Рабочая программа по русскому языку, 7 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от августа 2017 года протокол №
Председатель _______ Сухачев Ю.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
уровень образования (класс) 7 класс (по ФГОС)
количество часов 170 часов
Учитель Гюльмамедова Наталья Витальевна
Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений
«Русский язык 5-9 классы» с учетом авторской программы по русскому языку Савчук Л.О. М.:Вентана-Граф 2014г
2017-2018
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования /под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2014, учебника «Русский язык:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф 2014г.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на изучение русского языка отводится 5 часов. Согласно календарному графику и расписанию на 2017-2018 учебный год 170 часов.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» 7 класс
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне,коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка
По завершении изучения курса русского языка 7 класса обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;) в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Обучающийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе), Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного); рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, как жанры научного стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями,
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• готовить выступление, информационную заметку, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;;
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира
2.Содержание учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Кол-во часов |
Название раздела |
Формы организации учебных занятий |
Характеристика основных видов деятельности |
В начале курса несколько уроков отводится на систематизацию знаний и повторение изученного в 5-6 классах. Проводится входной диктант. |
|||
9 |
О языке и речи |
Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная |
Иметь представление о генеалогическом древе языков. Знать славянскую ветвь индоевропейских языков и понимать, что такое праславянский язык и что подразумевают под древними письменными памятниками. Уметь находить и определять роль в тексте лексических синонимов, антонимов, омонимов. Уметь назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов. Понимать особенности формирования русского литературного языка. |
65 |
Система языка |
. Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная |
Знать способы словообразования и уметь их различать. Знать морфологические признаки наречий и служебных частей речи. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор. Знать теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Уметь находить в тексте простые предложения и неполные, проводить синтаксический разбор, находить главные и второстепенные члены, определять по цели высказывания и по интонационной окраске. Уметь вычленять словосочетания из предложения, определять тип и вид, строить простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и др. Вырабатывать умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе. |
49 |
Правописание |
Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная |
Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. |
11 |
Текст |
Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная |
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме. |
8 |
Изложения и сочинения |
Индивидуальная |
Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты. Осознавать себя как личность способную к творчеству, к умению передавать прочитанное, услышанное, сказанное другим носителям языка. |
9 |
Язык и культура. Культура речи |
Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная |
Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь. Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
8 |
Повторение |
Индивидуальная Фронтальная Групповая Парная |
Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету. |
11 |
Контроль |
индивидуальная |
Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, сочинение, изложение и др.) |
Модуль 1 .Что такое языковая семья?
О языке и речи.
Русский язык – один из индоевропейских языков.
Система языка. Обобщение изученного в 5-6 классах.
Фонетика . Сильные и слабые позиции звуков.
Морфемика. Словообразование.
Виды морфем (повторение). Способы словообразования (повторение).Морфологические способы словообразования. Сложение как способ словообразования. Сращение как способ словообразования. Переход слов из одной части речи в другую.
Морфология. Именные части речи. Глагол и его формы.
Правописание. Правописание окончаний прилагательных и причастий.правописание суффиксов имен существительных.
Текст. Беседа и спор.
Язык и культура речи. Правила эффективного общения.
Модуль 2 Какие языки-предки были у русского языка?
О языке и речи. Происхождение русского языка.
Система языка.
Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова.Группы слов в лексике языка. Лексика исконная и заимствованная. Старославянизмы. Устаревшая лексика. Неологизмы.
Правописание. Правописание корней с чередованием оро//оло, ере//ре, оло (ело)//ла (ле).Двойные согласные. Гласные после шипящих и Ц.Правиписание Н и НН в разных частях речи. Н и НН в именах прилагательных и причастиях. Н и НН в именах существительных. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.
Текст.Конспект.
Язык и культура речи. Выразительные средства языка.
Модуль 3 Какие языки-родственники есть у русского языка?
О языке и речи. Русский язк в кругу других славянских языков.
Система языка. Морфология. Наречие и слова ккатегории состояния. Словообразование наречий. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния.
