12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зуева Юлия Михайловна159
3

Рабочая программа кружка «Филологическая студия» по русскому языку для учащихся 7го класса


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1158»



«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

Протокол № __

« __ » ____________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа №1158



________________________Т. Г. Киркова





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Курса «Филологическая студия»







Направленность: социально-педагогическая

Возраст: 7 класс

Срок реализации: 1 год (с 01.10.2020 по 31.05.2021)

Уровень программы: ознакомительный

























Москва, 2020 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Филологическая студия» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Кружок «Филологическая студия» предназначен для учащихся 7-х классов Программа кружка рассчитана на 64ч. (2 часа в неделю).

Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьѐзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Программа составлена с таким расчѐтом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

2. Цель :

Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;

воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;

выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;

расширить представление о русском языке, его возможностях;

обучить речевому этикету;

помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

обогатить словарный запас;

подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

Задачи :

Формировать эстетический вкус, уважение к труду.

Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.

Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства языковых средств в различных ситуациях общения.

Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи

развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке

3. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях основными приемами информационной переработки устного и письменного текста.

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Методы и формы работы:

- беседы;

- творческие задания;

- тесты;

-исследования;

- конкурсы;

- семинары

- проекты

- практические работы;

- игры;

4. Ожидаемые результаты. Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Кроме этого систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов откроют способность оценить эстетическую ценность любого текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности, уметь отличать подлинно талантливый текст от пустого вычурного текста, не имеющего никакой художественной ценности.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Содержание курса

Раздел 1.

О слове.

Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.

Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Работа с этимологическим словарем.

Раздел 2.

Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.

Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Раздел 3.

Слово и его системные отношения.

Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.

Лингвистические словари.

Раздел 4.

Лексическое богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с толковыми словарями.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Раздел 5.

Речевая культура.

Языковые нормы:

орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы.

Для реализации обозначенного подхода необходимо следовать общим принципам:

Принцип открытости. Ученики самостоятельно добывают информацию из различных источников. Учитель является координатором.

Принцип привлекательности будущего дела. Учитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Учитель предлагает учащимся разнообразные формы проведения уроков, на которых ученик мог бы самореализоваться.

Принцип свободы участия. Учитель, на выбор ученика, предлагает несколько вариантов различных работ. Учащийся с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей самостоятельно делает свой выбор.

Принцип обратной связи. Каждый урок заканчивается рефлексией.

Принцип сотворчества. Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности. Помочь ребёнку познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности.


Включение учащихся в активную деятельность, через:

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.



Оценивание результатов.

Оценивание результатов изученного материала можно провести по выполненным письменным работам учащихся. Если ученик написал интересное грамотное эссе или отзыв, то можно поставить дополнительную отметку по развитию речи в колонку по предмету Литературное чтение, если выполнен рисунок, достойный внимания, то его можно оценить в колонке по предмету Изобразительное искусство. В данном случае решает учитель. Возможность получить дополнительную отметку по предмету повышает мотивацию школьника выполнить задание учителя, а это именно то, чего так не хватает современным ученикам.


Место курса в учебном плане


Дополнительная образовательная программа "Филологическая студия" рассчитана на учащихся 13-14 лет. В 7-х классах по 2 часа в неделю, 8 часов в месяц. За год: 64 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 90 минут. Программа реализуется за 1 год.










СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ




Тема

Кол-во часов всего


Теория


Практика

1.

Раздел 1. О слове




16

10

6

2.

Раздел 2. Старое и новое в слове


10

5

5

3.

Раздел 3. Слово и его системные отношения


12

4

8

4.

Раздел 4. Лексическое богатство языка


16

8

8

5.

Раздел 5. Речевая культура


10

5

5

Итого:

64





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
"ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ" - 7 КЛАСС (64 ч.)


Тема

Содержание занятий

1-2

Из истории письменности

Работа с источником информации


3-4

Начальные сведения о происхождении слов


Семинар. Работа с источником информации


5-6

Назначение языка


Ролевая игра

7-8

Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества


Беседа. Работа с текстами


9-10

Значение языка для жизни общества


Дискуссия. Проектная работа

11-12

Слово-заповедь


Семинар. Работа с текстами


13-14

Творческая работа

Творческая работа «Сердце слова»

15-16

Работа с этимологическим словарем

Исследовательская работа

17-18

Старое и новое в слове


Работа с источником информации

19-20

Из истории слов и выражений

Проектная работа: составление заметок на школьный стенд


21-22

Народное слово в литературном языке

Работа с текстами. Конкурс.


23-24

Почему мы так говорим


Семинар. Дискуссия

25-26

Литературный калейдоскоп

Интеллектуальная викторина

27-28

Слово и его системные отношения



Лекция

29-30

Сколько слов в русском языке


Практическая работа. Мини-исследование


31-32

Сколько мы знаем слов


Лингвистическая дуэль

33-34

Активные и пассивные слова

Составление лингвистических карт

35-36

Группы слов


Практическая работа. Составление лингвистических карт

37-38

Лингвистические словари

Работа со словарями

39-40

Лексическое богатство русского языка

Исследовательская работа

41

Лексическое значение слова

Составление словарных статей

42

Способы определения значения слова


Проектная работа

43

Слова однозначные и многозначные

Практическая работа. Составление кластеров

44

Употребление многозначных слов в произведениях словесности

Анализ фрагментов из художественных произведений


45

Омонимы, их отличие от многозначных слов



Семинар. Работа с текстами

46

Роль омонимов в художественных произведениях


Практическая работа. Анализ фрагментов из художественных произведений


47

Синонимы, их роль в художественных произведениях


Практическая работа. Анализ фрагментов из художественных произведений


48

Антонимы, их роль в художественных произведениях

Практическая работа. Анализ фрагментов из художественных произведений


49

Неологизмы, их роль в художественных произведениях

Исследование. Неологизмы в творчестве

В. Маяковского


50

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении



Исследование. Архаизмы в лирике

А.С. Пушкина

51

Фразеологизмы, их выразительность


Лингвистические игры

52

Работа с толковыми словарями

Практическая работа. Работа со словарями

53-54

Создание собственных текстов

Устная творческая работа

55-56

Речевая культура-

языковые нормы:

орфоэпические нормы



Исследование. Практикум

57-58

Лексические нормы

Исследование. Практикум

59-60

Грамматические нормы

Исследование. Практикум

61-62

Синтаксические нормы


Исследование. Практикум

63-64

Итоговое занятие

Тестирование. Анализ деятельности учащихся. Обмен мнениями



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Литература для учителя

1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 2005.

3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 2011.

4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 2012

Интернет-ресурсы

Литература для учащихся

 А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 2010.

 И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 2014.

 Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 2012.

 Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.

 Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 2007.

 Интернет-ресурсы


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.