Рабочая программа работы клуба «Создай свое будущее сам!»
Рабочая программа
работы клуба
«Создай свое будущее сам!»
Составитель:
Зуев Евгений Владимирович,
учитель истории и обществознания
2022 год
Пояснительная записка
Программа помогает понять, какие знания, умения и навыки нужно приобретать обучающимся 13-17 лет сейчас, чтобы быть востребованными специалистами в будущем. Основной идеей программы является формирование «Гибких навыков» или навыков soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, самоуправление), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем). В ходе реализации программы обучающийся научится слушать и убеждать собеседника, публично выступать, работать в команде, создавать и презентовать проект.
Актуальность программы заключается в соответствии требованиям Федерального Закона об образовании в РФ: «дополнительное образование подростков и молодежи обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе».
Ректор Московской школы управления Андрей Шаронов подчеркивает, «что мы должны будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И будущая профессиональная жизнь будет скорее чередой профессий, которые придется осваивать в процессе. В будущем, нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к этому подготовиться».
Надпрофессиональные навыки и умения являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет будущему специалисту повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить из одной отрасли в другую, сохраняя свою востребованность.
Среди специальных профессиональных навыков XXI века эксперты отмечают: навык комплексно решать проблемы, критически и креативно мыслить, управлять людьми, координировать действия с другими,
формировать собственные суждения и принимать на их основе решения и т.д. Основной идеей программы является формирование «Гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем).
Участие в различных мероприятиях позволяет обучающимся проявить надпрофессиональные навыки на практике и создает условия для социальной активности подростков и молодежи.
Адресат программы – обучающиеся 13-17 лет. Предварительной подготовки ребят не требуется, принимаются все желающие. Количество человек в группе от 10 до 15.
Формы обучения: занятие.
Режим занятий: Количество часов, отведенных на программу в год – 35 часов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 (с переменой 10 минут).
Цель: развитие у обучающихся «гибких навыков» или навыков soft-skills через включение в проектную деятельность и мероприятия.
Задачи:
Развивать социальные навыки (коммуникация, работа в команде, уверенность, эмоциональный интеллект).
Развивать управленческие навыки (управление временем, саморазвитием, решение проблем, тайм-менеджмент).
Развивать навыки работы с информацией (поиск и анализ информации, креативное мышление).
Научить создавать и презентовать проекты.
Планируемые результаты: личностные: ● созданы условия для изучения самого себя, своих эмоций и поведения; ● приобретение начального позитивного общественного, лидерского, коммуникативного опыта обучающихся; ● проявление потребности в самообразовании и саморазвитии, выстраивание системы самомотивации в данном направлении; ● приобретение начального опыта самостоятельного и осознанного принятия решения, умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор; ● проявление доброты, эмпатии, креативности, целеустремленности и любознательности; · формирование начальных навыков самооценки; · умение понимать причины успеха или неуспеха своей деятельности; метапредметные: ● владение основными приемами логического, критического и креативного мышления; ● овладение начальными практическими умениями планировать цели и пути их достижения, корректировать их выполнение; ● проявление уровня осознанности обучающегося; · формирование начальных умений организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации творческого продукта; ● приобретение навыков позитивного общения, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения; ● проявление индивидуальности через создание творческих проектов; предметные (образовательные) ● определен начальный уровень развития soft-skills у обучающихся и построен индивидуальный план развития для каждого обучающегося; ● приобретены первоначальные знания о технологиях и методиках тренировки softskills; ● построен вектор дальнейшего саморазвития каждого обучающегося.
Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: просторное, светлое помещение, отвечающее санитарным требованиям, парты и стулья, соответствующие росту детей по количеству обучающихся, место для интерактивных упражнений; оборудование - меловая доска или флипчарт, интерактивная доска или проектор. На тренинговых занятиях необходимы стулья, расставленные по кругу. Канцтовары - ватманы, маркеры, фломастеры, стикеры, скотч, бумага, дидактические материалы, предметы для тренингов. Информационное обеспечение: интернет-сервисы, в том числе с возможностью онлайн трансляции, презентации, наглядные пособия по темам занятий, аудио-материал (музыкальные композиции, мелодии и звуковые дорожки для релаксации), видеоклипы, фильмы по темам занятия, специализированные приложения для проведения интерактивной деятельности, самообразования, внеаудиторной работы, материал для различных упражнений и заданий. Кадровое обеспечение: Программа предполагает её реализацию педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое образование и постоянно повышающим свой профессиональный уровень по данному направлению. Для эффективной реализации программы необходимо сотрудничество с общественными организациями города и области, другими объединениями дополнительного образования.
