РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Путешествие в сказку» для обучающихся 4 класса 2024 - 2025 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию Администрации Локтевского района
МБОУ "Успенская СОШ"
РАССМОТРЕНО ШМО классных руководителей _____________________ Мартынова Ю.Ю. Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Ответственная за УМР ________________________ Шибаева О.А. «29» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Гайдукова М.А. Приказ № 61/4 от «30» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Путешествие в сказку»
для обучающихся 4 класса
2024 - 2025 учебный год
Составлена: Шнайдер Натальей Владимировной,
учителем начальных классов
без квалификационной категории
с. Успенка, 2024
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа».
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ - актер, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно - эстетическому воспитанию школьников.
Цель изучения курса внеурочной деятельности - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
-познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены;
-показать отличие театра от других видов искусств;
-через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов;
-через упражнения из области актерского мастерства научить концентрировать внимание, управлять фантазией, обладать образным видением, научить анализировать и владеть психофизическим состоянием;
-в теоретической части курса дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах поведения на сцене и в зрительном зале, об этюде и его разновидностях, о структуре этюда, о выразительных средствах и их разновидностях, что такое сюжет и его структура;
-через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать у обучающихся логическое мышление, способность выстраивания событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и задачу произведения, способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану, способность выражения мысли через сопутствующее событие, способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства, образное видение.
-через постановочную работу развить чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, адекватность мышления, дисциплинированность, организаторские способности, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие, активность.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
В программу курса «Школьный театр «Путешествие в сказку» включено инсценирование произведений. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актерского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссера, декоратора, художника-оформителя, актера, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку» в 4 классе отведен 1 час в неделю. Согласно календарному учебному графику в 4 классе 34 учебных недель, поэтому рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 класс 34 часа в год.
Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, тренинги, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в музеи, просмотр театральных постановок, иллюстрирование, инсценирование, работа в малых группах репетиции, спектакли. Учебные показы, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данной студии являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, посещение театров, устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Содержание курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку» строится концентрическим способом, охватывая ежегодно темы, изученные ранее, но на более глубоком уровне.
1. Вводное занятие
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения на занятиях. Подбор репертуара.
2. «Мы играем - мы мечтаем!»
Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению».
3. Театр
В театре. Как создается спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
4. Основы актерского мастерства
Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи.
Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
5. Просмотр спектаклей в театрах города
Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.
6. Наш театр
Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям. Подготовка костюмов, декораций.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско - патриотического воспитания:
-отношение к театральному искусству как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских режиссеров и актеров в развитие мировой театральной культуры.
Духовно-нравственного воспитания:
-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.
Эстетического воспитания:
-положительное отношение к занятиям актерским мастерством, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие по настроению произведения;
-интерес к занятиям актерским мастерством во внеурочной деятельности;
-навыки оценки и самооценки результатов режиссерской и актерской и творческой деятельности;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)
-соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения на занятиях актерским мастерством;
-сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудового воспитания:
-активное участие в решении практических задач художественно-эстетической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с актерским мастерством.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; —
готовить небольшие публичные выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
-планировать действия по решению творческой задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Предметные результаты
4 КЛАСС
-Обучающиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, в процессе и после спектакля;
-виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
-четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-текст в движении и разных позах;
-читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; строить диалог с партнером на заданную тему.
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Роль театра в культуре | 8 | Знакомство с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург, театральными жанрами. Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции. | Беседа, презентация, этюд, инсценировка. | Конспект занятий по актерскому Мастерству https://cdtpsh.edu.yar.ru/o tsentre/stranichka pedagoga bogacheva v v / В.Стеценко «100 уроков театра- htpss//studiofiles.net/ |
2 | Театрально исполнительская деятельность | 10 | Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма, мимики и жестов. Обсуждение различных ситуаций, дискуссии. Разыгрывание мини-сценок. | Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. Пантомима, упражнения, презентация | Актерское мастерство-https://4brain.ru/akterskoe -masterstvo/ Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary |
3 | Основы пантомимы | 7 | Знакомство с позами актера в пантомиме, как основным выразительным средством. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. | Просмотр и обсуждение видеофильма. Этюд, инсценировка, упражнения. | Актерское мастерство-https://4brain.ru/akterskoe -masterstvo/ |
4 | Постановка спектакля | 9 | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. | Читка текста, репетиция спектакля, беседа. | Актерское мастерство-https://4brain.ru/ak terskoe -masterstvo/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт, режиссер, художник | 1 | 06.09.2024 | |
2 | Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт, режиссер, художник. | 1 | 13.09 | |
3 | Знакомство с театральными жанрами | 1 | 20.09 | |
4 | Знакомство с театральными жанрами. | 1 | 27.09 | |
5 | Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему | 1 | 04.10 | |
6 | Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему. | 1 | 11.10 | |
7 | Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей | 1 | 18.10 | |
8 | Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей. | 1 | 25.10 | |
9 | Пантомима-средство для создания образа героя через его действия | 1 | 08.11 | |
10 | Пантомима-средство для создания образа героя через его действия. | 1 | 15.11 | |
11 | Пантомима - средство для создания образа героя через его действия | 1 | 22.11 | |
12 | Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог, монолог | 1 | 29.11 | |
13 | Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог, монолог. | 1 | 06.12 | |
14 | Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог | 1 | 13.12 | |
15 | Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог. | 1 | 20.12 | |
16 | Упражнение для развития темпа речи. Диалог, монолог | 1 | 27.12 | |
17 | Упражнение для развития темпа речи. Диалог, монолог. | 1 | 10.01.2025 | |
18 | Презентация творческих работ по теме | 1 | 17.01 | |
19 | Виды театра. Куклы- марионетки | 1 | 24.01 | |
20 | Виды театра. Куклы- марионетки. | 1 | 31.01 | |
21 | Знакомство с основами пантомимы. Поза актера в пантомиме, как основное средство выразительности образа. | 1 | 07.02 | |
22 | Жест, поза и движения как основные выразительные средства пантомимы | 1 | 14.02 | |
23 | Жест, поза и движения как основные выразительные средства пантомимы. | 1 | 21.02 | |
24 | Маска в пантомимном действии | 1 | 28.02 | |
25 | Маска в пантомимном действии. | 1 | 07.03 | |
26 | Выбор спектакля, обсуждение характеров героев и их костюмов | 1 | 14.03 | |
27 | Распределение ролей. Читка по листу. | 1 | 21.03 | |
28 | Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля. | 1 | 04.04 | |
29 | Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля | 1 | 11.04 | |
30 | Репетиции . Сценические движения персонажей спектакля. | 1 | 18.04 | |
31 | Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля. | 1 | 25.04 | |
32 | Репетиции. Сценические движения персонажей спектакля.. | 1 | 07.05 | |
33 | Презентация спектакля | 1 | 14.05 | |
34 | Рефлексивное занятие по итогам работы за год. | 1 | 21.05 | |
| Итого: | 34 | | |
Лист корректировки
Название раздела, темы | Дата по плану | Причины корректировки | Что скорректировано | Дата по факту | Подпись ответствен-ного за УМР |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |