Рабочая программа «Историко-культурное краеведение» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 30 August 2016

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Директор школы

Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.

Приказ №___ от_______

Рабочая программа

по (предмету)- Краеведение

Класс - 10

Всего часов на учебный год - 35ч.

Количество часов в неделю - 1ч в неделю

Учебник «Историко-культурное краеведение» под ред. Б.Я.Табачникова

 

Учитель:

Фамилия Давыденко

Имя Оксана

Отчество Викторовна

Категория - первая

Стаж работы - 19лет

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Школьным методическим объединением Заместитель

Руководитель ШМО директора по УВР

гуманитарного цикла

___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./

Протокол №_____ от__________

с. Верхнее Турово

2015г.

Пояснительная записка к программе и тематическому планированию курса «Краеведение"

Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", региональной программы ВОИПКиПРО "Историко-культурное краеведение"и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ".

Общая характеристика учебного предмета

Регионализация образования является актуальным направле­нием развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возмож­ность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно - ориентированным и деятельностным подходами. На изучение краеведения в 10-11 классах отводится 70 часов. Содержание программы курса обеспечивается книгой "Историко-культурное краеведение" И.П.Красиковой, Ю.П.Пыльнева.

Программа реализует принципы:

1. Научности:

- содержание курса изложено в трудах воронежских ученых-краеведов;

2. Вариативности:

учитель имеет право вносить коррективы в программу и те­матическое планирование курса. Вместе с тем, методические ре­шения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;

учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях, а также на свой выбор применять дополнительную информацию по теме урока;

- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;

3. Дифференциации и индивидуализации:

- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать. аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учетом уровня их умений и навыков;

- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объек­тов;

об этапах развития историко-культурного наследия на при­мере конкретных объектов;

о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

о проблемах и перспективах развития края;

о перспективах собственного существования в этом крае.

Место учебного предмета в учебном плане:

Изучение курса «Краеведение» в 10-11классах по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компонен­те базисного учебного плана для образовательных учреждений Воро­нежской области. Всего 35 часов в год при 35 учебных неделях.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета гражданственность;

патриотизм;

толерантность;

интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры лично­сти, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.

Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного

Цели краеведческого образования:

- создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;

- обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;

- формирование мотивов собственной созидательной деятельности по преумножению культурного потенциала своей малой родины;

- ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событий истории Воронежского края.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1. Историческое краеведение. Древние культуры на территории Воронежского края.

Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.

Воронежский край в 18в. Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохопёрск.

Города и сёла Воронежской области: Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва.

Города и сёла Воронежской области: Коротояк, Костёнск, Орлов, Нижнедевицк, Таврово..

Воронеж до и после Великой Отечественной войны.

 

Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа.

Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.

Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине 18-первой пол.19в. Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в н.20в.

Становление советской школы. Система образования в Воронежской области в 1940-1970-е гг. Развитие высшей школы и науки.

Раздел 3. Рукам работа – душе радость. Художественные ремёсла и промыслы. Художественные ремёсла и промыслы как часть национальной культуры.

Виды ремёсел . Виды промыслов.

Развитие гончарного дела, художественной обработки металлов.

Воронежская игрушка. Нетрадиционные ремёсла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.

Историко-культурное краеведение включает следующие раз­делы.

раздела

Наименование раздела

Количество часов

   

программа (70 ч)

 
 

10 класс

 
 

Введение

1

I

_Историческое краеведение

14

II

Народное просвещение. Наука и высшая школа

9

III

Художественные ремесла и промыслы

8

 

Резерв

3

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _10_ класса и специфики классного коллектива. В классе после окончания основной школы обучаются 4 детей, из которых мальчиков – 1, девочек - 3. По итогам успеваемости за 9 класс имеют "5" -3, "4"-1, "3"-0. Качество знаний за прошлый год у этих учеников- 100%. Основная масса обучающихся класса имеет возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля . Весь класс обладает высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения.

Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны:

знать:

исторические события, происходившие в развитии края, да­ты этих событий;

знаменитые персоналии истории и культуры;

содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий;

- изучение видов исторических источников.

уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преоб­разовывать информацию;

осуществлять сравнение;

аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать пра­вильное суждение;

работать с картой, иллюстрацией, текстом;

осуществлять наблюдение;

применять знания в конкретной ситуации жизни;

определять цели и мотивы своей деятельности;

вести конструктивный диалог;

осуществлять презентацию творческой работы.

В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежн6ости;

- определения собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве, библиотеке, музее, Интернете;

- написание творческих работ(рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных), проведение экскурсий, интервьюирования.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник «Историко-культурное краеведение Воронежской области». Воронеж , Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.

ЛИТЕРАТУРА

1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведе­ние : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.

