Рабочая программа кружка «Поделки не безделки»

0
0
Материал опубликован 3 November 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол №1 от 26.08. 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

НМС протокол №1

от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «СОШ №18»

приказ №281 от 29.08.2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Поделки не безделки»




Составитель: Белякова Наталья Геннадьевна

















Пояснительная записка

В Федеральных Государственных стандартах общего образования подчёркивается необходимость осуществления взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важнейшей задачей организации внеурочной деятельности в школе становится обеспечение условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, его творческого потенциала, познавательных интересов, иными словами способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Художественно - эстетическая деятельность, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Поделки не безделки». Открытие в себе не­повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлени­ях и призвана данная программа. Программа предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся. Всё сказанное выше определяет актуальность программы рассчитанной на 4 года. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников и предназначена для работы с детьми 6 -11 лет в отдельно взятом классе.

Направленность программы: общекультурное

Основные понятия:

Художественное воспитание - формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности, развитие художественно-творческих способностей в различных областях искусства и потребностей вносить прекрасное в жизнь.

Творческие способности- способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки

Цель данной программы - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству, раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке

Основные задачи программы:

- развивать личностные качества (активность, инициативность, волю, любознательность и т.п.), интеллекта (внимание, память, восприятие, образное и образно-логическое мышление, речь) и творческие способности (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;

- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- развивать коммуникативные способности, формирующие умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.


Партнёры по реализации программы:


t1604411348aa.gif

Формы работы: В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Кроме различных традиционных методов обучения программа предполагает использование следующих форм работы: широкий обмен мнениями, проектная деятельность, участие в праздниках, конкурса, фестивалях

Сроки реализации программы: 4 года.

Программа рассчитана на работу с детьми 6 - 11 лет и состоит из следующих этапов:

I этап ознакомительный: 1 год обучения. Обучение элементарным трудовым навыкам, развитие самосознания, побуждение к творчеству.

II этап развивающий: 2-4 год обучения. Развитие творческих способностей младших школьников и конструктивного мышления. Сплочение детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Курс занятий рассчитан на 34 (2-4 класс), 32 (1 класс) занятия в год, Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные виды деятельности:

Изложение материала: игровая и познавательная деятельность,

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, и художественных произведений, введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

Коллективная практическая деятельность детей: художественное творчество, досуговое общение

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется художественно – эстетическое воспитание детей.

Обсуждение: проблемно-ценностное общение

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей соб­ственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.


Структура программы


Название раздела программы

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




теор.

Прак.

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

I

Введение: правила техники безопасности

4

1


1


1


1


II

Работа с пластилином и тестом

34

2

6

1

7

1

7

1

9

III

Работа с бумагой и картоном

43

2

9

2

10

1

10

1

8

IV

Работа с тканью

25

2


2


2

5

2

5

2

5

V

Работа с различными материалами

28

2



6

2

4

2

5

1

6


итого

134

32


34

34

34




Содержание программы


занятия

Тема занятия


1 класс

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы.

2-3

Работа с природным материалом «Осень». Пластика природных форм

4-5

Работа с природным материалом Роспись по камню.

6

Работа с природным материалом Цветочный калейдоскоп.

7

Работа с пластилином «Гусеница»

8-9

Работа с пластилином «Бабочки и стрекозы»

10-11

Работа с пластилином «Аквариум» - объёмная пластика.

12-13

Работа с пластилином Рельеф по темам народных сказок.

14-15

Работа с бумагой и картоном Мастерская Деда Мороза. Сувенирная игрушка.

16-17

Работа с бумагой и картоном Мастерская Деда Мороза. Гирлянда своими руками.

18

«Уроки иголочки». Инструктаж по ТБ. Лоскуты из сундука. Инструменты и материалы.

19

«Уроки иголочки». Техника выполнения ручных швов

20-21

Уроки иголочки». Обработка срезов. Веселые квадратики

22-23

Работа с природным материалом. Животные.

24

Работа с бумагой и картоном Оригами. Основы, типы и формы. «Лилия»

25-26

Работа с бумагой и картоном Оригами «Черепаха». «Кузнечик».

27

Работа с бумагой и картоном Оригами «Волшебная коробочка».

28-29

Работа с бумагой и картоном Панно «Веселый паровозик»

30

Работа с пластилином Композиция «Золотая рыбка».

31

Посещение выставки.

32

Подведение итогов. Выставка творческих работ учащихся


2 класс

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Аппликация «Фантастические цветы»

2

Работа с пластилином «Сказочный олень»

4-5

Работа с пластилином. Барельеф. Композиция

6-7

Работа с пластилином Игрушки-свистульки.

8

Работа с природным материалом «Утёнок с червяком»

9

Работа с природным материалом «Старик – лесовик»

10-11

Работа с природным материалом. Мозаика из яичной скорлупы.

12-13

Работа с бумагой и картоном. Оригами «Караван в пустыне»

14-15

Работа с бумагой и картоном. Мастерская Деда Мороза

16-17

«Уроки иголочки». Плетение цветных шнуров.

18-19

«Уроки иголочки». Разноцветная спираль

20-21

«Уроки иголочки». Пушистая игрушка из ниток “Колобок”

22-24

Работа с пластилином. Народная глиняная игрушка

25

Работа с пластилином «Декоративная посуда»

26-27

Работа с бумагой и картоном «Карусель»

28-29

Работа с бумагой и картоном «Снегирь на ветке»

29-30

Работа с бумагой и картоном Коллективное панно «Цветы в корзине»

31

Посещение выставки.

32-34

Подготовка к итоговой выставке. Выставка творческих работ учащихся


3 класс

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Аппликация «Экзотические животные»

2-3

Работа с бумагой и картоном Панно «Урожай»

4-5

Работа с бумагой и картоном Волшебные коробки

6-7

Работа с бумагой и картоном Бумажный город

8-9

Работа с бумагой и картоном Объёмные фигуры

10-11

Работа с различным материалом. Коллаж.

12-14

Работа с бумагой и картоном. Мастерская Деда Мороза.

15

Знакомство с тестом. Методы приготовления теста, техника обработки,

16-17

Работа с тестом Оформление праздничной свечи

18-19

Работа с тестом «Цветочный сад»

20-21

Работа с тестом «Сказочные герои»

22

Работа с тестом « Декоративные насекомые»

23-26

Работа с тканью. Лоскуты и фантазия.

27-28

Работа с тканью. «Игольница-подушка»

29-30

Работа с различным материалом. Мастерим из проволоки.

31

Посещение выставки.

32-34

Подготовка к выставке. Выставка творческих работ учащихся


4 класс

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Аппликация

2-3

Работа с различным материалом Коллаж.

4-7

Работа с различным материалом. Папье-маше.

8- 14

Работа с бумагой и картоном.

15-19

Работа с тканью. Моделирование игрушек.

20-30

Работа с тестом.

31

Посещение выставки.

32-33

Работа с различным материалом. Подготовка к выставке.

34

Итоговая выставка творческих работ учащихся

Итоговое занятие каждого года проводится в форме выставки творческих работ.


Ожидаемые результаты

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:

Первый уровень результатов:

- формирование учебно– познавательного интереса к художественному творчеству; эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни;

- осознание системы общечеловеческих ценностей; понимание культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, умение различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- освоение особенностей художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

- развитие художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности, умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Второй уровень результатов:

На данном уровне предполагается достижение воспитанниками следующих результатов:

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности,

- более углубленного освоения понравившегося вида деятельности;

- владение навыками работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий.

- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на полученные знания;

- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих.

Третий уровень результатов:

Результатами освоения программы должны стать:

- развитие художественно – образного мышления, эстетического восприятия действительности, формированию целостного восприятия мира, осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- умение реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение на эстетическом уровне;

- сформированность навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- умение ориентироваться на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия, отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Система отслеживания результатов освоения программы детьми проходит через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, создание портфолио.


Литература


Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги - М: Просвещение, 2002

Богатеева З.А.Мотивы народных орнаментов детских аппликациях - М: Просвещение, 2002

Горский В.А. Тимофеев А.А. Смирнов Д.В.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2010

Козлина А.В.Уроки ручного труда – М: Мозаика-Синтез, 2001

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах - М: Просвещение, 2005

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М.: Просвещение, 2010

Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка – Ярославль Академия развития, 2000

Полунина В.Н. Искусство и дети - М: Просвещение, 2001

Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах - М: Просвещение, 1990



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.