12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зуев Евгений Владимирович232
Россия, Пермский край, Пермь




                                



Рабочая программа

работы клуба

«Создай свое будущее сам!»





Составитель:

Зуев Евгений Владимирович,

учитель истории и обществознания





2022 год



Пояснительная записка


Программа помогает понять, какие знания, умения и навыки нужно приобретать обучающимся 13-17 лет сейчас, чтобы быть востребованными специалистами в будущем. Основной идеей программы является формирование «Гибких навыков» или навыков soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, самоуправление), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем).  В ходе реализации программы обучающийся научится слушать и убеждать собеседника, публично выступать, работать в команде, создавать и презентовать проект.

Направленность программы: социально-педагогическая.

 Уровень освоения программы: базовый.

 

Актуальность программы заключается в соответствии требованиям Федерального Закона об образовании в РФ: «дополнительное образование подростков и молодежи обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе». 

Ректор Московской школы управления Андрей Шаронов подчеркивает, «что мы должны будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И будущая профессиональная жизнь будет скорее чередой профессий, которые придется осваивать в процессе. В будущем, нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к этому подготовиться».

Надпрофессиональные навыки и умения являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет будущему специалисту повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить из одной отрасли в другую, сохраняя свою востребованность. 

Среди специальных профессиональных навыков XXI века эксперты отмечают: навык комплексно решать проблемы, критически и креативно мыслить, управлять людьми, координировать действия с другими,

формировать собственные суждения и принимать на их основе решения и т.д. Основной идеей программы является формирование «Гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем).

Участие в различных мероприятиях позволяет обучающимся проявить надпрофессиональные навыки на практике и создает условия для социальной активности подростков и молодежи.


Адресат программы – обучающиеся 13-17 лет. Предварительной подготовки ребят не требуется, принимаются все желающие. Количество человек в группе от 10 до 15.

 Формы обучения: занятие.

 

Режим занятий: Количество часов, отведенных на программу в год – 35 часов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 (с переменой 10 минут).

 

Цель: развитие у обучающихся «гибких навыков» или навыков soft-skills через включение в проектную деятельность и мероприятия.

 

Задачи:

  • Развивать социальные навыки (коммуникация, работа в команде, уверенность, эмоциональный интеллект).
  • Развивать управленческие навыки (управление временем, саморазвитием, решение проблем, тайм-менеджмент).
  • Развивать навыки работы с информацией (поиск и анализ информации, креативное мышление).
  • Научить создавать и презентовать проекты.


Планируемые результаты:
личностные:
● созданы условия для изучения самого себя, своих эмоций и поведения;
● приобретение начального позитивного общественного, лидерского, коммуникативного опыта обучающихся;
● проявление потребности в самообразовании и саморазвитии, выстраивание системы самомотивации в данном направлении;
● приобретение начального опыта самостоятельного и осознанного принятия решения, умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор;
● проявление доброты, эмпатии, креативности, целеустремленности и любознательности;

· формирование начальных навыков самооценки;
· умение понимать причины успеха или неуспеха своей деятельности;
метапредметные:

● владение основными приемами логического, критического и креативного мышления;
● овладение начальными практическими умениями планировать цели и пути их достижения, корректировать их выполнение;
● проявление уровня осознанности обучающегося;

· формирование начальных умений организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации творческого продукта;
● приобретение навыков позитивного общения, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения;
● проявление индивидуальности через создание творческих проектов;
предметные (образовательные)
● определен начальный уровень развития soft-skills у обучающихся и построен индивидуальный план развития для каждого обучающегося;
● приобретены первоначальные знания о технологиях и методиках тренировки softskills;
● построен вектор дальнейшего саморазвития каждого обучающегося.

Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение: просторное, светлое помещение, отвечающее санитарным требованиям, парты и стулья, соответствующие росту детей по количеству обучающихся, место для интерактивных упражнений; оборудование - меловая доска или
флипчарт, интерактивная доска или проектор. На тренинговых занятиях необходимы стулья, расставленные по кругу. Канцтовары - ватманы, маркеры, фломастеры, стикеры, скотч, бумага, дидактические материалы, предметы для тренингов.
Информационное обеспечение: интернет-сервисы, в том числе с возможностью онлайн трансляции, презентации, наглядные пособия по темам занятий, аудио-материал (музыкальные композиции, мелодии и звуковые дорожки для релаксации), видеоклипы, фильмы по темам занятия, специализированные приложения для проведения интерактивной деятельности, самообразования, внеаудиторной работы, материал для различных упражнений и заданий.
Кадровое обеспечение: Программа предполагает её реализацию педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое
образование и постоянно повышающим свой профессиональный уровень по данному направлению. Для эффективной реализации программы необходимо сотрудничество с общественными организациями города и области, другими объединениями дополнительного образования.

