Рабочая программа по русскому языку 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету русский язык 7 класс составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5– 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (Русский язык. 5—9 классы : рабочая программа / В. В. Бабайцева и др. — М. : Дрофа, 2017. ). Рабочая программа соответствует ООП ООО, целям, задачам и миссии школы.
Авторская программа рассчитана на 136 часов (из расчёта 4 часа в неделю на 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы (4 часа в неделю). Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:
Разделы лингвистики |
Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу |
Морфология |
Вопрос и причастии и деепричастии в системе частей речи. Особенности употребления в речи причастий и деепричастий. Отличие служебных частей речи от самостоятельных. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. |
Программа реализуется с использованием учебного комплекса:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 320 с.
Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Пименова, А П. Еремееева, А. Ю. Купалова и др.; под редакцией С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2016. – 241 с.
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2015. – 160 с.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Цели и задачи обучения
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у обучающихся патриотического чувства по отношению к родному языку: осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; осознание эстетической ценности родного языка;
2) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД;
3) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
4) овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
5) обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
6) формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
При реализации рабочей программы обучающийся получит возможность изучить основные определения изученных в 7 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила.
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного предмета
7 КЛАСС (136 ч.)
Введение (1 ч.)
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повторение изученного в 5—6 классах (13 ч.)
Причастие (35 ч.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие (20 ч.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Употребление деепричастий в речи.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.
Служебные части речи. Предлог (1+10 ч.)
Общее понятие о служебных частях речи (1ч).
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (13 ч.)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы.
Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях.
Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (18 ч.)
Понятие о частицах.
Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Междометие (3 ч.)
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Использование междометий и звукоподражательных слов в речи.
Повторение (18ч.)
Развитие речи (26 ч.)
Описание общего вида местности.
Описание действий.
Повествование. Рассказ на основе услышанного.
Отзыв о книге.
Рецензия на художественное произведение. Различие отзыва и рецензии.
Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля.
Союз как средство связи предложений и частей текста.
Учебно-тематическое планирование
Всего часов |
В том числе |
||
р/р |
к/р |
||
Введение |
1 |
- |
- |
Повторение изученного в 5-6 классах |
13 |
3 |
1 |
Причастие |
37 |
7 |
2 |
Деепричастие |
18 |
6 |
1 |
Служебные части речи. Предлог |
11 |
2 |
1 |
Союз |
13 |
3 |
1 |
Частица |
18 |
3 |
1 |
. Междометие |
3 |
- |
- |
Повторение изученного |
18 |
2 |
3 |
Резервные |
4 |
- |
- |
Итого |
136 |
26 |
11 |
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам и т.д.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.
Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учебник / Никитина Е.И. - М.: Дрофа, 2014. – ФГОС.
Дополнительная литература:
Пименова С.Н. Русский язык. 7 класс. Книга для учителя. Учебно-методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», « Русский язык. Русская речь».
Пименова С.Н. Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русский язык. Русская речь, 7 класс: методическое пособие к учебному комплексу/ С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией С.Н. Пименовой.
Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс/ С.Н. Пименова и др.
Список литературы для обучающихся:
Русский язык. Теория. 5-9 классы Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.. М. Дрофа, 2014. – ФГОС.
Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010.
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учебник М.: Дрофа, 2014. - ФГОС
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО.
