Рабочая программа кружка «Я - исследователь» для 3 класса

5
0
Материал опубликован 29 March 2017

1.Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Рабочая программа кружка «Я - исследователь» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373), с Основной общеобразовательной программой начального общего образования _____________________________ и на основе авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011).

Актуальность и практическая значимость

Согласно требованиям ФГОС НОО учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные. Данная программа ориентирована на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в образовательной практике современной начальной школы.

В основе курса лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Цель: создание условий для  выявления наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей через организацию исследовательской деятельности.

Задачи:   

познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности,
формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.

Принципы обучения

Принцип системности. Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Возрастная категория и режим работы

Программа кружка рассчитана на обучающихся 3 класса.

Количество часов в неделю – 1 час, всего – 34 часа.

Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, на различных объектах города (парки, скверы, улицы и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализацию проектов и т.д., предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные виды деятельности и формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Планируемые результаты на конец обучения в 3 классе

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Способы оценивания

Критерии

1.  Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод

2.  Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость

3.  Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы

4.   Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.

Оценка сформированности компетенций

Ф. И. ученика

Понятия

Причинно-следственные связи

Исследоват. умения

Создание проекта

Примечание

           
             

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3 - умение полностью сформировано (высокий уровень);

2 - умение сформировано частично (средний уровень);

1 - умение сформировано частично (ниже среднего уровня);

0 - умение не сформировано.

Характеристика оценки

3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1 – ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0 – не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом ученик деятельности.

2.Содержание изучаемого курса

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска;

подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;

подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика»

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся»

Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Содержание занятий в третьем классе

Подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей»

Тема 1. «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2. «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3. «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4. «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 5. «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6. «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7. «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.

Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8. «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9. «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка

текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.

Подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика»

Тема 1. «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2. «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3. «Коллективная игра - исследование»

Методика проведения коллективных игр - исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4. «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5. «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся»

Тема 1. «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2. «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3. «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

3.Учебно – тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

1.

Что такое исследование

2

1

1

2.

Наблюдение и наблюдательность

3

1

2

3.

Что такое эксперимент

2

1

1

4.

Учимся вырабатывать гипотезы

3

1

2

5

Знакомство с логикой

5

2

3

6

Как задавать вопросы

2

1

1

7

Учимся выделять главное и второстепенное

2

1

1

8

Как делать схемы

2

1

1

9

Как работать с книгой

2

1

1

10

Что такое парадоксы

2

1

1

11

Мысленные эксперименты на моделях

3

2

1

12

Как сделать сообщение об исследовании. Участие в мини-конференции

6

2

4

Итого:

34

15

19

 

Распределение часов

п/п

Название темы

Количество

часов

Сроки проведения

 Тренинг (10 часов)

1

Наблюдение и экспериментирование

1

В течение 3 четверти учебного года

2

Методы исследования

1

3

Наблюдение и наблюдательность

1

4

Совершенствование техники экспериментирования

1

5

Интуиция и создание гипотез

1

6

Правильное мышление и логика

1

7

Искусство делать сообщения

1

8

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

9

Семинар «Как подготовиться к защите»

2

Исследовательская практика (18 часов, из них 13 – на индивидуальную работу)

10

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

В течение учебного года.

 

 

11

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

12

Коллективная игра - исследование

2

13

Семинар

2

14

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

10

Мониторинг (6 часов)

15

Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей)

2

В течение 3 и 4 четвертей учебного года

 

 

16

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

2

17

Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

 2

 

4.Методическое обеспечение

Дидактический материал

Программы внеурочной деятельности. Система Л. В.Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А. И. Исследовательское обучение школьников//Практика образования, 2011, №1, №2, №3.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
Савенков А. И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Технические средства

Компьютер (ноутбук), проектор, принтер, сканер, интерактивная доска.

 

   

5.Список литературы

Для детей

1.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html  

 

2.А.Ликум – Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

Для родителей

Маленький исследователь [Электронный ресурс] http://www.zankov.ru/rest/garret/article=3235/

Для учителя

1.      Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников /Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе /Зиновьева Е.Е., 2010.

3.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011

4.      Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников  / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008

5.      Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.

Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе / В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.