Рабочая программа кружка «Моя семья»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Даренка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Рабочая программа кружка «Моя семья»
в младшей группе №17 «Знайки»
Автор-составитель воспитатель Горшкова К.В.
Семья — любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья — опора государства,
Страны моей, моей России.
2024г.
Пояснительная записка
У педагогов и родителей единые цели и задачи, поэтому важно сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Таким образом становятся актуальными новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству, то есть к общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно - равноправное общение, а также совместное приобретение опыта.
В современном образовательном процессе важным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание работы по данному направлению. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Думаю, что Вы со мной согласитесь в том, что каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность
Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Считаю, что мой проект в виде занятий и игровой деятельности по теме «Моя семья» – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Цель: формирование у детей понятия «семья», осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи:
Создавать социальную ситуацию развития детей в процессе ознакомления с понятиями «Семья и родственные отношения»;
Учить называть имена и отчества родителей;
Углублять представления детей о семье, её членах; дать первоначальные представления о родственных отношениях;
Создавать условия для побуждения детей к речевой активности, для речевого развития;
Способствовать развитию познавательных способностей у детей, навыков взаимодействия и сотрудничества;
Воспитывать интерес к выполнению своих семейных обязанностей;
Воспитывать любовь и уважение к своим родным, укреплять детско–родительские отношения.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 18 недель.
Срок реализации программы: 2024-2025гг
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:
игровая;
познавательная;
коммуникативная;
изобразительная;
восприятие художественной литературы;
театрализованные игры и др.
Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 18 раз за год.
Планируемые результаты освоения программы
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
Содержание воспитательно-образовательной работы
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 | Семья и родственные отношения | 5 | |
2 | Театрализованные игры | 3 | |
3 | Художественное творчество | 4 | |
4 | Семейные традиции | 3 | |
5 | Народное творчество | 3 | |
Итого: | 18 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Оборудование и материал |
1 | сентябрь | Диагностика | Определение уровня развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности. | Наглядные картинки по теме семья, картинки с изображением сюжета знакомых сказок. Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
2 | октябрь | «Я – человек» | Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные представления о правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания) Познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить различать их. Воспитывать бережное отношение к себе и другим детям. | Набор карточек с изображением разных эмоций, д.и «Назови эмоцию», картинки о детях, их играх (с исп ТСО). Игра «Человек – человеку». Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
3 | октябрь | «Твои обязанности» | Воспитывать интерес к выполнению своих обязанностей в группе детского сада, дома, на улице, на природе | Картинки и фотографии о том, как дети помогают своим мамам (с исп ТСО) Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
4 | ноябрь | «Я люблю свою маму» | Закреплять знание детьми имен и отчеств мам, воспитывать любовь и уважение к мамам. | Портреты мам. Детские книги, мультфильм «Умка» (с исп ТСО) |
5 | ноябрь | «Мы получили письмо» (День матери) | Формировать представление о том, что такое семья, воспитывать любовь и уважение к родным | Конверт с письмом, иллюстрации с изображением семейного портрета |
6 | декабрь | «Мамины помощники» | Формировать представления о том, что любовь выражается в заботе о своих родных, конкретных делах | Репродукции картин, на которых изображены мамы с детьми (с исп ТСО) Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
7 | декабрь | Изготовление новогодних поделок (дети с родителями) . | Создать условия для творческого взаимодействия детей, родителей и воспитателей | Разный материл для поделок |
8 | январь | «Из-за леса, из-за гор» | Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на основе небылицы «Из-за леса, из-за гор» | Настольный театр «Из-за леса, из-за гор» |
9 | январь | «Матрешка – любимая игрушка» | Продолжать знакомить детей с понятиями «семья» и родственные отношения на примере русской национальной игрушки матрёшки. | Матрешка деревянная (различные размеры и количество внутри). |
10 | февраль | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным. Прививать навыки и знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей. | Книга «Волк и семеро козлят», шапочки/маски, оформленные с родителями для драматизации |
11 | февраль | «Как папа служил в армии» | Воспитывать любовь и уважение к папам, развитие интереса к службе в армии | Фотографии пап, иллюстрации на тему российской армии (с исп ТСО) Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
12 | март | «8 Марта – мамин день» | Воспитывать любовь к самому родному человеку, желание разучивать стихи, песни, танцы, сделать подарок для мамы | Фонограммы песен, книги со стихами о маме, цветная бумага, клей, ножницы для поделок |
13 | март | «Семейные посиделки» лепка из соленого теста | Создать условия для укрепления детско-родительских отношений | Печенье, которое испекли для мамы из «Соленого теста» |
14 | апрель | Игра-драматизация по сказке «Репка» | Закрепить понятие «Родственные отношения» на примере сказки «Репка», воспитывать желание помогать своим близким | Шапочки для игры – драматизации, ширма |
15 | апрель | Рисование «Портрет семьи»
| Воспитывать у детей доброе отношение к маме, папе, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности; | Альбомные листы, краски, кисти, карандаши (с исп ТСО) |
16 | май | «Кулинарная книга нашей группы» | Создать кулинарную книгу, зарисовать интересные рецепты любимых блюд детей нашей группы | Красиво распечатанные альбомные листы с любимыми рецептами/картинки |
17 | май | Создание и просмотр альбома «Семейная фотография» (семейные коллажи) | (посвящается международному дню семьи) Развивать сотрудничество семьи и детского сада, воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. | Фотографии членов семьи, флэшкарта, телевизор (с исп ТСО) |
18 | май | Диагностика | Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности. | Наглядные картинки по теме семья, картинки с изображением сюжета знакомых сказок. Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
Мониторинг развития детей
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май)
Таблица 1. Педагогическая диагностика
| Список детей | Уверенно называет свое имя, фамилию | Называет имена членов своей семьи | Знает и понимает слова, обозначающие родство | Понимает родственные отношения | Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей | Знает, что нужно помогать взрослым | Выполнение простейших домашних обязанностей |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | |
Примерные уровни оценки
Уровни | Баллы |
Высокий | 3 |
Средний | 2 |
Низкий | 1 |
Способы реализации проекта: Разработка и проведение с детьми, родителями цикла занятий, мероприятий.
Критерии реализации проекта: Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности.
Предполагаемые риски:
Плохая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями;
Низкая родительская активность.
Предполагаемый результат:
Дети будут знать:
имена родителей, дедушек, бабушек
профессии своих родителей
смогут полностью назвать свое имя и отчество
смогут составить небольшой рассказ о членах своей семьи
приобретут представления об общечеловеческих ценностях
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда
у детей будет развито чувство гордости за себя, свою семью
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи
у родителей будет развито чувство гордости за свою семью
будут уважительно относиться к своим предкам, к событиям в доме
научатся хранить и чтить свои семейные традиции, знать свою родословную
Педагоги:
расширят знания о народных праздниках, их происхождении
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей
пополнят и обогатят словарный запас детей
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству создадут копилку народных и семейных праздников;
будут уважительно относиться к традициям и интересоваться традициям семей.
Ресурсное обеспечение проекта.
Информационное: методическая литература; художественная литература; игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр; обыгрывания проблемных ситуаций; сюжетные картинки.
Материально-техническое: ноутбук, принтер, телевизор, музыкальная колонка, телефон. Использование аудио и видео записи, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, материалы для продуктивной деятельности.
Рабочая тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Изд. «Феникс», Трясорукова Т.П., 2022.
Кадровое: взаимосвязь с музыкальным руководителем ДОУ.
