Рабочая программа кружка «Агротуризм» для старшей школы
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
Принята на заседании руководителей предметных кружков От «___» ___________ 20__ года Протокол № _______ | Утверждаю: Директор ГБПОУ СТИСП _____________ Н.А. Подолзина «__» _________ 2020 год |
ПРОГРАММА
предметного кружка «Агротуризм»
Возраст обучающихся: от 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Королёва Елена Сергеевна
р.п.Сокольское
2020г.
1. Паспорт программы:
Период реализации программы | Октябрь 2020 – Июнь 2021 |
На кого рассчитана программа | Студенты ГБПОУ СТИСП УПЦ «Ковернино» - в возрасте 16 – 19 лет |
Место проведения | ГБПОУ СТИСП УПЦ «Ковернино», кабинет №1 |
Кто проводит | Королёва Елена Сергеевна - мастер производственного обучения |
Ответственный за реализацию программы | Норкина Марина Анатольевна, Шепелева Алена Юрьевна |
Краткое описание программы подготовки | Дополнительная образовательная программа в рамках кружка при кабинете по компетенции Агротуризм направлена на совершенствование профессиональных навыков у студентов в агротуристской деятельности. Образовательная программа предназначена для студентов 1-4 курсов специальностей укрупненной группы 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой и рассчитана на освоение профессиональных компетенций в области агротуризма. Практические занятия проводятся в кабинете «Управляющий сельской усадьбой», и направлены на отработку технологических приёмов и получения целостного содержательного результата. Предлагаемая программа предполагает приобретение углублённых знаний и практических навыков. Дополнительная общеобразовательная программа «Агротуризм» предназначена для обучающихся в возрасте от 16 до 19 лет. Учащиеся набираются по желанию. Число обучающихся в группе-15 человек. |
Объем и сроки освоения программы | Настоящая программа рассчитана на 1год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа |
Форма обучения по программе | Очно |
2. Цель и задачи программы:
Цель программы:
Получение знаний о теоретическом и практическом направлениях организации и управления агротуристского бизнеса в мире, России, на территории Нижегородской области. Основных тенденциях развития, определение агротуристской деятельности среди других направлений в сервисе, приобщении обучающихся к сельскому образу жизни.
Задачи:
Обучающие:
расширить знания по географии, биологии, экологии, полученные на занятиях;
дать основы техники пешеходного и лыжного туризма, соблюдению безопасности, оказанию доврачебной медицинской помощи, организации быта в походах, экспедициях;
обучить основам выживания в природе, в экстремальных условиях;
научить работать с картой и компасом, приёмам спортивного ориентирования;
дать знания о растениях и животных, окружающих городскую среду;
дать представление о географии, геологии, промышленности и истории края.
Воспитательные:
формировать уважительное отношения к России, родному краю, к истории, культуре;
воспитывать думающего исследователя окружающей природы;
формировать культуру общения и поведения в коллективе;
привить любовь к своему краю и бережному отношению к природе;
формировать чувство ответственности.
Развивающие:
развивать интерес к окружающей природе и людям,
расширять кругозор, стимулировать стремление к познанию,
развивать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность,
воспитать потребность в здоровом образе жизни;
формировать потребность в бережном отношении к природной среде.
3. Планируемые результаты:
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования:
Личностные результаты:
иметь знания о природе, прошлом и настоящем своей Малой Родины, иметь уважение к Отечеству;
ответственно относиться к обучению и приобретению спектра практических навыков;
освоить социальные нормы поведения в разновозрастном коллективе;
развить экологическое мышление, с уважением и ответственностью относиться к окружающей среде, соблюдать экологические нормы поведения на природе;
научиться основам здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Метапредметные результаты:
иметь навыки культурного общения и поведения в коллективе;
проявлять бережное отношение к природе;
иметь уважительное отношения к России, родному краю, его истории и культуре;
иметь стремление к познанию окружающей природы;
проявлять самостоятельность, ответственность, аккуратность, и уважение к другим людям.