Формы аттестации: Формами контроля являются: ● наблюдение ● опросы ● выполнение групповых и индивидуальных практических заданий ● выполнение творческих заданий ● экспертная оценка коллективом обучающихся, проектных групп ● эссе ● решение кейсов ● дискуссия ● саморефлексия ● презентация различных умений ● презентация проектов Способы контроля: Начальный контроль – проводится с целью определение начального уровня знаний обучающихся, выявления их интересов, уровня самооценки, развитости различных компетенций. Формой проведения начального контроля является опрос и тестирование. Текущий контроль осуществляется в соответствии с разделами УТП, проводится для установления фактического уровня теоретических знаний и практических навыков по темам Программы. Формой проведения текущего контроля является: опрос, тестирование, написание эссе, прохождение кейсов, презентация проектов, наблюдение за выполнением практических заданий. Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) – проводится 2 раза в год в конце каждого полугодия по изученным тематическим блокам занятий Программы для выявления уровня освоения содержания программы в рамках учебного года. Форма проведения – тестирование, защита проекта, выполнение кейсовых заданий. Итоговый контроль (итоговая аттестация) – проводится в конце учебного года по завершению реализации Программы. Форма проведения - итоговое тестирование «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ», практическое задание «Корректировка маршрута развития», проведение обучающимися мастер-классов, акций, разработка социальных проектов. Так же по итогам года формируется личное портфолио обучающегося и индивидуальный план развития, где в том числе размещаются материалы, созданные в процессе освоения Программы. В конце учебного года обучающиеся получают сертификат об окончании обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Форма аттестации
Всего
теория
практика
1.
Знакомство. Правила группы. Инструктаж по ТБ и ОТ.
2
2
-
Опрос, тестирование
2.
Знакомство с классификациями soft skills
1
1
-
Опрос, наблюдение
3.
Построение индивидуального плана развития
2
1
1
Выполнение практического и творческого задания
4.
Целеполагание
4
1
3
Творческое задание
5.
Развитие критического мышления
3
1
2
Тест, наблюдение
6.
Эмоциональный интеллект
4
1
3
Выполнение практических заданий (наблюдение)
7.
Технологии управления временем
3
2
1
Опрос, наблюдение
8.
Тренировка креативного мышления
4
1
3
Выполнение практических заданий (наблюдение)
9.
Коммуникативная компетентность
4
1
3
Выполнение практических заданий (наблюдение)
10.
Социальное проектирование
4
2
2
Наблюдение, опрос, решение кейса
11.
Работа в команде, кооперация
3
1
2
Выполнение практических заданий (наблюдение)
12.
Итоговое занятие
1
-
1
Итоговое тестирование (тест по теоретическим вопросам и практическое групповое задние), опрос, саморефлексия
35
14
21
Содержание программы
№ п/п
Тема занятия:
Теория:
Практика:
1.
Знакомство. Правила группы. Инструктаж по ТБ и ОТ.
Знакомство с учебно-тематическим планом работы на год. Инструктаж по ТБ и ОТ. Правила поведения на занятиях. Введение правил группы.
Упражнения на знакомство: «Факты обо мне»
2.
Знакомство с классификациями soft skills
Треугольник skills, Классификация компетенций по итогам Всемирного экономического форума с расшифровкой, «Система 4К»
Упражнение на знакомство и коммуникацию: «Карточки с вопросами», Упражнение на сплочение и кооперацию: «Портрет ученика», Упражнение на развитие критического мышления: «Советский эксперимент – 6 фотографий, 5 людей», Упражнение на развитие креативного мышления: «Дорисуй фигуру», Упражнение на самодиагностику: «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ»
3.
Построение индивидуального плана развития
Технология построения индивидуального плана развития
Упражнения на самодиагностику: «Я для себя/родных/друзей/страны», «Я - Россия», «Человек Зачем и Почему», Дискуссионное задание: «Soft skills – битва супергероев», Практические задания: «Цель на курс», «Мой вектор движения»
4.
Целеполагание
Пирамида потребностей Маслоу, технология построения цели по SMART
Дискуссионное задание: «Своя чужая цель», Практическое задание: «Разбор личной жизненной цели по SMART», Упражнение на целеполагание: «Визуализаторы»
5.
