Рабочая программа Краеведение на английском языке
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа с.Белоярск
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО. на заседании МС Директор школы
Протокол № ______ от Протокол № ______ от _____________________
от «___» _______2020 г. от «___» _______2020 г. Приказ № ______ от
_____________________ _____________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
КРАЕВЕДЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
для обучающихся 6 классов
Составил:
учитель английского и немецкого языков
Рычихина Светлана Николаевна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Краеведение на английском языке» разработана на основе ФГОС ООО с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11-14 лет на 35 часов.
Актуальность программы заключается в использовании английского языка в качестве средства коммуникации в процессе изучения истории родного края, а так же подготовка учащихся к проведению экскурсий на английском языке. Краеведение в средней школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Занятия краеведением играют существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краеведение на английском языке» направлена на развитие личности школьника путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к родному краю.
Основные направления внеурочной деятельности в рамках программы по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краеведение на английском языке»: изучение истории Ямало-Ненецкого Автономного округа , практика английской разговорной речи.
Цель программы - формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения краеведческому, культуроведческому и социокультурному компонентам обучения английскому языку.
Задачи программы:
- расширять объём краеведческих и лингвистических знаний;
- повышать мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
- развивать языковых, интеллектуальных и познавательных и творческих способностей, интереса к истории родного края;
- воспитывать у обучающихся культуру общения, потребность в практическом использовании английского языка в различных сферах деятельности, чувства коллективизма и ответственности, уважения и взаимопомощи;
- воспитывать личность, способной и желающей в дальнейшем участвовать в международной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствовать полученные умения и навыки;
- развивать умение ориентироваться в феноменах иного образа жизни, критически осмысливать и тем самым обогащать собственную языковую картину мира;
В основе программы лежит совместная работа обучающихся, родителей и учителя английского языка.
В рамках изучения программы ребята изучают историю родного края, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Свои работы они могут представить на различных городских, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях, форумах и фестивалях.
Предлагаемые ниже формы и методы работы способствуют углублению и расширению знаний обучающихся по английскому языку, формированию коммуникативной и языковой компетенций.
Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, на объектах, значимых для села Белоярск. Проектная деятельность включает анкетирование, проведение опросов, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин и т.д.
Сроки действия программы.
2024-2025 уч.год
Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Класс: 6 Наполняемость группы – 10 учеников
Межпредметные связи на занятиях по внеурочной деятельности:
• с уроками английского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.
В процессе использования данных форм и методов у обучающихся развиваются следующие УУД:
- общеучебные УУД: работа с дополнительными учебными пособиями, со словарем, справочной литературой; составление плана высказывания, сообщения, выступления по проблеме;
- специальные учебные УУД: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме; пользоваться двуязычным словарем;
- собственно коммуникативные УУД по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение
Занятия проходят в основном в игровой форме. Игра является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых обучающиеся накапливают определенный запас английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок, получают достаточный страноведческий материал.
Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других людей.
Поэтому очень важно использовать в работе с обучающимися всевозможные игры, имеющие большую лингвострановедческую ценность, создавая языковую среду.
При ознакомлении с культурой и бытом Салехарда и Ямало-Ненецкого Автономного округа большим подспорьем являются компьютерные технологии – интерактивное мультимедийное сопровождение занятий и развлечений. Компьютерные презентации и игры обогащают впечатления обучающихся и расширяют круг знаний о родном крае.
В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности способны обеспечить благоприятные условия для овладения и применения языка в различных мероприятиях.
Интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, которые ставят обучающихся перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить и, таким образом, подключить мышление: например, это могут быть английские версии игр, песен, стихов.
Эмоциональная активность проявляется в заинтересованности обучающиеся к выполняемой ими деятельности. В ходе активной работы над каким-либо заданием у обучающихся возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции.
Речевая активность во время групповой работы стимулируется руководителями так, чтобы она была мотивирована и у обучающиеся была вызвана потребность понять высказывание, воспринимаемое на слух.
В любом случае очень важно развивать у обучающихся инициативность речевого поведения. Это достигается при условии, что обучающийся из объекта обучения становится действующим лицом со своей собственной репликой и манерой поведения.
На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся показывают все то, что уже они умеют. Они понимают: то, что они делают, – важно, полезно, а это, в свою очередь, помогает им еще лучше выучить английский язык. Работа направлена на то, чтобы каждый видел свой рост и демонстрировал свои достижения. Вот почему мы считаем наиболее целесообразной формой для этого экскурсии и развлечения, которые объединяют детей и родителей, заинтересовывают всех участников, а так же конкурсы, направленные на творческое и интеллектуальное проявление каждого обучающегося.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краеведение на английском языке» предполагает учет желаний и интересов обучающихся, добровольность участия, целеустремленность участников, развитие способностей и личностных качеств.
Для придания коммуникативной направленности процессу обучения поддерживается высокая активность каждого учащегося, которая достигается за счет оценки коммуникативных умений и знаний обучающихся. Но при этом оцениваются, прежде всего, их успехи, а не недостатки.
Нужно стараться поддерживать чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языка чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха. Каждый учащийся имеет свое портфолио, в котором отслеживаются все его успехи.
В результате такой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении английскому языку: активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов; обучающиеся становятся более свободными, раскрепощенными в общении; появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения.
Сотрудничество и сотворчество обучающихся и взрослых развивает воображение, побуждает их к свободному и естественному общению, что положительно сказывается на языковом развитии.
