Календарно - тематическое планирование кружка «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Календарно - тематическое планирование кружка
«Волшебный пластилин»
с использованием нетрадиционной художественной
техники лепки – пластилинография
для детей подготовительной к школе группе (6–7 лет)
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Пояснительная записка
Направленность программы кружка «Волшебный пластилин» по содержанию является художественно-эстетической, по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной, построена на основе системно - деятельностного подхода. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в основу программы положены методические разработки автора Давыдовой Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография».
Актуальность программы состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
В условиях реализации ФГОС ДО, ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности – значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография, как отмечают педагоги, занимающиеся вопросами нетрадиционной техникой рисования в обучении дошкольников (Давыдова Г.Н., Яковлева Т. Н., Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А., Лыкова И.А., Шатцкая О.А) - является одним из видов декоративно-прикладного искусства, представляет нетрадиционную технику лепки, которая выражается в создании лепных картин, на горизонтальной плоскости с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов. Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы
Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним;
- познакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии: раскрашивание по трафарету, пластилиновый витраж, пластилиновая живопись, работа с народными орнаментами;
- познакомить с использованием материалов пластилинографии;
-формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству;
- воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
-воспитание культуры речевого общения
Развивающие:
- развивать у детей умения различать жанры изобразительного искусства;
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.
Участники образовательного процесса: дети подготовительной к школе группы 6-7 лет, воспитатель, родители.
Срок реализации Программы: 1 год.
Режим работы кружка: 1 раз в неделю
Ожидаемые образовательные результаты:
Детей:
- Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, любознательность, желание участвовать в разных видах художественной деятельности;
- Позитивное отношение к самому себе, ответственность за начатое дело;
- Хорошее владение изобразительными навыками пластилинографии;
- Умение анализировать, выделять главное, составлять целое из частей;
- Умение общаться и взаимодействовать с педагогом и детьми в совместной деятельности;
- Умение подчиняться правилам и социальным нормам;
- Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности
Педагога:
- повышение качества образовательного процесса;
- разработка и внедрение в образовательный процесс инновационной технологии;
- транслирование опыта работы среди коллег и в Интернет сообществе педагогов;
- повышение профессиональной компетенции в вопросах развития у детей художественно- творческих способностей посредством пластилинографии.
Родителей:
- повышение родительской компетентности в вопросах развития художественно- творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Пластилинографии»;
- развитие интереса к художественной деятельности;
- развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Календарно-тематический план кружка «Волшебный пластилин»
на 2020 -2021 учебный год
Месяц / Неделя | Тема | Программное содержание | Источники | ||||||||||||||||
Сентябрь 1 неделя - 2 неделя | «Астры» | Формировать у детей представления о празднике 1 сентября, осенних садовых цветах. Закреплять технические навыки в работе с пластилином, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Цветочные мотивы» | ||||||||||||||||
Сентябрь 3 неделя - 4 неделя | «Чудо плоды» (витраж) | Закреплять знания о колорите осени, полученные в процессе наблюдения за природой. Продолжить знакомство с натюрмортом. Учить приёму «вливания одного цвета в другой», познакомить детей с техникой обратной пластилинографии (витраж). Воспитывать чувство красоты родной природы. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Октябрь 1 неделя - 2 неделя | «Осенние деревья»
| Знакомство детей с картиной И.Левитана «Зототая осень». Воспитывать умение видеть и понимать картину, учить составлять рассказы по пейзажной живописи, учить детей приёмам пластилинографии. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Октябрь 1 неделя - 2 неделя | «Мишка косолапый» | Знакомство детей с содержанием картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»: учить описывать медведей и окружающий пейзаж, учить детей приёмам пластилинографии. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» | ||||||||||||||||
Октябрь 3неделя - 4 неделя | «Панда» | Знакомство детей с бамбуковым медведем, его характерными особенностями. Учить приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания , расплющивания. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» | ||||||||||||||||
Ноябрь 1 неделя - 2 неделя | « Три поросёнка» | Знакомство детей с парнокопытным животным, учить детей отвечать на вопросы по сказке « Три поросёнка», учить приёмам пластилинографии, закрепить приём раскатывания. сплющивания , прикреплять детали к фону. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» | ||||||||||||||||
Ноябрь 3 неделя - 4неделя | «Совушка- сова-большая голова» | Знакомство детей с хищной птицей – совой. Учить детей приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания, воспитывать самостоятельность, инициативу, желание доводить начатое дело до конца. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» | ||||||||||||||||
Декабрь 1неделя - 2 неделя | «Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Декабрь 3неделя - 4 неделя | «Снегурочка» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, как источника радости. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Январь 1неделя - 2неделя | «Весёлый клоун» | Продолжить знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Январь 3 неделя- 4 неделя | «Чебурашка» | Закрепить технику полуобъёма, доставить детям радость со встречей с игрушкой. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Февраль 1 неделя- 2 неделя | «Матрёшка» | Развивать у детей к народной игрушке.Познакомить с историей рожения деревянной матрёшки. Учить отражать характерные особенности в технике пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Февраль 3 неделя- 4неделя | «Удивительная дымка» | Продолжать знакомить детей с народным прикладным декоративно-прикладным искусством. Учить расписывать готовый силуэт пластилином. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Март 1 неделя- 2 неделя | «Букет для мамы» | Продолжать создать поздравительную открытку своими руками. Создавать лепную картину с выпуклым изображением цветов. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн» | ||||||||||||||||
Март 3 неделя- 4 неделя | «Подснежники» | Способствовать расширению знаний о цветах Красной книги. Развивать практические навыки детей работать с пластилилином. Закреплять приём раскатывания, размазывания в границах контура. Воспитывать аккуратность. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Цветочные мотивы» | ||||||||||||||||
Апрель 1 неделя- 2 неделя | «Чудо-хохлома» | Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Апрель 3 неделя- 4 неделя | «Городец- удалец» | Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» | ||||||||||||||||
Май 1 неделя- 2 неделя | «Сказочная Гжель» | Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать изделия мастеров, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы гжельской росписи пластилином. | Методическая разработка | ||||||||||||||||
Май 3 неделя- 4 неделя | «Перо Жар -птицы» | Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» Методическая разработка | ||||||||||||||||
Организация работы с семьей: Перспективный план работы с родителями
| |||||||||||||||||||
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» «Животные и птицы» М.Издательство
«Скрипторий 2017г».
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Васильевна Каратаева
Ватолина Светлана Анатольевна
Галина Васильевна Каратаева
Янова Татьяна Викторовна
Галина Васильевна Каратаева