Правописание. Правописание букв после шипящих на конце наречий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы А и О на конце наречий. Правописание Н и НН в наречиях. Правописание НЕ с наречиями. Правописание отрицательных наречий. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
Текст.использование наречий в текстах разных типов. Отзыв.
Язык и культура речи. Употребление наречий в речи.
Модуль 4 Как изменяются языки?
О языке и речи. Изучение письменных памятников.
Система языка. Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов. Предлог – служебная часть речи. Группы предлогов по структуре. Морфологический разбор предлога. Союз –служебная часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Частица – служебная часть речи. Морфологический разбор частиц. Междометие и звукоподражательные слова.
Правописание. Правописание предлогов. Правописание частиц НЕ и НИ. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание междометий.
Текст. Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. Статья.
Язык и культура речи. Стилистическая роль служебных частей речи.
Модуль 5 Как появился русский литературный язык?
О языке и речи. Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.
Система языка. Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса. Грамматическое значение словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетании. Схемы словосочетаний. Нечленимые словосочетания.
Правописание. Употребление прописных и строчных букв. Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. Суффиксы причастий.
Текст. Деловые бумаги.
Язык и культура речи. Синтаксические нормы: употребление словосочетаний.
Модуль 6 Как связаны история народа и история языка?
О языке и речи. Исторические изменения в лексике русского языка.
Система языка. Синтаксис. Главные члены предложения. Предложение- основная единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Простое двусоставное предложение. Подлежащее двусоставного предложения. Типы сказуемого двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Правописание. Знаки пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.
Текст. Цитирование в тексте.
Язык и культура речи. Выбор формы сказуемого в предложении.
Модуль 7Как лингвисты изучают историю языка?
О языке и речи. Историческая лингвистика.
Система языка. Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство.
Правописание. Дефисное и раздельное написание приложений.
Текст. Способы связи предложений в тексте.
Язык и культура речи. Синтаксические нормы управления и согласования.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 7 класс
№ |
Раздел/ Тема урока |
Кол-во час |
Дата
|
|||||||||||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||||||||||
О языке и речи. |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
1 |
Русский язык –один из индоевропейских языков |
1ч |
1.09 |
|||||||||||||||||||||
Система языка 10ч |
||||||||||||||||||||||||
2 |
Фонетика. Обобщение изученного в 5-6 кл. Сильные и слабые позиции звуков |
1ч |
4.09 |
|||||||||||||||||||||
3 |
Морфемика. Словообразование. Виды морфем (повторение |
1ч |
5.09 |
|||||||||||||||||||||
4-5 |
Способы словообразования |
2ч |
6.09 7.09 |
|||||||||||||||||||||
6 |
Сращение как способ словообразования |
1ч |
8.09 |
|||||||||||||||||||||
7 |
Входной диктант |
1ч |
11.09 |
|||||||||||||||||||||
8 |
р/р Обучающее изложение (упр.41) |
1ч |
12.09 |
|||||||||||||||||||||
9 |