Они попадают в особый мир отношений, переживаний, учатся добиваться успеха. Достигнув желаемого, они стремятся продемонстрировать свои умения взрослым, без одобрения которых эти умения в значительной степени теряют свою ценность.
Таким образом, обучение английскому языку с использованием краеведческого материала предъявляет обучающемуся требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития, являясь условием для полноценного гармоничного всестороннего развития личности.
Новизна программы заключается в том, что краеведческий материал выдается на английском языке.
Основными формами в рамках программы внеурочной учебной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краеведение на английском языке» являются:
учебное (предметное) исследование и учебные (предметные) проекты, предполагающие авторское действие с учебным материалом, освоение иных видов деятельности (проба, поиск, тренировка, экспериментирование, включенное наблюдение, исследование через действие);
конференция - аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской или творческой деятельности, представления «продуктов» и результатов;
образовательная экскурсия – внеаудиторное занятие, при котором ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (предприятие, музей, памятник, окружающий мир, учреждение культуры);
лаборатории и творческие мастерские — аудиторное занятие, направленное на расширение знаний, формирование умения пользоваться ими, проводить элементарные исследования, работать с научно-популярной литературой, помощь учащимся в ликвидации трудностей и проблем в процессе деятельности;
художественное и театральное творчество - аудиторное занятие, способствующее развитию творческих способностей учащихся, умению вести себя свободно, быть коммуникабельным
событийность (квест-игра, флеш-моб, игры, состязания и др.) – нестандартная «игровая» форма проведения аудиторного занятия, направленная, в зависимости от предназначения, на закрепление или получение нового знания, нового опыта путем коллективного или самостоятельного открытия, развитие познавательного интереса, повышение интереса к предметной области, приобретение социального опыта взаимодействия взрослых с детьми, разновозрастного взаимодействия;
образовательное путешествие - это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
Содержание тематического планирования
Содержание | Раздел, тема | Форма проведения | Период проведения |
Вводные занятия | 1 Ямал на карте России 2 Современное административное устройство округа.
|
Презентация |
Сентябрь |
Историческое краеведение
| История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО.
1. История заселения территории ЯНАО в 3 тыс. до н.э. 2. История заселения территории ЯНАО в 3 тыс. до н.э.
3. Легендарный город Мангазея
4. Образование ЯНАО.
5. Округ во время ВОВ
6. "501"стройка
7 .Нефтегазовое освоение в 60- 70 годах
8.Возникновение северных городов ЯНАО
|
беседа
беседа
беседа и работа с первоисточниками
занятие-репортаж
беседа
виртульная экскурсия
работа творческих групп
|
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
|
Географическое краеведение | Природа родного края.
1. Климат и климатические ресурсы округа
2 Ямал - нефтегазовая жемчужина России
3 .Природные ландшафты родного края 4 .Природа Ямала.
5 . Кормилец Севера – северный олень.
6. Красная книга ЯНАО
|
проведение исследований
работа творческих групп, защита докладов
презентация исследовательско
беседа
сбор материала и оформление выставки
|
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
|
Этнографическое краеведение | Коренное население ЯНАО.
1 Сихиртя – люди, ушедшие под землю.
2.Коренные жители округа
3.Обдорск-история возникновения
4.Хозяйственная культура коренных народов ЯМАЛА
5.Оленеводство на Ямале.
6.Традиционное жилище ненцев.Чум.
7. Традиционная одежда ненцев.
8 День оленевода.
|
беседа
экскурсия в Центр национальной культуры
экскурсия в музей истории и этнографии демонстрация видеофильма
беседа, творческие задания
творческие задания, оформление выставки
просмотр видеофильма |
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
март |
Литературное краеведение | 1.Сказки, ярабц.
2. Современные писатели, художники ЯНАО (Роман Ругин, Леонид Лапцуй, Елена Сусой).
3. Анна Неркаги.
4. «Я родом из тундры» -Ядне Нина Николаевна
| беседа
устный журнал
конференция | март
март
март
|
Краеведческий Салехард.
|
Мой родной Салехард.
1.Административное устройства Салехард.
2.История возникновения г.Салехард.
3.Вехи истории Салехарда.
4.Календарь знаменательных дат Салехарда.
5.Улицы города Салехард.
6.Музеи города- культурное наследие Салехарда.
7.Памятники города- культурное наследие Салехарда.
Итоговое занятие.
|
презентация справочника Салехарда беседа
творческие задания
викторина
работа творческих групп
экскурсия по городу (виртуальная экскурсия)
виртуальная экскурсия в музей Шемановского
презентация путеводителя «Музеи города»
презентация путеводителя «Памятники города»
|
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
|
Ожидаемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории ЯНАО и г.Салехард, Приуральского района.
• Снятие языковых трудностей в процессе изучения разговорной речи иностранных языков.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Критерии оценки результатов.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
| В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Литература
1. Живой Ямал. Каталог выставки «Арктика- Антарктика» в Бонне(1997-1998)./ И. Крупник, Н. Наринская. – М.: Советский спорт, 1998.
2. Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа / И.А. Голикова, Ю.Н. Квашнин, А.В. Сазонова М.: Издательство ДИК, 1999.
3. Культура народов Ямала/ Борко Т.И. и др./ Учебник 5-7 классы. Тюмень: Из-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002г.
4. Фотоальбом «Ямал – край земли» / А.Головнёв, 1995г.
5. Фотоальбом «Meet Yamal» о ЯНАО/ ООО «Русская коллекция» Санкт Петербург, С. Алексеев, Ю. Морозов, 1996г