Рабочая программа работы клуба «Создай своё будущее сам!» (8–11 классы)
Рабочая программа
работы клуба
«Создай свое будущее сам!»
Составитель:
Зуев Евгений Владимирович,
учитель истории и обществознания
2022 год
Пояснительная записка
Программа помогает понять, какие знания, умения и навыки нужно приобретать обучающимся 13-17 лет сейчас, чтобы быть востребованными специалистами в будущем. Основной идеей программы является формирование «Гибких навыков» или навыков soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, самоуправление), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем). В ходе реализации программы обучающийся научится слушать и убеждать собеседника, публично выступать, работать в команде, создавать и презентовать проект.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень освоения программы: базовый.
Актуальность программы заключается в соответствии требованиям Федерального Закона об образовании в РФ: «дополнительное образование подростков и молодежи обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе».
Ректор Московской школы управления Андрей Шаронов подчеркивает, «что мы должны будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И будущая профессиональная жизнь будет скорее чередой профессий, которые придется осваивать в процессе. В будущем, нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к этому подготовиться».
Надпрофессиональные навыки и умения являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет будущему специалисту повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить из одной отрасли в другую, сохраняя свою востребованность.
Среди специальных профессиональных навыков XXI века эксперты отмечают: навык комплексно решать проблемы, критически и креативно мыслить, управлять людьми, координировать действия с другими,
формировать собственные суждения и принимать на их основе решения и т.д. Основной идеей программы является формирование «Гибких навыков» или Soft skills, которые не зависят от специфики конкретного учебного предмета, а тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и управленческими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем).
Участие в различных мероприятиях позволяет обучающимся проявить надпрофессиональные навыки на практике и создает условия для социальной активности подростков и молодежи.
Адресат программы – обучающиеся 13-17 лет. Предварительной подготовки ребят не требуется, принимаются все желающие. Количество человек в группе от 10 до 15.
Формы обучения: занятие.
Режим занятий: Количество часов, отведенных на программу в год – 35 часов. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 (с переменой 10 минут).
Цель: развитие у обучающихся «гибких навыков» или навыков soft-skills через включение в проектную деятельность и мероприятия.
Задачи:
- Развивать социальные навыки (коммуникация, работа в команде, уверенность, эмоциональный интеллект).
- Развивать управленческие навыки (управление временем, саморазвитием, решение проблем, тайм-менеджмент).
- Развивать навыки работы с информацией (поиск и анализ информации, креативное мышление).
- Научить создавать и презентовать проекты.
Планируемые результаты:
личностные:
● созданы условия для изучения самого себя, своих эмоций и поведения;
● приобретение начального позитивного общественного, лидерского, коммуникативного опыта обучающихся;
● проявление потребности в самообразовании и саморазвитии, выстраивание системы самомотивации в данном направлении;
● приобретение начального опыта самостоятельного и осознанного принятия решения, умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор;
● проявление доброты, эмпатии, креативности, целеустремленности и любознательности;
· формирование начальных навыков самооценки;
· умение понимать причины успеха или неуспеха своей деятельности;
метапредметные:
● владение основными приемами логического, критического и креативного мышления;
● овладение начальными практическими умениями планировать цели и пути их достижения, корректировать их выполнение;
● проявление уровня осознанности обучающегося;
· формирование начальных умений организовывать свою деятельность, выбирать средства для реализации творческого продукта;
● приобретение навыков позитивного общения, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения;
● проявление индивидуальности через создание творческих проектов;
предметные (образовательные)
● определен начальный уровень развития soft-skills у обучающихся и построен индивидуальный план развития для каждого обучающегося;
● приобретены первоначальные знания о технологиях и методиках тренировки softskills;
● построен вектор дальнейшего саморазвития каждого обучающегося.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение: просторное, светлое помещение, отвечающее санитарным требованиям, парты и стулья, соответствующие росту детей по количеству обучающихся, место для интерактивных упражнений; оборудование - меловая доска или
флипчарт, интерактивная доска или проектор. На тренинговых занятиях необходимы стулья, расставленные по кругу. Канцтовары - ватманы, маркеры, фломастеры, стикеры, скотч, бумага, дидактические материалы, предметы для тренингов.
