Рабочая программа клуба «Подросток» для 6-8 классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия №2»
г. Стерлитамак РБ
____________
Приказ № ____от ____________г.
Рабочая программа клуба «Подросток»
для 6-8 классов
на 2016-2017 учебный год
(руководитель Мутагарова Н.А.)
Составитель
Мутагарова Н.А.,
социальный педагог
высшей категории
МАОУ «Гимназия №2»
г. Стерлитамак РБ
Рассмотрено на заседании кафедры социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Протокол от ____________ №___
Принято на заседании научно-методического совета. Протокол от _________ № _
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа клуба «Подросток» для учащихся 6-8 классов составлена на основе авторской (индивидуальной) программы клуба «Подросток» социального педагога МАОУ «Гимназия № 2» г. Стерлитамак РБ Дьяченко (Мутагаровой) Н.А., согласованной с предметно-экспертным советом «Информационно-методического центра» г. Стерлитамак РБ от 26.09.2007г. (протокол № 3).
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности, развития самосознания и открытия своего "Я", обретения новой социальной позиции [6]. Подростковый возраст – это так называемый «переходный период», как бы основной путь от детства к взрослости и является особенным периодом в жизни каждого человека. И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек. Отсюда очень важный вывод: подростковый кризис нельзя миновать или обойти стороной.
Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает подросток, необходимо обучить его социальным навыкам, т.к. комплексу поведенческих навыков, которые должны формироваться у подростка в процессе его социализации.
Существует ряд причин, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо:
Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.
Во-вторых, обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.
В-третьих, обучение жизненно важным навыкам является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуется умение общаться и эмпатия (для будущих медиков и адвокатов), умение решать проблемы, умение справляться с эмоциями и стрессом (для менеджеров, журналистов, политиков, управленцев) [3].
Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служить отсутствие знаний о нормах и правилах, а тек же навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эту задачу можно решить путем обучения социальным навыкам.
Цели и задачи данного курса
формирование и развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе,
развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активация механизмов самопознания и самовыражения;
формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению;
формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, следствием чего становится избегание вредных привычек.
Основные направления работы
просвещение;
профилактика;
коррекция.
Формы и методы работы
беседа;
проблемная лекция;
групповая дискуссия;
ролевые игры;
игровые и тренинговые упражнения;
тестирование;
моделирование и анализ проблемной ситуации;
рефлексия.
По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяется такое психологическое упражнение как «мозговой штурм», а также фрагменты литературных произведений или притчи); начинается вводная часть с ритуала приветствия и специальных разогревающий упражнений;
основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр и упражнений);
заключительная часть, включающая отработку личной стратегии поведения («аукцион идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу…» и т.д.).
Технология и продолжительность работы
Программа курса «Подросток» рассчитана на 34часа, т.е. рассмотрение одной темы рассчитан на 1 академический час. Занятия проводятся 1 раз в неделю социальным педагогом с группой учащихся 6-8 классов (15 человек).
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение данной программы направлено на овладение учащимися следующими навыками:
Навык позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности [3].
Навык позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье [3].
Навык самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми [3].
Навык управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей [3].
Навык адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас [3].
Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом[3].
Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций [3].
Методическое обеспечение
Для проведения занятий необходим кабинет, мебель: столы, стулья в количестве 15 штук, мультимедиа-проектор, ноутбук или компьютер.
Средства, необходимые для данной программы:
разработки по темам занятий;
тесты;
карточки с заданиями;
распечатки с притчами;
цветные карандаши,
материалы для изготовления коллажа (бумага формата А5, клей, ножницы, маркеры, вырезки из газет и журналов).
Ожидаемые результаты
У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
Повысится правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
Содержание тем курса
«Как тебя зовут?»
Формирование благоприятной и доверительной атмосферы.
Принятие правил групповой работы, выработка ритуала начала и окончания занятий.
Упражнения «Представление по имени», «Презентация индивидуальности», «Цветик-семицветик».
«В человеке все должно быть прекрасно»
Формирование стремления развивать эстетический вкус, представления о комфорте как единстве здоровья, душевной чистоты и эстетики.
