Программа кружка «Веселые нотки» для обучающихся 1–5 классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Здвинская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20 __г. |
«Утверждено» Директор _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20 __г. |
ПРОГРАММА
Кружка «Веселые нотки» для обучающихся 1-5 классов
учителя музыки
Косенко Натальи Геннадьевны
Пояснительная записка
Искусство играет важную роль в жизни людей, а для детей возможностью выразить себя в мире становится музыка. Это не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Занятия музыкой приносят ребенку не только наслаждение красотой звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное музицирование, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные занятия. В процессе коллективных занятий у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается музыкальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Данная программа разработана на основе:
ФГОС;
Анализа концепций художественного - эстетического образования и программы, представленной в общеобразовательной области «Искусство», наряду с общими идеями:
- формирования у учащихся целостной картины мира.
- развития общей способности к творчеству.
- умение найти свое место в жизни.
Данный курс рассчитан на один год обучения и предполагает изучение содержания в течении 72 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ, основы звукоизображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).
Основная цель курса заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Задачи курса:
-формирование музыкальной культуры;
- приобретение положительного социально – художественного опыта, направленного на формирование и развитие личного музыкального вкуса;
-развитие у учащихся музыкальных способностей, приобретение ими знаний и умений в области музыки;
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю, 72 часа в год.
Формы организации деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы и методы обучения:
наглядные: просмотр видеозаписей, рассматривание иллюстраций, предметов быта, русских костюмов, инструментов, показ движений;
словесные: рассказы педагога, прослушивание мелодий, песен и т.д. Значение словесного метода в процессе формирования основ музыкальной культуры детей также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие действительно бессмысленное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально-осознанным. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.
практические: активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках, сочинительстве, продуктивной деятельности. Практический метод также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
игровые: сюжет занятий, народные игры.
Дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение к музыке близких ему взрослых людей. Слушая музыку с детьми, рассказывая сказки друг другу, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, движениях рук, в игре на музыкальных инструментах, соответствующих по тембру звучанию произведения, учить их передавать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин. Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке. Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства — музыки, поэзии, живописи (полихудожественное уподобление характеру музыки). Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.
Кроме традиционных, применяются методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полихудожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению эмоиионального унисона и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки - музыкальное интонирование) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин, применение наглядных пособий — полихудожественное уподобление характеру музыки).
В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Структура программы
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и доступности.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается творческими заданиями, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание программы и музыкальный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы
Обучение музыкальному искусству в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Основной формой подведения итогов работы являются творческие выступления.
Календарно –тематическое планирование
п/п |
№ урока |
Содержание (раздел и темы) |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Народная песня |
18 |
||
1 |
В мире музыкальных звуков |
|||
2 |
Музыка, образ, движение |
|||
3 |
Твори фантазируй |
|||
4 |
Фольклор в музыке русских композиторов. |
|||
5 |
Жанры вокальной музыки. Гимн как разновидность песенного жанра. |
|||
2. |
Классика |
18 |
||
7 |
Путешествия в музыкальный театр. |
|||
8 |
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Сказочные образы в музыке . |
|||
9 |
Музыка в театре и кино. |
|||
10 |
Музыка на телевидении.. |
|||
3 |
Импровизация |
18 |
||
11 |
Занимательная музыка |
|||
12 |
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. |
|||
13 |
Музыкально ритмические движения |
|||
14 |
Музыкальные инсценировки |
|||
15 |
Музыкальные игры |
|||
16 |
Песни из любимых сказок |
|||
17 |
Музыка - источник вдохновения и радости. |
|||
4 |
Слушание музыки |
18 |
||
18 |
Выразительность в музыке разных жанров и стилей. |
|||
19 |
Интонационно- образное развитие в опере и балете. |
|||
20 |
Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. |
|||
21 |
Контрастные образы сюиты, симфонии. |
|||
22 |
Мастерство композиторов и исполнителей. |
|||
Всего: |
72 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(количество тем, на которых задача является основной)
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
В том числе: |
|
теоретических |
практических |
|||
1 |
Народная песня |
18 |
9 |
9 |
2 |
Классика |
18 |
9 |
9 |
3 |
Импровизация |
18 |
3 |
15 |
4 |
Слушание музыки |
18 |
3 |
15 |
Итого |
72 |
24 |
48 |
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» |
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
«Здоровье» |
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Коммуникация» |
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области народного творчества; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение нормами речи. |
«Познание» |
расширение кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере искусства, творчества |
«Социализация» |
формирование представлений о народной культуре развитие игровой деятельности; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Труд» |
Формирование трудовых умений и навыков, использование устного народного творчества и народного фольклора для воспитания трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, |
«Художественное творчество» |
развитие детского творчества, приобщение к различным видам народного искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Чтение художественной литературы» |
использование русских народных произведений, устного народного творчества с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» |
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 раздел: народная песня:
Теория: дать представления о видах народной песни. Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. Синкретическое единство с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её – результат длительного исторического развития фольклора. Богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Лирическая народная песня как высшая форма многоголосия. Разнообразие социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие).
Строфическая и куплетная форма (запев, припев или рефрен (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Практика: Создание слов и музыки народной песни -творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция. Варьирование основных песенных типов в народном творчестве, перетекстовка мелодий и переинтонирование текстов. Авторская (композиторская) мелодия (принятая за народную). «Бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. Шедевры песенного мелоса.
2 раздел: классика:
Теория: теоретический: расшить знания о классической музыке. Беседа с детьми о характере и содержании музыкальных произведений, о национальных музыкальных традициях. Накопление опыта восприятия. Воспитание устойчивого интереса к музыкальному творчеству Руси изначальной, композиторов разных национальных школ. Воспитание бережного отношения к традициям, обычаям народностей.
Практика: Обычно классическую музыку сравнивают с легкой и говорят, что классическая музыка — серьезная музыка. Подобное определение слишком примитивно. Лучше сказать иначе: классическая музыка — это произведения, написанные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами. Основная особенность такой музыки — сочетание глубины передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. Она занимает ведущее место в музыкальной культуре мира и развивается начиная с середины XVII века до настоящего времени.Сочинения ведущих классических композиторов вчерашнего и сегодняшнего дня. Ремикс. Основные инструменты для исполнения классической музыки. Группы инструментов. От Баха до «Битлз».
3 раздел: импровизация
Теория: Импровизация как тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Музыкальные формы.
Практика: Обучение навыкам элементарного музицирования с введением элементов импровизации. Изучение основ музыкальной грамоты. Исполнение простейшего аккомпанемента.
4 раздел: слушание музыки
Теория:: Музыка и другие виды искусства. Что роднит музыку и литературу, живопись, архитектуру. Искусство живое и статичное. Искусство -это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории разных народов.
Практика: интегрированные занятия (музыка и изодеятельность, музыка и дпи, музыка и художественное слово).
Условия реализации программы
а) наличие музыкального инструмента (фортепиано, синтезатор), видео и аудиоаппаратуры.
б) музыкальные диски (МP3, DVD)
в) наличие нотной литературы.
Материально-техническое обеспечение:
Проигрыватели DVD и CD дисков, синтезатор, фортепиано, телевизор, компьютер.
Литература:
Горюнова Л.В. Добротолюбие. – М., 1994.
Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Уроки музыки – уроки искусства. – М., 1989.
Маслова Л.П. Педагогика искусства. – Новосибирск, 1997.
Петушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.
Печко Л. Учитель и эстетическая культура. – М., 1994.
Прасолова Е. В союзе с красотой. – М., 1997.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.
Тарасов Л.М. Музыка в семье муз. – М., 1985.
Челышева Т. Спутник учителя музыки. – М., 1993.