мутагарова Н.А.)

Составитель

Мутагарова Н.А.,

социальный педагог

высшей категории

МАОУ «Гимназия №2»

г. Стерлитамак РБ

Рассмотрено на заседании кафедры социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Протокол от ____________ №___

Принято на заседании научно-методического совета. Протокол от _________ № _

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа клуба «Подросток» для учащихся 6-8 классов составлена на основе авторской (индивидуальной) программы клуба «Подросток» социального педагога МАОУ «Гимназия № 2» г. Стерлитамак РБ Дьяченко (Мутагаровой) Н.А., согласованной с предметно-экспертным советом «Информационно-методического центра» г. Стерлитамак РБ от 26.09.2007г. (протокол № 3).

Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности, развития самосознания и открытия своего "Я", обретения новой социальной позиции [6]. Подростковый возраст – это так называемый «переходный период», как бы основной путь от детства к взрослости и является особенным периодом в жизни каждого человека. И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек. Отсюда очень важный вывод: подростковый кризис нельзя миновать или обойти стороной.

Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает подросток, необходимо обучить его социальным навыкам, т.к. комплексу поведенческих навыков, которые должны формироваться у подростка в процессе его социализации.

Существует ряд причин, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо:

Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.

Во-вторых, обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.

В-третьих, обучение жизненно важным навыкам является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуется умение общаться и эмпатия (для будущих медиков и адвокатов), умение решать проблемы, умение справляться с эмоциями и стрессом (для менеджеров, журналистов, политиков, управленцев) [3].

Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служить отсутствие знаний о нормах и правилах, а тек же навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эту задачу можно решить путем обучения социальным навыкам.

Цели и задачи данного курса

формирование и развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе,

развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активация механизмов самопознания и самовыражения;

формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению;

формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, следствием чего становится избегание вредных привычек.

Основные направления работы

просвещение;

профилактика;

коррекция.

Формы и методы работы

беседа;

проблемная лекция;

групповая дискуссия;

ролевые игры;

игровые и тренинговые упражнения;

тестирование;

моделирование и анализ проблемной ситуации;

рефлексия.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяется такое психологическое упражнение как «мозговой штурм», а также фрагменты литературных произведений или притчи); начинается вводная часть с ритуала приветствия и специальных разогревающий упражнений;

основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр и упражнений);

заключительная часть, включающая отработку личной стратегии поведения («аукцион идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу…» и т.д.).

Технология и продолжительность работы

Программа курса «Подросток» рассчитана на 34часа, т.е. рассмотрение одной темы рассчитан на 1 академический час. Занятия проводятся 1 раз в неделю социальным педагогом с группой учащихся 6-8 классов (15 человек).

Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение данной программы направлено на овладение учащимися следующими навыками:

Навык позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности [3].

Навык позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье [3].

Навык самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми [3].

Навык управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей [3].

Навык адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас [3].

Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом[3].

Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций [3].

Методическое обеспечение

Для проведения занятий необходим кабинет, мебель: столы, стулья в количестве 15 штук, мультимедиа-проектор, ноутбук или компьютер.

Средства, необходимые для данной программы:

разработки по темам занятий;

тесты;

карточки с заданиями;

распечатки с притчами;

цветные карандаши,

материалы для изготовления коллажа (бумага формата А5, клей, ножницы, маркеры, вырезки из газет и журналов).

Ожидаемые результаты

У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.

Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.

Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

Повысится правовая грамотность и ответственность за свое поведение.

Содержание тем курса

«Как тебя зовут?»

Формирование благоприятной и доверительной атмосферы.

Принятие правил групповой работы, выработка ритуала начала и окончания занятий.

Упражнения «Представление по имени», «Презентация индивидуальности», «Цветик-семицветик».

«В человеке все должно быть прекрасно»

Формирование стремления развивать эстетический вкус, представления о комфорте как единстве здоровья, душевной чистоты и эстетики.

Упражнения «Ассоциация», «Зеркало».

«Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?»