Упражнения «Ассоциация», «Зеркало».
«Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?»
Формирование представления о себе, своем внутреннем мире для того, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, достичь своих целей в жизни.
Упражнения «Моя карточка», «Кто Я?».
«Люди существуют друг для друга»
Формирование представлений о правилах общения.
Обсуждение понятия «общение». Обобщение, что без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Проведение методики «Оцените свою общительность».
Упражнения «Ступени общения», «Люблю – не люблю».
«Каким ты выглядишь в глазах других?»
Формирование стремления понимать индивидуальные различия окружающих, привычки искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
Проведение методики «Каким ты выглядишь в глазах других?»
Упражнения «Печатная машинка», «Я реальный, я глазами других, я идеальный».
«С точки зрения других»
Формирование умение видеть ситуацию глазами другого человека и навыка взаимодействия в таких ситуациях.
Упражнения «Печатная машинка», «Посидите так, как сидит …»
«О пользе критики»
Показать различия между критикой и оскорблением. Формирование умения извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других.
Формирование представление о критическом отношении к себе, показать пользу критического мышления.
Проведение методики «Насколько вы уверены в себе?».
Упражнение «15 слов».
«Хорошо, что мы такие разные»
Обсуждение понятий «толерантность», «инакость», лежащих в основе многих правовых актов. Как мы судим о людях, что является главным в их оценке, как мы относимся к непривычной внешности, непонятным для нас взглядам, к другой традиции, культуре и т.п.
Упражнение «Диалектика», «…быть хорошо (плохо), потому что…»
«Дружба – это…»
Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Выяснение представлений ребят о дружбе. Дать определение понятию «дружба».
Упражнение «Скажи мне ласковое слово».
«Я и мои друзья»
Формирование стремления к совместной деятельности, представления о правилах конструктивного взаимодействия с членами группы.
Проведение методики «Ваша уличная компания».
Упражнение «Закончи предложение».
«Мои одноклассники и одноклассницы»
Формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать, терпимо относиться к различиям в поведении людей.
Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения найти положительные качества в окружающих и высказать их.
Упражнение «Кто тормоз».
«Я и моя семья»
Укрепление привязанности к членам своей семьи, обучение испытывать гордость за их достижения, быть терпимыми к их недостаткам.
Формирование представления о важность семьи в жизни человека.
Упражнения «Я и взрослые», «Я хочу попросить …»
«Неразлучные друзья взрослые и дети»
Обсуждение понятий «семья», «родительский дом – место, где нас ждут, помнят, простят».
Оформление памяток.
Конкурс «Генеалогические дерево моей семьи».
Мир эмоций. Мои эмоции»
Формирование представлений о позах и жестах, как выразительных средствах, несущих важную информацию.
Упражнения «Чувства без слов», «Проявление эмоций», «Картина эмоций».
«Как справиться с плохим настроением»
Формирование представления о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий.
Формирование привычки справляться с раздражением и плохим настроением.
Оформление памяток.
«Спокойствие, только спокойствие!»
Оптимизация своего отношения к экстремальным ситуациям как преодолеваемым, при наличии не только физической, но и психологической готовности.
Оформление памяток.
«Стресс в жизни человека»
Формирование убеждения о способности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях.
Формирование представления о воздействии стресса на организм; обучение эффективно противостоять стрессу.
Игра-активатор «Море волнуется».
«Способы борьбы со стрессом»
Продолжение обучению способам борьбы со стрессом.
Закрепление представлений о состоянии стресса и способах совладения с ним, закрепление навыка конструктивного поведения в ситуации переживания стресса.
Проведение методики «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Дискуссия «Как справиться со стрессом?»
Оформление памяток.
«Как помочь человеку справиться с горем»
Формирование убеждения, что активная практическая деятельность помогает пережить ситуацию печали и горевания; выработка навыка оказания помощи человеку в ситуации печали и горя.
Оформление памяток.
«Конфликты и компромиссы»
Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей.
Формирование способности предвидеть приближение конфликта; выработка навыка решения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.
Упражнение «Испорченный телефон».
Ролевая игра «Конфликт».
