12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Ольга Васильевна Кондратенко
Аккаунт удалён
Россия, Курская обл., c. Попово-Лежачи
Материал размещён в группе «Учителя химии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочных занятий естественнонаучного направления «Химические исследователи» рассчитана на обучающихся 9 классов средней общеобразовательной школы.

Цель изучения курса — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение; способствовать формированию у обучающихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Задачи изучения курса:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, сравнивать химические и физические процессы, проводить химический эксперимент, производить расчеты;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к фундаментальным компонентам естествознания и элементам общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

С учетом психологических особенностей детей курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».

С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент. Для этого применяются следующие методы проведения занятий: учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами, показы учебных фильмов по химии, презентации.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т. д.);

  • частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);

  • использование самых разнообразных организационных форм;

  • акцент на практические виды деятельности;

  • отказ от обязательных домашних заданий;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену объединения путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Каждое занятие связано с овладением каким-либо практическим навыком безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа данного объединения будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения обучающихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности, вовлекая в процессы познания родителей.

Изучив программу данного объединения, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

Практически значимыми результатами дополнительных занятий могут стать подготовка обучающихся к научно-практической конференции и оформление в школьном кабинете химии постоянной экспозиции «Химия в окружающем мире».

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 занятия в году.

Плановых: практических работ22;

экскурсий — 5.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен:

знать:

1) что изучает химия;

2) свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т. д., уметь обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ;

3) историю развития химии;

4) основные этапы жизни и деятельности М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева;

5) влияние человека на природу;

6) химические элементы, символику;

7) признаки химических реакций;

8) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре;

уметь:

1) отличать простое вещество от сложного, вещество — от смеси;

2) отличать физические явления от химических;

3) работать с химическим оборудованием;

4) планировать и проводить эксперименты;

5) описывать явления.

 

В результате изучения программы «Химические исследователи» обучающиеся должны расширить свои знания:

  • о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;

  • истории возникновения керамики и ее видов;

  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

 

В результате изучения программы «Химические исследователи» обучающиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;

  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч)

Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1. Получение каучука из листьев фикуса.

 

Тема 2. Вода (3 ч)

Вода в организме человека. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2. Анализ воды из природных источников.

Экскурсия на водоканал.

Совместная работа с родителями: совместная творческая работа «Крупные открытия иногда делают случайно, или Что можно найти на берегах наших рек».

 

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч)

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3. Самодельные духи.

 

Тема 4. Поваренная соль (4 ч)

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4. Получение поваренной соли и ее очистка.

Совместная работа с родителями: получение кристаллов поваренной соли в домашних условиях.

 

Тема 5. Химия пищи (8 ч)

Химия продуктов растительного и животного происхождения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5. Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7. Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8. Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 9. Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 10. Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 11. Химические опыты с жевательной резинкой.

 

Тема 6. Спички (2 ч)

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 12. Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

 

Тема 7. Бумага (3 ч)

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 13. Изучение свойств различных видов бумаги.

Экскурсия на типографию.

 

Тема 8. В мире красок и карандашей (3 ч)

Графит. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 14. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Экскурсия в музей.

 

Тема 9. Химия стирает, чистит и убирает (5 ч)

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества.

Практическая работа № 15. Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 16. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 17. Выведение пятен с ткани.

Экскурсия в хозяйственный магазин.

 

Тема 10. Химия — хозяйка домашней аптечки (3 ч)

Лекарственные препараты, их виды и назначение.

Практическая работа № 18. Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Экскурсия в аптеку.

 

Тема 11. Защита проектов (1 ч)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Глухих С. А. Программа внеурочных занятий «Экспериментариум». Химия в школе №3 (63) март 2016 г.

  2. Храмов В. А. Аналитическая химия.10-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс. – Волгоград: Корифей, 2007.

  4. Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. 11 класс. – Волгоград: Корифей, 2007.

  5. Ширшина Н. В. Химия. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва: Глобус,2007.

  7. Бочарова С. В. Элективный курс. Химия в повседневной жизни. – Волгоград: Корифей, 2007.

  8. Денисова В. Г. Химия. 9 класс. Сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Фадеева Г. А. Химия и экология. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2003.

  10. Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химия и экология. – Нижний Новгород, 1995.

