12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черкунова Анна Дмитриевна455
Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе, но по призванию всё же дошкольный логопед-дефектолог. Поэтому в сфере моих интересов - вызывание речи у детей с ранним детским аутизмом и сенсомоторной алалией.
Россия, Нижегородская обл., Кулебаки

Министерство образования Нижегородской области

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

школа № 1

Индивидуальная рабочая программа

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

для учащегося 1 класса

____________________________________________________

(фио)

Логопедическое заключение: дизартрия, ОНР III уровня при ДЦП

Учитель-логопед:

Черкунова Анна Дмитриевна

 

г. Кулебаки

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ДЦП), характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.

Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень речевой коммуникации: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.

При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе, при разработке программы логопедического сопровождения.

Цель: устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи.

Адресат:  обучающийся 1 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией при ДЦП, испытывающий стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Для данного учащегося характерны:

нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат;

недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа  «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путает, в основном, сложные предлоги: из-за = за, из-под = под).

недостаточно развита связная речь: испытывает значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеет отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.

Программа способствует решению следующих задач:

развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;

формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

закреплять звуко-буквенные связи;

формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;

развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;

развивать коммуникативную готовность к обучению.

Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.

Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.

Форма организации учебного процесса - индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 60 часов в год (2 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант, списывание.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающегося к концу коррекционного обучения:

Обучающийся должен знать:

все звуки и буквы русского языка;

все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающийся должен уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

Содержание программы

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово. Слог. (2ч)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием  графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)

Звуки и буквы.(52ч)

Речевые/неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков.

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.

Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты.

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный -ь-, -ъ-.

Звукобуквенный анализ слов.

Работа над словом. (6ч)

 Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Параллельно развитию речевой грамоты ведется работа по обогащению активного речевого словаря и развитию грамматический строй речи по лексическим темам: Грибы, Ягоды, Осень, Перелётные птицы, Фрукты, Овощи, Деревья, Продукты питания, Зима, Зимующие птицы, Перелетные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Животные Севера, Животные жарких стран, Одежда и головные уборы., Обувь, Посуда, Семья, Весна, Транспорт, Профессии, Мебель, Насекомые, Лето, Домашние цветы, Полевые цветы.

Оценка результативности программы - итоговая контрольная работа. (1ч. в период итоговой диагностики).

В практической деятельности применяются следующие ЗСТ:

Дыхательная гимнастика

Логопедическая ритмика

Динамическая пауза

Упражнения на развитие мелкой моторики

Зрительная гимнастика

Кинезиологические приемы

Все упражнения являются органичным продолжением коррекционного занятия и повышают активность детей.

Дыхательная гимнастика

Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.

Регулирует дыхательный ритм

Формирует навык правильного дыхания

Формирует темпо-ритмические характеристики речи

Логоритмические упражнения направлены на:

Коррекцию речевых нарушений

Обучению правильному дыханию

Оптимизацию мышечного тонуса

Обучение релаксации

Развитие чувства ритма

Формирование пространственных представлений

Развитие психических функций

Формирование межполушарного взаимодействия.

Динамические паузы направлены на:

Снятие усталости и напряженности

Выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Совершенствование и развитие общей моторики

Развитие ВПФ

Обогащение внутреннего мира

Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики

Положительно и эффективно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

Зрительная гимнастика:

Снижает утомляемость глаз

Расширяет зрительное поле

Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз

Снижает спазм аккомодации глаз

Служит профилактикой нарушения зрения

Кинезиологические приемы способствуют:

Профилактике и преодолению нарушений устной речи, чтения и письма.

Улучшению почерка

Развитию внимания, памяти, пространственных представлений.

Повышают способность к самоконтролю.

Все здоровьесберегающие технологии, используемые в практике, дают положительный эффект в коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся.

Используемые виды упражнений

Дыхательная гимнастика

-Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх

-Задержать дыхание. Во время задержки дыхания концентрировать внимание на середине ладони.

-Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками: круг, квадрат, треугольник. Упражнения выполняются по музыку.

Логоритмические упражнения

Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и ритма.

Упражнения по логоритмике включают следующие виды упражнений:

1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

3. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

4. Счетные упражнения.

5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

6. Пальчиковые игры.

7. Упражнения на развитие мимики

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

9. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Динамические паузы

Игры со стихами «Расскажи стихи руками»

Физминутки на различные лексические темы и дифференцируемые звуки.

Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма.