«Учимся предотвращать и разрешать конфликты»
Изучение и обсуждение правил выхода из конфликтных ситуаций. Оформление памятки «Учимся жить без конфликтов».
Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта».
Упражнение «Выход из конфликта».
«Способы решения конфликтов с родителями»
Показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с родителями, формирование навыка поведения в конфликте, формирование возможности договариваться в ситуации конфликта.
Упражнение «Прости меня».
Ролевая игра «Конфликт с родителями».
Оформление памятки.
«Право быть ребенком»
Выяснение знаний подростков о правах ребенка. Обсуждение текста Конвенции.
Групповая дискуссия «На что я имею право».
Упражнение «Я хочу – я могу».
«Что такое ответственность?»
Формирование представления об ответственности за свои поступки; формирование убеждения, что умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения; развитие умения прогнозировать последствия своих поступков, умения анализировать.
Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».
Упражнение «Три криминалиста».
«Путешествие в страну «Законию»
Обсуждение текста Конституции Российской Федерации. Работа в группах, игровые ситуации.
Игра «Поругай Золушку».
Оформление памяток по правам ребенка, обязанностям и ответственности несовершеннолетних.
«Умение принимать решение»
Показать, что принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации; особенности принятия персонального и коллективного решения; формирование представления о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.
Игра «Воздушный шар».
Упражнения «Мои поступки», «Мой выбор», «Кино».
«Защита против жестокого обращения»
Формирование стремления избегать ситуаций, связанных с риском стать жертвой насилия; формирование сочувствия к жертвам насилия.
Дать четкие представления о многообразии проявлений насилия. Выработка защитных навыков, которые делают подростков менее уязвимыми в опасных ситуациях, умения обращаться за помощью в случаях насилия.
Упражнение «Телефон доверия».
«Можно ли рисковать «по-умному»?»
Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска как не трусливому, а разумному.
Воспитание негативного отношения к неоправданному риску. Привитие способности при решении жизненных ситуаций избегать путь, связанный с минимальным риском.
Тест «Склонность к риску».
«Полезно или полезные привычки?»
Обсуждение понятия «привычка». Обращение к объяснению понятия в толковом словаре.
Упражнения «Сорняки и розы», «Вам барышня прислала сто рублей».
«Умеешь ли ты сказать «Нет»?»
Формирование представления о силе группового давления на личность, способности делать самостоятельный выбор и умения поступать в соответствии с собственными решениями.
Упражнение «Попробуй отказаться».
Оформление памяток по отказу от вредных привычек и здоровому образу жизни.
«Курить или жить?»
Информирование об опасности курения. Обмен мнениями о пагубном влиянии курения на организм подростка.
Тренинговое упражнение «Убеди друга».
«Говоря наркотикам «нет», ты говоришь своему здоровью «да»
Формирование убеждения, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому, стойкого навыка отказа от ПАВ.
Групповая дискуссия «Употребление ПАВ – дело личное».
Упражнение: «Мой щит».
«Я выбираю здоровье»
Развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни, умения самостоятельно принимать решение за сохранение своего здоровья.
Игры «Угадай вид спорта», «Да – Нет», «Марионетка».
Упражнения «Пословицы, поговорки», «Мифы», «Зубы дареного коня».
Итоговое занятие «Вокзал мечты»
Обобщение сформированных навыков, адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
Упражнение «Чемоданчик пожеланий».
Рефлексия «Что изменилось во мне».