3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Во­ронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.

Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.

Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.

В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.

60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.

В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..

Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.

Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.

С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.

.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.

Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, компьютер, принтер

Видеофильмы.

Репродукции, фотографии,

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),

 

Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 10 класс (35 часов).

 

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание

Дата проведения

План

Факт

Введение.(1 час)

 

1

Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина.

1

Урок изучения нового материала

Понятие краеведения. Направления краеведения: научное и школьное. Значение краеведческих знаний. Цели, объекты, источники краеведения. Роль краеведения в образовании и воспитании человека и гражданина..

   
 

Раздел 1. Историческое краеведение (14ч)

 

2.

Древние культуры на территории Воронежского края.

1

Комбинированный урок

Роль археологии в изучении древних культур. природно-климатические условия края. взаимодействие культур сарматов, алан, славян. Борщевская культура 8-10вв в бассейне среднего и верхнего течения р.Дон. Славянские городища. Летописный Воронеж. Точки зрения о понятии "Воронеж". роль города крепости на южных рубежах страны.

   

3

Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.

1

Комбинированный урок

Особенности развития государственности в период раздробленности. Последствия раздробленности для воронежских земель. Новый этап заселения Центрально-Чернозёмного края в 16в. Воронеж - крепость в 16-17вв. города крепости Белгородской черты на территории современной Воронежской области.

   

4

Воронежский край в 18в.

1

Комбинированный урок

Кардинальные изменения в развитии Воронежского края в связи с внешней политикой Петра I на южном направлении. административная реформа 1775г. ЕкатериныII и Воронежская губерния. Пожары 1748, 1773гг. и новая застройка города.

   

5-6

Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохопёрск.

2

Комбинированный урок

Заселение края и образование городов. Описание гербов. Начало каменного и кирпичного строительства. Важнейшие исторические памятники, торгово-промышленные заведения и учреждения культуры. Знаменитые уроженцы городов.

   

7-8

Города и сёла Воронежской области: Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва.

2

Комбинированный урок

Заселение края и образование городов. роль ПетраI в основании города Павловска. Описание гербов.. Важнейшие исторические памятники, торгово-промышленные заведения и учреждения культуры. Знаменитые уроженцы городов.

   

9-10

Города и сёла Воронежской области: Коротояк, Костёнск, Орлов, Нижнедевицк, Таврово..

2

Комбинированный урок

Основание населённых пунктов. особенности хозяйственной деятельности городов. уникальность историко-археологического памятника г.Костёнска.

Влияние кораблестроения на основание Таврово. Архитектурные памятники, промышленные предприятия, храмы, учебные заведения.

   

11

Воронеж до и после Великой Отечественной войны.

1

Комбинированный урок

Установление Советской власти 30 октября 1917г. События 1917-1919 гг. в ходе Гражданской войны.

Форсированная индустриализация и сплошная коллективизация. сталинские репрессии на Воронежской земле. Награждение области орденом Ленина за успехи в развитии народного хозяйства. Значение воронежского сражения в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне. Воронежско-Касторенская операция и полное освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.

   

12.

Повторительно-обобщающий урок по разделу. "Историческое краеведение".

1

Урок контроля и проверки знаний

Систематизация знаний по истории г.Воронежа и городов Воронежской области. Составление вех в истории страны и края. Оценка роли и места современного Воронежа и Воронежской области в РФ. Перспективы развития.

   

13.

Урок-презентация ученических сообщений

1

Урок-исследование

Сообщения учащихся. Представление компьютерных презентаций «Моё село»

   

14-15

Уроки-экскурсии

2

экскурсия

Историческая справка о краеведческом музее.

   

Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа (9ч)

16

Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.

1

Комбинированный урок

Роль епископа Митрофана в открытии первых школ. Временный характер деятельности первых школ. Открытие в 1703г. адмиралтейской «русской школы», цифирной школы в 1716г., гарнизонных школ в Павловской крепости (1725) и Воронеже. Епархиальная школа. Открытие Воронежской духовной семинарии в 1745г.

   

17-18

Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине 18-первой пол.19в.

2

Комбинированный урок

Новые педагогические принципы школьной системы при ЕкатеринеII. «Устав народных училищ в Российской империи 1786г.». главные народные училища, малые народные училища, частные школы. Предварительные правила народного просвещения об организации системы народного образования. Открытие в 1709г. – гимназии, в 1808г. – уездного училища. Открытие приходских училищ в сельской местности. Роль Министерства государственных имуществ в открытии новых приходских училищ.

   

19

Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в н.20в.