В результате освоения программы обучающиеся должны:
знать:
- исторические аспекты развития агротуризма за рубежом, в России и в Нижегородской области
- формы, виды и типы агротуристской деятельности
- классификацию участков природной среды в разных видах агротуризма
- подготовку и организацию проведения агротуров
- особенности работы гида по агротуризму.
уметь:
- организовывать и планировать работу по формированию и внедрению агротуров, рекламе,
презентации, продаже путевок
- оформлять путевые документы для выпуска группы на маршрут
Владеть практическими навыками:
- оказывать доврачебную помощь на маршруте
- комплектовать группы на агротуристские маршруты
- пользоваться электронной почтой, Интернетом
- оформлять договоры на предоставление услуг.
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала, подведение итогов. На аудиторных занятиях обучение происходит в виде бесед, занимательных игр, выполнения логических заданий, просмотра фильмов, встреч с профессиональными путешественниками, специалистами, учеными. Обучающиеся изучают карты местности, чертят схемы, работают со специальной литературой, изучают технику вязки узлов, занимаются подготовкой снаряжения к походу и др. Практические навыки отрабатываются вне аудитории на свежем воздухе. Обучающиеся выполняют физические упражнения, играют в подвижные игры, совершают пешие и лыжные прогулки и походы, отрабатывают элементы ориентирования на местности, исследуют растительный и животный мир, выявляют случаи негативного воздействия человека на окружающую среду, участвуют в их ликвидации.
Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Методы организации занятий: беседа, рассказ педагога, игра, загадка, викторина, экскурсия, изучение специальной литературы, показ слайдов, видеофильмов, совершение выходов на природу, походов и эколого-краеведческих экспедиций.
4. Календарно-тематический план
Наименование разделов и тем учебной программы | Содержание | Объем, часов |
| ||
Модуль 1. Концепция аграрного туризма, как элемента устойчивого развития сельских территорий | | 42 |
Тема 1.Основные понятия, принципы, формы и виды аграрного туризма | 8 | |
Основные понятия, принципы, формы и виды аграрного туризма | 2 | |
Исторические аспекты формирования агротуризма в России | 2 | |
Виды и типы агротуристической деятельности | 2 | |
Социально-экономические факторы развития агротуризма | 2 | |
Тема 2. Участники и услуги аграрного туризма | 12 | |
Сельские туристы, субъекты сельского агротуризма | 2 | |
Общественные организации в области аграрного туризма | 2 | |
Услуги сельского туризма | 2 | |
Клиенты сельского туризма | 2 | |
Практическое занятие №1 Определение типа сельской территории, возможные виды услуг на территории, ценностный компонент предоставляемых услуг. | 2 | |
Практическое занятие №1 Определение типа сельской территории, возможные виды услуг на территории, ценностный компонент предоставляемых услуг. | 2 | |
Тема 3. Преимущество и потенциал аграрного туризма для развития сельских территорий | 6 | |
Модель сельского туризма Всемирной туристической организации | 2 | |
Принципы обеспечивающие устойчивость туризму | 2 | |
Преимущества аграрного туризма | 2 | |
Тема 4 Роль государства в развитии агротуризма | 16 | |
Формирование сельского туризма в России | 2 | |
Основные направления сельского туризма в России | 2 | |
Система управления сельским туризмом в России | 2 | |
Российские организации, специализирующиеся на сельском туризме | 2 | |
Современное состояние и проблемы агротуризма в России | 2 | |
Роль государства в развитии агротуризма | 2 | |
Практическое занятие №2 Составить перспективный план работы турагентства на год по агротуризму в Нижегородской области | 2 | |
Практическое занятие №2 Составить перспективный план работы турагентства на год по агротуризму в Нижегородской области | 2 | |
Модуль 2 Опыт и проблемы развития аграрного туризма | | 54 |
| Тема 1.Мировой опыт развития аграрного туризма | 8 |
Европейская федерация фермерского и сельского туризма | 2 | |
Программы развития сельского туризма ЕС | 2 | |
Стандарты сельской индустрии гостеприимства в странах ЕС | 2 | |
Ассоциация содействия развитию агротуризма | 2 | |
Тема 2. Национальные модели организации аграрного туризма | 14 | |
