Программа кружка «Веселые нотки» для обучающихся 1–5 классов

1
0
Материал опубликован 9 November 2016 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Здвинская средняя общеобразовательная школа №1

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 20 __г.

«Утверждено»

Директор

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20 __г.

ПРОГРАММА

Кружка «Веселые нотки» для обучающихся 1-5 классов

учителя музыки

Косенко Натальи Геннадьевны

Пояснительная записка

Искусство играет важную роль в жизни людей, а для детей возможностью выразить себя в мире становится музыка. Это не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Занятия музыкой приносят ребенку не только наслаждение красотой звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное музицирование, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные занятия. В процессе коллективных занятий у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается музыкальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Данная программа разработана на основе:

ФГОС;

Анализа концепций художественного - эстетического образования и программы, представленной в общеобразовательной области «Искусство», наряду с общими  идеями:

- формирования  у учащихся целостной картины мира.

- развития общей способности к творчеству.

- умение найти свое место в жизни.

Данный курс рассчитан на один год обучения и предполагает изучение содержания в течении 72 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ, основы звукоизображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Основная цель курса заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.

Задачи курса:

-формирование музыкальной культуры;

- приобретение положительного социально – художественного опыта, направленного на формирование и развитие личного музыкального вкуса;

-развитие у учащихся музыкальных способностей, приобретение ими знаний и умений в области музыки;

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю, 72 часа в год.

Формы организации деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые приемы и методы обучения:

наглядные: просмотр видеозаписей, рассматривание иллюстраций, предметов быта, русских костюмов, инструментов, показ движений;

словесные: рассказы педагога, прослушивание мелодий, песен и т.д. Значение словесного метода в процессе формирования основ му­зыкальной культуры детей также очень велико. Речь идет не о ка­ком-либо пересказе музыки (занятие действительно бессмысленное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально-осознанным. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сфор­мировать нравственные качества, интересы.

практические: активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках, сочинительстве, продуктивной деятельности. Практический метод также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и твор­ческими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музы­ку через себя», выразить во внешних проявлениях свои пережива­ния.

игровые: сюжет занятий, народные игры.

Дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Важно, чтобы ребе­нок чувствовал заинтересованное отношение к музыке близких ему взрослых людей. Слушая музыку с детьми, рассказывая сказки друг другу, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пан­томиме, движениях рук, в игре на музыкальных инструментах, со­ответствующих по тембру звучанию произведения, учить их переда­вать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкаль­ных произведений со стихотворениями, репродукциями картин. Программа предполагает использование таких методов и при­емов музыкального воспитания, которые носят развивающий ха­рактер, побуждают детей к проявлениям различных форм двига­тельной, речевой, эстетической активности. Система формирования музыкальной культуры детей предпола­гает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с на­растанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспро­изводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ ва­риантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педаго­гических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблем­ных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску анало­гий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, спо­собности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творчес­кое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, инте­рес к музыке. Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства — музыки, поэзии, живописи (поли­художественное уподобление характеру музыки). Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Кроме традиционных, применяются методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопостав­лений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на му­зыку, развивают воображение, творчество.

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет за­интересовать детей, активизирует проявления эмоциональной от­зывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, по­лихудожественное и прочее уподобление музыке способствует сво­еобразной подстройке к звучанию, нахождению эмоиионального унисона и является способом выявления и выражения смысла му­зыкальной речи, различения средств музыкальной выразительно­сти, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для примене­ния метода уподобления характеру звучания необходима творчес­кая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки - музыкальное интонирование) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, кар­тин, применение наглядных пособий — полихудожественное упо­добление характеру музыки).

В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Структура программы

Программа кружка  основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и доступности.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается творческими заданиями, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Содержание программы и музыкальный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

Результаты освоения программы

Обучение музыкальному искусству в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе являются:

- овладение практическими умениями и навыками творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Основной формой подведения итогов работы являются творческие выступления.

Календарно –тематическое планирование

п/п

урока

Содержание (раздел и темы)

Количество часов

Дата проведения

1

 

Народная песня

18

 
 

1

В мире музыкальных звуков

   
 

2

Музыка, образ, движение

   
 

3

Твори фантазируй

   
 

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

   
 

5

Жанры вокальной музыки.

Гимн как разновидность песенного жанра.

   

2.

 

Классика

18

 
 

7

Путешествия в музыкальный театр.

