Рабочая программа «Историко-культурное краеведение» (10 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
по (предмету)- Краеведение
Класс - 10
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник «Историко-культурное краеведение» под ред. Б.Я.Табачникова
Учитель:
Фамилия Давыденко
Имя Оксана
Отчество Викторовна
Категория - первая
Стаж работы - 19лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
с. Верхнее Турово
2015г.
Пояснительная записка к программе и тематическому планированию курса «Краеведение"
Настоящая рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", региональной программы ВОИПКиПРО "Историко-культурное краеведение"и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ".
Общая характеристика учебного предмета
Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно - ориентированным и деятельностным подходами. На изучение краеведения в 10-11 классах отводится 70 часов. Содержание программы курса обеспечивается книгой "Историко-культурное краеведение" И.П.Красиковой, Ю.П.Пыльнева.
Программа реализует принципы:
1. Научности:
- содержание курса изложено в трудах воронежских ученых-краеведов;
2. Вариативности:
учитель имеет право вносить коррективы в программу и тематическое планирование курса. Вместе с тем, методические решения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;
учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях, а также на свой выбор применять дополнительную информацию по теме урока;
- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;
3. Дифференциации и индивидуализации:
- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать. аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учетом уровня их умений и навыков;
- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.
Образовательные задачи курса - формирование знаний:
об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;
об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;
о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;
о проблемах и перспективах развития края;
о перспективах собственного существования в этом крае.
Место учебного предмета в учебном плане:
Изучение курса «Краеведение» в 10-11классах по 1часу в неделю предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. Всего 35 часов в год при 35 учебных неделях.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета гражданственность;
патриотизм;
толерантность;
интеллектуальная и творческая активность;
- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.
Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного
Цели краеведческого образования:
- создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;
- обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;
- формирование мотивов собственной созидательной деятельности по преумножению культурного потенциала своей малой родины;
- ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событий истории Воронежского края.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Историческое краеведение. Древние культуры на территории Воронежского края.
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.
Воронежский край в 18в. Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохопёрск.
Города и сёла Воронежской области: Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва.
Города и сёла Воронежской области: Коротояк, Костёнск, Орлов, Нижнедевицк, Таврово..
Воронеж до и после Великой Отечественной войны.
Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа.
Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине 18-первой пол.19в. Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в н.20в.
Становление советской школы. Система образования в Воронежской области в 1940-1970-е гг. Развитие высшей школы и науки.
Раздел 3. Рукам работа – душе радость. Художественные ремёсла и промыслы. Художественные ремёсла и промыслы как часть национальной культуры.
Виды ремёсел . Виды промыслов.
Развитие гончарного дела, художественной обработки металлов.
Воронежская игрушка. Нетрадиционные ремёсла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.
Историко-культурное краеведение включает следующие разделы.
№ раздела |
Наименование раздела |
Количество часов |
|
программа (70 ч) |
|||
10 класс |
|||
Введение |
1 |
||
I |
_Историческое краеведение |
14 |
|
II |
Народное просвещение. Наука и высшая школа |
9 |
|
III |
Художественные ремесла и промыслы |
8 |
|
Резерв |
3 |
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _10_ класса и специфики классного коллектива. В классе после окончания основной школы обучаются 4 детей, из которых мальчиков – 1, девочек - 3. По итогам успеваемости за 9 класс имеют "5" -3, "4"-1, "3"-0. Качество знаний за прошлый год у этих учеников- 100%. Основная масса обучающихся класса имеет возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля . Весь класс обладает высоким темпом продвижения в обучении: они хорошо овладевают общеучебными навыками и умениями, материал усваивают в процессе его первичного объяснения.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
знать:
исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
знаменитые персоналии истории и культуры;
содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
- алгоритм работы с различными типами заданий;
- изучение видов исторических источников.
уметь:
- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
- характеризовать события, процессы, явления;
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
осуществлять сравнение;
аргументировать свою позицию;
- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
работать с картой, иллюстрацией, текстом;
осуществлять наблюдение;
применять знания в конкретной ситуации жизни;
определять цели и мотивы своей деятельности;
вести конструктивный диалог;
осуществлять презентацию творческой работы.
В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежн6ости;
- определения собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве, библиотеке, музее, Интернете;
- написание творческих работ(рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных), проведение экскурсий, интервьюирования.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник «Историко-культурное краеведение Воронежской области». Воронеж , Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.
ЛИТЕРАТУРА
1.. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное краеведение : книга для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.
2.А.М.Аббасов Вехи древнего Воронежа. В.,1995.
3. Люби и знай родной край : учебно-методическое пособие. - Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.
Пыльнев Ю.В. История народного образования Воронежской области к.17в.-н.20в.
Воронежская энциклопедия . в 2-х т-х. В., 2008г.
Сапелкин 100 знаменитых воронежцев. В, 2012.
В.П.Загоровский Воронежская историческая энциклопедия.В.,1992.
60 лет нашей Победы. Воронежская область. Цифры и факты. -Воронеж, 2005.
В.А.Степынин Крестьянство Чернозёмного центра в революции 1905-1907гг..
Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / Под ред. О.Г. Ласунского. - Воронеж, 2006.
Гринько А.В. В боях за Воронеж: хроника героической обороны города / А.В. Гринько. - Воронеж, 1979.
С.В.Томашевский, А.Н.Юрасов Ратная слава России. Воинская слава Воронежа. В., 2012г.
.Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. -Воронеж, 1985.
Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод, пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы.
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 10 класс (35 часов).
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Содержание |
Дата проведения |
||||
План |
Факт |
||||||||
Введение.(1 час) |
|||||||||
1 |
Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Понятие краеведения. Направления краеведения: научное и школьное. Значение краеведческих знаний. Цели, объекты, источники краеведения. Роль краеведения в образовании и воспитании человека и гражданина.. |
|||||
Раздел 1. Историческое краеведение (14ч) |
|||||||||
2. |
Древние культуры на территории Воронежского края. |
1 |
Комбинированный урок |
Роль археологии в изучении древних культур. природно-климатические условия края. взаимодействие культур сарматов, алан, славян. Борщевская культура 8-10вв в бассейне среднего и верхнего течения р.Дон. Славянские городища. Летописный Воронеж. Точки зрения о понятии "Воронеж". роль города крепости на южных рубежах страны. |
|||||
3 |
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. |
1 |
Комбинированный урок |
Особенности развития государственности в период раздробленности. Последствия раздробленности для воронежских земель. Новый этап заселения Центрально-Чернозёмного края в 16в. Воронеж - крепость в 16-17вв. города крепости Белгородской черты на территории современной Воронежской области. |
|||||
4 |
Воронежский край в 18в. |
1 |
Комбинированный урок |
Кардинальные изменения в развитии Воронежского края в связи с внешней политикой Петра I на южном направлении. административная реформа 1775г. ЕкатериныII и Воронежская губерния. Пожары 1748, 1773гг. и новая застройка города. |
|||||
5-6 |
Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохопёрск. |
2 |
Комбинированный урок |
Заселение края и образование городов. Описание гербов. Начало каменного и кирпичного строительства. Важнейшие исторические памятники, торгово-промышленные заведения и учреждения культуры. Знаменитые уроженцы городов. |
|||||
7-8 |
Города и сёла Воронежской области: Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва. |
2 |
Комбинированный урок |
Заселение края и образование городов. роль ПетраI в основании города Павловска. Описание гербов.. Важнейшие исторические памятники, торгово-промышленные заведения и учреждения культуры. Знаменитые уроженцы городов. |
|||||
9-10 |
Города и сёла Воронежской области: Коротояк, Костёнск, Орлов, Нижнедевицк, Таврово.. |
2 |
Комбинированный урок |
Основание населённых пунктов. особенности хозяйственной деятельности городов. уникальность историко-археологического памятника г.Костёнска. Влияние кораблестроения на основание Таврово. Архитектурные памятники, промышленные предприятия, храмы, учебные заведения. |
|||||
11 |
Воронеж до и после Великой Отечественной войны. |
1 |
Комбинированный урок |
Установление Советской власти 30 октября 1917г. События 1917-1919 гг. в ходе Гражданской войны. Форсированная индустриализация и сплошная коллективизация. сталинские репрессии на Воронежской земле. Награждение области орденом Ленина за успехи в развитии народного хозяйства. Значение воронежского сражения в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне. Воронежско-Касторенская операция и полное освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. |
|||||
12. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу. "Историческое краеведение". |
1 |
Урок контроля и проверки знаний |
Систематизация знаний по истории г.Воронежа и городов Воронежской области. Составление вех в истории страны и края. Оценка роли и места современного Воронежа и Воронежской области в РФ. Перспективы развития. |
|||||
13. |
Урок-презентация ученических сообщений |
1 |
Урок-исследование |
Сообщения учащихся. Представление компьютерных презентаций «Моё село» |
|||||
14-15 |
Уроки-экскурсии |
2 |
экскурсия |
Историческая справка о краеведческом музее. |
|||||
Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа (9ч) |
|||||||||
16 |
Становление и развитие школьного образования в Воронежской области. |
1 |
Комбинированный урок |
Роль епископа Митрофана в открытии первых школ. Временный характер деятельности первых школ. Открытие в 1703г. адмиралтейской «русской школы», цифирной школы в 1716г., гарнизонных школ в Павловской крепости (1725) и Воронеже. Епархиальная школа. Открытие Воронежской духовной семинарии в 1745г. |
|||||
17-18 |
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине 18-первой пол.19в. |
2 |
Комбинированный урок |
Новые педагогические принципы школьной системы при ЕкатеринеII. «Устав народных училищ в Российской империи 1786г.». главные народные училища, малые народные училища, частные школы. Предварительные правила народного просвещения об организации системы народного образования. Открытие в 1709г. – гимназии, в 1808г. – уездного училища. Открытие приходских училищ в сельской местности. Роль Министерства государственных имуществ в открытии новых приходских училищ. |
