МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №1 от 26.08. 2014 г.
| СОГЛАСОВАНО НМС протокол №1 от 29.08.2014 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ №18» приказ №281 от 29.08.2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Поделки не безделки»
Составитель: Белякова Наталья Геннадьевна
Пояснительная записка
В Федеральных Государственных стандартах общего образования подчёркивается необходимость осуществления взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важнейшей задачей организации внеурочной деятельности в школе становится обеспечение условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, его творческого потенциала, познавательных интересов, иными словами способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Художественно - эстетическая деятельность, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Поделки не безделки». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях и призвана данная программа. Программа предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности учащихся. Всё сказанное выше определяет актуальность программы рассчитанной на 4 года. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников и предназначена для работы с детьми 6 -11 лет в отдельно взятом классе.
Направленность программы: общекультурное
Основные понятия:
Художественное воспитание - формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности, развитие художественно-творческих способностей в различных областях искусства и потребностей вносить прекрасное в жизнь.
Творческие способности- способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки
Цель данной программы - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству, раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке
Основные задачи программы:
- развивать личностные качества (активность, инициативность, волю, любознательность и т.п.), интеллекта (внимание, память, восприятие, образное и образно-логическое мышление, речь) и творческие способности (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать коммуникативные способности, формирующие умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Партнёры по реализации программы:
Формы работы: В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Кроме различных традиционных методов обучения программа предполагает использование следующих форм работы: широкий обмен мнениями, проектная деятельность, участие в праздниках, конкурса, фестивалях
Сроки реализации программы: 4 года.
Программа рассчитана на работу с детьми 6 - 11 лет и состоит из следующих этапов:
I этап ознакомительный: 1 год обучения. Обучение элементарным трудовым навыкам, развитие самосознания, побуждение к творчеству.
II этап развивающий: 2-4 год обучения. Развитие творческих способностей младших школьников и конструктивного мышления. Сплочение детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Курс занятий рассчитан на 34 (2-4 класс), 32 (1 класс) занятия в год, Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности:
Изложение материала: игровая и познавательная деятельность,
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, и художественных произведений, введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
Коллективная практическая деятельность детей: художественное творчество, досуговое общение
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется художественно – эстетическое воспитание детей.
Обсуждение: проблемно-ценностное общение
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Структура программы
№ | Название раздела программы | Количество часов | ||||||||||
всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||
| | | теор. | Прак. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 4 | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | | ||
II | Работа с пластилином и тестом | 34 | 2 | 6 | 1 | 7 | 1 | 7 | 1 | 9 | ||
III | Работа с бумагой и картоном | 43 | 2 | 9 | 2 | 10 | 1 | 10 | 1 | 8 | ||
IV | Работа с тканью | 25 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | ||
V | Работа с различными материалами | 28 | 2 | 6 | 2 | 4 | 2 | 5 | 1 | 6 | ||
| итого | 134 | 32 | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы
№ занятия | Тема занятия |
| 1 класс |
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. |
2-3 | Работа с природным материалом «Осень». Пластика природных форм |
4-5 | Работа с природным материалом Роспись по камню. |
6 | Работа с природным материалом Цветочный калейдоскоп. |
7 | Работа с пластилином «Гусеница» |
8-9 | Работа с пластилином «Бабочки и стрекозы» |
10-11 | Работа с пластилином «Аквариум» - объёмная пластика. |
12-13 | Работа с пластилином Рельеф по темам народных сказок. |
14-15 | Работа с бумагой и картоном Мастерская Деда Мороза. Сувенирная игрушка. |
16-17 | Работа с бумагой и картоном Мастерская Деда Мороза. Гирлянда своими руками. |
18 | «Уроки иголочки». Инструктаж по ТБ. Лоскуты из сундука. Инструменты и материалы. |
19 | «Уроки иголочки». Техника выполнения ручных швов |
20-21 | Уроки иголочки». Обработка срезов. Веселые квадратики |
22-23 | Работа с природным материалом. Животные. |
24 | Работа с бумагой и картоном Оригами. Основы, типы и формы. «Лилия» |
25-26 | Работа с бумагой и картоном Оригами «Черепаха». «Кузнечик». |
27 | Работа с бумагой и картоном Оригами «Волшебная коробочка». |