Развитие мелкой моторики:

Обводки, трафареты, шнуровки, спирографы.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

Пальчиковые игры со скороговорками, стихами

Пальчиковый алфавит

Зрительная гимнастика

Вертикальные движения глаз «ВВЕРХ-ВНИЗ»

Горизонтальные движения глаз «ВЛЕВО-ВПРАВО»

Вращение глазами по часовой стрелке и против

«МЕТЕЛКИ»- частое моргание глаз

«Рисование» глазами цифр, кругов и пружин

Кинезиологические упражнения

«Колечко»

«Кулак-ребро-ладонь»

Зеркальное рисование

«Ухо-нос»

Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур

Комплексное использование оздоровительных моментов в учебной практике позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников и помогает в коррекции различных нарушений.

Календарно - тематическое планирование

при коррекции ОНР

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

 

Предложение. Осень.

1

 

Слог. Фрукты.

1

 

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Овощи.

1

 

Гласные звуки и буквы. Признаки гласных звуков. Фрукты и овощи.

1

 

Гласный звук А. Выделение звука на фоне слога, слова. Ягоды.

2

 

Гласный звук О. Выделение звука на фоне слога, слова. Ягоды.

2

 

Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова. Грибы.

2

 

Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога, слова. Грибы.

2

 

Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова. Деревья.

2

 

Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова. Деревья.

2

 

Выделение гласных звуков из односложных, двусложных, трехсложных слов. Составление схем. Посуда.

1

 

Деление слов на слоги. Одно,2-х, 3-х, 4-х сложные слова. Посуда.

1

 

Характеристика частей слова. Ударение. Зима.

1

 

Согласные звуки и буквы. Признаки согласных. Мебель.

1

 

Выделение первого и последнего согласного из слова. Мебель.

2

 

Звонкие и глухие согласные. Домашние животные.

1

 

Твердые и мягкие согласные. Домашние животные.

1

 

Звуки М, М’ Буква Мм. Дикие животные.

1

 

Звуки Н,Н’ Буква Нн. Дикие животные.

1

 

Звуки Л,Л’ Буква Лл. Дикие животные.

1

 

Звуки Р,Р’ Буква Рр. Дикие животные.

1

 

Звук Й. Транспорт.

1

 

Звук «ЙА». Буква Яя. Транспорт.

1

 

Звук «ЙО».Буква Ёё. Зимующие птицы.

1

 

Звук «ЙУ». Буква Юю. Зимующие птицы.

1

 

Звук «ЙЭ». Буква Ее. Продукты питания.

1

 

Звуки Д,Д’ Буква Дд. Продукты питания.

1

 

Звуки Т,Т’ Буква Тт. Одежда и головные уборы.

1

 

Звуки З,З’ Буква Зз. Одежда и головные уборы.

1

 

Звуки С,С’ Буква Сс. Обувь.

1

 

Звуки Г,Г’ Буква Гг. Обувь.

1

 

Звуки К,К’ Буква Кк. Семья.

1

 

Звуки В,В’ Буква Вв. Семья.

1

 

Звуки Ф,Ф’ Буква Фф. Животные Севера.

1

 

Звуки Б,Б’ Буква Бб. Животные Севера.

1

 

Звуки П,П’ Буква Пп. Животные жарких стран.

1

 

Звук Ж. Буква Жж. Животные жарких стран.

1

 

Звук Ш. Буква Шш. Профессии.

1

 

Звук Ч. Буква Чч. Профессии.

1

 

Звук Щ. Буква Щщ. Профессии.

1

 

Звук Ц. Буква Цц. Весна.

1

 

Смягчение согласных с помощью гласных 2 ряда. Перелетные птицы.

2

 

Обозначение мягкости согласных с помощью – ь в конце слова; в середине слова. Перелетные птицы.

1

1

 

Разделительный -ь-. Разделительный -ъ-. Домашние цветы.

1

 

Звукобуквенный анализ (односложных, двусложных и трёхсложных) слов. Домашние цветы.

1

 

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных. Насекомые.

1

 

Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО? Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Насекомые.

2

 

Слова, обозначающие действия предметов. Насекомые.

1

 

Дифференциация слов-предметов от слов - действий. Полевые цветы.

1

 

Слова, обозначающие признаки предметов. Полевые цветы.

1

 

Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков. Лето.

1

Календарно - тематическое планирование

при коррекции звукопроизношения

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Коррекция произношения [р], [р’]

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке».