1

Комбинированный урок

Последствия проведения земской реформы Александра II в улучшении хозяйственной жизни и развитии культуры. « Правила о церковно-приходских школах» Александра II. Проблемы развития церковно-приходских школ, училищ. Возрастание интереса к образованию. Развитие женского образования. Роль количества реальных училищ, коммерческих училищ

   

20

Становление советской школы

1

Комбинированный урок

Попытки Временного правительства провести мероприятия по демократизации народного образования. Мероприятия Советской власти по реформированию школы. Борьба с беспризорностью. Фабрично-заводские училища. Школы крестьянской молодёжи. Реформирование школ в 1934гг. пионерское движение в губернии.

   

21

Система образования в Воронежской области в 1940-1970-е гг.

1

Комбинированный урок

Сокращение сети школьного образования в годы Великой Отечественной войны. Вклад воронежских школьников и учителей в борьбу с фашистскими захватчиками. Открытие суворовского училища в Воронеже в 1943г. раздельное обучение мальчиков и девочек. Введение обязательного 8-летнего образования в 1962-1963гг. завершение перехода ко всеобщему среднему образованию в 1972г.

   

22

Развитие высшей школы и науки.

1

Комбинированный урок

Деятельность Воронежского СХИ по подготовке кадров для сельского хозяйства. Открытие лесотехнического института (1930), медицинского института (1930), педагогического (1931), химико-технологического (1930),инженерно-строительного (1930), машиностроительного (1956), института искусств (1971), института физической культуры (1979). ВГУ – старейшее высшее учебное заведение области.

   

23

Урок - презентация

1

Урок исследование

Сообщения уч-ся. Итоги социологического опроса на тему «Современное образование – что не так?»

   

24

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок систематизации знаний уч-ся с элементами дискуссии и творческой работы.

Систематизировать знания уч-ся по разделу. Познакомить с концепцией модернизации образования в РФ и перспективами реформирования высшей школы. Дискуссия «Образование и образованность». Представление творческих работ (эссе0 на тему «Учиться – всегда пригодиться»

   

Раздел 3. Рукам работа – душе радость. Художественные ремёсла и промыслы. (8ч)

   

25

Художественные ремёсла и промыслы как часть национальной культуры.

1

Комбинированный урок

Традиции художественных ремёсел и промыслов в национальной культуре. Факторы, оказывающие влияние на развитие ремёсел и промыслов в 17-18вв. «Мелкая промышленность» в 19-н.20в. роль этнографических экспедиций. Государственная политика по возрождению декоративно-прикладного искусства в 60-70гг 20в. областная программа возрождение культуры села 90-х гг 20в..

   

26

Виды ремёсел

1

Комбинированный урок

Виды ткачества. Технологии ткачества. Районы развития ткацкого ремесла и крупнейшие промышленные предприятия края в 19в. Расцвет коврового промысла на рубеже 19-20вв. в Нижнедевицком, Острогожском, Богучарском уездах. Губернская выставка изделий кустарных производств-1882. Воронежский народный костюм.

   

27

Виды промыслов.

1

Комбинированный урок

Активное развитие кожевенно-обувного промысла в Воронежском крае с 60-х гг.19в. переход к промышленному производству с 20-х гг 20в. Разновидности художественной обработки древесины. Виды продукции воронежских мастеров по дереву. Первый межрегиональный фестиваль мастеров лозоплетения в 2004г. в Воронеже.

   

28

Развитие гончарного дела, художественной обработки металлов.

1

Комбинированный урок

Природные ресурсы края как предпосылка успешного развития ремёсел и промыслов. технологии керамики. Развитие промышленного керамического производства в 18-19вв. воронежский керамический завод. Рамонская фабрика художественной керамики. Развитие кузнечного дела с Петровской эпохи до настоящего времени. Современные предприятия.

   

29

Воронежская игрушка.

1

Комбинированный урок

Виды воронежской игрушки. Создание первого в России частного музея русского народного костюма и кукол в Богучаре (1993). Областной фестиваль «Игрушка-говорушка»

   

30

Нетрадиционные ремёсла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.

1

Комбинированный урок

Выжигание по ткани, мелкая пластика из теста, цветочные композиции, лаковая миниатюра, плетение из соломки, сувениры – обереги из щепы, берестяные сувениры. Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мастера» (г.Хохол). музей «Русская изба» (г.Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ и др.

Выставки:»Мир стоит на мастерах», «Живое дерево ремёсел».

Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая»

   

31-32

Урок экскурсия

2

Урок экскурсия

Осмотр экспозиций музея и беседа с целью закрепления основных знаний о развитии ремёсел и промыслов в Воронежском крае.

   

33

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок систематизации знаний уч-ся с элементами дискуссии и творческой работы.

Систематизировать знания уч-ся по разделу

   

34

Итоговый урок

1

Урок контроля знаний

тестирование

   

35

Итоговое повторение (резерв)

1

       
 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.