Формирование представления о себе, своем внутреннем мире для того, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.

Упражнения «Моя карточка», «Кто Я?».

«Люди существуют друг для друга»

Формирование представлений о правилах общения.

Обсуждение понятия «общение». Обобщение, что без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Проведение методики «Оцените свою общительность».

Упражнения «Ступени общения», «Люблю – не люблю».

«Каким ты выглядишь в глазах других?»

Формирование стремления понимать индивидуальные различия окружающих, привычки искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

Проведение методики «Каким ты выглядишь в глазах других?»

Упражнения «Печатная машинка», «Я реальный, я глазами других, я идеальный».

«С точки зрения других»

Формирование умение видеть ситуацию глазами другого человека и навыка взаимодействия в таких ситуациях.

Упражнения «Печатная машинка», «Посидите так, как сидит …»

«О пользе критики»

Показать различия между критикой и оскорблением. Формирование умения извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других.

Формирование представление о критическом отношении к себе, показать пользу критического мышления.

Проведение методики «Насколько вы уверены в себе?».

Упражнение «15 слов».

«Хорошо, что мы такие разные»

Обсуждение понятий «толерантность», «инакость», лежащих в основе многих правовых актов. Как мы судим о людях, что является главным в их оценке, как мы относимся к непривычной внешности, непонятным для нас взглядам, к другой традиции, культуре и т.п.

Упражнение «Диалектика», «…быть хорошо (плохо), потому что…»

«Дружба – это…»

Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Выяснение представлений ребят о дружбе. Дать определение понятию «дружба».

Упражнение «Скажи мне ласковое слово».

«Я и мои друзья»

Формирование стремления к совместной деятельности, представления о правилах конструктивного взаимодействия с членами группы.

Проведение методики «Ваша уличная компания».

Упражнение «Закончи предложение».

«Мои одноклассники и одноклассницы»

Формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать, терпимо относиться к различиям в поведении людей.

Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения найти положительные качества в окружающих и высказать их.

Упражнение «Кто тормоз».

«Я и моя семья»

Укрепление привязанности к членам своей семьи, обучение испытывать гордость за их достижения, быть терпимыми к их недостаткам.

Формирование представления о важность семьи в жизни человека.

Упражнения «Я и взрослые», «Я хочу попросить …»

«Неразлучные друзья взрослые и дети»

Обсуждение понятий «семья», «родительский дом – место, где нас ждут, помнят, простят».

Оформление памяток.

Конкурс «Генеалогические дерево моей семьи».

Мир эмоций. Мои эмоции»

Формирование представлений о позах и жестах, как выразительных средствах, несущих важную информацию.

Упражнения «Чувства без слов», «Проявление эмоций», «Картина эмоций».

«Как справиться с плохим настроением»

Формирование представления о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий.

Формирование привычки справляться с раздражением и плохим настроением.

Оформление памяток.

«Спокойствие, только спокойствие!»

Оптимизация своего отношения к экстремальным ситуациям как преодолеваемым, при наличии не только физической, но и психологической готовности.

Оформление памяток.

«Стресс в жизни человека»

Формирование убеждения о способности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях.

Формирование представления о воздействии стресса на организм; обучение эффективно противостоять стрессу.

Игра-активатор «Море волнуется».

«Способы борьбы со стрессом»

Продолжение обучению способам борьбы со стрессом.

Закрепление представлений о состоянии стресса и способах совладения с ним, закрепление навыка конструктивного поведения в ситуации переживания стресса.

Проведение методики «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Дискуссия «Как справиться со стрессом?»

Оформление памяток.

«Как помочь человеку справиться с горем»

Формирование убеждения, что активная практическая деятельность помогает пережить ситуацию печали и горевания; выработка навыка оказания помощи человеку в ситуации печали и горя.

Оформление памяток.

«Конфликты и компромиссы»

Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей.

Формирование способности предвидеть приближение конфликта; выработка навыка решения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.

Упражнение «Испорченный телефон».

Ролевая игра «Конфликт».