Календарно-тематическое планирование
№№ |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
Виды деятельности учащихся |
|
Как тебя зовут? |
1 час |
07.09.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
В человеке все должно быть прекрасно |
1 час |
14.09.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя? |
1 час |
21.09.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Люди существуют друг для друга |
1час |
28.09.2016 |
выполнение методики, выполнение игровых упражнений |
|
|
Каким ты выглядишь в глазах других? |
1 час |
05.10.2016 |
выполнение методики, игровых упражнений |
|
|
С точки зрения других |
1 час |
19.10.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
О пользе критики |
1 час |
26.10.2016 |
выполнение методики, игровых упражнений |
|
|
Хорошо, что мы такие разные |
1 час |
02.11.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Дружба – это… |
1 час |
09.11.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Я и мои друзья |
1 час |
16.11.2016 |
выполнение методики, игровых упражнений |
|
|
Мои одноклассники и одноклассницы |
1 час |
30.11.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Я и моя семья |
1 час |
07.12.2016 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Неразлучные друзья взрослые и дети |
1 час |
14.12.2016 |
оформление памяток, конкурсные задания |
|
|
Мир эмоций. Мои эмоции |
1 час |
21.12.2016 |
выполнение тренинговых упражнений |
|
|
Как справиться с плохим настроением |
1 час |
28.12.2016 |
дискуссия, оформление памяток |
|
|
Спокойствие, только спокойствие! |
1 час |
11.01.2017 |
дискуссия, оформление памяток |
|
|
Стресс в жизни человека |
1 час |
18.01.2017 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Способы борьбы со стрессом |
1 час |
25.01.2017 |
групповая дискуссия, выполнение методик, оформление памяток |
|
|
Как помочь человеку справиться с горем |
1 час |
01.02.2017 |
дискуссия, оформление памяток |
|
|
Конфликты и компромиссы |
1 час |
08.02.2017 |
участие в ролевой игре, выполнение игровых упражнений |
|
|
Учимся предотвращать и разрешать конфликты |
1 час |
15.02.2017 |
групповая дискуссия, выполнение игровых упражнений, оформление памяток |
|
|
Способы решения конфликтов с родителями |
1 час |
01.03.2017 |
выполнение игровых упражнений, оформление памяток |
|
|
Право быть ребенком |
1 час |
15.03.2017 |
групповая дискуссия, выполнение игровых упражнений |
|
|
Что такое ответственность? |
1 час |
22.03.2017 |
групповая дискуссия, анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений |
|
|
Путешествие в страну «Законию» |
1 час |
29.03.2017 |
выполнение игровых упражнений, оформление памяток |
|
|
Умение принимать решение |
1 час |
05.04.2017 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Защита против жестокого обращения |
1 час |
12.04.2017 |
анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений |
|
|
Можно ли рисковать «по-умному»? |
1 час |
19.04.2017 |
выполнение методики |
|
|
Полезно или полезные привычки? |
1 час |
26.04.2017 |
выполнение игровых упражнений |
|
|
Умеешь ли ты сказать «Нет»? |
1 час |
03.05.2017 |
анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений, оформление памяток |
|
|
Курить или жить? |
1 час |
10.05.2017 |
обмен мнениями, выполнение тренинговых упражнений |
|
|
Говоря наркотикам «нет», ты говоришь своему здоровью «да» |
1 час |
17.05.2017 |
групповая дискуссия, выполнение игровых упражнений |
|
|
Я выбираю здоровье |
1 час |
24.05.2017 |
анализ проблемной ситуации, выполнение игровых упражнений |
|
|
Итоговое занятие «Вокзал мечты» |
1 час |
31.05.2017 |
выполнение игровых упражнений, рефлексия |
Литература для учащихся
Административный кодекс Российской Федерации.
Волков А. Волшебник Изумрудного города. – М.: Детская литература, 1985.
Джерома Дж. Трое в лодке, не считая собаки. Как мы писали роман. Рассказы. Рига, 1987.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Республики Башкортостан.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Твен М. Принц и нищий. – СПб.: Милета, 1992..
Толстой Л.Н. Рассказы и сказки. – Москва, 1991.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка».
Шарль Перро. Золушка. – Ленинград, 1982.
Литература для руководителя
Алоева М.А. Классные часы в 5-7 класса / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.
Майорова Н.П., Черурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Образование - Культура, 2002.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.
Имею право… О ценности жизни. Методическое пособие для родителей, психологов, педагогов / Состав. Р.Б. Зайнашева. – Уфа, 2004.
Педагогика временного детского коллектива. / Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. – Владивосток, 2002.
Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М., 1997.
Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11-х классов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007.
Савченко С.Ф., Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Барабохина В.А., Гаврилова А.Н., Земляная Н.Н., Кудрявцева В.П. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.
Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006.
Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников /Т.М. Жирова. – Волгоград: Панорама, 2006.
13