Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный пластилин»
Пояснительная записка
Актуальность проведения более глубокой направленности по овладению детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционной художественной техники рисования пластилинография, обусловлено с введением ФГОС ДО, где заложена задача, которая направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Особое значение для развития способностей к изобразительной деятельности имеет формирование, прежде всего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Многие исследователи такие как: Б.Г.Ананьев, Т.В. Лаврентьева, Э.Г.Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. убедительно доказывают, что детское восприятие индивидуально. Все особенности тесно связаны, прежде всего, с индивидуальным сенсорным опытом детей.
Собственный опыт работы по обучению детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) рисовать пластилином показал, что такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций и позволяет развивать детское восприятие и изобразительное творчество. Старшая группа детского сада – идеальная возрастная категория для групповых занятий пластилинографией. Пластилинография – нетрадиционная художественная техника. Основной материал здесь – конечно пластилин, руки ребенка, цветной картон, фантазия и хорошее настроение. Таким образом, старшие дошкольники в мягкой и уютной атмосфере совместного творчества получают важные знания и навыки, опыт настоящего творчества, который в дальнейшем будут использовать как в школе, так и в любой области труда.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный пластилин» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, будет полезна родителям, которые всерьёз заинтересованы развитием и образованием своих детей. Программа построена с учетом авторской технологией Г.Н. Давыдовой, учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.
-учить детей работать с пластилином: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству.
Развивающие:
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.
Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип амплификации детского развития;
- Принцип активности субъекта в процессе развития;
-Принцип развивающего образования;
- Принцип зоны ближайшего развития.
Планируемые ожидаемые образовательные результаты
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:
- развитие саморегуляции;
- развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание);
-развитие инициативности;
- развитие познавательной активности;
-развитие творческого воображения;
- развитие навыкам продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- развитие координации движений рук, ловкости;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческих способностей, художественному вкусу.
Форма образовательной деятельности при подведении итогов
- выставка детских работ;
-личный сайт педагога Каратаева Г.В. – Презентация кружка «Мы рисуем пластилином»;
-буклет для родителей и педагогов «Пластилинография для ребят»;
-консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей»;
-проектная деятельность;
- участие детей во всероссийских конкурсах;
- распространение педагогического опыта на педагогическом сайте «Урок РФ» об этом виде изобразительного искусства.
Содержательный и организационный раздел
Занятия проводятся с группой детей в количестве 25 человек.
Форма организации кружка:
- Интегрированные занятия
Структура занятий:
1. Беседа.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Изготовление картины.
4.Анализ работы.
Методы: Наглядный, практический, словесный.
Оборудование.
Основное оборудование: фартук, доска, нож (стека), материал (пластилин),
картон, сухая тряпочка.
Расписание занятий:
Занятия в кружке «Волшебный пластилин» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю,
длительность – 25 минут;
Вторник – 15.50 -16.15ч.
Календарно - тематический план кружка «Волшебный пластилин»
на 2019 -2020 учебный год
Месяц / Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь 1 неделя |
«В лес за грибами» |
Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность. |
2 неделя |
«В лес за грибами» |
Продолжать развивать у детей образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством в технике «пластилинографии» изображение. Закрепить умение расплющивать шарики. Воспитывать самостоятельность. |
3 неделя |
«Овощи на тарелке» |
Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать ,скатывать небольшие кусочки пластилина. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
4 неделя |
«Астры» |
Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Ноябрь 1 неделя |
«Осенний лес» |
Учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
2 неделя |
Осенний лес» |
Продолжать учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
3 неделя |
«Дымковская игрушка - лошадка» |
Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. |
4 неделя |
«Дымковская игрушка - лошадка» |
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
Декабрь 1 неделя |
«Снежинка» |
Учить детей передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
2 неделя |
«Снегири» |
Познакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
3 неделя |
«Снегири» |
Продолжать знакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
4 неделя |
«Ёлочка» |
Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Январь 2 неделя |
«Ёлочка» |
Продолжать создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3 неделя |
«Пингвины на льдине» |
Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. |
4 неделя |
«Пингвины на льдине» |
Продолжать знакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. |
Февраль 1 неделя |
«Кашалот» |
Познакомить детей с морским животным. Учить детей передавать образ кашелота. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. |
2 неделя |
«Кашалот» |
Продолжать знакомить детей с морским животным. Учить детей передавать образ кашелота. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. |
3 неделя |
«Ваза с цветами» |
Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии. |
4 неделя |
«Павлин»
|
Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
Март 1 неделя |
«Подснежники для мамы» |
Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
2 неделя |
«Укрась вазу» |
Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора .Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа. |
3 неделя |
«Укрась вазу» |
Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа. |
4 неделя |
«Красивый коврик» |
Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета. |
Апрель 1 неделя |
«Чайный сервиз»
|
Познакомить детей с разновидностями посуды. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. |
2 неделя |
«Чайный сервиз» |
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. |
3 неделя |
«Жостовский букет» |
Познакомить детей с народно-прикладным искусством. Развивать восприятие, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
3 неделя |
«Жостовский букет» |
Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Развивать восприятие, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
4 неделя |
«Жираф» |
Познакомить детей с животным Африки - жирафом. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
Май 1 неделя |
«Слон» |
Продолжать знакомство с животными Африки. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
2 неделя |
«Панда» |
Познакомить детей с бамбуковым медведем- пандой. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное Воспитывать самостоятельность. Развивать мелкую моторику рук |
3 неделя |
«Панда» |
Продолжать знакомить с бамбуковым медведем. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
4 неделя |
Выставка детских работ |
Развивать эстетический вкус, творческое воображение. Воспитывать желание заниматься оформлением выставки своих работ для родителей и воспитателей ДОУ. |
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
4. Запорожец, А.В., Венгер, Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 2007. – 323с.
5.Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.- М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.
6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
8.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2002.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования,2014.
Перминова Елена Федоровна
Галина Васильевна Каратаева