Информационное обеспечение: интернет-сервисы, в том числе с возможностью онлайн трансляции, презентации, наглядные пособия по темам занятий, аудио-материал (музыкальные композиции, мелодии и звуковые дорожки для релаксации), видеоклипы, фильмы по темам занятия, специализированные приложения для проведения интерактивной деятельности, самообразования, внеаудиторной работы, материал для различных упражнений и заданий.
Кадровое обеспечение: Программа предполагает её реализацию педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое образование и постоянно повышающим свой профессиональный уровень по данному направлению. Для эффективной реализации программы необходимо сотрудничество с общественными организациями города и области, другими объединениями дополнительного образования.
Формы аттестации:
Формами контроля являются:
● наблюдение
● опросы
● выполнение групповых и индивидуальных практических заданий
● выполнение творческих заданий
● экспертная оценка коллективом обучающихся, проектных групп
● эссе
● решение кейсов
● дискуссия
● саморефлексия
● презентация различных умений
● презентация проектов
Способы контроля:
Начальный контроль – проводится с целью определение начального уровня знаний обучающихся, выявления их интересов, уровня самооценки, развитости различных компетенций. Формой проведения начального контроля является опрос и тестирование.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с разделами УТП, проводится для установления фактического уровня теоретических знаний и практических навыков по темам Программы. Формой проведения текущего контроля является: опрос, тестирование,
написание эссе, прохождение кейсов, презентация проектов, наблюдение за выполнением практических заданий.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) – проводится 2 раза в год в конце каждого полугодия по изученным тематическим блокам занятий Программы для выявления уровня освоения содержания программы в рамках учебного года. Форма
проведения – тестирование, защита проекта, выполнение кейсовых заданий.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – проводится в конце учебного года по завершению реализации Программы. Форма проведения - итоговое тестирование «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ», практическое задание «Корректировка маршрута развития», проведение обучающимися мастер-классов, акций, разработка социальных проектов.
Так же по итогам года формируется личное портфолио обучающегося и индивидуальный план развития, где в том числе размещаются материалы, созданные в процессе освоения Программы.
В конце учебного года обучающиеся получают сертификат об окончании обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Форма | ||||
Всего | теория | практика | |||||
1. | Знакомство. Правила группы. Инструктаж по ТБ и ОТ. | 2 | 2 | - | Опрос, тестирование | ||
2. | Знакомство с классификациями soft skills | 1 | 1 | - | Опрос, наблюдение | ||
3. | Построение индивидуального плана | 2 | 1 | 1 | Выполнение практического | ||
4. | Целеполагание | 4 | 1 | 3 | Творческое задание | ||
5. | Развитие критического мышления | 3 | 1 | 2 | Тест, наблюдение | ||
6. | Эмоциональный интеллект | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических | ||
7. | Технологии управления временем | 3 | 2 | 1 | Опрос, наблюдение | ||
8. | Тренировка креативного мышления | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических | ||
9. | Коммуникативная компетентность | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических | ||
10. | Социальное проектирование | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, опрос, решение | ||
11. | Работа в команде, | 3 | 1 | 2 | Выполнение практических | ||
12. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Итоговое тестирование | ||
35 | 14 | 21 | |||||
Содержание программы
№ п/п | Тема занятия: | Теория: | Практика: |
1. | Знакомство. Правила | Знакомство с учебно-тематическим планом работы на год. | Упражнения на знакомство: |
2. | Знакомство с | Треугольник skills, | Упражнение на знакомство и коммуникацию: |
3. | Построение | Технология построения | Упражнения на самодиагностику: «Я для себя/родных/друзей/страны», |
4. | Целеполагание | Пирамида потребностей | Дискуссионное задание: «Своя чужая цель», |
5. | Развитие | Понятие «осознанность», | Упражнения на развитие критического мышления: |