Протокол №__ от ___ __________ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО. Зам. Директора по УВР
_______________ Н.Ю. Смирнова
__ _____________ 2017 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата |
|||||||
Предметные |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Личностные УУД |
|||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
|||||||||||
1 |
Литературный русский язык. Нормы, их изменение. |
Урок «открытия» нового знания |
Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности |
Выделять и формулировать познавательную цель, проблему, составлять простой план статьи учебника |
Осознавать цели учебной деятельности и уметь их пояснить, самостоятельно формулировать познавательную цель, строить свои действия |
Уметь ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач |
Знать историю, культуру своего народа, сохранять чистоту языка как явления национальной культуры |
||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (13 ч.) |
|||||||||||
2 |
Морфология |
Систематизация и обобщение знаний |
Определяя основные особенности частей речи (грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки), опознавать слово как часть речи |
Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находитьее в учебных материалах |
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов |
корректировать свои действия в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей |
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
||||
3 |
Правописание имен существительных |
Систематизация и обобщение знаний |
Находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи ,безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм |
Выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации |
Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану |
Строить монологические высказывания, уметь задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы |
Испытывать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
4 |
Правописание имён прилагательных |
Систематизация и обобщение знаний |
Обнаруживать изученные орфограммы и пунктограммы и объяснять написание соответствующих слов |
Понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, интегрировать информацию в имеющийся запас знаний |
Осознавать цели деятельности и уметь их пояснить, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия. |
Строить монологические высказывания, осуществлять деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач |
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему |
||||
5 |
Правописание глагола |
Систематизация и обобщение знаний |
Правильно выбирать форму глагола, тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах |
Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей |
Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе |
||||
6 |
Правописание наречий |
Систематизация и обобщение знаний |
Безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах, наречиях |
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств |
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели |
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
7 |
Правописание местоимений |
Систематизация и обобщение знаний |
Безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах, наречиях, местоимениях |
Извлекать информацию из схем, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
8 |
Знаки препинания в простом осложненном предложении |
Систематизация и обобщение знаний |
Уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы |
Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями |
Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
9 |
Знаки препинания в сложном предложении |
Систематизация и обобщение знаний |
Уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы. |
Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера |
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы |
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
10 |
Р/Р. Текст. Стили речи |
Систематизация и обобщение знаний |
Уметь находить признаки текста, аргументированно доказывать принадлежность к тексту, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию, озаглавливать текст, определять его тему, основную мысль, средства связи предложений в тексте |
Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога |
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
||||
11 |
Контрольный диктант |
Урок контроля |
В соответствии с правилами орфографии и пунктуации оформлять письменный текст |
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
Актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки, принимать и сохранять учебную задачу |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
12 |
Анализ контрольного диктанта |
Урок рефлексии |
Анализировать свои ошибки, отрабатывая основные ошибки, применять орфографические умения и навыки |
Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога |
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
||||
13-14 |
Р/Р. Сочинение-описание картины К.С.Петрова –Водкина «Утренний натюрморт» |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов |
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
ПРИЧАСТИЕ (35 ч.) |
|||||||||||
15 |
Понятие о причастии |
Урок «открытия» нового знания |
Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, отличать причастия от прилагательных |
Поиск и выделение необходимой информации; применение, в том числе с помощью компьютерных средств |
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей |
Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
16-17 |
Признаки прилагательного и глагола у причастия |
Уроки изучения и закрепления нового материала |
Определять грамматические признаки прич., согласовывать причастие с определяемым существительным |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме |
Осознавать качество и уровень усвоения, корректируют свою работу |
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
18 |
Р/Р.Описание общего вида местност Подготовка к сочинению- описанию пейзажа И.С. Остроухова «Золотая осень» |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь описывать местность с позиции наблюдателя (автора описания), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст |
Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Уметь работать в парах, эффективно сотрудничать |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий |
||||
19-20 |
Причастный оборот |
Уроки изучения и закрепления нового материала |
Уметь выделять интонацией причастный оборот в устной и пунктуационно в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота |
Структурировать знания |
Оценивать достигнутый результат |
Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Освоение личностного смысла учиться |
||||
21-22 |
Выделение причастного оборота на письме |
Урок «открытия» нового знания |
Графически обозначать причастный оборот, конструировать предложения с причастным оборотом, выделять причастный оборот на письме и в устной речи |
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств |
Осознавать качество и уровень усвоения, корректируют свою работу |
Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
23 |
Контрольная работа по теме «Причастный оборот» |
Урок контроля |
Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми |
Определять основную и второстепенную информацию |
Оценивать достигнутый результат |
Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности |
Освоение личностного смысла учиться |
||||
24 |
Анализ контрольной работы |
Урок рефлексии |
Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления |
Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий |
Вносить коррективы и дополнения в составленные планы |
Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
25-26 |
Правописание НЕ с причастиями |
Урок «открытия» нового знания |
Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; графически обозначать орфограмму; применять алгоритм правила |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Уметь представлять конкретное содержание в устной форме |
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
Уважение личности и ее достоинства |
||||
27 |
Действительные и страдательные причастия. |
Урок «открытия» нового знания |
Знать отличия действительных и страдательных прич., отличать действительные прич. от страдательных, аргументированно доказывать принадлежность слова |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
|
Сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения от эталона |
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
28-29 |
Р/Р. Изложение |
Комбинированный |
Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспроизводить текст |
Формулировать и удерживать учебную задачу |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в |
Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание |
Участвовать в творческом, созидательном процессе |
||||
30-31 |
Словообразование ДПНВ |
Урок «открытия» нового знания |
Знать способы образования ДПНВ, уметь образовывать действительные прич., обосновывать выбор гласной в суффиксах |
Выделять и формулировать познавательную цель |
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели |
Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
32-33 |
Словообразование СПНВ |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь правильно писать суффиксы СПНВ, аргументированно доказывать свой выбор, согласовывать причастия с определяемыми словами |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывают информацию |
Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Формирование у учащихся навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму |
||||
34-35 |
Р/Р. Описание действий. Подготовка к сочинению-описанию действия «Дымковская игрушка» |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи; уметь включать в текст причастные обороты |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Ппрогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра |
Участвовать в творческом, созидательном процессе |
||||
36-37 |
Образование и правописание ДППВ |
Урок «открытия» нового знания |
Знать способы образования ДППВ, правописание гласной перед суффиксами прич., уметь правильно писать прич., обосновывая выбор гласной перед суффиксом |
Определять цель выполнения заданий на уроке |
Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста |
Уметь письменно формулировать и высказывать свою точку зрения. |
Готовность к равноправному сотрудничеству |
||||
38-39 |
Образование и правописание СППВ |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь правильно писать причастия, аргументированно доказывать написание причастий |
Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней |
Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
40-41 |
Правописание гласных перед Н и НН |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь объяснять и правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм |
Применять методы информационного поиска |
Предвосхищать временные характеристики достижения результата (когда будет результат?) |
Устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
Позитивная моральная самооценка |
||||
42 |
Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах СППВ |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы |
Выдвигать гипотезы, предлагать способы их проверки |
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Планировать общие способы работы |
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||||
43 |
Краткие причастия |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь отличать краткие страдательные причастия, краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию в предложении, правильно употреблять в речи |
Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию |
Осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу |
Уметь представлять конкретное содержание |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
44 |
Р/Р. Редактирование текста |
Комбинированный |
Уметь передавать содержание текста от 3-го лица, выделять в тексте главную, второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения |
Определять основную и второстепенную информацию |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
45-46 |
Правописание НЕ с краткими причастиями |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку и при создании собственных текстов |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней |
Определять основную и второстепенную информацию. Строить логические цепи рассуждений |
Определять цели и функции участников, способы взаимодействия |
Оптимизм в восприятии мира. Позитивная моральная самооценка |
||||
47-48 |
Правописание НН в причастиях |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь применять правила написания Н и НН в прич. и прил., уметь обосновывать написание Н или НН |
Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием |
Применять метод информационного поиска |
Формировать навыки коллективного взаимодействия |
Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму |
||||
49-50 |
Повторение изученного в разделе "Причастие" |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в прич. |
Извлекать информацию, представленную в разных формах |
Осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу |
Уметь представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
51 |
Контрольный диктант по теме "Причастие" |
Урок контроля |
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы |
объяснять языковые процессы, выявляемые в ходе исследования |
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона |
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
Уважение личности и ее достоинства |
||||
52 |
Анализ контрольного диктанта |
Урок рефлексии |
Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры |
Строить логические цепи рассуждений |
Осознавать качество и уровень усвоения |
Демонстрировать способность к эмпатии |
Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания |
||||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (20 ч.) |
|||||||||||
53 |
Понятие о деепричастии |
Урок «открытия» нового знания |
Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие |
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Обмениваться знаниями между членами группы |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
54-55 |
Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение, безошибочно писать НЕ с деепричастием |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Выявлять и идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения |
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию |
||||
56 |
Деепричастный оборот |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причастного оборота |
Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Оценивать достигнутый результат |
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве |
Освоение личностного смысла учиться |
||||
57-58 |
Запятые при деепричастном обороте |
Урок «открытия» нового знания |
Использовать деепр. и деепр. обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлять ошибки в употреблении оборотов |
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строят действия в соответствии с ней |
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор |
Позитивная моральная самооценка |
||||
59 |
Р/Р. Повествование. Рассказ на основе услышанного |
Урок систематизации и обобщения |
Уметь создавать рассказ на основе услышанного, соблюдать нормы русского языка при создании собственного текста |
Выбирать обобщенные стратегии решения задачи |
Предвосхищать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) |
Понимать возможность различных точек зрения |
Участвовать в творческом, созидательном процессе |
||||
60 |
Словообразование дееприч. Деепричастия СВ и НСВ |
Урок «открытия» нового знания |
Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую функцию в предложении |
Устанавливать причинно-следственные связи |
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно |
Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
61 |
Употребление деепричастий в речи |
Урок систематизации и обобщения |
Уметь использовать свойства деепричастия |
Строить логические цепи рассуждений |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
62 |
Р/Р. Характеристика литературного героя |
Урок «открытия нового знания» |
Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов текста |
Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текст |
Уметь анализировать прочитанный текст |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции |
||||
63 |
Повторение изученного в разделе "Деепричастие" |
Урок систематизации и обобщения |
Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению, отличать деепричастие от других частей речи |
Определять основную и второстепенную информацию
|
В диалоге сучителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности работы |
Уметь слушать и слышать друг друга. |
Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика |
||||
64 |
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» |
Урок контроля |
Безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом |
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
65 |
Анализ контрольного диктанта |
Урок рефлексии |
Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание |
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств |
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
66 |
Р/Р. Книжные стили речи. Публицистический стиль |
Урок открытия нового знания |
Знать признаки публицистического стиля, анализировать тексты, составлять собственные тексты |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать уровень усвоения |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, гордиться им |
||||
67 |
Р/Р. Сочинение – заметка в школьную газету |
Урок систематизации и обобщения |
Знать признаки публицистического стиля, составлять собственные тексты |
Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить |
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы |
Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому совершенствованию |
||||
68 |
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие |
Урок открытия нового знания |
Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования |
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
Оценивать достигнутый результат |
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
69-70 |
Р/Р. Изложение |
Комбинированный |
Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли |
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому совершенствованию |
||||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ (1+10 ч.) |
|||||||||||
71 |
Понятие о служебных частях речи |
Урок открытия нового знания |
Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении |
Извлекать информацию из схем, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Осознавать качество и уровень усвоения |
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
72 |
Понятие о предлоге |
Урок «открытия нового знания» |
Знать определение предлога как служебной части речи, роль в предложении, уметьотличать предлог от приставок |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию |
Уметь планировать алгоритм ответа |
Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения |
Формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
||||
73 |
Разряды предлогов по значению |
Урок комбинированный |
Знать об однозначных и многозначных предлогах, разрядах предлогов по значению, способностях предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения |
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности |
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию |
||||
74 |
Употребление предлогов |
Урок систематизации и обобщения |
Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов |
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
|
Понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
75-76 |
Правописание предлогов |
Уроки изучения и закрепления материала |
Уметь правильно писать производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от сущ. с предл. |
Устанавливать причинно-следственные связи |
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы |
Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
77 |
Р/Р. Отзыв о книге |
Урок комбинированный |
Составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой |
Понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации |
Предвосхищать результат и уровень усвоения |
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения
|
Формировать ответственное отношение к учению |
||||
78 |
Повторение изученного в разделе "Предлог" |
Урок обобщения и систематизации |
Различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания |
Умения извлекать информацию из схем, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах |
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека |
Формировать у учащихся навыков мотивации к самосовершенствованию |
||||
79 |
Контрольный диктант по теме «Предлог» |
Урок контроля |
Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания |
Структурировать знания |
Оценивать достигнутый результат |
Владеть монологической и диалогической формами речи |
Освоение личностного смысла учиться |
||||
80 |
Анализ контрольного диктанта |
Урок рефлексии |
Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска |
Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах |
Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Формировать у учащихся навыков мотивации к самосовершенствованию |
||||
81-82 |
Р/Р. Обучение сжатому изложению. |
Урок открытия нового знания |
Адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, выделять основную информацию, определять тип речи |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
СОЮЗ (13 ч.) |
|||||||||||
83 |
Понятие о союзе. Простые и составные союзы |
Урок комбинированный |
Знать определение союза. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте |
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий |
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
84 |
Р/Р. Союз как средство связи предложений и частей текста |
Урок открытия нового знания |
Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений |
Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Участвовать в творческом, созидательном процессе |
||||
85 |
Сочинительные союзы |
Комбинированный |
Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте |
Синтезировать полученную информацию для составления ответа |
Планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно |
Уметь строить монологическое высказывание аргументировать свою позицию |
Формирование у учащихся мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности |
||||
86 |
Употребление сочинительных союзов |
Урок изучения и закрепления нового материала |
Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложениях и ССП, выбирать союз в соответствии с его значением |
Умения извлекать информацию из схем, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы |
Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
87 |
Подчинительные союзы |
Комбинированный |
Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных |
Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Принимать решение и реализовывать его |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
88 |
Употребление подчинительных союзов |
Урок изучения и закрепления нового материала |
Уметь различать союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, производить синонимичную замену союзов |
Структурировать знания |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
89-90 |
Правописание союзов тоже, также, зато и др. |
Урок изучения и закрепления нового материала |
Знать правила правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме |
Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы |
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели |
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||||
91-92 |
Р/Р. Сжатое изложение |
Комбинированный |
Уметь выделять основную информацию, воспроизводить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразительные языковые средства |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
93 |
Повторение изученного в разделе "Союз" |
Урок обобщения и систематизации |
Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, определять роль в предложении и тексте |
Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу |
Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
94 |
Контрольный диктант по теме "Союз" |
Урок контроля |
Анализировать правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложениях |
Структурирование знаний |
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
Освоение личностного смысла учиться |
||||
95 |
Анализ контрольного диктанта |
Урок рефлексии |
Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание |
Строить логические цепи рассуждений |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность |
Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание |
Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания |
||||
ЧАСТИЦА (18 ч.) |
|||||||||||
96 |
Понятие о частице |
Урок открытия нового знания |
Знать особенности частицы как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи |
Анализировать условия и требования заданий |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию |
||||
97 |
Значения частиц |
Урок открытия нового знания |
Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросительными частицами, правильно их писать |
Уметь выбирать смысловые единицы текста |
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы |
Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
98 |
Формообразующие частицы |
Урок открытия нового знания |
Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать ее роль в предложении и при образовании форм слов |
Выражать структуру задачи разными средствами.
|
Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона |
Проявлять внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
99 |
Модальные частицы |
Урок «открытия» нового знания |
Понимать многообразие значений модальных частиц, находить их в тексте, определять значение, употреблять в собственной речи |
Выделять и формулировать познавательную цель |
Оценивать достигнутый результат |
Проявлять готовность оказывать помощь партнерам |
Доброжелательное отношение к людям |
||||
100 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
Обобщение систематизация изученного |
Оценивать выразительную роль частиц, употреблять в собственной речи, безошибочно их писать |
Выделять и формулировать познавательную цель |
Оценивать достигнутый результат |
Стремление устанавливать доверительные отношения |
Оптимизм в восприятии мира |
||||
101 |
Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ |
Урок открытия нового знания |
Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять ее смысловое значение, правильно писать частицу НЕ с разными частями речи |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели |
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
102 |
Различение приставки не- и частицы не |
Урок систематизации и обобщения |
Различать приставку НЕ и частицу НЕ, определять ее смысловое значение, правильно писать частицу НЕ с разными частями речи |
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста |
Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самокоррекции |
Определять цели и функции участников, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями |
Формирование устойчивой мотивации к обучению |
||||
103 |
Р/Р. Рецензия на худож. произведение Различие отзыва и рецензии. |
Урок открытия нового знания |
Уметь связно писать рецензию, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в сочинении |
Умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы |
Оценивать достигнутый результат |
Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
104 |
Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ |
Урок открытия нового знания |
Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц |
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию |
Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания |
||||
105 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать написание отрицательных частиц ни, приставки ни-, союза ни |
Извлекать информацию, представленную в разных формах |
Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели |
Формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний |
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы |
||||
106-107 |
Значения и условия написания не и ни |
Уроки изучения и закрепления материала |
Научиться различать частицы не и ни, повторить известные правила, усвоить новые |
Выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задачи |
Составлять план и последовательность действий |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
108 |
Повторение изученного в разделе "Частица" |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Уметь использовать частицы в речи, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи |
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий |
Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
109 |
Контрольный диктант по теме «Частица» |
Урок контроля |
Продемонстрировать полученные знания по изученному материалу |
Уметь внимательно читать задание, планировать работу, чтобы получить результат |
Предвосхищать результат и уровень усвоения |
Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Формирование устойчивой мотивации к обучению |
||||
110 |
Анализ контрольного диктанта |
Урок рефлексии |
Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументированно доказывать правильное написание |
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками |
Оценивать достигнутый результат |
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека |
Освоение личностного смысла учиться |
||||
111-112 |
Р/Р. Сочинение "Роль частиц в тексте" |
Комбинированный |
Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему |
Определять основную и второстепенную информацию. |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра |
Осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к нему, стремиться к речевому совершенствованию |
||||
МЕЖДОМЕТИЕ (3 ч.) |
|||||||||||
113 |
Понятие о междомети. Дефис в междометиях |
Урок «открытия нового знания» |
Научиться определять междометие по его грамматическим признакам |
Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме |
Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики |
Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач |
Формирование у учащихся мотивации к самосовер-шенствованию |
||||
114 |
Знаки препинания при междометия |
Урок обобщения знаний |
Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи |
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию |
Уметь планировать алгоритм ответа |
Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения |
Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму |
||||
115 |
Использование междометий и звукоподражательных слов в речи |
Уроки изучения и закрепления нового материала |
Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия |
Объяснять языковые процессы, выявляемые в ходе исследования междометий |
Проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности |
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы |
Формирование навыков развернутого анализа |
||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (18 ч.) |
|||||||||||
116 |
Самостоятельные части речи |
Урок обобщения и систематизации |
Различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
117 |
Причастие |
Урок обобщения и систематизации |
Аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков |
Выдвигать и обосновывать гипотезы, способы их проверки |
Оценивать достигнутый результат |
Проявляют уважительное отношение к партнерам. |
Формирование навыков развернутого анализа |
||||
118 |
Причастный оборот |
Урок обобщения и систематизации |
Согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно |
Информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
С достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
119 |
Деепричастие и деепричастный оборот |
Урок обобщения и систематизации |
Аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям |
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще неизвестно |
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
120 |
Служебные части речи |
Урок обобщения и систематизации |
Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить разбор слов всех частей речи |
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем |
Составлять план и последовательность действий |
Проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и поддержку |
Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму |
||||
121 |
Предлог |
Урок обобщения и систематизации |
Учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания |
Устанавливать причинно-следственные связи |
Оценивать достигнутый результат |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
122 |
Союз |
Урок обобщения и систематизации |
Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке |
Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
Уметь ставит вопросы и обращаться за помощью к учебной лит-ре |
Формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию |
||||
123-124 |
Слитное и раздельное написание не с сущ. и прил, нар. |
Урок обобщения и систематизации |
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии |
Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Осваивать новые виды деятельности |
||||
125 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
Урок обобщения и систематизации |
Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии |
Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от условий |
Оценивать достигнутый результат |
С достаточной полнотой и точностью выражать в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
126 |
Написание не с местоимениями |
Уроки обобщения и систематизации |
Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии |
Строить логические цепи рассуждений |
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы |
Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся |
||||
127 |
Повторение орфографии и пунктуации |
Уроки обобщения и систематизации |
Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии и пунктуации |
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Составлять план и последовательность действий |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации |
Формирование у учащихся мотивации к самосовершенствованию |
||||
128-129 |
Итоговая контрольная работа и ее анализ |
Урок контроля |
Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора |
Выделять и формулировать проблему
|
Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
||||
130 |
Р/Р. Стили речи |
Уроки обобщения и систематизации |
Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте |
Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста |
Уметь анализировать прочитанный текст |
Уметь читать вслух и понимать прочитанное |
Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности |
||||
131-132 |
Р/Р. Контрольное изложение «Купание Егорушки» |
Комбинированный |
Понимать содержание худож. текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику |
Структурировать знания |
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознают качество усвоения. |
Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
||||
133-136 |
Резервные |