РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности Агро- класс « Мир агропрофессий»
МОУ Степановская СОШ им.Н.К.Иванова муниципального Галичского Костромской области
Принято Педагогическим советом школы
Приказ№______ от «____» ________ ________ г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Гусева Е.А Приказ №____ от «_____» _______ _________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности
Агро- класс « Мир агропрофессий»
для 9 -11 классов среднего общего образования на 2024- 2025 учебный год
Обоснование социальной значимости
В понимании большинства школьников Костромской области в возрасте 15-18 лет сельское хозяйство, особенно в России, — это низкотехнологичный, непрестижный сектор, который точно выбирают «не от хорошей жизни. Во многом сложившаяся ситуация обусловлена поздней профориентацией учащихся, т.к. к 9-11 классу у подростков, как правило, уже устойчивое сложившееся отношение к тому или иному виду деятельности, которое формируется на стереотипах, мнениях родителей, модных тенденциях и т.д.. Сельхозпредприятие и организации АПК , которые обозначены в географии проекта, проявили инициативу принять участие в мероприятиях программы « Мир агропрофессий». Эти условия позволяют всесторонне вовлечь и погрузить школьников в сферу сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, дать детям возможность примерить на себя будущую профессию и развить таланты в данной отрасли.
Профессиональная ориентация, как важная составляющая самоопределения, была озвучена в Послании Федеральному Собранию Президентом РФ В.Путиным. Он подчеркнул, что профориентацию нужно развивать, подключать к этому бизнес и научные организации. На практике это означает, что государство озабочено созданием новых обучающих программ и приглашением в аграрный сектор талантливых молодых людей, которые могли бы менять лицо современного сельского хозяйства. В 2022 году Президентом РФ была поставлена следующая задача для Правительства, руководителей регионов и предприятий - развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности как современных, динамичных отраслей нашей экономики с ежегодными темпами роста выше, чем по экономике в целом. Именно это еще раз подчеркивает с одной стороны, значимость для агропромышленного сектора постоянного притока высококвалифицированных специалистов, способных генерировать и управлять новыми инициативами, а также внедрять продукты, полученные в результате этих начинаний, тем самым комплексно его развивая, а с другой - возможность развивать и реализовывать потенциал школьников с помощью ранней просветительской и профориентационной деятельности.
Таким образом, профориентационная программа для 9-11 класса из проекта «Агрошкола» призван оказать содействие профессиональной ориентации школьников, сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов детей в сфере АПК, популяризировать специальности АПК среди подростков 9-11 классов МОУ Степановской СОШ , что, на наш взгляд, привлечет молодежь к работе в сельском хозяйстве и агропромышленном секторе региона.
Цели программы: повышению интереса обучающихся к специальностям сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, что отразится на привлечении молодежи к работе в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры в АПК;
2. Организовать профессиональную ориентацию на уровне основного общего образования на профессии в сфере сельского хозяйства.
3. Иметь представление основ растениеводства, животноводства. полеводства.
4Приобретение практического опыта в сфере сельскохозяйственного предприятия ООО «Лодыгино»
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселения, его развития и благополучия;
4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. Создание условий для развития прикладных и трудовых умений (в животноводстве, полеводстве);;
6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности Агро- класс « Мир агропрофессий» для 9 -11 классов среднего общего образования рассчитана на занятия 1 раз в неделю , 34 занятий в год ( без учета трудоустройства на работу подростков в летний период) Тематика занятий может меняться в зависимости от начала сезонных работ на предприятии ООО «Лодыгино», согласования проведения практических занятий , мастер-классов и экскурсий .