Переход слов из одной части речи в другую. |
1ч |
13.09 |
|||||||||||||||||||||
10 |
Морфология. Обобщение изученного в 5-6 кл. Именные части речи |
1ч |
14.09 |
|||||||||||||||||||||
11 |
Глагол и его формы |
1ч |
15.09 |
|||||||||||||||||||||
Повторение |
3ч |
|||||||||||||||||||||||
12 |
Правописание окончаний прилагательных |
1ч |
18.09 |
|||||||||||||||||||||
13 |
Правописание окончаний прилагательных и причастий |
1ч |
19.09 |
|||||||||||||||||||||
14 |
Правописание суффиксов существительных |
1ч |
20.09 |
|||||||||||||||||||||
Текст |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
15 |
Беседа и спор. |
1ч |
21.09 |
|||||||||||||||||||||
Язык и культура речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
16 |
Правила эффективного общения. |
1ч |
22.09 |
|||||||||||||||||||||
17 |
Повторение 1ч |
1ч |
25.09 |
|||||||||||||||||||||
|
Глава 2.Какие языки предки были у русского языка? |
|||||||||||||||||||||||
О языке и речи 1ч |
||||||||||||||||||||||||
18 |
Происхождение русского языка. |
1ч |
26.09 |
|||||||||||||||||||||
Система языка 9ч |
||||||||||||||||||||||||
19 |
Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова. |
1 |
27.09 |
|||||||||||||||||||||
20 |
Группы слов в лексике языка. |
1ч |
28.09 |
|||||||||||||||||||||
21 |
Группы слов в лексике языка |
1ч |
29.09 |
|||||||||||||||||||||
22 |
Лексика исконная и заимствованная |
1ч |
2.10 |
|||||||||||||||||||||
23 |
Старославянизмы . |
1ч |
3.10 |
|||||||||||||||||||||
24 |
Устаревшая лексика . |
1ч |
4.10 |
|||||||||||||||||||||
25 |
Неологизмы . |
1ч |
5.10 |
|||||||||||||||||||||
26 |
Неологизмы |
1ч |
6.10 |
|||||||||||||||||||||
27 |
Контрольная работа «Лексика и фразеология» |
1ч |
9.10 |
|||||||||||||||||||||
Правописание 9ч |
||||||||||||||||||||||||
28 |
Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре,оло(еле),ла(ле). |
1ч |
10.10 |
|||||||||||||||||||||
29 |
Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре,оло(еле),ла(ле). |
1ч |
11.10 |
|||||||||||||||||||||
30 |
Двойные согласные. |
1ч |
12.10 |
|||||||||||||||||||||
31 |
Гласные после шипящих и ц |
1ч |
13.10 |
|||||||||||||||||||||
32 |
р/р Сочинение- повествование(упр. 61) |
1ч |
16.10 |
|||||||||||||||||||||
33 |
1ч |
17.10 |
||||||||||||||||||||||
34 |
Правописание Н и НН в разных частях речи |
1ч |
18.10 |
|||||||||||||||||||||
35 |
Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи |
1ч |
19.10 |
|||||||||||||||||||||
36 |
Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи |
1ч |
20.10 |
|||||||||||||||||||||
Текст 1ч |
||||||||||||||||||||||||
37 |
Конспект. |
1ч |
23.10 |
|||||||||||||||||||||
Язык и культура. Культура речи 1ч |
||||||||||||||||||||||||
38 |
Выразительные средства языка. |
1ч |
24.10 |
|||||||||||||||||||||
Повторение |
3ч |
|||||||||||||||||||||||
39 |
Повторение главы 2 |
1ч |
25.10 |
|||||||||||||||||||||
40 |
Контрольный диктант «Слитное, раздельное и дефисное написание» |
1ч |
26.10 |
|||||||||||||||||||||
41 |
Работа над ошибками |
1ч |
27.10 |
|||||||||||||||||||||
III гл. Какие языки-родственники есть у русского языка? |
||||||||||||||||||||||||
О языке и речи 1ч |
||||||||||||||||||||||||
42 |
Русский язык в кругу других славянских языков. |
1 |
30.10 |
|||||||||||||||||||||
Система языка |
10ч |
|||||||||||||||||||||||
43 |
Морфология . Наречие как часть речи |
1ч |
31.10 |
|||||||||||||||||||||
44 |
Словообразование наречий |
1ч |
01.11 |
