Рабочая программа по истории для учащихся 6–8 классов учреждений VIII вида
Рабочая программа
по истории
(6-8 классы)
Содержание
1. |
Пояснительная записка …………………………………………... |
3 |
2. |
Содержание программы ………………………………………….. |
6 |
3. |
Учебно-тематический план ……………………………………… |
21 |
4. |
Планируемые результаты освоения программы ………………. |
37 |
5. |
Материально-техническое обеспечение реализации программы………………………………………………………….. |
40 |
6. |
Литература ………………………………………………………… |
31 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, 6-8 класс, 2010.
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Определенная сложность освоения программы подготовки, усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, шириной общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития тех функций, которые нарушены при умственной отсталости: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, необходимо, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и другими предметами.
Основные задачи современного школьного курса истории – дать элементарные, но научные и систематизированные сведения об истории возникновения и развития человека, человеческой цивилизации, населении, быте людей в прошлом, о прошлом своего государства.
Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6-9 классов с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности.
Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении учащихся с нарушением интеллекта.
Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого учащегося с нарушением интеллекта при изучении истории.
Задачи:
формирование элементарных исторических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
развитие любознательности, научного мировоззрения;
формирование умений работать с исторической картой, и другими историческими источниками (наглядными пособиями);
привитие любви к Родине;
привитие и развитие гражданских и патриотических чувств.
Учитывая задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания истории предусматривают цикличность изучения материала (в разных формах и объеме). Учебный материал постепенно усложняется и расширяется от 6 к 8 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных исторических знаний и умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
Программа по истории включает:
6 класс - «Мир истории», 2 ч в неделю;
7 класс - «История Отечества» (Древняя Русь, Российское государство с X по XVII в.), 2 ч в неделю;
8 класс - «История Отечества» (Российская империя XVII — начала XX в.), 2 ч в неделю;
Содержание программы
Начальный курс истории
6 класс
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел I. Введение (20 ч)
Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. (6 ч)
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России (2—3примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о родословной. Понятия: поколение, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Соседи. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улица моего дома, моей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственные герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине. Соседние государства. Другие страны мира (обзорно, с примерами).
Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты солнечной системы, солнце, луна.
Тема 2. Представления о времени в истории (6 ч)
Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.
Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера — прошлое; сегодня, сейчас — настоящее; завтра, через день, через месяц, через год — будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Тема 3. Начальные представления об истории (6 ч)
История — наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3—4 примера).
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор).
Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.
Раздел II. История Древнего мира (12 ч)
Тема 1. История появления и развития древнего человека (7 ч)
Повторение. Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.
Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Тема 2. Человек разумный (3 ч)
Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.
Раздел III. История вещей и дел человека (21 ч)
Тема 1. История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней) (3 ч).
Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, производство пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха, его последствия в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, лазерная, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Тема 2. История использования человеком воды (4 ч)
Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Тема 3. История жилища человека (2 ч)
Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней.
Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Тема 4. История появления мебели (2 ч)
Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Тема 5. История питания человека (3 ч)
Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота; земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение животных человеком для улучшения питания и других хозяйственных нужд.
История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.
Влияние природных условий на традиции в питании разных народов как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Тема 6. История появления посуды (3 ч)
Повторение. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3—4 примера).
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции в ее изготовлении (3—4 примера).
Посуда из других материалов. История фарфора, история хрусталя; посуда из драгоценных металлов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели».
Тема 7. История появления одежды и обуви (4 ч)
Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции в изготовлении одежды (2—3 примера).
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Раздел IV. История человеческого общества (12 ч)
Тема 1 Первобытные люди. (4 ч)
Повторение. Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества.
Тема 2 Понятия о науке. (3 ч)
Понятия о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2—3 примера). Направления в науке, астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры). История латинского и славянского алфавита.
История книги и книгопечатания (общие представления).
История воспитания и образования. Особенности воспитания в первобытном обществе. Сословия в обществе и содержание образования. История школы. Влияние образования на развитие науки, духовной и культурной среды человека. Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих ценностях и культурных нормах. Культура материальная и духовная. Понятие о цивилизации.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).
Тема 3 Сообщества первых людей. (5 ч)
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий по курсу.
Чтение текстов, словарная работа, рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи,
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми), составление вопросов для викторин, просмотр фильмов о культурных памятниках.
Игры: «Путешествие в страну Историю», выпуск исторической газеты; подготовка и проведение викторин: «История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города».
Творческие задания
Изготовление альбомов, стендов; подготовка и проведение тематических игр, викторин, вечеров; организация клуба «Мир истории».