|||||
19 |
Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в н.20в. |
1 |
Комбинированный урок |
Последствия проведения земской реформы Александра II в улучшении хозяйственной жизни и развитии культуры. « Правила о церковно-приходских школах» Александра II. Проблемы развития церковно-приходских школ, училищ. Возрастание интереса к образованию. Развитие женского образования. Роль количества реальных училищ, коммерческих училищ |
|||||
20 |
Становление советской школы |
1 |
Комбинированный урок |
Попытки Временного правительства провести мероприятия по демократизации народного образования. Мероприятия Советской власти по реформированию школы. Борьба с беспризорностью. Фабрично-заводские училища. Школы крестьянской молодёжи. Реформирование школ в 1934гг. пионерское движение в губернии. |
|||||
21 |
Система образования в Воронежской области в 1940-1970-е гг. |
1 |
Комбинированный урок |
Сокращение сети школьного образования в годы Великой Отечественной войны. Вклад воронежских школьников и учителей в борьбу с фашистскими захватчиками. Открытие суворовского училища в Воронеже в 1943г. раздельное обучение мальчиков и девочек. Введение обязательного 8-летнего образования в 1962-1963гг. завершение перехода ко всеобщему среднему образованию в 1972г. |
|||||
22 |
Развитие высшей школы и науки. |
1 |
Комбинированный урок |
Деятельность Воронежского СХИ по подготовке кадров для сельского хозяйства. Открытие лесотехнического института (1930), медицинского института (1930), педагогического (1931), химико-технологического (1930),инженерно-строительного (1930), машиностроительного (1956), института искусств (1971), института физической культуры (1979). ВГУ – старейшее высшее учебное заведение области. |
|||||
23 |
Урок - презентация |
1 |
Урок исследование |
Сообщения уч-ся. Итоги социологического опроса на тему «Современное образование – что не так?» |
|||||
24 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
Урок систематизации знаний уч-ся с элементами дискуссии и творческой работы. |
Систематизировать знания уч-ся по разделу. Познакомить с концепцией модернизации образования в РФ и перспективами реформирования высшей школы. Дискуссия «Образование и образованность». Представление творческих работ (эссе0 на тему «Учиться – всегда пригодиться» |
|||||
Раздел 3. Рукам работа – душе радость. Художественные ремёсла и промыслы. (8ч) |
|||||||||
25 |
Художественные ремёсла и промыслы как часть национальной культуры. |
1 |
Комбинированный урок |
Традиции художественных ремёсел и промыслов в национальной культуре. Факторы, оказывающие влияние на развитие ремёсел и промыслов в 17-18вв. «Мелкая промышленность» в 19-н.20в. роль этнографических экспедиций. Государственная политика по возрождению декоративно-прикладного искусства в 60-70гг 20в. областная программа возрождение культуры села 90-х гг 20в.. |
|||||
26 |
Виды ремёсел |
1 |
Комбинированный урок |
Виды ткачества. Технологии ткачества. Районы развития ткацкого ремесла и крупнейшие промышленные предприятия края в 19в. Расцвет коврового промысла на рубеже 19-20вв. в Нижнедевицком, Острогожском, Богучарском уездах. Губернская выставка изделий кустарных производств-1882. Воронежский народный костюм. |
|||||
27 |
Виды промыслов. |
1 |
Комбинированный урок |
Активное развитие кожевенно-обувного промысла в Воронежском крае с 60-х гг.19в. переход к промышленному производству с 20-х гг 20в. Разновидности художественной обработки древесины. Виды продукции воронежских мастеров по дереву. Первый межрегиональный фестиваль мастеров лозоплетения в 2004г. в Воронеже. |
|||||
28 |
Развитие гончарного дела, художественной обработки металлов. |
1 |
Комбинированный урок |
Природные ресурсы края как предпосылка успешного развития ремёсел и промыслов. технологии керамики. Развитие промышленного керамического производства в 18-19вв. воронежский керамический завод. Рамонская фабрика художественной керамики. Развитие кузнечного дела с Петровской эпохи до настоящего времени. Современные предприятия. |
|||||
29 |
Воронежская игрушка. |
1 |
Комбинированный урок |
Виды воронежской игрушки. Создание первого в России частного музея русского народного костюма и кукол в Богучаре (1993). Областной фестиваль «Игрушка-говорушка» |
|||||
30 |
Нетрадиционные ремёсла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники. |
1 |
Комбинированный урок |
Выжигание по ткани, мелкая пластика из теста, цветочные композиции, лаковая миниатюра, плетение из соломки, сувениры – обереги из щепы, берестяные сувениры. Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мастера» (г.Хохол). музей «Русская изба» (г.Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ и др. Выставки:»Мир стоит на мастерах», «Живое дерево ремёсел». Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая» |
|||||
31-32 |
Урок экскурсия |
2 |
Урок экскурсия |
Осмотр экспозиций музея и беседа с целью закрепления основных знаний о развитии ремёсел и промыслов в Воронежском крае. |
|||||
33 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
Урок систематизации знаний уч-ся с элементами дискуссии и творческой работы. |
Систематизировать знания уч-ся по разделу |
|||||
34 |
Итоговый урок |
1 |
Урок контроля знаний |
тестирование |
|||||
35 |
Итоговое повторение (резерв) |
1 |