Рабочая программа кружка «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников с ОВЗ» (5-6 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 97 "Солнышко"
п.г.т. Ногинск-9
Рабочая программа кружка
Тема " Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников с ОВЗ ТНР".
(5-6) лет.
Воспитатель: Мелешко Нелля Леонид
2018 учебный год.
Проект программы
«Моя безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев.
Не случайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, чётко выделена образовательная область «Безопасность».
ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности в наше время занимает определённые затруднения у детей дошкольного возраста, а также и у их родителей.
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения?
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.
Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности когда пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временим изменились условия жизни человека, стали иными правилами безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Основная цель работы кружка – подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Сформировать у дошкольника опыт безопасного поведения, который позволит ему предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать.
С помощью каких приёмов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребёнку и его родителям приходится сталкиваться в жизни?
Если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Основными принципами безопасного воспитания является - основные источники опасности:
• Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться дома (или бытовые) .
• Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице) .
• Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться на улице и на дороге.
• Опасности на природе.
• Опасности со здоровьем.
Данный проект программы кружка «Наша безопасность» разработан на базе:
1. Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией:
Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».
2. Пособия для педагогов и родителей: К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
3. Пособия для педагогов и родителей: Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» для детей 3-7 лет.
4. Пособия для педагогов: Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».
Настоящий проект программы кружковой работы по ОБЖ
«Моя безопасность» составлен для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Количество занятий в год- 32
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 15-20 минут.
Осуществляется мониторинг 2 раза в год:
вводный (сентябрь, итоговый (май) .
Программа составлена с учётом реализации образовательных областей:
1) «Познание» – проведение занятий, бесед, наблюдений, игр.
2) «Чтение художественной литературы» - использование по тематике – сказки, рассказы, стихотворения, поговорки, загадки.
3) «Художественное творчество» - использование изобразительной деятельности рисование, лепка, аппликация. Изготовление по тематике: поделки, рисунки, плакаты и т. п.
4) «Музыка» - использование ТСО, разучивание музыкального репертуара по теме, проведение досуговых мероприятий по «ОБЖ» в ДОУ.
5) «Здоровье» - проведение тематических прогулок с подвижными играми, упражнениями.
При реализации данной программы «ОБЖ» в процессе формирования у дошкольников среднего возраста решаются следующие задачи:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудной ситуации, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.
Работа с детьми
Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребёнка.
Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка в группе.
Стимулировать к высказываниям, использованного различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Поощрять стремление ребёнка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать наиболее рациональные.
Создавать ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создать обстановку для естественного самовыражения ребёнка:
• Использовать специально организованные занятия в игровой форме.
• Встречи с людьми профессий: «пожарный», «доктор», «полицейский».
• Проводить ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности.
Работа с родителями.
1. Анкетирование 2 раза в год: (сентябрь - май)
2. Консультации по тематике, в уголке «ОБЖ»
3. Проведение «Минуток безопасностей» на родительских собраниях
4. Привлечение родителей принимать участие в различных конкурсах, досугов по «ОБЖ» в ДОУ
Средства обучения
• ТСО. Видеоролики.
• Конспекты занятий, беседы, минутки безопасности.
• Плакаты, картины, наборы карточек по «ОБЖ».
• Демонстрационный материал:
«Наши друзья - дорожные знаки! », «Наша безопасность».
• Альбомы: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного
движения», «Опасные ситуации» и др.
• Раскраски по тематике.
• Макет дороги. Рули.
• Строительный конструктор: «Транспорт».
• Дидактические игры. Сюжетно-ролевые.
• Машинки, куклы.
• Пластилин, цветной картон, цветная бумага, цветные карандаши, краски, гуашь, кисти, ножницы, клей.
• Книги. Художественная литература: сказки, рассказы, стихи, загадки.
• Анкеты для родителей.
• Консультации для родителей.
Литература.
1 Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» (Москва – 2007г.)
2. Белая К. Ю. Пособие для педагогов и родителей «Формирование основ безопасности у дошкольников» (Мозаика-Синтез. Москва – 2011г.)
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (Мозаика – Синтез. Москва – 2016г.)
4. Кобзева Т. Г, Холодова И. А., Александрова Т. С. «Правила дорожного движения», Система обучения дошкольников (Волгоград -2010г.)
5. Саулина Т. Ф., «Три сигнала светофора», Пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 3-7 лет. (Москва- 2010г.)
6. Фисенко М. Б. «ОБЖ», Волгоград «Корифей», средняя и старшая группы, 2008.
7. Г. П. Шалаева «Азбука маленького пешехода» (Москва – 2008г.)
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №2- 2007г. Стр. 20-36
«Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».
Приложение:
Тематическое планирование.
Сентябрь.
Темы:
1-неделя «Знакомство с улицей города»
2-неделя «Наш друг светофор»
3-неделя «Дорожные знаки»
4-неделя «Правила поведения в общественном транспорте»
Октябрь.
Темы:
1-неделя «Мчатся по улице автомобили»
2-неделя «Я грамотный пешеход»
3-неделя «Правила безопасного поведения на дороге»
4-неделя «Где играют дети? »
2. Ребёнок дома
Ноябрь.
Темы:
1-неделя «Бытовые электроприборы»
2-неделя «Огонь – судья беспечности людей»
3-неделя «Пожароопасные предметы»
4-неделя «Правила поведения при пожаре»
Декабрь.
Темы:
1-неделя «Когда ты один дома»
2-неделя «Таблетки детям не игрушки»
3-неделя «Колющиеся – режущиеся предметы»
3. Ребёнок и другие люди
Январь.
Темы:
1-неделя «Незнакомец»
2-неделя «Я потерялся»
3-неделя «Как вызвать полицию? »
Февраль.
Темы:
1-неделя «Скорая помощь»
2-неделя «Кто спасёт от пожара? »
3-неделя «Старший друг»
4-неделя «Врачи – твои помощники»
4. Здоровье ребёнка
Март.
Темы:
1-неделя «Как устроен мой организм»
2-неделя «Режим дня»
3-неделя «Правила доктора Айболита»
4-неделя «О правильном питании и пользе витаминов»
Апрель.
1-неделя «Врачебная помощь»
2-неделя «Правила первой помощи»
3-неделя «Если ты заболел»
4-неделя «Закаливаем наш организм»
5. Ребёнок и природа
Май.
Темы:
1-неделя «Правила поведения на природе»
2-неделя «Опасные насекомые»
3-неделя «Кошка и собака – наши соседи»
4-неделя «Правила поведения при грозе»
Июнь.
Темы:
1-неделя «Ядовитые растения, ягоды»
2-неделя «Не все грибы съедобные»
3-неделя «На воде, на солнце»