   
 

8

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

Сказочные образы в музыке .

   
 

9

Музыка в театре и кино.

   
 

10

Музыка на телевидении..

   

3

 

Импровизация

18

 
 

11

Занимательная музыка

   
 

12

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

   
 

13

Музыкально ритмические движения

   
 

14

Музыкальные инсценировки

   
 

15

Музыкальные игры

   
 

16

Песни из любимых сказок

   
 

17

Музыка - источник вдохновения и радости.

   

4

 

Слушание музыки

18

 
 

18

Выразительность в музыке разных жанров и стилей.

   
 

19

Интонационно- образное развитие в опере и балете.

   
 

20

Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц.

   
 

21

Контрастные образы сюиты, симфонии.

   
 

22

Мастерство композиторов и исполнителей.

   
   

Всего:

72

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(количество тем, на которых задача является основной)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Народная песня

18

9

9

2

Классика

18

9

9

3

Импровизация

18

3

15

4

Слушание музыки

18

3

15

 

Итого

72

24

48

Связь с другими образовательными областями:

 

«Физическая культура»

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области народного творчества; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере искусства, творчества

«Социализация»

формирование представлений о народной культуре развитие игровой деятельности; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, использование устного народного творчества и народного фольклора для воспитания трудолюбия, ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам,

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам народного искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Чтение художественной литературы»

использование русских народных произведений, устного народного творчества с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 раздел: народная песня:

Теория: дать представления о видах народной песни. Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. Синкретическое единство с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её – результат длительного исторического развития фольклора. Богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Лирическая народная песня как высшая форма многоголосия. Разнообразие социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие).

Строфическая и куплетная форма (запев, припев или рефрен (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).

Практика: Создание слов и музыки народной песни -творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция. Варьирование основных песенных типов в народном творчестве, перетекстовка мелодий и переинтонирование текстов. Авторская (композиторская) мелодия (принятая за народную). «Бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. Шедевры песенного мелоса.

2 раздел: классика:

Теория: теоретический: расшить знания о классической музыке. Беседа с детьми о характере и содержании музыкальных произведений, о национальных музыкальных традициях. Накопление опыта восприятия. Воспитание устойчивого интереса к музыкальному творчеству Руси изначальной, композиторов разных национальных школ. Воспитание бережного отношения к традициям, обычаям народностей.

Практика: Обычно классическую музыку сравнивают с легкой и говорят, что классическая музыка — серьезная музыка. Подобное определение слишком примитивно. Лучше сказать иначе: классическая музыка — это произведения, написанные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами. Основная особенность такой музыки — сочетание глубины передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. Она занимает ведущее место в музыкальной культуре мира и развивается начиная с середины XVII века до настоящего времени.Сочинения ведущих классических композиторов вчерашнего и сегодняшнего дня. Ремикс. Основные инструменты для исполнения классической музыки. Группы инструментов. От Баха до «Битлз».

3 раздел: импровизация

Теория: Импровизация как тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Музыкальные формы.

Практика: Обучение навыкам элементарного музицирования с введением элементов импровизации. Изучение основ музыкальной грамоты. Исполнение простейшего аккомпанемента.

4 раздел: слушание музыки

Теория:: Музыка и другие виды искусства. Что роднит музыку и литературу, живопись, архитектуру. Искусство живое и статичное. Искусство -это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории разных народов.

Практика: интегрированные занятия (музыка и изодеятельность, музыка и дпи, музыка и художественное слово).

Условия реализации программы

а) наличие музыкального инструмента (фортепиано, синтезатор), видео и аудиоаппаратуры.

б) музыкальные диски (МP3, DVD)

в) наличие нотной литературы.

Материально-техническое обеспечение:

Проигрыватели DVD и CD дисков, синтезатор, фортепиано, телевизор, компьютер.

Литература:

Горюнова Л.В. Добротолюбие. – М., 1994.

Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Уроки музыки – уроки искусства. – М., 1989.

Маслова Л.П. Педагогика искусства. – Новосибирск, 1997.

Петушин В. Музыкальная психология. – М., 1997.

Печко Л. Учитель и эстетическая культура. – М., 1994.

Прасолова Е. В союзе с красотой. – М., 1997.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.

Тарасов Л.М. Музыка в семье муз. – М., 1985.

Челышева Т. Спутник учителя музыки. – М., 1993.

Комментарии
Комментариев пока нет.