Виды и формы контроля знаний
Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса обучающийся научится:
ориентироваться в рынке труда и особенностях профессионального образования сельскохозяйственных профессий
ориентироваться в мире профессий: востребованные профессии и необходимые для этого компетенции в сельском хозяйстве;
ориентироваться в требованиях и должностных обязанностях сельскохозяйственных профессий ;
Обучающийся получит возможность научиться:
определять индивидуальные склонности и способности к изучению различных профилей сельскохозяйственной напрвленности ;
определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора области профессиональной деятельности агрономии, зоотехники и технологий проведения различных сельскохозяйственных работ;
В области метапредметных результатов Регулятивные:уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками и рабочими и служащими ООО «Лодыгино»; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
В области личностных результатов
повышению уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда и потребностей региона в кадрах в сельхозиндустриии;
формированию ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия на сельскохозяйственном предприятиях ;
формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к людям АПК, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных и экономических особенностей;
развитию компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6)формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Ожидаемые результаты курса:
Теоретические | Практические |
Основные виды деятельности механизатора, агронома, ветврача, техника по механизации сельского хозяйства. Зерновые культуры( озимые и яровые).Система земледелия, ,обработка почвы Селекционно-семеноводческая работа,севооборот, аргохимия | Приобретение практического опыта работы на предприятии ООО «Лодыгино», на посевной, на ферме, уборке урожая Проектно-исследовательская деятельность сельскохозяйственной тематики. |
Направления деятельности | ||
Диагностическая | теоретическая | практическая |
| | |
| | |
Диагностика профессиональной направленности Диагностика мотивов выбора профессии Диагностика индивидуально-психологических особенностей и способностей. | Знакомство с профессиями АПК, основы: агрономии, животноводства, полеводства. растениеводства | Летняя отработка на прелприятии ООО «Лодыгино,участие в мастер-классах, профессиональные пробы,, проектная деятельность,просмотр познавательных фильмов, экскурсии, изучение энциклопедий |
| | |
| | |
Тематическое планирование
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные | Примечание |
| Трудоустройство на летний период подростков | Летний период | Отдел кадров | Не менее 5 человек |
1. | Деловая встреча « Профессии с\х предприятия» | сентябрь | Смирнов АН, Акатова И.А | |
2 | Профессиональные пробы, « Работа комбайнера на уборке зерновых» | Сентябрь | Акатова И.А ,агроном , механизаторы | |
3 | Практическое занятие « Сушка зерна» Оператор зерноочистительно-сушильных комплексов | сентябрь | Акатова И.А, агроном, сушильщики | |
4 | Экскурсия на зерносклад Заведующая складом | сентябрь | Акатова И.А, зав складом ОО О «Лодыгино» | |
5 | Профориентационная диагностика | октябрь | Акатова И.А, психолог | |
6 | Профессии АПК . Механизатор | октябрь | Акатова И.А | |
7 | Профессиональные пробы « Механизатор» | октябрь | Акатова И.А.Смирнов А.Н | |
8 | Профессии АПК . Дояр, доярка» | октябрь | Акатова И.А, | |
9 | Экскурсия на ферму | ноябрь | Акатова И.А | |
10 | Практическое занятие . КРС « Кормление КРС» «Рацион кормления КРС» | декабрь | Акатова И.А , бригадир животноводческой фермы | |
11 | Профессии АПК. Ветврач. | декабрь | | |
12 | Экскурсия в Галичскую станцию по борьбе с болезнями животноводства. | декабрь | Акатова И.А, Краскина О.В | Ветлечебница, лаборатория |
13 | Профессии АПК. Агроном | декабрь | Акатова И.А. | |
14 | Основы растениеводства .Зерновые культуры | январь | Акатова И.А | |
15 | Озимые хлеба. Ранние яровые хлеба | январь | Акатова И.А | |
16 | Основы агрохимии. Практическое занятие «Расчет доз и норм внесения минеральных удобрений» | январь | Акатова И.А, агроном | |
17 | Основы земледелия. Севооборот. Обработка почвы | февраль | Акатова И.А, агроном | Современное оборудование для обработки почвы |
18 | Семена. Селекционно-семеноводческая работа. | февраль | Акатова И.А, агроном | |
19 | Экскурсия на Галичскую семенную станцию | февраль | Акатова И.А | |
20 | Профессиональные пробы в профессии агроном | февраль | Акатова И.А, | |
21 | Профессии АПК.Бухгалтер. Экономист. Делопроизводитель. | март | Акатова И.А. Поткина О.С | |
22 | Практико-ориентированное занятие « Устройство на работу» на с\х предприятие» | март | Поткина О.С, Акатова И.А | |
23 | Профессии АПК. Инженер. Механник. | март | Смирнов А., Акатова И.А | |
24 | Сельскохозяйственная техника. | март | Акатова И.А | |
25 | Экскурсия на машинный двор бригады №3 ООО «Лодыгино» | март | Акатова И.А | |
26 | Практическое занятие « Подготовка техники к весенне-полевым работам | апрель | Акатова И.А, Смирнов С.Ю | |
27 | Профпробы « Весенне-полевые работы» | апрель | Акатова И.А, | Обработка почвы, работа на сеялке, сеялка |
28 | Практико-ориентированное занятие « Сортовые и посевные качества семян». Посев сельскохозяйственных культур | апрель | Акатова И.А , Николаева Н.В | |
29 | Сельхозпредриятия Галичского района . Встреча с начальником управления сельского хозяйства | апрель | Николаева Н.В, Акатова И.А | |
30 | Проектно-исследовательская деятельность | май | Акатова И.А | По выбору . |
31 | Работа над проектом | май | Акатова И.А | |
32 | Подготовка к защите проектов | май | Акатова И.А | |
33-34 | Итоговая конференция .Защита проектов | май | Акатова И.А | |