1

2

Звуки речи. Способы образования звуков [р], [р’]. Профили, артикуляция.

1

3

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука [р].

3-8

4

Воспитание правильного произношения звука [р].

1

5

Закрепление правильной артикуляции звука [р] и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

2

6

Закрепление правильной артикуляции звука [р] и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова.

2

7

Закрепление правильной артикуляции звука [р] и автоматизация его в закрытом слоге.

2

8

Закрепление правильной артикуляции звука [р] и автоматизация его в сочетании с согласными.

2

9

Закрепление правильной артикуляции звука [р] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

2

10

Закрепление правильной артикуляции звука [р] и автоматизация его в связной речи.

2

11

Уточнение произнесения изолированного звука [р’]. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука [р’] и его автоматизация.

3

12

Дифференциация звуков [р] - [р’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

13

Дифференциация звуков [р] - [л] в слогах, в словах, в предложениях.

2

14

Дифференциация звуков [р’] – [л’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

15

Дифференциация звуков [р’] - [л] - [й] в слогах, в словах, в предложениях.

2

16

Дифференциация звуков [р] - [л], [р’] – [л’] в связной речи.

2

Коррекция произношения [л], [л']

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке».

1

2

Звуки речи. Способы образования звуков [л], [л’]. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука [л].

2-6

3

Воспитание правильного произношения звука [л]. Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

1

4

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

1

5

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в закрытом слоге.

1

6

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

7

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

8

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в связной речи.

1

9

Уточнение произнесения изолированного звука [л’]. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука [л’] и автоматизация его в слогах, словах.

2

10

Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука [л’] в предложениях.

1

11

Дифференциация звуков [л] – [л’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

12

Дифференциация звуков [л] – [в] в слогах, в словах, в предложениях.

2

Коррекция произношения [с], [с’], [з], [з’], [ц]

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке».

1

2

Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.

1

3

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука [с].

4

4

Воспитание правильного произношения звука [с].

1

5

Закрепление правильной артикуляции звука [с] и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

1

6

Закрепление правильной артикуляции звука [с] и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

1

7

Закрепление правильной артикуляции звука [с] и автоматизация его в закрытом слоге.

1

8

Закрепление правильной артикуляции звука [с] и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

9

Закрепление правильной артикуляции звука [с] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

10

Закрепление правильной артикуляции звука [с] и автоматизация его в связной речи.

1

11

Уточнение произнесения изолированного звука [с’]. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука [с’]. Автоматизация звука в слогах и в словах.

2

12

Закрепление правильной артикуляции звука [с’] и автоматизация его в связной речи.

1

13

Дифференциация звуков [с] – [с’] в слогах, в словах, в предложениях.

1

14

Воспитание правильного произношения звука [з]. Закрепление правильной артикуляции звука [з] и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

2

15

Закрепление правильной артикуляции звука [з] и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

1

16

Закрепление правильной артикуляции звука [з] и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

17

Закрепление правильной артикуляции звука [з] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

18

Закрепление правильной артикуляции звука [з] и автоматизация его в связной речи.

1

19

Уточнение произнесения изолированного звука [з’]. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука [з’]. Автоматизация звука в слогах и в словах.

2

20

Закрепление правильной артикуляции звука [з’ и автоматизация его в связной речи.

1

21

Дифференциация артикуляции звуков [з] – [з’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

22

Дифференциация артикуляции звуков [з] – [с] в слогах, в словах, в предложениях.

2

23

Дифференциация артикуляции звуков [з ] – [с’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

24

Воспитание правильной артикуляции звука [ц]. Автоматизация его в обратном слоге.

2

25

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в прямом слоге.

1

26

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в слоге со стечением согласных.

1

27

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях.

1

28

Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [т] в слогах, в словах, в предложениях.

2

29

Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [с] в слогах, в словах, в предложениях.

2

Коррекция произношения [ш], [ж], [щ], [ч]

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке».

1

2

Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.

1

3

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука [ш].

4

4

Воспитание правильного произношения звука [ш].

1

5

Закрепление правильной артикуляции звука [ш] и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

1

6

Закрепление правильной артикуляции звука [ш] и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

1

7

Закрепление правильной артикуляции звука [ш] и автоматизация его в закрытом слоге.

1

8

Закрепление правильной артикуляции звука [ш] и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

9

Закрепление правильной артикуляции звука [ш] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

10

Закрепление правильной артикуляции звука [ш] и автоматизация его в связной речи.