28-29 | Работа с бумагой и картоном Панно «Веселый паровозик» |
30 | Работа с пластилином Композиция «Золотая рыбка». |
31 | Посещение выставки. |
32 | Подведение итогов. Выставка творческих работ учащихся |
| 2 класс |
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Аппликация «Фантастические цветы» |
2 | Работа с пластилином «Сказочный олень» |
4-5 | Работа с пластилином. Барельеф. Композиция |
6-7 | Работа с пластилином Игрушки-свистульки. |
8 | Работа с природным материалом «Утёнок с червяком» |
9 | Работа с природным материалом «Старик – лесовик» |
10-11 | Работа с природным материалом. Мозаика из яичной скорлупы. |
12-13 | Работа с бумагой и картоном. Оригами «Караван в пустыне» |
14-15 | Работа с бумагой и картоном. Мастерская Деда Мороза |
16-17 | «Уроки иголочки». Плетение цветных шнуров. |
18-19 | «Уроки иголочки». Разноцветная спираль |
20-21 | «Уроки иголочки». Пушистая игрушка из ниток “Колобок” |
22-24 | Работа с пластилином. Народная глиняная игрушка |
25 | Работа с пластилином «Декоративная посуда» |
26-27 | Работа с бумагой и картоном «Карусель» |
28-29 | Работа с бумагой и картоном «Снегирь на ветке» |
29-30 | Работа с бумагой и картоном Коллективное панно «Цветы в корзине» |
31 | Посещение выставки. |
32-34 | Подготовка к итоговой выставке. Выставка творческих работ учащихся |
| 3 класс |
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Аппликация «Экзотические животные» |
2-3 | Работа с бумагой и картоном Панно «Урожай» |
4-5 | Работа с бумагой и картоном Волшебные коробки |
6-7 | Работа с бумагой и картоном Бумажный город |
8-9 | Работа с бумагой и картоном Объёмные фигуры |
10-11 | Работа с различным материалом. Коллаж. |
12-14 | Работа с бумагой и картоном. Мастерская Деда Мороза. |
15 | Знакомство с тестом. Методы приготовления теста, техника обработки, |
16-17 | Работа с тестом Оформление праздничной свечи |
18-19 | Работа с тестом «Цветочный сад» |
20-21 | Работа с тестом «Сказочные герои» |
22 | Работа с тестом « Декоративные насекомые» |
23-26 | Работа с тканью. Лоскуты и фантазия. |
27-28 | Работа с тканью. «Игольница-подушка» |
29-30 | Работа с различным материалом. Мастерим из проволоки. |
31 | Посещение выставки. |
32-34 | Подготовка к выставке. Выставка творческих работ учащихся |
| 4 класс |
1 | Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Аппликация |
2-3 | Работа с различным материалом Коллаж. |
4-7 | Работа с различным материалом. Папье-маше. |
8- 14 | Работа с бумагой и картоном. |
15-19 | Работа с тканью. Моделирование игрушек. |
20-30 | Работа с тестом. |
31 | Посещение выставки. |
32-33 | Работа с различным материалом. Подготовка к выставке. |
34 | Итоговая выставка творческих работ учащихся |
Итоговое занятие каждого года проводится в форме выставки творческих работ.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:
Первый уровень результатов:
- формирование учебно– познавательного интереса к художественному творчеству; эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни;
- осознание системы общечеловеческих ценностей; понимание культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, умение различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- освоение особенностей художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
- развитие художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности, умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Второй уровень результатов:
На данном уровне предполагается достижение воспитанниками следующих результатов:
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности,
- более углубленного освоения понравившегося вида деятельности;
- владение навыками работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий.
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на полученные знания;
- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих.
Третий уровень результатов:
Результатами освоения программы должны стать:
- развитие художественно – образного мышления, эстетического восприятия действительности, формированию целостного восприятия мира, осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умение реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение на эстетическом уровне;
- сформированность навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- умение ориентироваться на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия, отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Система отслеживания результатов освоения программы детьми проходит через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, создание портфолио.
Литература
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги - М: Просвещение, 2002
Богатеева З.А.Мотивы народных орнаментов детских аппликациях - М: Просвещение, 2002
Горский В.А. Тимофеев А.А. Смирнов Д.В.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2010
Козлина А.В.Уроки ручного труда – М: Мозаика-Синтез, 2001
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах - М: Просвещение, 2005
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М.: Просвещение, 2010
Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка – Ярославль Академия развития, 2000
Полунина В.Н. Искусство и дети - М: Просвещение, 2001
Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах - М: Просвещение, 1990