Развитие критического мышления
Понятие «осознанность», технология формирования собственного мнения
Упражнения на развитие критического мышления: «Советский эксперимент: портрет старика», «Путешественник со стажем», «Ценности компании»
6.
Эмоциональный интеллект
Техники контроля над эмоциями и предотвращения конфликтов, круг Плутчика
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта: «Копилка эмоций», «Стихи с эмоциями», «Скорость реакции» Практическое задание: разбор отрывков из фильмов Командная игра:«Quest-battle»
7.
Технологии управления временем
Технологии «Слонов» и «Жаб», техники хронометрирования, планирования и организации рабочего места, Квадранты Кови (Матрица Эйзенхаувера)
Практические задания: «Квадранты Кови на ближайшую неделю», «Мои пожиратели времени»
8.
Тренировка креативного мышления
Способы генерации идей, технологии «мозгового штурма» и «матрицы креатива», тренировка по Эдварду Дэ Боно
Упражнения на развитие креативного мышления: «Креатив-battle», «Один день из жизни предмета», «Дорисуй фигуру», «Четыре линии», «Дерево креативности» Практическое задание: «Акция по матрице» Коллективная игра: «Шедевр или не очень»
9.
Коммуникативная компетентность
Правила эффективного общения, активного и пассивного слушания, невербальное общение
Упражнения для повышения коммуникативной компетентности: «Дрозд», «Совместный счет», «Джованни Великий», «Умей сказать нет», «Искусство простых вопросов», «Секрет» Коллективная игра: «Пятница»
10
Социальное проектирование
Социальное проектирование – секреты кухни (структура, особенности, проблемы), Теория кабинетов
Практическое задание: «Лаборатория социального проектирования»
11.
Работа в команде, кооперация
Классификация коллективов и команд, теория управления коллективом
Упражнения на формирование команды и кооперацию: «Живая фигура», «Рисунок солнца», «Покрывало», «Маятник» Ролевая игра: «Бункер» Рефлексия: «Я – часть машины»
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Концепция развития дополнительного образования. Утверждена Правительством Российской Федерации 4 сентября 2014 года №1726-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации МОиН РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
Доклад младшего научного сотрудника Центра мониторинга образования ИО НИУ ВШЭ
Брун Ирины Викторовны «Измерение компетенций XXI века» на конференции «Тенденции развития образования», 16-18 февраля 2017 года
Мастер-класс Екатерины Орел и Ирины Брун «4к современного мира: измерение в логике ECD» на четвертой международной летней школе «Теория и практика разработки тестов», август 2017 года https://ioe.hse.ru/monitoring/4k/monitoring/materials
Статья Екатерины Даниловой «Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе» с сайта «Мел» https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova/3492-chto-takoye-obucheniye-4k-zachem-ono-vashemurebenku-i-gde-uchitsya-po-takoy-sisteme
Сергей Шабанов, Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
Дэниел Пинк «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений»
Эдвард дэ Боно «Генератор креативных идей»
Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков. // Школьный психолог, №43, 2001.- С.12-13.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения/ Н.Козлов- Екатеринбург: «АРД Лтд», 1997. - 136с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой/ А.Н. Лутошкин – М:»Просвещение», 2001. – 208с.
Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указ./ М.В. Мисийчук — Магнитогорск: «Магнитогор. пед. Ин-т», 1994. - 49 с.
Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. - М.: «Просвещение», 1989. - 302 с.
Пиз Аллан Язык телодвижений/Алан Пиз. - М.: «Эксмо», 2006. - 272 с Литвак М.Е. Вести из будущего: письма управленцу. «Феникс», 2013. - 576 с
Литература, рекомендованная обучающимся:
1. Эрик Берн, Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди., ИТД «Гранд», Москва, 1999 - 476 с.
2. Литвак М.Е., Вести из будущего: письма управленцу. «Феникс», 2013 - 576 с
3. Эдвард дэ Боно, Генератор креативных идей, «Питер», Санкт-Петербург, 2008 – 196 с.
4. Пиз Аллан Язык телодвижений/Алан Пиз. - М.: «Эксмо», 2006. - 272 с.
5. Интернет ресурс - 40 лучших книг по саморазвитию - https://www.livelib.ru/selection/13942-40-luchshih-knig-po-samorazvitiyu Дата обращения: 25 августа 2016 года