«Учимся предотвращать и разрешать конфликты»

Изучение и обсуждение правил выхода из конфликтных ситуаций. Оформление памятки «Учимся жить без конфликтов».

Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта».

Упражнение «Выход из конфликта».

«Способы решения конфликтов с родителями»

Показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями, формирование навыка поведения в конфликте, формирование возможности договариваться в ситуации конфликта.

Упражнение «Прости меня».

Ролевая игра «Конфликт с родителями».

Оформление памятки.

«Право быть ребенком»

Выяснение знаний подростков о правах ребенка. Обсуждение текста Конвенции.

Групповая дискуссия «На что я имею право».

Упражнение «Я хочу – я могу».

«Что такое ответственность?»

Формирование представления об ответственности за свои поступки; формирование убеждения, что умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения; развитие умения прогнозировать последствия своих поступков, умения анализировать.

Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».

Упражнение «Три криминалиста».

«Путешествие в страну «Законию»

Обсуждение текста Конституции Российской Федерации. Работа в группах, игровые ситуации.

Игра «Поругай Золушку».

Оформление памяток по правам ребенка, обязанностям и ответственности несовершеннолетних.

«Умение принимать решение»

Показать, что принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации; особенности принятия персонального и коллективного решения; формирование представления о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Игра «Воздушный шар».

Упражнения «Мои поступки», «Мой выбор», «Кино».

«Защита против жестокого обращения»

Формирование стремления избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия; формирование сочувствия к жертвам насилия.

Дать четкие представления о многообразии проявлений насилия. Выработка защитных навыков, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях, умения обращаться за помощью в случаях насилия.

Упражнение «Телефон доверия».

«Можно ли рисковать «по-умному»?»

Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска как не трусливому, а разумному.

Воспитание негативного отношения к неоправданному риску. Привитие способности при решении жизненных ситуаций избегать путь, связанный с минимальным риском.

Тест «Склонность к риску».

«Полезно или полезные привычки?»

Обсуждение понятия «привычка». Обращение к объяснению понятия в толковом словаре.

Упражнения «Сорняки и розы», «Вам барышня прислала сто рублей».

«Умеешь ли ты сказать «Нет»?»

Формирование представления о силе группового давления на личность, способности делать самостоятельный выбор и умения поступать в соответствии с собственными решениями.

Упражнение «Попробуй отказаться».

Оформление памяток по отказу от вредных привычек и здоровому образу жизни.

«Курить или жить?»

Информирование об опасности курения. Обмен мнениями о пагубном влиянии курения на организм подростка.

Тренинговое упражнение «Убеди друга».

«Говоря наркотикам «нет», ты говоришь своему здоровью «да»

Формирование убеждения, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому, стойкого навыка отказа от ПАВ.

Групповая дискуссия «Употребление ПАВ – дело личное».

Упражнение: «Мой щит».

«Я выбираю здоровье»

Развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни, умения самостоятельно принимать решение за сохранение своего здоровья.

Игры «Угадай вид спорта», «Да – Нет», «Марионетка».

Упражнения «Пословицы, поговорки», «Мифы», «Зубы дареного коня».

Итоговое занятие «Вокзал мечты»

Обобщение сформированных навыков, адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.

Упражнение «Чемоданчик пожеланий».

Рефлексия «Что изменилось во мне».

Календарно-тематическое планирование

№№

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

планируемая

Дата фактическая

Виды деятельности учащихся

 

Как тебя зовут?

1 час

07.09.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

В человеке все должно быть прекрасно

1 час

14.09.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?

1 час

21.09.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

Люди существуют друг для друга

1час

28.09.2016

 

выполнение методики, выполнение игровых упражнений

 

Каким ты выглядишь в глазах других?