Характеристика Британской модели агротуризма | 2 | |
Характеристика Французкой модели агротуризма | 2 | |
Характеристика Итальянской модели агротуризма | 2 | |
Характеристика Германской модели агротуризма | 2 | |
Характеристика Белорусской модели агротуризма | 2 | |
Практическое занятие №3 Студенту (или работая в команде) необходимо принять участие в подготовке учебных трасс для соревнований по активному агротуризму. | 2 | |
Практическое занятие№3 Студенту (или работая в команде) необходимо принять участие в подготовке учебных трасс для соревнований по активному агротуризму. | 2 | |
Тема 3.Современное состояние аграрного туризма в России и предпосылки для его развития | 16 | |
Стратегия развития агротуризма в России | 2 | |
Роль рекреационного потенциала России для развития сельского туризма в регионах | 2 | |
Анализ современного состояния развития сельского туризма в России | 2 | |
Преимущества и недостатки агротуризма в России | 2 | |
Особенности организации агротуризма в России | 2 | |
География сельского туризма в РФ | 2 | |
Практическое задание №4 Произвести анализ видеосюжетов об основных целях, видах и формах агротуризма. | 2 | |
Практическое заданиие№4 Произвести анализ видеосюжетов об основных целях, видах и формах агротуризма. | 2 | |
Тема 4 Опыт и проблемы развития аграрного туризма в Нижегородской области | 16 | |
Роль и значение развития туризма для экономики региона | 2 | |
Основные направления развития туризма на региональном уровне | 2 | |
Сравнение зарубежного и отечественного опыта развития туризма | 2 | |
Характеристика развития туризма в Нижегородской области | 2 | |
Проблемы развития туризма в Нижегородской области | 2 | |
Развитие сельского туризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства | 2 | |
Практическое задание №5 Составить смету расходов на путешествие, типовое меню питания, списки турснаряжения и ремнабора. | 2 | |
Практическое задание №5 Составить смету расходов на путешествие, типовое меню питания, списки турснаряжения и ремнабора. | 2 | |
Модуль 3 Организационно–правовые основы деятельности при организации аграрного туризма | | 40 |
Тема 1. Обеспечение государственной и муниципальной поддержки реализации проектов аграрного туризма. | 10 | |
Нормативно – правовые акты в сфере агропромышленного комплекса | 2 | |
Региональные программы развития сельского хозяйства | 2 | |
Бизнес – планирование в агротуризме | 2 | |
Правила предоставления субсидий на организацию туризма в сельской местности | 2 | |
Целевое использование кредитов полученных на организацию туризма в сельской местности | 2 | |
Тема. 2 Основные направления предпринимательства в сельской местности | 16 | |
Понятие, сущность и правовые основы малого бизнеса | 2 | |
Исторические аспекты развития малого бизнеса | 2 | |
Зарубежный опыт развития малого предпринимательства в сельской местности | 2 | |
Малый бизнес в системе стратегического планирования | 2 | |
Характеристика основных моделей предприятия малого бизнеса | 2 | |
Особенности стратегического развития малого бизнеса на селе | 2 | |
Проблемы становления малого бизнеса на селе | 2 | |
Государственная поддержка малого предпринимательства | 2 | |
Тема 3. Пошаговая схема организации и начала деятельности в области агротуризма. | 14 | |
Организация размещения туристов в гостевых домах | 2 | |
Развитие услуг по предоставлению гостевых домов в сельской местности | 2 | |
Обучение местных жителей, предоставляющих услуги по проживанию | 2 | |
| Практическое занятие№6 Разработать индивидуальный предпринимательский проект бизнес – плана «Аграрный туризм» | 2 |
Практическое занятие№6 Разработать индивидуальный предпринимательский проект бизнес – плана «Аграрный туризм» | 2 | |
Практическое занятие№7 Разработать индивидуальный предпринимательский проект бизнес – плана «Аграрный туризм» | 2 | |
Практическое занятие№7 Разработать индивидуальный предпринимательский проект бизнес – плана «Аграрный туризм» | 2 | |
Итоговая аттестация | | 8 |
| ||
Итого: | | 144 |
5. Условия реализации программы
Для освоения кружка «Агротуризм» в организации имеется
1.Учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время занятия
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
2.В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы с цифровых носителей.
