РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир лингвистики» для 8, 9 классов (английский, французский)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рассмотрено Руководитель МО _____ /______________ / Протокол № 1 от 29.08.2024г. | Согласовано Заместитель директора по ВР ___________/Бессонова Н.А./ от 30.08.2024г. | Утверждаю Директор МБОУ«СОШ№18» ___________ /Н.П.Бадина/ Приказ № 148 от 30.08.2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
««Мир лингвистики»
для 8, 9 классов
(английский, французский)
направление общеинтеллектуальное
Составитель:
учитель английского языка
Калинина Н.А.
Высшая категория
г. Рубцовск
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире лингвистики» направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности».
Программа рассчитана на учащихся 8, 9 классов, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в формате ОГЭ, и на учащихся, которые планируют заниматься проектно-исследовательской деятельностью по английскому языку и французскому, как второму иностранному
Программа предполагает:
-ознакомление с экзаменационным форматом, правилами заполнения бланков ОГЭ и работой с КИМами по английскому языку;
- ознакомления с правилами написания итогового проекта в 9 классе по английскому и французскому языкам
-обучение основным стратегиям поведения в трудной языковой ситуации, развитие гибкости мышления, способности ориентироваться в типах экзаменационных задания и типах проектов, умения анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности; личности учащегося, его творческой самореализации.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование компетентности учащихся в области ОГЭ с использованием английского языка как инструмента приобретения знаний, а так же продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность на английском и французском языках. Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
Задачами реализации программы учебного курса являются:
ознакомить обучающихся с основными понятиями, необходимыми для успешной сдачи экзамена;
- помочь обучающимся приобрести опыт применения полученных знаний на английском языке.
- ознакомить с правилами написания проекта
- помочь реализовать свои знания для успешного написания итогового проекта на английском и французском языках
Программа рассчитана на 1 учебный год, 34учебных часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным цен- ностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль сво- ей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознан- ного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для ре- шения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции).
Предметными результатами изучения иностранного, в том числе английского, языка на данном этапе являются:
А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
вести этикетный диалог в круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;
уметь рассказывать о себе, семье, доме, традициях, обычаях, хобби, своих предпочтениях в выборе профессии, путешествиях, спорте, виде транспорта, услугах бытовых служб и т.д. в рамках изученных тем;
вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам;
давать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его;
выражать сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность;
аудирование:
понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
чтение:
читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;
письменная речь:
владеть техникой правильного написания письма;
писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное письмо;
заполнять анкеты, бланки;
делать записи для устного высказывания;
использовать письменную речь для творческого самовыражения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
применение основных правил чтения и орфографии;
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):
знание названий стран и городов изучаемого языка;
знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;
представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном обучающимся уровне.
Б. В познавательной сфере:
владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне;
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне звуков, букв, слов, словосочетаний, предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса;
совершенствование приёмов работы с текстом (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.);
умение пользоваться справочным материалом;
умение пользоваться словарём;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление об изучаемом иностранном языке — английском — как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям англоговорящих народов через произведения иностранных писателей, через участие в проводимых заочных экскурсиях.
Г. В эстетической сфере:
владение средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;
Д. В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном труде.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ) 34 ЧАСА
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Ознакомление с форматом экзамена | 3 |
2 | Поисковой этап работы над проектом | 4 |
3 | Стратегии подготовки к разделу «Reading» | 4 |
4 | Стратегии подготовки к разделу «Use of English» | 4 |
5 | Аналитический этап работы над проектом | 4 |
6 | Написание письма | 4 |
7 | Практический этап работы над проектом | 4 |
8 | Стратегии подготовки к разделу «Speaking» | 4 |
9 | Презентационный этап работы над проектом | 2 |
10 | Контрольный этап работы над проектом | 1 |
Содержание курса
1.Ознакомление с форматом экзамена
1.1 Как работать с инструкцией?
1.2 Как работать с заданием?
1.3 Как работать с текстом?