1 час

05.10.2016

 

выполнение методики, игровых упражнений

 

С точки зрения других

1 час

19.10.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

О пользе критики

1 час

26.10.2016

 

выполнение методики, игровых упражнений

 

Хорошо, что мы такие разные

1 час

02.11.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

Дружба – это…

1 час

09.11.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

Я и мои друзья

1 час

16.11.2016

 

выполнение методики, игровых упражнений

 

Мои одноклассники и одноклассницы

1 час

30.11.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

Я и моя семья

1 час

07.12.2016

 

выполнение игровых упражнений

 

Неразлучные друзья взрослые и дети

1 час

14.12.2016

 

оформление памяток, конкурсные задания

 

Мир эмоций. Мои эмоции

1 час

21.12.2016

 

выполнение тренинговых упражнений

 

Как справиться с плохим настроением

1 час

28.12.2016

 

дискуссия, оформление памяток

 

Спокойствие, только спокойствие!

1 час

11.01.2017

 

дискуссия, оформление памяток

 

Стресс в жизни человека

1 час

18.01.2017

 

выполнение игровых упражнений

 

Способы борьбы со стрессом

1 час

25.01.2017

 

групповая дискуссия, выполнение методик, оформление памяток

 

Как помочь человеку справиться с горем

1 час

01.02.2017

 

дискуссия, оформление памяток

 

Конфликты и компромиссы

1 час

08.02.2017

 

участие в ролевой игре, выполнение игровых упражнений

 

Учимся предотвращать и разрешать конфликты

1 час

15.02.2017

 

групповая дискуссия, выполнение игровых упражнений, оформление памяток

 

Способы решения конфликтов с родителями

1 час

01.03.2017

 

выполнение игровых упражнений, оформление памяток

 

Право быть ребенком

1 час

15.03.2017

 

групповая дискуссия, выполнение игровых упражнений

 

Что такое ответственность?

1 час

22.03.2017

 

групповая дискуссия, анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений

 

Путешествие в страну «Законию»

1 час

29.03.2017

 

выполнение игровых упражнений, оформление памяток

 

Умение принимать решение

1 час

05.04.2017

 

выполнение игровых упражнений

 

Защита против жестокого обращения

1 час

12.04.2017

 

анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений

 

Можно ли рисковать «по-умному»?

1 час

19.04.2017

 

выполнение методики

 

Полезно или полезные привычки?

1 час

26.04.2017

 

выполнение игровых упражнений

 

Умеешь ли ты сказать «Нет»?

1 час

03.05.2017

 

анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений, оформление памяток

 

Курить или жить?

1 час

10.05.2017

 

обмен мнениями, выполнение тренинговых упражнений

 

Говоря наркотикам «нет», ты говоришь своему здоровью «да»

1 час

17.05.2017

 

групповая дискуссия, выполнение игровых упражнений

 

Я выбираю здоровье

1 час

24.05.2017

 

анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений

 

Итоговое занятие «Вокзал мечты»

1 час

31.05.2017

 

выполнение игровых упражнений, рефлексия

Литература для учащихся

Административный кодекс Российской Федерации.

Волков А. Волшебник Изумрудного города. – М.: Детская литература, 1985.

Джерома Дж. Трое в лодке, не считая собаки. Как мы писали роман. Рассказы. Рига, 1987.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Республики Башкортостан.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Твен М. Принц и нищий. – СПб.: Милета, 1992..

Толстой Л.Н. Рассказы и сказки. – Москва, 1991.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка».

Шарль Перро. Золушка. – Ленинград, 1982.

Литература для руководителя

Алоева М.А. Классные часы в 5-7 класса / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

Майорова Н.П., Черурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Образование - Культура, 2002.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.

Имею право… О ценности жизни. Методическое пособие для родителей, психологов, педагогов / Состав. Р.Б. Зайнашева. – Уфа, 2004.

Педагогика временного детского коллектива. / Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. – Владивосток, 2002.

Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., 1997.

Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11-х классов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007.

Савченко С.Ф., Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Барабохина В.А., Гаврилова А.Н., Земляная Н.Н., Кудрявцева В.П. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.

Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006.

Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.

Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников /Т.М. Жирова. – Волгоград: Панорама, 2006.

13

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.