Рабочая программа «Химические исследователи»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочных занятий естественнонаучного направления «Химические исследователи» рассчитана на обучающихся 9 классов средней общеобразовательной школы.
Цель изучения курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение; способствовать формированию у обучающихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Задачи изучения курса:
-
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, сравнивать химические и физические процессы, проводить химический эксперимент, производить расчеты;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание отношения к фундаментальным компонентам естествознания и элементам общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
С учетом психологических особенностей детей курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент. Для этого применяются следующие методы проведения занятий: учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами, показы учебных фильмов по химии, презентации.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
-
интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т. д.);
-
частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);
-
использование самых разнообразных организационных форм;
-
акцент на практические виды деятельности;
-
отказ от обязательных домашних заданий;
-
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену объединения путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Каждое занятие связано с овладением каким-либо практическим навыком безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа данного объединения будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения обучающихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности, вовлекая в процессы познания родителей.
Изучив программу данного объединения, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Практически значимыми результатами дополнительных занятий могут стать подготовка обучающихся к научно-практической конференции и оформление в школьном кабинете химии постоянной экспозиции «Химия в окружающем мире».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 занятия в году.
Плановых: практических работ — 22;
экскурсий — 5.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен:
знать:
1) что изучает химия;
2) свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т. д., уметь обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ;
3) историю развития химии;
4) основные этапы жизни и деятельности М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева;
5) влияние человека на природу;
6) химические элементы, символику;
7) признаки химических реакций;
8) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре;
уметь:
1) отличать простое вещество от сложного, вещество — от смеси;
2) отличать физические явления от химических;
3) работать с химическим оборудованием;
4) планировать и проводить эксперименты;
5) описывать явления.
В результате изучения программы «Химические исследователи» обучающиеся должны расширить свои знания:
-
о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
-
нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
-
составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
-
составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
-
видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
-
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
-
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
-
составе стекла, видах стекол и способах их получения;
-
истории возникновения керамики и ее видов;
-
составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
-
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
-
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы «Химические исследователи» обучающиеся должны уметь:
-
применять методы качественного и количественного анализа;
-
самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
-
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
-
составлять отчет о проделанном эксперименте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч)
Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1. Получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (3 ч)
Вода в организме человека. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2. Анализ воды из природных источников.
Экскурсия на водоканал.
Совместная работа с родителями: совместная творческая работа «Крупные открытия иногда делают случайно, или Что можно найти на берегах наших рек».
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч)
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3. Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (4 ч)
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4. Получение поваренной соли и ее очистка.
Совместная работа с родителями: получение кристаллов поваренной соли в домашних условиях.
Тема 5. Химия пищи (8 ч)
Химия продуктов растительного и животного происхождения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5. Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7. Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8. Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 9. Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 10. Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа № 11. Химические опыты с жевательной резинкой.
Тема 6. Спички (2 ч)
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 12. Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Тема 7. Бумага (3 ч)
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 13. Изучение свойств различных видов бумаги.
Экскурсия на типографию.
Тема 8. В мире красок и карандашей (3 ч)
Графит. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 14. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Экскурсия в музей.
Тема 9. Химия стирает, чистит и убирает (5 ч)
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества.
Практическая работа № 15. Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 16. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 17. Выведение пятен с ткани.
Экскурсия в хозяйственный магазин.
Тема 10. Химия — хозяйка домашней аптечки (3 ч)
Лекарственные препараты, их виды и назначение.
Практическая работа № 18. Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Экскурсия в аптеку.
Тема 11. Защита проектов (1 ч)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Глухих С. А. Программа внеурочных занятий «Экспериментариум». Химия в школе №3 (63) март 2016 г.
-
Храмов В. А. Аналитическая химия.10-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.
-
Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс. – Волгоград: Корифей, 2007.
-
Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. 11 класс. – Волгоград: Корифей, 2007.
-
Ширшина Н. В. Химия. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва: Глобус,2007.
-
Бочарова С. В. Элективный курс. Химия в повседневной жизни. – Волгоград: Корифей, 2007.
-
Денисова В. Г. Химия. 9 класс. Сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Фадеева Г. А. Химия и экология. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2003.
-
Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химия и экология. – Нижний Новгород, 1995.
-
Ахмедова Т. И., Фандо Р. А. Химия. 9 класс. – Москва: Илекса, 2006.
-
Тулина Н. И. Практикум по общей химии.10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
-
Винокурова Н. Ф. Лес и человек. 9 класс. – Москва: Дрофа, 2007.