Формы аттестации:
Формами контроля являются:
● наблюдение
● опросы
● выполнение групповых и индивидуальных практических заданий
● выполнение творческих заданий
● экспертная оценка коллективом обучающихся, проектных групп
● эссе
● решение кейсов
● дискуссия
● саморефлексия
● презентация различных умений
● презентация проектов

Способы контроля:
Начальный контроль
проводится с целью определение начального уровня знаний обучающихся, выявления их интересов, уровня самооценки, развитости различных компетенций. Формой проведения начального контроля является опрос и тестирование.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с разделами УТП, проводится для установления фактического уровня теоретических знаний и практических навыков по темам Программы. Формой проведения текущего контроля является: опрос, тестирование,
написание эссе, прохождение кейсов, презентация проектов, наблюдение за выполнением практических заданий.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 2 раза в год в конце каждого полугодия по изученным тематическим блокам занятий Программы для выявления уровня освоения содержания программы в рамках учебного года. Форма
проведения – тестирование, защита проекта, выполнение кейсовых заданий.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) проводится в конце учебного года по завершению реализации Программы. Форма проведения - итоговое тестирование «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ», практическое задание «Корректировка маршрута развития», проведение обучающимися мастер-классов, акций, разработка социальных проектов.
Так же по итогам года формируется личное портфолио обучающегося и индивидуальный план развития, где в том числе размещаются материалы, созданные в процессе освоения Программы.
В конце учебного года обучающиеся получают сертификат об окончании обучения.


Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов


Форма
аттестации

Всего

теория

практика

1.

Знакомство. Правила группы. Инструктаж по ТБ и ОТ.

2

2

-

Опрос, тестирование

2.

Знакомство с классификациями soft skills

1

1

-

Опрос, наблюдение

3.

Построение индивидуального плана
развития

2

1

1

Выполнение практического
и творческого задания

4.

Целеполагание

4

1

3

Творческое задание

5.

Развитие критического мышления

3

1

2

Тест, наблюдение

6.

Эмоциональный интеллект

4

1

3

Выполнение практических
заданий (наблюдение)

7.

Технологии управления временем

3

2

1

Опрос, наблюдение

8.

Тренировка креативного мышления

4

1

3

Выполнение практических
заданий (наблюдение)

9.

Коммуникативная компетентность

4

1

3

Выполнение практических
заданий (наблюдение)

10.

Социальное проектирование

4

2

2

Наблюдение, опрос, решение
кейса

11.

Работа в команде,
кооперация

3

1

2

Выполнение практических
заданий (наблюдение)

12.

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговое тестирование
(тест по теоретическим
вопросам и практическое
групповое задние), опрос,
саморефлексия



35

14

21













Содержание программы

№ п/п

Тема занятия:

Теория:

Практика:

1.

Знакомство. Правила
группы. Инструктаж
по ТБ и ОТ.

Знакомство с учебно-тематическим планом работы на год.
Инструктаж по ТБ и ОТ. Правила поведения на занятиях. Введение правил группы.

Упражнения на знакомство:
«Факты обо мне»

2.

Знакомство с
классификациями
soft skills

Треугольник skills,
Классификация компетенций по
итогам Всемирного экономического форума с
расшифровкой, «Система 4К»

Упражнение на знакомство и коммуникацию:
«Карточки с вопросами», Упражнение на сплочение
и кооперацию:
«Портрет ученика»,
Упражнение на развитие критического мышления:
«Советский эксперимент – 6 фотографий, 5 людей»,
Упражнение на развитие креативного мышления:
«Дорисуй фигуру»,
Упражнение на самодиагностику: «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ»

3.

Построение
индивидуального
плана развития

Технология построения
индивидуального плана развития

Упражнения на самодиагностику: «Я для себя/родных/друзей/страны»,
«Я - Россия», «Человек Зачем и Почему»,
Дискуссионное задание: «Soft skills – битва супергероев»,
Практические задания: «Цель на курс», «Мой вектор движения»

4.

Целеполагание

Пирамида потребностей
Маслоу, технология построения цели по SMART

Дискуссионное задание: «Своя чужая цель»,
Практическое задание:
«Разбор личной жизненной цели по SMART»,
Упражнение на целеполагание: «Визуализаторы»

5.

Развитие
критического
мышления

Понятие «осознанность»,
технология формирования
собственного мнения

Упражнения на развитие критического мышления:
«Советский эксперимент: портрет старика»,
«Путешественник со стажем», «Ценности компании»

6.

Эмоциональный
интеллект

Техники контроля над эмоциями и предотвращения конфликтов, круг Плутчика

Упражнения на развитие эмоционального
интеллекта:
«Копилка эмоций», «Стихи с эмоциями», «Скорость реакции»
Практическое задание: разбор отрывков из
фильмов
Командная игра:«Quest-battle»

7.