6. | Эмоциональный | Техники контроля над эмоциями и предотвращения конфликтов, круг Плутчика | Упражнения на развитие эмоционального |
7. | Технологии | Технологии «Слонов» и «Жаб», | Практические задания: «Квадранты Кови на |
8. | Тренировка | Способы генерации идей, технологии «мозгового штурма» и «матрицы креатива», тренировка по Эдварду Дэ Боно | Упражнения на развитие креативного мышления: |
9. | Коммуникативная | Правила эффективного общения, активного и пассивного слушания, невербальное общение | Упражнения для повышения коммуникативной |
10 | Социальное | Социальное проектирование – секреты кухни | Практическое задание: |
11. | Работа в команде, | Классификация коллективов и | Упражнения на формирование команды и кооперацию: |
12. | Итоговое занятие | - | Упражнение на самодиагностику: «Колесо осознанности по компетенциям ВЭФ», повторение других, запомнившихся упражнений |
Список литературы
Нормативные документы
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Концепция развития дополнительного образования. Утверждена Правительством Российской Федерации 4 сентября 2014 года №1726-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации МОиН РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
Список используемой литературы
- Статья «The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution» с сайта Всемирного экономического форума. http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2016/shareable-infographics/, http://www3.weforum.org/docs/WEF_FOJ_Executive_Summary_Jobs.pdf
- Статья «New Vision for Education Unlocking the Potential of Technology» с сайта Всемирного экономического форума. http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf
- Доклад младшего научного сотрудника Центра мониторинга образования ИО НИУ ВШЭ
- Брун Ирины Викторовны «Измерение компетенций XXI века» на конференции «Тенденции развития образования», 16-18 февраля 2017 года
- Мастер-класс Екатерины Орел и Ирины Брун «4к современного мира: измерение в логике ECD» на четвертой международной летней школе «Теория и практика разработки тестов», август 2017 года https://ioe.hse.ru/monitoring/4k/monitoring/materials
- Статья Екатерины Даниловой «Что такое обучение 4К, зачем оно вашему ребенку и где учиться по такой системе» с сайта «Мел» https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova/3492-chto-takoye-obucheniye-4k-zachem-ono-vashemurebenku-i-gde-uchitsya-po-takoy-sisteme
- Сайт проекта «RuGenerations – российская школа Теории поколений» https://rugenerations.su/
- Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Москва-2007. Институт социологии РАН, Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ.
- Статьи «Теория поколений», «Поколение Z» из свободной энциклопедии «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений
- Сергей Шабанов, Алена Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
- Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
- Дэниел Пинк «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»
- Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений»
- Эдвард дэ Боно «Генератор креативных идей»
- Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков. // Школьный психолог, №43, 2001.- С.12-13.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения/ Н.Козлов- Екатеринбург: «АРД Лтд», 1997. - 136с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой/ А.Н. Лутошкин – М:»Просвещение», 2001. – 208с.
- Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указ./ М.В. Мисийчук — Магнитогорск: «Магнитогор. пед. Ин-т», 1994. - 49 с.
- Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. - М.: «Просвещение», 1989. - 302 с.
- Пиз Аллан Язык телодвижений/Алан Пиз. - М.: «Эксмо», 2006. - 272 с Литвак М.Е. Вести из будущего: письма управленцу. «Феникс», 2013. - 576 с
Литература, рекомендованная обучающимся:
1. Эрик Берн, Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди., ИТД «Гранд», Москва, 1999 - 476 с.
2. Литвак М.Е., Вести из будущего: письма управленцу. «Феникс», 2013 - 576 с
3. Эдвард дэ Боно, Генератор креативных идей, «Питер», Санкт-Петербург, 2008 – 196 с.
4. Пиз Аллан Язык телодвижений/Алан Пиз. - М.: «Эксмо», 2006. - 272 с.
5. Интернет ресурс - 40 лучших книг по саморазвитию - https://www.livelib.ru/selection/13942-40-luchshih-knig-po-samorazvitiyu Дата обращения: 25 августа 2016 года