7 класс
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (6 ч).
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.
Наша Родина - Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны.
Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода (11 ч).
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки - восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы- предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Киевская Русь (15 ч).
Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне.
Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей. Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри - спасители земли русской. Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность.
Летописи и летописцы. «Повесть временных лет». Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей- холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси. Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты.
Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха - первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» - советы детям о доброте и любви. Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Киевской Руси (9 ч).
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси. Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «Великого Киевского князя».
Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздальского княжества при князе Всеволоде.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи. Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.
Русская культура в XII-XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями (9 ч).
Монгола-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.
Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монгола-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монгола-татарам.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель (17).
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи. Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
Жизнь и быт простых людей Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван 111 (1462-1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство. Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства-Судебника.
Рекомендуемые виды практических заданий по курсу.
Чтение текстов, словарная работа, рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи,
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми), составление вопросов для викторин, просмотр фильмов о культурных памятниках.
Игры: «Путешествие в страну Историю», выпуск исторической газеты; подготовка и проведение викторин: «История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города».
Творческие задания
Изготовление альбомов, стендов; подготовка и проведение тематических игр, викторин, вечеров; организация клуба «Мир истории».
8 класс
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
1. Единая Россия (конец XV — начало XVII века) (21 ч).
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Борьба монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение всех земель вокруг Волги к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
2. Великие преобразования России в XVIII веке (19 ч).
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
3. История нашей страны в период XIX века (28 ч).
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.
Рекомендуемые виды практических заданий по курсу.
Чтение текстов, словарная работа, рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи,
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми), составление вопросов для викторин, просмотр фильмов о культурных памятниках.
Игры: «Путешествие в страну Историю», выпуск исторической газеты; подготовка и проведение викторин: «История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города».
Творческие задания
Изготовление альбомов, стендов; подготовка и проведение тематических игр, викторин, вечеров; организация клуба «Мир истории».
Учебно-тематический план
6 «А» класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Введение |
20 |
||
1. |
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас |
6 |
|
2. |
Представление о времени и истории |
6 |
|
3. |
Начальные представления об истории |
6 |
|
4. |
Повторительно – обобщающий урок по теме. |
2 |
|
История Древнего мира |
12 |
||
5. |
Первые люди на земле |
7 |
|
6. |
Человек разумный |
3 |
|
7. |
Повторительно – обобщающий урок по теме : «История Древнего мира». |
2 |
|
История вещей и дел человека |
21 |
||
8. |
История освоения человеком огня, энергии |
3 |
|
9 |
История использования человеком воды |
3 |
|
10. |
История жилища человека |
3 |
|
11. |
История появления мебели |
2 |
|
12. |
История питания человека |
2 |
|
13. |
История появления посуды |
2 |
|
14. |
История появления одежды и обуви |
2 |
|
15. |
Повторительно – обобщающий урок по теме : «История вещей и дел человека». |
4 |
|
История человеческого общества |
11 |
||
16. |
Первобытные люди |
3 |
|
17. |
Понятие о науке |
3 |
|
18. |
Сообщества первых людей |
3 |
|
20. |
Повторительно – обобщающий урок по теме : «История человеческого общества». |
2 |
|
21. |
Итоговое повторение по курсу истории |
4 |
Учебно-тематический план