Технологии
управления
временем

Технологии «Слонов» и «Жаб»,
техники хронометрирования,
планирования и организации
рабочего места, Квадранты Кови
(Матрица Эйзенхаувера)

Практические задания: «Квадранты Кови на
ближайшую неделю»,
«Мои пожиратели времени»

8.

Тренировка
креативного
мышления

Способы генерации идей, технологии «мозгового штурма» и «матрицы креатива», тренировка по Эдварду Дэ Боно

Упражнения на развитие креативного мышления:
«Креатив-battle», «Один день из жизни предмета»,
«Дорисуй фигуру», «Четыре линии», «Дерево
креативности»
Практическое задание: «Акция по матрице»
Коллективная игра: «Шедевр или не очень»

9.

Коммуникативная
компетентность

Правила эффективного общения, активного и пассивного слушания, невербальное общение

Упражнения для повышения коммуникативной
компетентности:
«Дрозд», «Совместный
счет», «Джованни Великий», «Умей сказать нет», «Искусство простых вопросов», «Секрет»
Коллективная игра: «Пятница»

10

Социальное
проектирование

Социальное проектирование – секреты кухни
(структура, особенности, проблемы), Теория кабинетов

Практическое задание:
«Лаборатория социального
проектирования»

11.

Работа в команде,
кооперация

Классификация коллективов и
команд, теория управления
коллективом

Упражнения на формирование команды и кооперацию:
«Живая фигура», «Рисунок солнца», «Покрывало»,
«Маятник»
Ролевая игра: «Бункер»
Рефлексия: «Я – часть машины»

12.

Итоговое занятие

-

Упражнение на самодиагностику: «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ», повторение других, запомнившихся упражнений
Рефлексия: «Вчера, сегодня, завтра»
Практическое задание: «Корректировка маршрута
развития»





Список литературы

Нормативные документы

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Концепция развития дополнительного образования. Утверждена Правительством Российской Федерации 4 сентября 2014 года №1726-р.
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  7. Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации МОиН РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).

Список используемой литературы

  1. Статья «The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution» с сайта Всемирного экономического форума. http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics/, http://www3.weforum.org/docs/WEF_FOJ_Executive_Summary_Jobs.pdf
  2. Статья «New Vision for Education Unlocking the Potential of Technology» с сайта Всемирного экономического форума. http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf
  3. Доклад младшего научного сотрудника Центра мониторинга образования ИО НИУ ВШЭ
  4. Брун Ирины Викторовны «Измерение компетенций XXI века» на конференции «Тенденции развития образования», 16-18 февраля 2017 года
  5. Мастер-класс Екатерины Орел и Ирины Брун «4к современного мира: измерение в логике ECD» на четвертой международной летней школе «Теория и практика разработки тестов», август 2017 года https://ioe.hse.ru/monitoring/4k/monitoring/materials
  6. Статья Екатерины Даниловой «Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе» с сайта «Мел» https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova/3492-chto-takoye-obucheniye-4k-zachem-ono-vashemurebenku-i-gde-uchitsya-po-takoy-sisteme
  7. Сайт проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений» https://rugenerations.su/
  8. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Москва-2007. Институт социологии РАН, Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ.
  9. Статьи «Теория поколений», «Поколение Z» из свободной энциклопедии «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений
  10. Сергей Шабанов, Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
  11. Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
  12. Дэниел Пинк «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»
  13. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений»
  14. Эдвард дэ Боно «Генератор креативных идей»
  15. Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков. // Школьный психолог, №43, 2001.- С.12-13.
  16. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения/ Н.Козлов- Екатеринбург: «АРД Лтд», 1997. - 136с.
  17. Лутошкин А.Н. Как вести за собой/ А.Н. Лутошкин – М:»Просвещение», 2001. – 208с.
  18. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указ./ М.В. Мисийчук — Магнитогорск: «Магнитогор. пед. Ин-т», 1994. - 49 с.
  19. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. - М.: «Просвещение», 1989. - 302 с.
  20. Пиз Аллан Язык телодвижений/Алан Пиз. - М.: «Эксмо», 2006. - 272 с Литвак М.Е. Вести из будущего: письма управленцу. «Феникс», 2013. - 576 с

Литература, рекомендованная обучающимся:

1. Эрик Берн, Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди., ИТД «Гранд», Москва, 1999 - 476 с.

2. Литвак М.Е., Вести из будущего: письма управленцу. «Феникс», 2013 - 576 с

3. Эдвард дэ Боно, Генератор креативных идей, «Питер», Санкт-Петербург, 2008 – 196 с.

4. Пиз Аллан Язык телодвижений/Алан Пиз. - М.: «Эксмо», 2006. - 272 с.

5. Интернет ресурс - 40 лучших книг по саморазвитию - https://www.livelib.ru/selection/13942-40-luchshih-knig-po-samorazvitiyu Дата обращения: 25 августа 2016 года

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.