|||||||||||||||||||||
45 |
Разряды наречий. |
1ч |
02.11 |
|||||||||||||||||||||
46 |
Разряды наречий |
1ч |
03.11 |
|||||||||||||||||||||
47-48 |
Степени сравнения наречий |
2ч |
13.11;14.11 |
|||||||||||||||||||||
49 |
р/р творческое изложение (упр.28) |
1ч |
15.11 |
|||||||||||||||||||||
50 |
Морфологический разбор наречия |
1ч |
16.11 |
|||||||||||||||||||||
51 |
Слова категория состояния |
1ч |
17.11 |
|||||||||||||||||||||
52 |
р/р Сочинение-описание (упр39) |
1ч |
20.11 |
|||||||||||||||||||||
Правописание |
16ч |
|||||||||||||||||||||||
53-54 |
Правописание букв после шипящих на конце наречий |
2ч |
21.11;22.11 |
|||||||||||||||||||||
55-56 |
Буква А и О на конце наречий |
2ч |
23.11;24.11 |
|||||||||||||||||||||
57-58 |
Правописание Н и НН в наречиях |
2ч |
27.11;28.11 |
|||||||||||||||||||||
59-60 |
Правописание НЕ с наречиями |
2ч |
29.11;30.11 |
|||||||||||||||||||||
61 |
р/р Сочинение-описание по картине (упр.64) |
1ч |
1.12 |
|||||||||||||||||||||
62-63 |
Правописание отрицательных наречий |
2ч |
4.12;5.12 |
|||||||||||||||||||||
64-65 |
Дефис в наречиях |
2ч |
6.12;7.12 |
|||||||||||||||||||||
66-67 |
Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. |
2ч |
8.12;11.12 |
|||||||||||||||||||||
68 |
Контрольная работа по теме «правописание» |
1ч |
12.12 |
|||||||||||||||||||||
Текст |
3ч |
|||||||||||||||||||||||
69 |
Использование наречий в текстах разных типов |
1ч |
13.12 |
|||||||||||||||||||||
70-71 |
Отзыв |
2ч |
14.12;15.12 |
|||||||||||||||||||||
Культура речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
72 |
Употребление наречий в речи. |
1ч |
18.12 |
|||||||||||||||||||||
Повторение |
4ч |
|||||||||||||||||||||||
73-74 |
Повторение главы 3 |
2ч |
19.12;20.12 |
|||||||||||||||||||||
75 |
Контрольный диктант за 1 полугодие |
1ч |
21.12 |
|||||||||||||||||||||
76 |
Работа над ошибками |
1ч |
22.12 |
|||||||||||||||||||||
Глава 4. Как изменяются языки? |
||||||||||||||||||||||||
О языке и речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
77 |
Изучение письменных памятников |
1ч |
25.12 |
|||||||||||||||||||||
Система языка |
12ч |
|||||||||||||||||||||||
78 |
Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов. Предлог-служебная часть речи. |
1ч |
26.12 |
|||||||||||||||||||||
79 |
Группы предлогов по структуре. |
1ч |
27.12 |
|||||||||||||||||||||
80 |
Морфологический разбор предлога. |
1ч |
28.12 |
|||||||||||||||||||||
81 |
Союз – служебная часть речи. |
1ч |
29.12 |
|||||||||||||||||||||
82-83 |
Разряды союзов. |
2ч |
11.01;12.01 |
|||||||||||||||||||||
84 |
Морфологический разбор союза. |
1ч |
15.01 |
|||||||||||||||||||||
85-86 |
Частица- служебная часть речи. Частица-служебная часть речи |
2ч |
16.01;17.01 |
|||||||||||||||||||||
87 |
Морфологический разбор частицы. |
1ч |
18.01 |
|||||||||||||||||||||
88-89 |
Междометие и звукоподражательные слова. |
2ч |
19.01;22.01 |
|||||||||||||||||||||
Правописание |
12ч |
|||||||||||||||||||||||
90 |
Правописание предлогов |
1ч |
23.01 |
|||||||||||||||||||||
91 |
Правописание предлогов |
1ч |
24.01 |
|||||||||||||||||||||
92 |
Правописание союзов |
1ч |
25.01 |
|||||||||||||||||||||
93 |
Правописание союзов |
1ч |
26.01 |
|||||||||||||||||||||
94 |
Правописание частиц НЕ и НИ. |
1ч |
29.01 |
|||||||||||||||||||||
95 |
Правописание частиц НЕ и НИ. |
1ч |
30.01 |
|||||||||||||||||||||
96 |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
1ч |
31.01 |
|||||||||||||||||||||