План реализации проекта:
ОО «Речевое развитие» | Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мои папа и мама», «Мамины, бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». Дидактические игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «Кем работает папа (мама)», «Чья одежда назови». Отгадывание загадок о семье. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники». |
ОО «Познавательное развитие» | Беседы с детьми о членах семьи, о праздниках, традициях, увлечениях семьи. «Рассказ по картине «Моя семья», «Познай себя – тело человека». Рассматривание фотографий семей. Тематические подборки книг. Составление сюжетных и описательных рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок. |
ОО «Социально –коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: «У нас в семье», «Мама укладывает детей спать», «Выходной день в семье». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду». Создание альбомов: «Моя семья». Выставка поделок «Мамины руки не знают скуки», «Папа может, папа может…» (кормушки) Консультации: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Роль матери в жизни ребенка», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Что значит быть хорошим отцом». |
ОО «Художественно –эстетическое развитие» | Образовательная деятельность: ИЗО «Красивые салфетки»; Аппликация - «Подарок для мамы», «Подарок для папы», Лепка из соленого теста. Инсценировка и драматизация сказок «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание песен и музыки про маму, бабушку, папу, дедушку. Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Гуси – лебеди». Конструирование «Домик для игрушек», «Построим домик в деревне». Раскрашивание раскрасок по теме. |
ОО «Физическое развитие» | Комплексы утренней гимнастики, тематические Физминутки. Подвижные игры: «Мамины помощники», «Кто быстрее построит домик из конструктора», «Полоса препятствий». «Мы веселые ребята», «Птица и птенчики», «Бездомный заяц». Работа с родителями – весёлые старты «Папа может!» |
Считаю, что задачи, поставленные в начале проекта, были выполнены, этому свидетельствует педагогическая диагностика.
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения.
Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека.
Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско — родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Список литературы:
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994, – 235 с.
Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» — Москва: Педагогическое сообщество России, 2005;
Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, – 240 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей» — М.: Т.У. Сфера, 2004.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии — М.: Карапуз-дидактика, 2008;
Ривина Е. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», Москва, Мозаика-Синтез, 2008 г.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеево М., 2020
Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» — Москва: Сфера, 2009;
Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» — М, Линка-Пресс, 2007.
Приложение 1
Беседа: «Что такое семья»
Ребята! Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: «семья»
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно: Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.
Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!»
Что же такое согласная семья?
Правильно! Это семья, где все живут в согласии.
Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» — так говорится в мудрых народных пословицах.
Приложение 2
Беседа «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Программное содержание:
Учить детей аргументировать выбор друга, ценить дружбу, беречь ее. Акцентировать внимание на положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек.
Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц о дружбе, беседа и рассматривание иллюстраций из серии «Человек и его поступки», чтение художественной литературы: С. Седов «Сказка про Сережу и Лену», Е. Серова «Нехорошая история».
Оборудование и материалы:
Кукла — мальчик, кукла — девочка, иллюстрации на тему о дружбе и поступках, музыкальный центр, диски, аудиокассета, схемы — действий мальчиков и девочек, фломастеры, 1/2 альбомного листа.
Структура и методические приемы:
Вводная часть.
Прослушивание песни о дружбе. Организационный момент (мальчики предлагают стульчики девочкам).
Вопросы к детям:
Ребята, о чем песня?
Что такое дружба?
Основная часть.
Рассказ детей о своем друге (2-3 ребенка). Рассказывание пословиц о дружбе и друзьях. Высказывания детей. Игры «Назовите имена девочек», «Назовите имена мальчиков». Знакомство со схемами — действий мальчиков и девочек. Физкультминутка под фонограмму. Беседа. Рассматривание иллюстраций из двух и трех ситуаций.
Дети заходят в группу под фонограмму и поют песню о дружбе. Поставлены стульчики только для девочек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть? Кому предложить присесть на них? (Мальчики должны предложить сесть девочкам, а для себя предложить другие). Дети, под какую песню мы зашли в группу? Дети: Под песню о дружбе.
Воспитатель: Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить? Дети: Да, о дружбе.
Воспитатель: Ребята, у вас есть друзья? Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, какого человека можно назвать другом? Ответы детей: (Того, который помогает, не бросает в трудную минуту, разделит вместе радость и горе, готов всегда прийти на помощь). Воспитатель: Настоящий друг какой?
Ответы детей: (Верный, близкий, терпеливый, надежный).
Ребята, а кого еще можно считать своим другом. Ответы детей: (Маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку и т. д.). Воспитатель: А только ли люди могут быть нашими друзьями?
Ответы детей:.
Воспитатель: А можно подружиться с животными? Что нужно делать, чтобы кошки, собаки приносили радость? Ответы детей: (Ухаживать, кормить, убирать за ними, гулять, лечить).