1

11

Воспитание правильного произношения звука [ж]. Закрепление правильной артикуляции звука [ж] и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

2

12

Закрепление правильной артикуляции звука [ж] и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

13

13

Закрепление правильной артикуляции звука [ж] и автоматизация его в сочетании с согласными.

1

14

Закрепление правильной артикуляции звука [ж] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1

15

Закрепление правильной артикуляции звука [ж] и автоматизация его в связной речи.

1

16

Дифференциация артикуляции звуков [ш] – [ж] в слогах, в словах, в предложениях.

2

17

Воспитание правильной артикуляции звука [щ]. Автоматизация его в обратных слогах.

2

18

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в прямых слогах.

1

19

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в слогах со стечением согласных.

1

20

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях.

2

21

Дифференциация артикуляции звуков [щ] – [с’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

22

Дифференциация артикуляции звуков [щ] – [т] в слогах, в словах, в предложениях.

2

23

Дифференциация артикуляции звуков [щ] – [ш] в слогах, в словах, в предложениях.

2

24

Воспитание правильной артикуляции звука [ч]. Автоматизация его в обратных слогах.

2

25

Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в прямых слогах.

1

26

Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в слогах со стечением согласных.

1

27

Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях.

1

28

Дифференциация звуков [ч] – [с’] в слогах, в словах, в предложениях.

2

29

Дифференциация звуков [ч] – [т] в слогах, в словах, в предложениях.

2

30

Дифференциация звуков [ч] – [щ] в слогах, в словах, в предложениях.

2

31

Дифференциация артикуляции звуков [ч] – [ц] в слогах, в словах, в предложениях.

2

План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов, имеющих фонематическое недоразвитие речи

1

Гласные звуки и пройденные в классе буквы.

1

2

Дифференциация «ы» - «и» и букв, их обозначающих.

1

3

Дифференциация «а» - «я» и букв, их обозначающих.

1

4

Дифференциация «о» - «ё» и букв, их обозначающих.

1

5

Дифференциация «у» - «ю» и букв, их обозначающих.

1

6

Дифференциация «э» - «е» и букв, их обозначающих.

1

7

Дифференциация «ё» - «ю» и букв, их обозначающих.

1

8

Закрепление знаний о гласных 1 ряда.

1

9

Закрепление знаний о гласных 2 ряда.

1

10

Обозначение мягкости согласного гласными 2 ряда.

1

11

Согласные звуки и пройденные в классе буквы.

1

12

Различение гласных и согласных звуков.

1

13

Слог-слияние. Деление слов на слоги.

1

14

Перенос слов по слогам.

1

15

Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными.

1

16

Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове.

1

17

Слого-звуковой анализ слов с открытым слогом.

1

18

Слого-звуковой анализ слов с закрытым слогом.

1

19

Слого-звуковой анализ слов с «бегающей согласной».

1

20

Cогласная (буква вне слияния или примыкающая).

1

21

Слуховое восприятие твердого и мягкого звучания согласных звуков. Мягкий знак - показатель мягкости.

1

22

Согласные «ш, ж, ц» и «ч, щ, й».

1

23

Звонкие и глухие согласные.

1

24

Списывание.

1

25

Диктант слогов.

1

26

Диктант слов.

1

27

Слуховой диктант.

1

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Алехина С.В. (ответственный редактор) Создание специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование» - М., 2012

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.

Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование»)

Приложение

Итоговая контрольная работа

Задание 1.

Послушайте слова и напишите только те из них, которые начинаются с согласного звука: антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание 2.

Отметьте в задании 1 все твердые согласные звуки синим цветом. А мягкие зеленым.

Задание 3.

Запишите по памяти:6 Десять мальчиков живут в одном чуланчике. (предложение посторяется только один раз)

Задание 4.

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер___________

Вода______________

Река_______________

Солнце______________

Задание 5.

Диктант

Весна пришла

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание 6.

Запишите только последние звуки. Которые вы услышите в называемых словах: дом, картина, шум, кукла. Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Ватолина Светлана Анатольевна, 22.02.19 в 15:31 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Desteni, 22.02.19 в 17:07 6Ответить Пожаловаться
Поздравляю победителя! Молодец
Казакова Юлия Владимировна, 01.03.19 в 10:09 1Ответить Пожаловаться
Замечательная РП! Поздравляю с победой в конкурсе!
Черкунова Анна Дмитриевна, 05.03.19 в 20:01 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за поздравления
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.