97 |
Раздельное и дефисное написание частиц. |
1ч |
1.02 |
|||||||||||||||||||||
98 |
Правописание междометий. |
1ч |
2.02 |
|||||||||||||||||||||
99 |
Правописание междометий. |
1ч |
5.02 |
|||||||||||||||||||||
100 |
Контрольный диктант «Служебные части речи» |
1ч |
6.02 |
|||||||||||||||||||||
101 |
Работа над ошибками |
1ч |
|
|||||||||||||||||||||
Текст |
3ч |
|||||||||||||||||||||||
102 |
Служебные части речи как средство связи в предложений в тексте. |
1ч |
8.02 |
|||||||||||||||||||||
103 |
Статья. |
1ч |
9.02 |
|||||||||||||||||||||
104 |
статья |
1ч |
12.02 |
|||||||||||||||||||||
Язык культура . Культура речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
105 |
Стилистические особенности статьи |
1ч |
13.02 |
|||||||||||||||||||||
Повторение |
3ч |
|||||||||||||||||||||||
106 |
Повторение главы 4 |
1ч |
14.02 |
|||||||||||||||||||||
107 |
Повторение материала главы 4 |
1ч |
15.02 |
|||||||||||||||||||||
108 |
Контрольная работа «Служебные части речи» |
1ч |
16.02 |
|||||||||||||||||||||
Глава 5. Как появился русский литературный язык? |
||||||||||||||||||||||||
О языке и речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
109 |
Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка. |
1ч |
19.02 |
|||||||||||||||||||||
Система языка |
8ч |
|||||||||||||||||||||||
110 |
Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание как единица синтаксиса. |
1ч |
20.02 |
|||||||||||||||||||||
111 |
Грамматическое значение словосочетаний. |
1ч |
21.02 |
|||||||||||||||||||||
112 |
Виды подчинительной связи в словосочетании. |
1ч |
22.02 |
|||||||||||||||||||||
113 |
Согласование |
1ч |
26.02 |
|||||||||||||||||||||
114 |
Управление ,примыкание |
1ч |
28.02 |
|||||||||||||||||||||
115 |
Схема словосочетания. |
1ч |
||||||||||||||||||||||
116 |
Нечленимые словосочетания. |
1ч |
1.03 |
|||||||||||||||||||||
117 |
Нечленимые словосочетания. |
1ч |
2.03 |
|||||||||||||||||||||
Правописание 8ч |
||||||||||||||||||||||||
118 |
Употребление прописных и строчных букв. |
1ч |
5.03 |
|||||||||||||||||||||
119 |
Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. |
1ч |
6.03 |
|||||||||||||||||||||
120 |
Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. |
1ч |
7.03 |
|||||||||||||||||||||
121 |
Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва |
1ч |
12.03 |
|||||||||||||||||||||
122 |
Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва |
1ч |
13.03 |
|||||||||||||||||||||
123 |
Суффиксы причастий |
1ч |
14.03 |
|||||||||||||||||||||
124 |
Суффиксы причастий |
1ч |
15.03 |
|||||||||||||||||||||
125 |
р/р Изложение -описание (упр.52) |
1ч |
16.03 |
|||||||||||||||||||||
Текст |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
126 |
Деловые бумаги: расписка. |
1ч |
19.03 |
|||||||||||||||||||||
Язык и культура. Культура речи |
1ч |
20.03 |
||||||||||||||||||||||
127 |
Синтаксические нормы: употребление словосочетаний. |
1ч |
21.03 |
|||||||||||||||||||||
Повторение |
4ч |
|||||||||||||||||||||||
128 |
Повторение главы 5 |
1ч |
22.03 |
|||||||||||||||||||||
129 |
Повторение материала главы 5 |
1 |
23.03 |
|||||||||||||||||||||
130 |
Контрольный диктант «Словосочетание» |
1ч |
02.04 |
|||||||||||||||||||||
131 |
Работа над ошибками |
1ч |
03.04 |
|||||||||||||||||||||
Глава 6. Как связаны история народа и история языка? |
||||||||||||||||||||||||
О языке и речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
132 |