Воспитатель: Да, и они ответят вам лаской, добротой.
Ребята, а можно дружить с книгами? И как надо дружить с ними? Ответы детей: (Читать, чинить, если порвались, беречь их). Воспитатель: Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.
А теперь поиграем.
Игра «Назовите имена мальчиков», а показать куклу — девочку. Добиться от детей доказательства, что это девочка, и назвать имена девочек. Воспитатель: Спросим у мальчиков, какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить. Мальчики называют по очереди качества девочек, передавая куклу — девочку. Варианты ответов мальчиков; (Девочка; должна быть доброй, аккуратной, заботливой, красивой, стильной, спортивной, хорошей хозяйкой). Воспитатель: А какой не должна быть девочка? Ответы мальчиков: (Злой, ленивой, неряшливой).
Игра «Назовите имена мальчиков». Показать куклу — мальчика. Девочки рассказывают, что это мальчик, потому что он одет в брюки, рубашку, жилет, короткая стрижка.
Воспитатель: Девочки, скажите, каким должен быть мальчик, с которым бы хотелось дружить?
Девочки называют качества мальчиков, передавая куклу — мальчика друг другу.
Варианты ответов девочек: (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не лгать, уступать игрушки).
Воспитатель: Девочки, а скажите, каким мальчик не должен быть?
Ответы девочек: (Мальчик не должен быть ленивым, трусливым, слабым).
Работа со схемами — действий мальчиков и девочек. Разобрать вместе с детьми.
Воспитатель: Да, ребята. Все хотят иметь верного друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступил с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят о вас. Поэтому, если ваш друг совершит недостойный поступок, помогите ему стать хорошим, не поощряйте его недостатки. Верный друг разделит с вами и радость, и беду.
Физкультминутка под фонограмму.
Воспитатель: А теперь разберемся в ситуациях.
Ситуация первая из двух картинок: девочка идет по; лестнице с корзиной продуктов. Сзади девочки идет мальчик.
Кого вы видите на картинке? Что можно сказать об этой ситуации?
Как вы думаете, чем закончилась эта ситуация?
Варианты ответов детей:…
Рассмотрев эти ситуации, теперь и мальчики, и девочки будут помогать друг другу в любых ситуациях. Рисование автопортрета (под музыку) и дарение друзьям. Поощрение детей. Воспитатель: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите и улыбнитесь.
Приложение 3
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
да, обязательно
возможно, если они сами собой сложились
нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
дни рождения членов семьи
дни поминовения усопших
коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.
религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.
государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.
день создания семьи
профессиональные праздники
оформление фотоальбомов
воскресные семейные обеды (ужины)
проведение семейных советов
другое ___________________________________________________
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи? (нужное подчеркнуть) спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование
К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка? (нужное подчеркнуть) спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование
другое _____________________________________________________
4. Какой труд объединяет вашу семью?
работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными
индивидуальная трудовая деятельность
общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи
другое ______________________________________________________
5. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка? (нужное подчеркнуть) мама, бабушка, прабабушка, няня, папа, дедушка, другие родственники.
6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
совместное чтение
прогулки на природе
обучение рукоделию
развивающие игры
занятия спортом
наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами
другое ____________________________________________________
7. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения __________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 4
Консультация для родителей «Семья и семейные традиции»
Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни, но по- настоящему счастливыми их может сделать только счастливая семья.
Ребёнок выносит из детства различные воспоминания, которые впоследствии накладывают отпечаток на всю его взрослую жизнь. Хорошо, если это будут добрые семейные традиции и обычаи и ребёнок по этой модели семейных отношений создаст свою крепкую и дружную семью.
Придумывая свои семейные традиции и обычаи, родители делают жизнь малыша более насыщенной и интересной.
Интересная и весёлая традиция получается из «главного» детского праздника – дня рождения. Этот день празднуется во всех семьях, независимо от материального положения. Очень часто получается, что родители организуют праздник для своего ребёнка и его друзей, а получается обычное застолье для взрослых. Если подойти к организации этого мероприятия с фантазией, привлечь к участию в нём гостей всех возрастов, можно превратить обычный день рождения в захватывающее приключение.