7 «А» класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Введение в историю |
6 |
||
1. |
История –наука о прошлом |
1 |
|
2. |
Исторические памятники |
1 |
|
3. |
Наша Родина - Россия |
1 |
|
4. |
Моя родословная |
1 |
|
5. |
Счет лет в истории |
1 |
|
6. |
Историческая карта |
1 |
|
История нашей страны древнейшего периода |
11 |
||
7. |
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов |
1 |
|
8. |
Роды и племена восточных славян и их старейшины |
1 |
|
9. |
Славянский поселок |
1 |
|
10. |
Основные занятия восточных славян. |
1 |
|
11. |
Ремесла восточных славян. |
1 |
|
12. |
Обычаи восточных славян |
1 |
|
13. |
Верования восточных славян |
1 |
|
14. |
Соседи восточных славян |
1 |
|
15. |
Славянские воины и богатыри |
1 |
|
16. |
Объединение восточных славян под властью Рюрика |
1 |
|
17. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода». |
1 |
|
Киевская Русь |
15 |
||
18. |
Образование государства восточных славян – Киевской Руси |
1 |
|
19. |
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга |
1 |
|
20. |
Укрепление власти князя |
1 |
|
21. |
Оборона Руси от врагов |
1 |
|
22. |
Крещение Руси при князе Владимире |
1 |
|
23. |
Былины – источник знаний о Киевской Руси |
1 |
|
24. |
Культура и искусство |
1 |
|
25. |
Княжеское и дворянское подворье |
1 |
|
26. |
Жизнь и быт людей в Киевской Руси |
1 |
|
27. |
Правление Ярослава Мудрого |
1 |
|
28. |
Образование и грамотность на Руси |
1 |
|
29. |
Летописи и летописцы |
1 |
|
30. |
Киевский князь Владимир Мономах |
1 |
|
31. |
Рост и укрепление древнерусских городов. |
1 |
|
32. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Киевская Русь». |
1 |
|
Распад Киевской Руси |
9 |
||
33. |
Причины распада Киевской Руси. |
1 |
|
34. |
Образование самостоятельных княжеств. |
1 |
|
35. |
Киевское княжество в XII веке. |
1 |
|
36. |
Владимиро – Суздальское княжество. |
1 |
|
37. |
Господин Великий Новгород. |
1 |
|
38. |
Торговля и ремесла Новгородской земли. |
1 |
|
39. |
Новгородское вече. |
1 |
|
40. |
Русская культура в XII – XIII веках. |
1 |
|
41. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси». |
1 |
|
Борьба Руси с иноземными завоевателями |
9 |
||
42. |
Монголо – татары. |
1 |
|
43. |
Нашествие монголо – татар на Русь. |
1 |
|
44. |
Героическая борьба русских людей против монголо – татар. |
1 |
|
45. |
Русь под монголо – татарским игом. |
1 |
|
46. |
Рыцари - крестоносцы. |
1 |
|
47. |
Александр Невский и Новгородская дружина |
1 |
|
48. |
Невская битва |
1 |
|
49. |
Ледовое побоище. |
1 |
|
50. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями». |
1 |
|
Начало объединения Русских земель |
17 |
||
51. |
Возвышение Москвы |
2 |
|
52. |
Московский князь Иван Калита, его успехи. |
1 |
|
53. |
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. |
1 |
|
54. |
Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. |
1 |
|
55. |
Сергий Радонежский. |
1 |
|
56. |
Битва на Куликовом поле. |
1 |
|
57. |
Значение Куликовской битвы для русского народа. |
2 |
|
58. |
Иван III. Освобождение от иноземного ига. |
2 |
|
59. |
Укрепление Московского государства. |
2 |
|
60. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель». |
1 |
|
61. |
Итоговое повторение по курсу истории |
3 |
Учебно-тематический план
8 «А» класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Единая Россия (конец 15-17 века) |
21 |
||
1. |
Вводный урок. |
1 |
|
2. |
Иван III Великий – глава единого государства Российского. |
1 |
|
3. |
Расширение государства Российского при Василии III. |
1 |
|
4. |
Русская православная церковь в Российском государстве. |
1 |
|
5. |
Первый русский царь Иван IV Грозный. |
1 |
|
6. |
Опричнина Ивана Грозного. |
1 |
|
7. |
Присоединение к Российскому государству Поволжья. |
1 |
|
8. |
Покорение Сибири. |
1 |
|
9. |
Быт простых и знатных людей. |
1 |
|
10. |
Москва – столица Российского государства. |
1 |
|
11. |
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». |
1 |
|
12. |
Великий иконописец Андрей Рублев. |
1 |
|
13. |
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. |
1 |
|
14. |
Правление Бориса Годунова. |
1 |
|
15. |
Смутное время. |
1 |
|
16. |
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. |
1 |
|
17. |
Начало правления династии Романовых. |
1 |
|
18. |
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый). |
1 |
|
19. |
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй). |
1 |
|
20. |
Раскол в Русской православной церкви. |
1 |
|
21. |
Освоение Сибири и Дальнего Востока. |
1 |
|
22. |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)» |
1 |
|
Великие преобразования России в 18 веке. |
19 |
||
23. |
Начало правления Петра I. |
1 |
|
24. |
Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга. |
1 |
|
25. |
Полтавская битва. |
1 |
|
26. |
Победа Русского флота. Окончание Северной войны. |
1 |
|
27. |
Петр I – первый российский император. |
1 |
|
28. |
Преобразования Петра I. |
1 |
|
29. |
Эпоха дворцовых переворотов. |
1 |
|
30. |
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. |
1 |
|
31. |
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. |
1 |
|
32. |
Правление Екатерины II. |