Исторические изменения в лексике русского языка. |
1ч |
04.04 |
|||||||||||||||||||||
Система языка |
13ч |
|||||||||||||||||||||||
133 |
Синтаксис. Главные члены простого предложения. Предложение-основная единица языка. |
1ч |
05.04 |
|||||||||||||||||||||
134 |
Виды предложений по цели высказывания. |
1ч |
06.04 |
|||||||||||||||||||||
135 |
Виды предложений по эмоциональной окраске. |
1ч |
09.04 |
|||||||||||||||||||||
136 |
Простое двусоставное предложение. |
1ч |
10.04 |
|||||||||||||||||||||
137 |
Подлежащее двусоставного предложения. |
1ч |
11.04 |
|||||||||||||||||||||
138 |
Подлежащее двусоставного предложения |
1ч |
12.04 |
|||||||||||||||||||||
139 |
Типы сказуемого простого двусоставного предложения. |
1ч |
13.04 |
|||||||||||||||||||||
140 |
Простое глагольное сказуемое. |
1ч |
16.04 |
|||||||||||||||||||||
141 |
Составное глагольное сказуемое. |
1ч |
17.04 |
|||||||||||||||||||||
142 |
Составное глагольное сказуемое. |
1ч |
18.04 |
|||||||||||||||||||||
143 |
Составное именное сказуемое |
1ч |
19.04 |
|||||||||||||||||||||
144 |
Составное именное сказуемое |
1ч |
20.04 |
|||||||||||||||||||||
145 |
Контрольная работа «синтаксис» |
1ч |
23.04 |
|||||||||||||||||||||
Правописание |
4ч |
|||||||||||||||||||||||
146 |
Знаки пунктуации. |
1ч |
24.04 |
|||||||||||||||||||||
147 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1ч |
25.04 |
|||||||||||||||||||||
148 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1ч |
26.04 |
|||||||||||||||||||||
149 |
Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым |
1ч |
27.04 |
|||||||||||||||||||||
Текст |
2ч |
|||||||||||||||||||||||
150 |
Цитирование в тексте. |
1ч |
03.05 |
|||||||||||||||||||||
151 |
р/р Сочинение -рассуждение(упр59) |
1ч |
04.05 |
|||||||||||||||||||||
Культура речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
152 |
Выбор формы сказуемого в предложении |
1ч |
07.05 |
|||||||||||||||||||||
Повторение |
4ч |
|||||||||||||||||||||||
153154 |
Повторение главы 6 |
2ч |
08.05;10.05 |
|||||||||||||||||||||
155 |
Контрольный диктант «Типы сказуемых» |
1ч |
11.05 |
|||||||||||||||||||||
156 |
Работа над ошибками |
1ч |
14.05 |
|||||||||||||||||||||
Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка? |
||||||||||||||||||||||||
О языке и речи |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
157 |
Историческая лингвистика. |
1 |
15.05 |
|||||||||||||||||||||
Система языка 10ч |
||||||||||||||||||||||||
158159 |
синтаксис . Второстепенные члены простого предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. |
2ч |
16.05;17.05 |
|||||||||||||||||||||
160161 |
Дополнение . |
2ч |
18.05;21.05 |
|||||||||||||||||||||
162163 |
Определение. |
2ч |
22.05 |
|||||||||||||||||||||
164165 |
Приложение. |
2ч |
23.05;24.05 |
|||||||||||||||||||||
166167 |
Обстоятельство. |
2ч |
25.05;28.05 |
|||||||||||||||||||||
Правописание |
3ч |
|||||||||||||||||||||||
168 |
Итоговый контрольный диктант |
1ч |
29.05 |
|||||||||||||||||||||
169 |
Дефисное и раздельное написание приложений. |
1ч |
30.05 |
|||||||||||||||||||||
Текст |
1ч |
|||||||||||||||||||||||
170 |
Способы связи предложений в тексте. |
1ч |
31.05 |
|||||||||||||||||||||
Согласовано Согласовано
Протокол заседания районного Заместитель директора по УВР
мо учителей русского языка и литературы ______________(Филюшина Ю.А.)
№_____от____________________2017г ______________2017г
Руководитель мо __________(Лысенко О.Н.)