3. Имеется принтер, цифровой фотоаппарат, бумага и др..
4. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы входят:
комплект карт туристических маршрутов по Нижегородской области
географический атлас по Нижегородской области
комплект наглядных пособий «Агротуризм»
видеофильмы, презентации по программе «Агротуризм»
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
6. Формы аттестации обучающихся
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также проектов, исследований.
7. Оценочный материал.
Практическая работа №1
Определение типа сельской территории, возможные виды услуг на территории, ценностный компонент предоставляемых услуг.
Практическая работа № 2
Составить перспективный план работы турагентства на год по агротуризму в Нижегородской области
Практическая работа № 3
Студенту (или работая в команде) необходимо принять участие в подготовке учебных трасс для соревнований по активному агротуризму.
Практическая работа № 4
Произвести анализ видеосюжетов об основных целях, видах и формах агротуризма.
Практическая работа № 5
Составить смету расходов на путешествие, типовое меню питания, списки турснаряжения и ремнабора
Практическая работа №6,№7
Разработать индивидуальный предпринимательский проект бизнес – плана «Аграрный туризм»
.
8. Список литературы:
Документы, по которым составлена программа:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Положение об организации дополнительного образования в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
Положение о порядке проектирования, утверждения, реализации и корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
Основные источники:
1. Баканова А.А. Специальные виды туристской деятельности. Сельский туризм: учеб. пособие / Под общей ред. Т.И. Власовой. – СПб: изд-во Д.А.Р.К., 2016 – 128 с. (Новое в высшем образовании).
2. Бриш К. Теория привязанности и воспитание счастливых людей /Карл Бриш. – М.: Тенериф, 2015 – 208 с.
3. Изотова М., Матюхина Ю. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. – [Электронный ресурс]. – Дата доступа:31.05.2016. Режим доступа:http://www.razlib.ru/delovaja_literatura/innovacii_v_sociokulturnom_servise_i_turizme/index.php
4. Сельский туризм и устойчивое развитие сельских территорий: сб.докл. конгресса-совещания на Первом Междунар. форуме «Сельский туризм в России» (6-9 июня 2015 г., Алтайский край, Смоленский р-н, с. Новотырышкино). – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015 – 180 с.
5. Сельский туризм в России // Матер. Третьего Междунар. форума
«Сельский туризм в России» (22-23 августа 2016 г., г. Оренбург и СольИлецкий р-н Оренбургской обл.): информ. изд. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014 – 204 с.
6. Сельский туризм: опыт и перспективы развития // Матер. ВторогоМеждунар. форума «Сельский туризм в России» (2-3 августа 2013 г., информ. изд. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017 – 268 с.
7. Сергеева Т. К. Экологический туризм: учеб. – М.: Финансы и стати-
стика, 2017 – 360 с.
8. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской
Федерации на период до 2030 года: офиц. изд. – М., 2013 – 75 с.
9. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы: сб.
тр. Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (13 мая 2014 г.) / Под ред. д-ра
экон. наук, проф. Е.Е. Шарафановой. – СПб., Изд-во СПбГЭУ, 2014 – 308 с.
10. Тарасов В.К. Управленческие поединки [Электронный ресурс]
http://www.poedinki.ru/
11. Черевичко Т.В. Интерактивность туристских предприятий как
условие глобализации туристского рынка / Туризм и культурное наследие
// Межвуз. сб. науч. тр. [Электронное издание] – Дата доступа: 31.05.2016.
Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/cherevichko3.htm