  11. Ахмедова Т. И., Фандо Р. А. Химия. 9 класс. – Москва: Илекса, 2006.

  12. Тулина Н. И. Практикум по общей химии.10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.

  13. Винокурова Н. Ф. Лес и человек. 9 класс. – Москва: Дрофа, 2007.

  14. Ширшина Н. В. Химия для гуманитариев. 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

  15. Сабирова Т. В. Удивительный мир косметической химии.// Химия. Первое сентября. №2, 2008.

  16. Глазкова О. В., Клеянкина М. К. О психолого-педагогических основах химического практикума//Химия в школе. №3, 1998.

  17. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии. – Москва: Изд-во АН СССР, 1966.

  18. Аликберова Л. Ю. Сведения об экологии в химических задачах //Химия в школе, 2000, №6, с. 55-57.

  19. Безуевская В. А. Химические задачи с экологическим содержанием // Химия в школе, 2000, №2, с. 59-61.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

урока

Тема урока

Дата

Примечание

Домашнее задание

План

Факт

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч)

1

Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека

 

 

 

Подг сообщ

2

П.р. №1. Получение каучука из листьев фикуса

 

 

 

Задание в тетр

Тема 2. Вода (3 ч)

3

Вода в организме человека. Экологические проблемы чистой воды

 

 

 

Подг сообщ

4

П.р. №2. Анализ воды из природных источников

 

 

 

Задание в тетр

5

Экскурсия на водоканал

 

 

 

Подг сообщ

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч)

6

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека

 

 

 

Подг сообщ

7

П.р. №3. Самодельные духи

 

 

 

Задание в тетр

Тема 4. Поваренная соль (2 ч)

8

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Использование хлорида натрия в химической промышленности

 

 

 

Подг сообщ

9

П.р. №4. Получение поваренной соли и ее очистка

 

 

 

Задание в тетр

Тема 5. Химия пищи (8 ч)

10

Химия продуктов растительного и животного происхождения.Продукты быстрого приготовления и особенности их производства

 

 

 

Подг сообщ

11

П.р. №5. Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы

 

 

 

Задание в тетр

12

П.р. №6. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле

 

 

 

Задание в тетр

13

П.р. №7. Определение нитратов в продуктах

 

 

 

Задание в тетр

14

П.р. №8. Анализ прохладительных напитков

 

 

 

Задание в тетр

15

П.р. №9. Определение содержания жиров в семенах растений

 

 

 

Задание в тетр

16

П.р. №10. Качественные реакции на присутствие углеводов

 

 

 

Задание в тетр

17

П.р. №11. Химические опыты с жевательной резинкой

 

 

 

Задание в тетр

Тема 6. Спички (2 ч)

18

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Спичечное производство в России

 

 

 

Пог сообщ

19

П.р. №12. Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических)

 

 

 

Задание в тетр

Тема 7. Бумага (3 ч)

20

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Виды бумаги и их практическое использование

 

 

 

Подг сообщ

21

П.р. №13. Изучение свойств различных видов бумаги

 

 

 

Задание в тетр

22

Экскурсия на типографию

 

 

 

Подг сообщ

Тема 8. В мире красок и карандашей (3 ч)

23

Графит. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи

 

 

 

Подг сообщ

24

П.р. №14. Изготовление минеральных пигментов разных цветов

 

 

 

Задание в тетр

25

Экскурсия в музей

 

 

 

Подг сообщ

Тема 9. Химия стирает, чистит и убирает (5 ч)

26

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества

 

 

 

Подг сообщ

27

П.р. №15. Определение среды в мылах и шампунях

 

 

 

 Задание в тетр

28

П.р. №16. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды

 

 

 

Задание в тетр

29

П.р. №17. Выведение пятен с ткани

 

 

 

Задание в тетр

30

Экскурсия в хозяйственный магазин

 

 

 

Подг сообщ

 

Тема 10. Химия — хозяйка домашней аптечки (3 ч)

31

Лекарственные препараты, их виды и назначение

 

 

 

Подг сообщ

32

П.р. №18. Определение витаминов в препаратах поливитаминов

 

 

 

Задание в тетр

33

Экскурсия в аптеку

 

 

 

Подг проект

Тема 11. Защита проектов (1 час)

34

Защита проектов

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.