Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 9 класса «Разговорный английский язык»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку
для 9 класса
«Разговорный английский язык»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Мирный Республика Саха (Якутия)
Количество часов – 1 часа в неделю (30 часов).
Уровень – базовый/ повышенный.
Срок реализации программы – 1 год (2022-2023 учебный год).
Учитель – Сатурченко Надежда Александровна
Мирный
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Разговорный английский язык» для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021г №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 23.06.2022 г. № 3/22;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254»;
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №26» (одобрена решением Педагогическим Советом МАОУ «СОШ №26», протокол от 18.05.22);
Устав и программа воспитания МАОУ «СОШ № 26».
Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам на основе уже накопленного отечественного и зарубежного методического опыта.
Ведущей целью обучения иностранному языку стало овладение иноязычным общением. Мы все чаще выезжаем за рубеж и принимаем в нашей стране все большее число иностранных туристов. Возможность беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает новые горизонты для личностного и профессионального развития человека. Английский язык, окончательно зарекомендовавший себя в качестве международного языка, позволяет преодолеть психологические, культурологические, языковые препятствия для взаимодействия индивидов из разных точек мира. Все вместе это требует не столько корректировки, сколько дополнения академических подходов к изучению английского языка программами и методиками, способствующими развитию навыков и умений в письменной и устной речи на уровне, превышающем стандартную учебную школьную программу.
Кроме того, в рамках стандартной учебной программы не всегда возможно рассмотреть отдельные сложные аспекты различных видов речевой деятельности (понимание омофонов в аудировании, написание различных видов официальной корреспонденции, особые случаи использования времен английского глагола и др.), многие из которых будут рассмотрены в данном курсе по английскому языку.
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование различных аспектов речевой компетентности (в устной и письменной речи, в лексической и грамматической сторонах речи). Кроме того, данный курс дает возможность учащимся дальнейшего овладения стратегиями, на контроль которых направлены различные языковые экзамены, как международные, так и национальные, в том числе ОГЭ, ЕГЭ.
Программа данного курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам обучения и позволяет реализовать его идеи на практике.
Цели и задачи программы
Основная цель программы: совершенствовать умения и навыки в областях письма, устной и письменной речи, а также повышать мотивацию к дальнейшему изучению и использованию английского языка. Данный курс имеет также следующие частные развивающие и воспитательные цели:
- развивать сорциокультурную компетенцию обучающихся: умения участвовать в коммуникации, в соответствии с нормами, принятыми в англоговорящем мире;
- развивать межкультурную компетенцию учащихся: умение участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
- развивать умение достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
- развивать компенсаторную компетенцию: готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума;
- воспитывать способность к личному и коммуникативному самоопределению.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности:
- в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы;
- в области письма – совершенствовать навыки написания личных и деловых писем, резюме, заявления о приеме в институт, сообщений электронной почты. Совершенствовать навыки письма написания личных писем, сочинения-мнения с элементами рассуждения;
- В учебно-познавательной деятельности повторить и активизировать ранее усвоенные знания, умения и навыки в сочетании с умением выполнять тесты; активизировать лексико-грамматические навыки, способы формообразования и словообразования.
- Для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой догадкой.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции
В процессе изучения данного курса продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;
языковая (лингвистическая) компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения;
компенсаторная компетенция – совершенствование умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования.
Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; - -усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
- осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка:
В коммуникативной сфере.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
В плане языковой компетенции выпускник основной школы должен знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
применять правила написания слов, изученных в основной школе;
адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции требуется:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи);
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции учащиеся должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения:
использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного содержания текста;
задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений;
использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ).
Тематическое планирование
Содержание курса | Количество часов (30) | Контрольные работы/ тесты (3 ч) |
1.Трудные вопросы грамматики | 8 | 1 |
2. Современная лексика | 9 | 1 |
3. Устная речь | 9 | 1 |
4. Письменная речь | 4 | |
Итого | 30 | 3 |
№ занятия | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
| 1. Трудные вопросы грамматики | 8 | | | |
1-2 | Система времен английского глагола. Особые случаи выражения настоящего времени | 2 | 1.10 8.10 | | |
3-4 | Cистема времен английского глагола. Особые случаи выражения прошедшего времени | 2 | 15.10 22.10 | | |
5-6 | Система времен английского глагола. Особые случаи выражения будущего времени | 2 | 29.10 12.11 | | |
7--8 | Тест: система времен английского глагола. | 2 | 19.11 26.11 | | |
| 2. Современная лексика | 11 | | | |
9-10 | (Межличностные) взаимоотношения в семье, с друзьями и в школе. Внешность и характеристики человека | 2 | 3.12 10.12 | | |
11-12 | Досуг и увлечения. Молодежная мода | 2 | 17.12 24.12 | | |
13-14 | Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены | 2 | 14.01 21.01 | | |
15-16 | Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка. | 2 | 28.01 4.02 | | |
17-18 | Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности. | 2 | 11.02 18.02 | | |
19-20 | Тест: использование лексики | 2 | 25.02 4.03 | | |
| 3. Устная речь | 10 | | | |
21-22 | Практика монологической речи. Описание иллюстраций и презентация темы «Человек» | 2 | 11.03 18.03 | | |
23-24 | Практика монологической речи. Досуг и увлечения. | 2 | 8.04 15.04 | | |
25-26 | Практика монологической речи. Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру | 2 | 22.04 29.04 | | |
27-28 | Практика монологической речи. Технический прогресс. Глобальные проблемы современности | 2 | 6.05 13.05 | | |
29-30 | Практика монологической речи. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет) | 2 | 20.05 27.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
М.Манн, С.Тейлор-Ноулз Macmillan: Gr ammar and Vocabulary. – Macmillan, 2007-2012г.
М.Манн, С.Тейлор-Ноулз: Reading and Writing. – Macmillan, 2007-2012 г.
А.С. Крылова, Английский язык. Ответы к устной и письменной части к типовым экзаменационным вариантам ЕГЭ 2023, Москва 2023
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - открытый банк заданий ОГЭ
http://smashtrash.ru/podgotovka-k-ogye/ogye-2017-ustnaya-chast-demonstracionnyy-v.html#ixzz57obbRtRC