2.Поисковой этап работы над проектом
Определение тематического поля и темы проекта;
Поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта
3.Стратегии подготовки к разделу «Reading»
3.1 Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации
3.2 Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполненных заданий и разбор типичных ошибок
3.3Работа с тестовыми заданиями на понимание стуктурно-смысловых связей
3.4 Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного
4.Стратегии подготовки к разделу «Use of English»
4.1 Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пусков глаголами в соответствии с контекстом
5.Аналитический этап работы над проектом
Анализ имеющейся информации;
Сбор и изучение информации;
Поиск оптимального способа достижения цели, построение алгоритма деятельности;
Составление плана реализации проекта; анализ ресурсов.
6. Написание письма
6.1 Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар
6.2 Характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера
6.3 Образец письма послания и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты, планирование письма, клише
7. Практический этап работы над проектом
7.1 Выполнение запланированных технологических операций;
Текущий контроль качества; при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию
8. Стратегии подготовки к разделу «Speaking»
8.1 Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении
8.2 Речевые клише
8.3Тематика монологического высказывания
8.4 Мини-практикум по выполнению заданий устной части
9.Презентационный этап работы над проектом
Подготовка презентационных материалов;
Презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта.
10. Контрольный этап работы над проектом
10.1 Анализ результатов выполнения проекта;
10.2 Оценка качества выполнения проекта.
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю, 34 часа всего)
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Ознакомление с форматом экзамена | 3 | | |
1.1 | Как работать с инструкцией? | 1 | 06.09 | |
1.2 | Как работать с заданием? | 1 | 13.09 | |
1.3 | Как работать с текстом? | 1 | 20.09 | |
2 | Поисковой этап работы над проектом | 4 | | |
2.1 | Определение тематического поля и темы проекта; | 2 | 27.09; 04.10 | |
2.2 | Поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта | 2 | 11.10; 18.10 | |
3 | Стратегии подготовки к разделу «Reading» | 4 | | |
3.1 | Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации | 1 | 25.10 | |
3.2 | Выполнение тестовых заданий с последующим анализом выполнения заданий и разбор типичных ошибок | 1 | 08.11 | |
3.3 | Работа с тестовыми заданиями на понимание стуктурно-смысловых связей | 1 | 15.11 | |
3.4 | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного | 1 | 22.11 | |
4 | Стратегии подготовки к разделу «Use of English» | 4 | | |
4.1 | Повторение форм глагола, употребление времен, употребление различных форм глагола, заполнение пусков глаголами в соответствии с контекстом | 4 | 29.11; 06.12; 13.12; 20.12 | |
5 | Аналитический этап работы над проектом | 4 | | |
5.1 | Анализ имеющейся информации; | 1 | 27.12 | |
5.2 | Сбор и изучение информации; | 1 | 10.01 | |
5.3 | Поиск оптимального способа достижения цели, построение алгоритма деятельности; | 1 | 17.01 | |
5.4 | Составление плана реализации проекта; анализ ресурсов. | 1 | 24.01 | |
6 | Написание письма | 4 | | |
6.1 | Образцы писем и рекомендуемый языковой репертуар | 2 | 31.01; 07.02 | |
6.2 | Характерные черты личного письма, фразы и выражения, рекомендуемые при написании различных писем личного характера | 1 | 14.02 | |
6.3 | Образец письма послания и рекомендуемый языковой репертуар, характерные черты, планирование письма, клише | 1 | 21.02 | |
7 | Практический этап работы над проектом | 4 | | |
7.1 | Выполнение запланированных технологических операций; | 2 | 28.02; 07.03 | |
7.2 | Текущий контроль качества; при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию | 2 | 14.03; 21.03 | |
8 | Стратегии подготовки к разделу «Speaking» | 4 | | |
8.1 | Практические указания и упражнения на преодоление типичных трудностей, стратегии, направленные на формирование компенсаторных умений в устном речевом общении | 1 | 04.04 | |
8.2 | Речевые клише | 1 | 11.04 | |
8.3 | Тематика монологического высказывания | 1 | 18.04 | |
8.4 | Мини-практикум по выполнению заданий устной части | 1 | 25.04 | |
9 | Презентационный этап работы над проектом | 2 | | |
9.1 | Подготовка презентационных материалов; | 1 | 02.05 | |
9.2 | Презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта. | 1 | 16.05 | |
10 | Контрольный этап работы над проектом | 1 | | |
10.1 | Анализ результатов выполнения проекта; Оценка качества выполнения проекта | 1 | 23.05 | |