1 |
|
33. |
Золотой век дворянства. |
1 |
|
34. |
Положение крепостных крестьян. |
1 |
|
35. |
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. |
1 |
|
36. |
Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. |
1 |
|
37. |
Знаменитый полководец Александр Суворов. |
1 |
|
38. |
Русские изобретатели и умельцы. |
1 |
|
39. |
Развитие литературы и искусства в XVIII веке. |
1 |
|
40. |
Быт и нравы русских людей в XVIII веке. |
1 |
|
41. |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке» |
1 |
|
История нашей страны в XIX веке. |
28 |
||
42. |
Россия в начале XIX века. |
2 |
|
43. |
Начало Отечественной войны 1812 года. |
1 |
|
44. |
Бородинская битва. |
1 |
|
45. |
Оставление Москвы. |
1 |
|
46. |
Народная война против армии Наполеона. |
1 |
|
47. |
Отступление и гибель французской армии. |
1 |
|
48. |
Правление Александра I. |
1 |
|
49. |
Создание тайных обществ в России. |
1 |
|
50. |
Восстание декабристов. |
1 |
|
51. |
Император Николай I. |
1 |
|
52. |
Золотой век русской культуры. |
1 |
|
53. |
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. |
1 |
|
54. |
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. |
1 |
|
55. |
Крымская война 1853 – 1856 гг. |
1 |
|
56. |
Отмена крепостного права. |
1 |
|
57. |
Реформы Александра II. |
1 |
|
58. |
Правление Александра III. |
1 |
|
59. |
Развитие российской промышленности. |
1 |
|
60. |
Появление революционных кружков в России. |
1 |
|
61. |
Наука и культура во второй половине XIX в. |
1 |
|
62. |
Жизнь и быт русских купцов. |
1 |
|
63. |
Быт простых россиян в XIX веке. |
1 |
|
64. |
Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.» |
1 |
|
65. |
Итоговое повторение по курсу истории |
3 |
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы по истории в 6 - 8 классах включают достижение учащимися с нарушением интеллекта следующих видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
Минимальный уровень:
знать, что изучает предмет история;
объяснять значение словарных слов и понятий;
знать историю возникновения государства, его структуру и функцию;
знать важные исторические факты и события из истории нашей страны;
ориентироваться в названиях древних городов Руси.
знать основные этапы развития Российского государства (от образования Киевской Руси, до создания Российской империи).
Достаточный уровень:
1. знать условия и причины возникновения различных исторических фактов;
2. уметь ориентироваться в исторической фактологии;
3. уметь проводить анализ причин и условий возникновения тех или иных исторических фактов и явлений;
Личностные результаты
Развитие интереса к истории, как своей страны, так и семьи, рода…
развитие знаний о правилах этикета, культуры речи;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
развитие целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
развитие мотивации к изучению предмета;
7. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
8. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
Контроль достижения обучающимися планируемых результатов осуществляется в ходе промежуточной аттестации по итогам учебных четвертей и года. Аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, практических работа, тестирования, творческих проектов, оценки устных ответов обучающихся. По итогам аттестации учащимся выставляется отметка. Для проведения аттестации по итогам изученной темы, четверти, года в календарно-тематическом планировании предусмотрены повторительно-обобщающие уроки и итоговые занятия на которых проводятся контрольные работы или устные опросы.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы по истории. Оно должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся.
В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:
Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные МОиН РФ;
справочные материалы: справочники по истории, энциклопедии, книги для чтения, атласы;
программно-методические материалы;
печатные пособия: таблицы по темам программы, портреты, географические карты, рельефные физические карты (в соответствии с требованиями программы),альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;
информационно-коммуникационные средства: мультимедийные обучающие программы, электронные энциклопедии, комплекты видеофильмов;
технические средства обучения;
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Литература
Б.П. Пузанов и др. История России, учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида, для 7 класса, Москва 2013г.-311с.
Б.П. Пузанов и др. История России, учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида, для 8 класса, Москва 2013г.-311с.
Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
В.П. Алексеев, А.И. Першиц История первобытного общества, Москва 2007-354с.
И.М. Дьяконов История древнего мира т.1 Москва 1989г. – 470с.
И.М. Дьяконов История древнего мира т.2 Москва 1989г. – 574с.
И.М. Дьяконов История древнего мира т.3 Москва 1989г. – 407с.
А.Н. Сахаров История России Москва 2012г. – 768с.
А.Г. Кузьмин История России с древнейших времен до 1618г. т.1, Москва 2004г. – 450с.
А.Г. Кузьмин История России с древнейших времен до 1618г. т.2, Москва 2004г. – 466с.