Рабочая программа кружка «Я - исследователь» для 3 класса
1.Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Рабочая программа кружка «Я - исследователь» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373), с Основной общеобразовательной программой начального общего образования _____________________________ и на основе авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011).
Актуальность и практическая значимость
Согласно требованиям ФГОС НОО учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные. Данная программа ориентирована на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в образовательной практике современной начальной школы.
В основе курса лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Цель: создание условий для выявления наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей через организацию исследовательской деятельности.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности,
формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
Принципы обучения
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Возрастная категория и режим работы
Программа кружка рассчитана на обучающихся 3 класса.
Количество часов в неделю – 1 час, всего – 34 часа.
Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, на различных объектах города (парки, скверы, улицы и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализацию проектов и т.д., предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные виды деятельности и формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Планируемые результаты на конец обучения в 3 классе
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Способы оценивания
Критерии
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.
Оценка сформированности компетенций
Ф. И. ученика |
Понятия |
Причинно-следственные связи |
Исследоват. умения |
Создание проекта |
Примечание |
||||||
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3 - умение полностью сформировано (высокий уровень);
2 - умение сформировано частично (средний уровень);
1 - умение сформировано частично (ниже среднего уровня);
0 - умение не сформировано.
Характеристика оценки
3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1 – ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0 – не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом ученик деятельности.
2.Содержание изучаемого курса
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска;
подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать; наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика»
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся»
Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Содержание занятий в третьем классе
Подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей»
Тема 1. «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2. «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3. «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4. «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5. «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6. «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7. «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.
Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8. «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9. «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка
текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п.
Подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика»
Тема 1. «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2. «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3. «Коллективная игра - исследование»
Методика проведения коллективных игр - исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4. «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5. «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся»
Тема 1. «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2. «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3. «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
3.Учебно – тематический план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Количество часов учебных занятий |
||||
Теоретические |
Практические |
||||||
1. |
Что такое исследование |
2 |
1 |
1 |
|||
2. |
Наблюдение и наблюдательность |
3 |
1 |
2 |
|||
3. |
Что такое эксперимент |
2 |
1 |
1 |
|||
4. |
Учимся вырабатывать гипотезы |
3 |
1 |
2 |
|||
5 |
Знакомство с логикой |
5 |
2 |
3 |
|||
6 |
Как задавать вопросы |
2 |
1 |
1 |
|||
7 |
Учимся выделять главное и второстепенное |
2 |
1 |
1 |
|||
8 |
Как делать схемы |
2 |
1 |
1 |
|||
9 |
Как работать с книгой |
2 |
1 |
1 |
|||
10 |
Что такое парадоксы |
2 |
1 |
1 |
|||
11 |
Мысленные эксперименты на моделях |
3 |
2 |
1 |
|||
12 |
Как сделать сообщение об исследовании. Участие в мини-конференции |
6 |
2 |
4 |
|||
Итого: |
34 |
15 |
19 |
Распределение часов
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Сроки проведения |
Тренинг (10 часов) |
|||
1 |
Наблюдение и экспериментирование |
1 |
В течение 3 четверти учебного года |
2 |
Методы исследования |
1 |
|
3 |
Наблюдение и наблюдательность |
1 |
|
4 |
Совершенствование техники экспериментирования |
1 |
|
5 |
Интуиция и создание гипотез |
1 |
|
6 |
Правильное мышление и логика |
1 |
|
7 |
Искусство делать сообщения |
1 |
|
8 |
Искусство задавать вопросы и отвечать на них |
1 |
|
9 |
Семинар «Как подготовиться к защите» |
2 |
|
Исследовательская практика (18 часов, из них 13 – на индивидуальную работу) |
|||
10 |
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
1 |
В течение учебного года.
|
11 |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
3 |
|
12 |
Коллективная игра - исследование |
2 |
|
13 |
Семинар |
2 |
|
14 |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
10 |
|
Мониторинг (6 часов) |
|||
15 |
Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) |
2 |
В течение 3 и 4 четвертей учебного года
|
16 |
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) |
2 |
|
17 |
Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) |
2
|
4.Методическое обеспечение
Дидактический материал
Программы внеурочной деятельности. Система Л. В.Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А. И. Исследовательское обучение школьников//Практика образования, 2011, №1, №2, №3.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
Савенков А. И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Технические средства
Компьютер (ноутбук), проектор, принтер, сканер, интерактивная доска.
5.Список литературы Для детей 1.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2.А.Ликум – Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ Для родителей Маленький исследователь [Электронный ресурс] http://www.zankov.ru/rest/garret/article=3235/ Для учителя 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников /Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе /Зиновьева Е.Е., 2010. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011 4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 5. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе / В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 |