Прекрасная семейная традиция получается из поездок «на природу». Подобного рода экскурсии можно организовать таким образом, чтобы было интересно и взрослым, и детям. Нужно заранее продумать программу такого досуга, заранее обговорить предстоящую поездку. Независимо от планов на активный отдых, необходимо захватить с собой любимые игрушки, книги, раскраски, настольные игры. Обязательно следует учесть то обстоятельство, что отдых на природе должен быть безопасным.
Из обычных выходных, проведённых всей семьёй в виде экскурсии по городу, может получиться великолепная семейная традиция. Такого рода времяпровождение не только позволяет больше времени проводить вместе, но и получать от этого массу эстетических впечатлений. Чем больше и разнообразнее экскурсии, тем больше у дошкольников знаний о родном городе. Это и посещения театров, музеев, выставок, красивых архитектурных здания, а также зоопарка, цирка, кинотеатра. Некоторые экскурсии можно совершать несколько раз, например, на новые представления в цирке или спектакли в театре. Также интересная экскурсия может получиться от посещения городских парков и водоёмов. Когда малыш подрастёт и легче будет переносить дальние поездки, можно организовать экскурсии в другие города России.
Делая фотографии во время поездок и экскурсий, можно создать семейную хронику о весёлом совместном досуге. Если дома сохранились детские фотографии родителей, предков, письма, дневники, описания различных семейных событий, можно создать семейную летопись. В эту деятельность обязательно нужно привлечь дошкольников. Дети могут принять участие в оформлении семейных альбомов.
Несомненно, коллекционирование может стать отличной семейной традицией. Не имеет значения, что именно является объектом коллекции — модели машинок, игрушки из «Киндер-сюрпризов», наклейки, камушки и т. д. Если начинать коллекционировать, но целью нужно ставить не количество предметов, а их тематическую подборку. Предметы из коллекции можно красиво систематизировать, например, сделать альбом для наклеек или красивую полочку для игрушек. Несомненно, такие семейные увлечения будут интересны и детям, и родителям. К тому же позволят расширить знания детей в определённой области.
Если в семье существует традиция совместно проводить летний отдых, то следует продумать программу отдыха и подготовиться к ней. Чаще всего, летом родители планируют длительные и дальние поездки. Конечно, лучше путешествовать налегке, но следует брать с собой те вещи, к которым ребёнок привычен, чтобы ему было легче приспособиться к новой обстановке. Родители нередко мечтают во время отпуска заниматься «ничегонеделаньем», но дети есть дети и предпочитают активный отдых. Следует заранее придумать достаточно увлекательных дел, чтобы можно было получить удовольствие и радость от совместной деятельности.
Чем больше в семье будет добрых и интересных традиций, тем более увлекательной и весёлой станет жизнь этой семьи. Ребёнок поймёт, что ничего нет важнее, чем семейное благополучие и эмоциональное состояние близких.
Удачи Вам и увлекательных традиций Вашей семье!
Приложение 5
Анкета для родителей "Семейные традиции"
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
да, обязательно;
возможно, если они сами собой сложились;
нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
дни рождения членов семьи;
коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;
государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.;
день создания семьи;
профессиональные праздники;
оформление фотоальбомов;
воскресные семейные обеды (ужины);
проведение семейных советов;
другое
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
спорт;
рыбалка;
домашние животные;
шитье;
шахматы;
чтение;
компьютерные игры;
рукоделие;
музыка;
коллекционирование;
другое
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
спорт;
рыбалка;
домашние животные;
шитье;
шахматы;
чтение;
компьютерные игры;
рукоделие;
музыка;
коллекционирование;
другое
5. Какой труд объединяет вашу семью?
работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;
индивидуальная трудовая деятельность;
общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;
другое
6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
совместное чтение;
прогулки на природе;
обучение рукоделию;
развивающие игры;
занятия спортом;
наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
другое
7. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения
Спасибо за сотрудничество!
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Алексеевна