-
Ширшина Н. В. Химия для гуманитариев. 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Сабирова Т. В. Удивительный мир косметической химии.// Химия. Первое сентября. №2, 2008.
-
Глазкова О. В., Клеянкина М. К. О психолого-педагогических основах химического практикума//Химия в школе. №3, 1998.
-
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии. – Москва: Изд-во АН СССР, 1966.
-
Аликберова Л. Ю. Сведения об экологии в химических задачах //Химия в школе, 2000, №6, с. 55-57.
-
Безуевская В. А. Химические задачи с экологическим содержанием // Химия в школе, 2000, №2, с. 59-61.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
Домашнее задание |
||
План |
Факт |
|||||
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч) |
||||||
1 |
Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека |
|
|
|
Подг сообщ |
|
2 |
П.р. №1. Получение каучука из листьев фикуса |
|
|
|
Задание в тетр |
|
Тема 2. Вода (3 ч) |
||||||
3 |
Вода в организме человека. Экологические проблемы чистой воды |
|
|
|
Подг сообщ |
|
4 |
П.р. №2. Анализ воды из природных источников |
|
|
|
Задание в тетр |
|
5 |
Экскурсия на водоканал |
|
|
|
Подг сообщ |
|
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч) |
||||||
6 |
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека |
|
|
|
Подг сообщ |
|
7 |
П.р. №3. Самодельные духи |
|
|
|
Задание в тетр |
|
Тема 4. Поваренная соль (2 ч) |
||||||
8 |
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Использование хлорида натрия в химической промышленности |
|
|
|
Подг сообщ |
|
9 |
П.р. №4. Получение поваренной соли и ее очистка |
|
|
|
Задание в тетр |
|
Тема 5. Химия пищи (8 ч) |
||||||
10 |
Химия продуктов растительного и животного происхождения.Продукты быстрого приготовления и особенности их производства |
|
|
|
Подг сообщ |
|
11 |
П.р. №5. Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы |
|
|
|
Задание в тетр |
|
12 |
П.р. №6. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле |
|
|
|
Задание в тетр |
|
13 |
П.р. №7. Определение нитратов в продуктах |
|
|
|
Задание в тетр |
|
14 |
П.р. №8. Анализ прохладительных напитков |
|
|
|
Задание в тетр |
|
15 |
П.р. №9. Определение содержания жиров в семенах растений |
|
|
|
Задание в тетр |
|
16 |
П.р. №10. Качественные реакции на присутствие углеводов |
|
|
|
Задание в тетр |
|
17 |
П.р. №11. Химические опыты с жевательной резинкой |
|
|
|
Задание в тетр |
|
Тема 6. Спички (2 ч) |
||||||
18 |
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Спичечное производство в России |
|
|
|
Пог сообщ |
|
19 |
П.р. №12. Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических) |
|
|
|
Задание в тетр |
|
Тема 7. Бумага (3 ч) |
||||||
20 |
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Виды бумаги и их практическое использование |
|
|
|
Подг сообщ |
|
21 |
П.р. №13. Изучение свойств различных видов бумаги |
|
|
|
Задание в тетр |
|
22 |
Экскурсия на типографию |
|
|
|
Подг сообщ |
|
Тема 8. В мире красок и карандашей (3 ч) |
||||||
23 |
Графит. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи |
|
|
|
Подг сообщ |
|
24 |
П.р. №14. Изготовление минеральных пигментов разных цветов |
|
|
|
Задание в тетр |
|
25 |
Экскурсия в музей |
|
|
|
Подг сообщ |
|
Тема 9. Химия стирает, чистит и убирает (5 ч) |
||||||
26 |
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества |
|
|
|
Подг сообщ |
|
27 |
П.р. №15. Определение среды в мылах и шампунях |
|
|
|
Задание в тетр |
|
28 |
П.р. №16. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды |
|
|
|
Задание в тетр |
|
29 |
П.р. №17. Выведение пятен с ткани |
|
|
|
Задание в тетр |
|
30 |
Экскурсия в хозяйственный магазин |
|
|
|
Подг сообщ |
|
Тема 10. Химия — хозяйка домашней аптечки (3 ч) |
||||||
31 |
Лекарственные препараты, их виды и назначение |
|
|
|
Подг сообщ |
|
32 |
П.р. №18. Определение витаминов в препаратах поливитаминов |
|
|
|
Задание в тетр |
|
33 |
Экскурсия в аптеку |
|
|
|
Подг проект |
|
Тема 11. Защита проектов (1 час) |
||||||
34 |
Защита проектов |
|
|
|
|